Проектная деятельность обучающихся в условиях коррекционной школы 8 вида
методическая разработка на тему
Это тема по самообразованию, которая может быть полезной при создании учебного проекта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_po_samoobrazovaniyu.docx | 23.99 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОМЬЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Тема по самообразованию
«Проектная деятельность обучающихся в условиях коррекционной школы 8 вида»
Выполнила:
Брынина Ирина Витальевна
2014-2015 учебный год
Главная задача современной школы, коррекционной в том числе, состоит в подготовке своих обучающихся к жизни, формирование у них умения видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, то есть в формировании ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования.
Одним из основных требований к условиям реализации адаптированных общеобразовательных программ в условиях коррекционной школы 8 вида является использование в образовательной деятельности современных образовательных технологий деятельностного типа, в том числе проектной деятельности.
Проектная деятельность призвана обеспечить формирование социально значимых качеств обучающихся, необходимых для интеграции их в социум, а также их социальной и профессиональной адаптации.
Метод проектов возник в 20-е годы XX века в США. Его называли методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления философии и образования, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение через целесообразную деятельность обучающихся, ориентируясь на их личный интерес и практическую необходимость полученных знаний в дальнейшей жизни
Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще вначале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. В послереволюционный период метод одно время применялся в школах по личной инициативе Н.К. Крупской. Однако он не занял достойного места в системе образования, поскольку не был педагогически осмыслен учителями и очень быстро выродился в так называемый бригадный метод. Постановлением ЦК ВКПБ в 1931 г. он был осуждён и не использовался практически весь советский период. В последние годы метод проектов вновь возродился в российской системе образования, но уже в новом качестве.
Метод проектов, по мнению С.Т.Шацкого, представляет собой целесообразную деятельность ученика, основанную на его личных интересах и предусматривающая приобретение новых знаний, которые помогут реализовать поставленную цель.
Е.С. Полат понимает под методом проектов совместную деятельность учителя и учащихся, направленную на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.
Г.К. Селевко определяет метод проектов как «способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата». [с. 146] А ученический проект – это «самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем и консультированием учителя.» [с. 146].
Активные формы обучения являются для современной специальной (коррекционной) школы актуальными и перспективными. Это связано с необходимостью разрешения целого ряда противоречий, в частности:
• между программными требованиями и разным уровнем реальных возможностей обучающихся (с интеллектуальной недостаточностью или с недостатком учебной мотивации);
• между уровнем развития речи обучающихся (как правило, низким) и высокими требованиями к речевому общению, предъявляемыми социумом;
• между низкой мотивацией обучающихся к обучению и значительными ожиданиями со стороны общества;
• между отсутствием осознания некоторыми учащимися своих ограниченных возможностей, слабо развитой рефлексией и объективными трудностями таких «проблемных» обучающихся.
Проанализировав все противоречия, можно прийти к выводу, что, необходимый индивидуальный и дифференцированный подход, учет возможностей и реальных условий развития каждого ребенка может предоставить метод проектов.
Цели, которые преследует метод проектов:
-научить самостоятельному достижению намеченной цели, а также конструированию полученных знаний;
-научить предвидеть мини проблемы, которые предстоит при этом решить;
-сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве: находить источники, из которых можно почерпнуть информацию;
-получить навыки обработки информации;
-сформировать навыки проведения исследований;
-сформировать навыки работы и делового общения в группе;
-сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта.
Методика работы над проектом.
В проектной деятельности выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:
Этапы | Задачи. Содержание работы. |
1. Подготовительный | а) определение темы; б) выбор рабочей группы; |
2. Планирование
| а) анализ проблемы; б) определение источников; в) определение формы проекта; г) определение критериев оценки; д) распределение ролей (обязанностей) |
3. Исследование | а) уточнение информации; б) поиск альтернатив; в) выбор оптимального варианта решения проблемы |
4. Выполнение | а) реализация намеченного; б) подготовка выступления |
5. Защита проекта (предоставление отчёта) | а) объяснение результатов; б) публичное выступление |
6. Оценка результатов (рефлексия) | а) анализ выполнения проекта; б) причины успехов и неудач |
Основные требования к учебному проекту.
Проект – это «пять П»:
1.Проблема.
2.Проектирование (планирование)
3.Поиск информации.
4.Продукт работы.
5. Презентация.
6. Портфолио проекта, т.е. проектная папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе планы, отчёты, фото и другие необходимые материалы.
Проекты могут быть персональные и групповые.
Особенности персональных проектов:
-план работы может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;
-формирование у учащегося чувства ответственности;
-приобретение учащимся опыта на всех этапах выполнения проекта;
-формирование у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается управляемым процессом.
Особенности групповых проектов:
-формирование навыков сотрудничества;
-проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;
-на каждом этапе работы над проектом есть свой ситуационный лидер;
-в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие разные пути решения проблемы, идеи, гипотезы. Элемент соревнования между ними повышает мотивацию участников.
Типы проектов.
Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Исследовательский проект по структуре напоминает мини научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в школьной газете, в журнале, в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.
Ролевой проект Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.
Классификация проектов по комплексности и характеру контактов.
По комплексности:
монопроекты;
межпредметные проекты;
По характеру контактов:
внутриклассные;
внутришкольные;
региональные;
международные
Классификация проектов по продолжительности:
Мини-проекты;
Краткосрочные проекты;
Недельные проекты;
Долгосрочные (годичные)проекты
Критерии оценки проектных работ:
- Самостоятельность работы над проектом;
- Актуальность и важность темы проекта;
- Полнота раскрытия темы;
- Оригинальность предложенных решений;
- Убедительность презентации, раскрытие содержания проекта;
- Артистизм и выразительность выступления;
- Использование средств наглядности, новых информационных технологий.
Таким образом, проектное обучение создает условия для творческой самореализации учащихся, повышает мотивацию к учению, способствует развитию познавательных возможностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты. Школьники с нарушением интеллекта приобретают опыт решения реальных проблем, что очень важно для их самостоятельной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение эффективности урока истории путем организации проектной деятельности обучающихся в условиях перехода к ФГОС.
В данной статье рассмотрены основные аспекты работы учащихся и роли учителя в проектной деятельности на уроках истории и обществознания....
Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся в условиях новой школы
Сегодня можно считать объективным фактом обновление требований не только к содержанию и структуре знаний и навыков, которыми владеет выпускник, но и к возможностям использовать эти знания, информа...
Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся в условиях новой школы
Сегодня можно считать объективным фактом обновление требований не только к содержанию и структуре знаний и навыков, которыми владеет выпускник, но и к возможностям использовать эти знания, информа...
Наиболее эффективные методы и приемы при формировании орфографической зоркости у обучающихся в условиях коррекционной школы VIII вида
Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка.От того на сколько полно будут сформир...
Проектная деятельность обучающихся в условиях современной школы
Аттестационное задание для учителя истории, методические разработки...
Развитие творческих способностей обучающихся в условиях коррекционной школы-интерната VIII вида средствами ритмики и хореографии.
Использование в коррекционной работе танцевального искусства, как важного средства в воспитании гармоничной личности ребенка с проблемами, его творческого развития, социализации и интеграции в обществ...
Доклад. Формы и методы работы социального педагога с семьями обучающихся в условиях коррекционной школы.
В работе описаны этапы работы социального педагога коррекционной школы с семьями обучающихся. Учитывается контингент учащихся школы: дети -инвалиды, многодетные семьи, неполные семьи, приемные семьи, ...