Конспект индивидуального занятия по РРС и ФПСР для 5 класса на тему "Тыва и Россия вместе 70 лет"
план-конспект занятия (5 класс) на тему
Индивидуальное занятие – одна из форм развития слухового восприятия речи.
Целью работы является усиление слухового компонента в слухо-зрительном комплексном восприятии речи окружающих людей, овладение средствами общения в условиях сниженного и остаточного слуха.
Индивидуальное занятие состоит из двух частей: первая часть – формирование произношения, вторая часть – развитие слухового восприятия. Первая часть проводится, как правило, с опорой на слухо-зрительное восприятие со ЗУА, вторая часть – проводится на слух со ЗУА. Сочетание работы по РСВ и произношению на индивидуальных занятиях диктуется практической целесообразностью, взаимосвязь двух анализаторов (слухового и речедвигательного) содействует более быстрому усвоению получаемых умений, актуализации этих умений и постепенному переходу умений в навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка индивидуального занятия | 29.43 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ РТ школа-интернат для детей с нарушениями слуха
Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи для уч-ся 5 класса.
Учитель-дефектолог: Базыр-Тара А.Ш.
Кызыл – 2014
Индивидуальное занятие – одна из форм развития слухового восприятия речи.
Целью работы является усиление слухового компонента в слухо-зрительном комплексном восприятии речи окружающих людей, овладение средствами общения в условиях сниженного и остаточного слуха.
Индивидуальное занятие состоит из двух частей: первая часть – формирование произношения, вторая часть – развитие слухового восприятия. Первая часть проводится, как правило, с опорой на слухо-зрительное восприятие со ЗУА, вторая часть – проводится на слух со ЗУА. Сочетание работы по РСВ и произношению на индивидуальных занятиях диктуется практической целесообразностью, взаимосвязь двух анализаторов (слухового и речедвигательного) содействует более быстрому усвоению получаемых умений, актуализации этих умений и постепенному переходу умений в навыки.
Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 5а классе. Характеристика состояния слуха учащихся.
- Ооржак Алдар.
Состояние слуха: левое ухо – диапазон воспринимаемых частот 125 – 4000 Гц при средней потере слуха на основных речевых частотах 77Дб.,
Правое ухо – диапазон воспринимаемых частот 125 -4000 Гц при средней потере слуха на основных речевых частотах 62 Дб.
- Карти Кудер.
Состояние слуха: левое ухо - диапазон воспринимаемых частот 125 – 8000 Гц при средней потере слуха на основных речевых частотах 67 Дб.,
Правое ухо – диапазон воспринимаемых частот 125 -8000 Гц при средней потере слуха на основных речевых частотах 77 Дб.
Диагноз: II-III степень тугоухости.
Тема: Текст «Тыва и Россия вместе 70 лет».
Формирование произносительной стороны речи
Цель: Автоматизация звуков С, Ш в связном тексте.
Задачи: Упражнять в слитном произнесении фраз и умения распределять речевое дыхание. Закреплять навык выделения фразового ударения, умения применять правила орфоэпии в речи и добиваться предельно отчетливой артикуляции звуков. продолжение Добиваться более выразительной речи путем работы над мелодикой голоса. Совершенствовать умение учащихся самостоятельно вести диалог.
Развитие речевого слуха
Цель: Развитие рабочего и резервного слуха учащихся. Закрепление навыка слухо-зрительного восприятия речевого материала занятия.
Слуховое, слухо-зрительное восприятие речевого материала по произношению с голоса учителя.
Задачи образовательные:
Закрепить навыки правильного произношения звуков С-Ш.
Учить правильно интонировать.
Учить выделять основное содержание текста.
Развивать логическое ударение.
Коррекционно-развивающие задачи:
Коррекция дефектов произношения.
Тренировать слуховое внимание.
Развивать слуховую память.
Развивать навыки слухового контроля и самоконтроля за своим произношением.
Работа по расширению и уточнению словаря.
Коррекция познавательной деятельности.
Воспитательные задачи:
Воспитывать культуру речевого общения.
Воспитывать любознательность.
Воспитание интереса к индивидуальным занятиям по РРС и ФП устной речи учащихся.
Личностными результатами курса
- проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению
- активность при изучении нового материала.
- адекватно воспринимать оценку учителя.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь учителя;
- задавать вопросы с целью получения нужной информации.
- донести свою позицию до учителя: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения и короткого рассказа).
- понимать и ориентироваться содержании речевого материала, представленного на слухозрительной основе, передавать его содержание.
- пользоваться разговорной речью в общении с учителем (выражать просьбу, желание, побуждение, участвовать в диалоге).
- осуществлять самоконтроль над своим произношением.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цельдеятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять их.
Технологии: Личностно---ориентированная технология, технологии развития речевого слуха и ФПРС, игровая, развивающая технологии, ИКТ.
Оборудование: Таблички с речевым материалом занятия, профили звуков, картины о Кызыле, Москве, слайды в компьютере, таблички.
Виды работ: ответы на вопросы, игра, работа с текстом, составление диалога, выполнение поручений.
Ход урока
- Поздоровайтесь с гостями. – Здравствуйте.
- Ребята, вы готовы к занятию? - Да, мы готовы.
- Кудер, спроси у Алдар, он готовь к уроку.
Кудер: Алдар, ты готовь к уроку. – Алдар: - Да, я готовь. А ты Кудер? – Я тоже готовь к уроку.
- Алдар, спроси у Кудер, что будем делать на уроке.
Кудер: На уроке мы будем …
Сообщение темы урока.
- Сегодня мы будем повторять звуки Ш, С. Постарайтесь хорошо говорить в течении урока эти и другие звуки на материале темы урока.
Вместе протяжно скажем: Ш______ , С______
(с фоно)
- Ребята, узнайте у меня тему урока.
- А.Ш., скажите, пожалуйста, какую тему будем изучать сегодня?
- Сегодня мы будем говорить о нашей республике и нашей Великой родине России. День 11 октября стал для народа Тувы судьбоносным. 68 лет назад наши деды и прадеды сделали судьбоносный выбор: жить в семье народов Советского народа.
Послушайте:
Октябрь!
Через высокие Саяны
дошёл к нам гром орудий грозных!
Проснулись мы, услышав эти залпы.
Ты разбудил сознание народа.
Алдар, прочитай стихотворение, хорошо говори звуки С и Ш.
Послушайте:
Матери милой, России великой с любовью
вновь моё слово сердечное, слово сыновье.
Струнам души чадаган мой созвучно настроен –
чувства и думы о Родине в сердце открою.
Песня моя! Над землёю звучи величаво:
слава России, народу советскому слава!
Кудер, прочитай стихотворение с выражением.
Послушай, повтори.
Восприятие и воспроизведение слов и словосочетаний.
Высокие Саяны, услышав эти залпы., Россия, слава России.
Скажи правильно:
Услышав эти залпы
услы
услыш
услышав эти залпы
- Россия – какое здесь правило орфоэпии?
- Безударное О говорим как А.
II. РСВ
- Где ты живешь?
- В каком городе находится наша школа?
Послушай текст-диалог.
- Как называется наша Родина?
- Россия.
- А нашу республику?
- Республика Тыва.
- 11 октября 1944 года Тувинская Народная республика вошла в состав России.
- В каком году Тува вошла в состав России?
- 11 октября 1944 года.
- Какой праздник отмечали 11 октября в этом году.
- Мы отмечали 70-летие (семидестилетие) Тувы в составе России.
- Еще какой праздник отмечали в сентябре?
- Кызылу исполнилось 98 лет.
- Ты любишь свой город?
- Да, я люблю свой город Кызыл. Мне нравятся широкие и чистые улицы. В Кызыле много зелени и цветов.
- Как называлась Тува до 1944 года?
- Тувинская Народная республика.
Учитель читает за экраном диалог один раз, ученики говорят, что они услышали.
- Кудер, спроси у Алдар, что он услышал.
К: Алдар, что ты услышал. …
Алдар: А ты, Кудер, что услышал.
- Слушайте, первое предложение. (5-6 предложений).
Вопросы и задания.
- Кудер, найди в тексте, где говорится о городе Кызыле.
- Алдар, прочитай о празднике в сентябре.
- А теперь послушайте и повторите:
В 1961 году Тыва стала Тувинской Автономной республикой, а в 1991 году – республикой Тыва.
Тува – страна голубых рек и озер. Тува – это синие горы, дремучая тайга, тихая лесостепь и степь, широкие долины, где пасутся все виды домашних животных, начиная с верблюдов, кончая сарлыками (яками).
Тува – страна прекрасных гостеприимных людей. Здесь живут более 70 наций и национальностей.
- Ребята, назовите столицу нашей Родины. Покажите.
- А как называют столицу республики Тыва. Покажите.
- Кудер, спроси у Алдара, он любит свою республику.
Алдар: …
- Алдар, спроси у Кудера как называется наша родина.
- Россия.
- Ребята, найдите картину к этому предложению: Тува – это синие горы, дремучая тайга, тихая лесостепь и степь, широкие долины, где пасутся все виды домашних животных, начиная с верблюдов, кончая сарлыками (яками).
Кудер: А.Ш. я нашел картину. (показ)
Задания – поручения:
Работа с логическим ударением.
В Кызыле много зелени и цветов. На каком слове падает логическое ударение? Подчеркни.
А сейчас вы попробуйте составить диалог о Туве и России. Алдар, ты начинай. (учащиеся составляют диалог, оказывать помощь при затруднении. Перед ними разрезной текст).
- А сейчас прочитайте диалог.
Работа без звукоусиливающей аппаратуры
Выключите аппарат, послушайте:
Тыва, республика Тыва, Россия, Российская Федерация. Россия и Тува – 70 лет в одной семье.
- Ребята, какой мы сделаем вывод по теме урока?
Вывод: 11 октября 1944 года Тувинская Народная Республика вошла в состав России. День 11 октября стал для народа Тувы судьбоносным. 70 лет назад наши деды и прадеды сделали судьбоносный выбор: жить в семье народов Советского народа.
Итог занятия: Вы занимались очень хорошо.
До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия по ррс и фпср
Тема: Автоматизация звука ш в разных позициях. Тема: "Здоровье"...
Конспект индивидуального занятия по РРС и ФПСР Тема: Ритм. Звуки: Ё; С.Восприятие чисел.
МАтериал будет интересен педагогам специальных коррекционных учреждений первого и второго вида...
Конспект индивидуального занятия по РРС и ФПСР. 1 класс глухих учащихся. Тема: Словесное ударение. Звуки: Ё, З. Зима. Текст «Зима».
Конспект будет полезен учителям слуховой работы...
Конспект индивидуального занятия по РРС и ФПСР для 2 класса на тему "Звуки Т и Л. В октябре"
Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 2б классе.Тема: Звук «Т»Тема: «В октябре». Цель: Коррекция звука Т в слогах, с...
Конспект индивидуального занятия по РРС и ФПСР для 3 класса на тему "Звуки С-Ш. Осень"
Тема: Текст «Осень».Формирование произносительной стороны речи.Цель: дифференциация звуков С,Ш на материале слогов, слов, фраз.Задачи: Упражнять в слитном произнесении фраз и умения распределять речев...
Конспект индивидуального занятия по РРС и ФПСР для 4 класса на тему "Звук С. А.С. Пушкин. Стихотворение "...Уж небо осенью дышало"
Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 4б классе.Тема урока: Звук «С», буквы С, с. «А.С. Пушкин». Стихотворение «…Уж небо ...
Конспект индивидуального занятия по РРС и ФПСР для 1 класса на тему "Звук К"
Планируемые образовательные результаты:Личностные: осознание собственных возможностей и ограничений жизнедеятельности, обусловленных нарушениями слуха;Предметные: тренировать учащегося в чтении слогов...