Конспект индивидуального занятия по РРС и ФПСР для 4 класса на тему "Звук С. А.С. Пушкин. Стихотворение "...Уж небо осенью дышало"
план-конспект на тему

Базыр – Тара Алевтина Шагдыровна

Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 4б классе.

Тема урока: Звук «С», буквы С, с. «А.С. Пушкин». Стихотворение «…Уж небо осенью дышало»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_s.word_.docx27.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 4б классе.

Тема урока: Звук «С», буквы С, с. «А.С. Пушкин». Стихотворение «…Уж небо осенью дышало»

Дата проведения:    04.10.2016 г.

Педагогическая цель

Отработка произношения сочетания согласных ска, ста, спа, сла.

Закрепление понятия «склонение имен существительных». Продолжать учить воспринимать и опознавать на слух тексты стихотворений, проработанных на уроках чтения; прививать ценностное отношение к творчеству русских писателей;  расширять знания по теме; обучать ведению разговора в форме диалога; вырабатывать умение распознавать предложение в речевом потоке. Учить различать на слух  неречевые  звуки(сопоставление мелодии с временем года), грамматические задания.

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Уметь: наблюдать над особенностью произнесения звуков со стечениями согласных под руководством учителя; уметь воспринимать на слух и произносить слова со стечениями согласных: в слогах и словах; Учить воспринимать малознакомые фразы на слух и воспроизводить логическое ударение; расширять кругозор и словарный запас; работать над словесным ударением на слуховой основе; воспитывать чувство прекрасного по отношению к красоте осенних пейзажей.

Личностные результаты

Уясняют мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий.

Познавательные: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания.

Основное содержание темы, понятия и термины

Согласный (С).

Повторение и закрепление слов с изученными буквами. Упражнять в дифференцировании на слух парных твердых согласных в изолированных словах.  Понимать и употреблять глаголы в форме прошедшего времени, согласовать их в роде числе с существительными (писал стихи, научила Сашу;  солнышко блистало).

 Используемые технологии: Личностно-ориентированная технология, элементы здоровьесберегающей, игровой, компьютерной технологий. Элементы технологии развития памяти – мнемотехника. Элементы технологии рефлексивной деятельности учащегося.

Оборудование: слайды, таблички с разрезным текстом, конверты со схемами-моделями звуков. Мнемотаблицы к тексту.

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, девочки.

Тренинг-настрой в начале урока.

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Слушаем внимательно

Говорите внятно.

  1. Актуализация знаний.

- Послушайте пословицу.  Как вы понимаете пословицу?

Холоден сентябрь,  да сыт.

- Сделайте вывод.   – В сентябре люди  на огороде,  в саду и в поле собирают урожай и до следующей осени будут сыты, поэтому так говорится в пословице.

III.  Мотивация учебной деятельности.

- В течении урока старайтесь хорошо говорить звук С.

Работа над голосом.   Прочитайте правильно.

Наступила осень.         громко

Со(л)нце светит мало.       тихо

На улице холодно. .         громко

                                              Листья падают.                    тихо

1.  Игра «Составьте из слогов слова» (со-ва, касс-са: ча-сы, Со-ня). – Прочитаем слова.

        2. Откройте конверты.  В словах определите место звука С.  Поставьте ударение. На каком слоге падает ударение. Сколько слогов в слове ? Сколько здесь гласных?

- Сделайте вывод о количестве слогов. Какой стишок мы знаем?

Одинаково в словах число гласных  и слогов.

Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Физминутка для глаз.

- Закрыли глазки, поморгайте. Как тикают часы?  Покажите глазами движение маятника часов.

IV.  Работа по теме урока.

- Анжелика, узнай у меня тему урока.         – А.Ш., скажите …

-  Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить?

А.:  Я думаю, что мы будем говорить об Александре  Сергеевиче  Пушкина.

- Правильно, мы сегодня будем говорить о Пушкине, о великом русском поэте. Вы видите его портрет. Вы уже знакомились с поэтом на уроке чтения.  

-  Сегодня мы поговорим об А.С.Пушкине и о  стихотворении поэта …Уж небо осенью дышало.

- Послушайте текст. 

Александр Сергеевич Пушкин  (1799 – 1837)

        Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт. Он родился в июне 1799 года в Москве. В восемь лет он уже писал стихи.

        Самым близким и преданным другом мальчика была его няня Арина Родионовна, которая научила Сашу любить народные сказки и русскую народную речь.

        Александр Пушкин учился в Лицее, который и сейчас находится недалеко от Санкт-Петербурга, в Царском Селе.

        А.С. Пушкин писал стихи, повести, романы, сказки. Источником сказок поэта было народное творчество, а сам поэт однажды сказал: «Что за прелесть эти сказки!».

        Люди бережно хранят память о гениальном поэте, создавая в его честь музеи и памятники. Имя поэта известно в разных уголках земного шара.

  1. Когда и где родился А.С. Пушкин?
  2. Когда он начал писать стихи?
  3. Кто был близким другом мальчика?
  4. Чему научила няня Арина Родионовна?
  5. Где учился поэт?
  6. Что он писал?
  7. Какие слова о сказках однажды сказал поэт?
  8. Какое стихотворение Пушкина мы читали?

… Уж небо осенью дышало.

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Запомни

Таинственная сень обнажалась – здесь: облетает осенняя листва.

  1. Прочитай текст, соблюдая ударение. К какому жанру относится это произведение?
  2. Какое настроение возникает у тебя после чтения стихотворения? Выбери нужные словосочетания: я ничего не чувствую, немного грустное (хорошее, печальное, радостное, спокойное) настроение, я равнодушен (на).
  3. Поинтересуйся у учителя, какое время года поэт любил больше всего.

Начни вопросы так:

- А.Ш.,  я бы хотела узнать, какое время года Пушкин  любил больше всего, расскажите, пожалуйста, об этом.

  • Любимое время А.С.Пушкина – это осень. 

Дополни словами из текста и подбери к этим словосочетаниям синонимы.

Небо  (что делало?) (чем?);

солнышко (что делало?) (как?);

день (какой?);

сень (какая?);

шум (какой?);

туман (что делал?);

караван (кого?)  (что делал?)  (куда?);

пора  (какая?);

ноябрь  (что делал?)  (у чего?).

- Ребята, какой вывод можно сделать по теме урока?

Вывод: А.С.Пушкин – великий русский поэт.

                Люди бережно хранят память о гениальном поэте, создавая в его честь музеи и памятники. Имя поэта известно в разных уголках земного шара.

- Узнайте у меня как вы сегодня занимались .   – А.Ш. , скажите пожалуйста …

Вы сегодня занимались хорошо,  я очень вами довольна.   Попрщайтесь и идите отдыхать.

- До свидания.

Вывод.   – В сентябре люди  на огороде,  в саду и в поле собирают урожай и до следующей осени будут сыты, поэтому так говорится в пословице.

Холоден сентябрь,  да сыт.

Свет             весна                               рассказ

Кислый            сладкий                 красиво

Скворцы             слива                          

Александр Сергеевич Пушкин  (1799 – 1837)

        Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт. Он родился в июне 1799 года в Москве. В восемь лет он уже писал стихи.

        Самым близким и преданным другом мальчика была его няня Арина Родионовна, которая научила Сашу любить народные сказки и русскую народную речь.

  1. Когда и где родился А.С. Пушкин?
  2. Когда он начал писать стихи?
  3. Кто был близким другом мальчика?
  4. Чему научила няня Арина Родионовна?

Покажите на открытке няню Арину Родионовну.

… Уж небо осенью дышало.

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Дополни словами из текса.

      небо  (что делало?) (чем?);

солнышко (что делало?) (как?);

день (какой?);

сень (какая?);

шум (какой?);

туман (что делал?);

караван (кого?)  (что делал?)  (куда?);

пора  (какая?);

ноябрь  (что делал?)  (у чего?).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по ррс и фпср

Тема: Автоматизация звука ш  в разных позициях. Тема: "Здоровье"...

Конспект индивидуального занятия по РРС и ФПСР Тема: Ритм. Звуки: Ё; С.Восприятие чисел.

МАтериал будет интересен педагогам специальных коррекционных учреждений первого и второго вида...

Конспект индивидуального занятия по РРС и ФПСР для 5 класса на тему "Тыва и Россия вместе 70 лет"

Индивидуальное занятие – одна из форм развития слухового восприятия речи.Целью работы является усиление слухового компонента в слухо-зрительном комплексном восприятии речи окружающих людей, овладение ...

Конспект индивидуального занятия по РРС и ФПСР для 2 класса на тему "Звуки Т и Л. В октябре"

Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 2б классе.Тема: Звук «Т»Тема: «В октябре». Цель: Коррекция звука Т в слогах, с...

Конспект индивидуального занятия по РРС и ФПСР для 3 класса на тему "Звуки С-Ш. Осень"

Тема: Текст «Осень».Формирование произносительной стороны речи.Цель: дифференциация звуков С,Ш на материале слогов, слов, фраз.Задачи: Упражнять в слитном произнесении фраз и умения распределять речев...

Конспект индивидуального занятия по РРС и ФПСР для 1 класса на тему "Звук К"

Планируемые образовательные результаты:Личностные: осознание собственных возможностей и ограничений жизнедеятельности, обусловленных нарушениями слуха;Предметные: тренировать учащегося в чтении слогов...