Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся в условиях новой школы
учебно-методический материал по географии по теме

Татьяна Баченина

Се­годня можно считать объективным фактом обновление тре­бований не только к содержанию и структуре знаний и навы­ков, которыми владеет выпускник, но и к возможностям ис­пользовать эти знания, информацию и навыки для реализа­ции своей индивидуальной стратегии успешности. При этом постоянно возрастает ценность людей, способных создавать новое. Такие потребности в создании нового не являются са­моцелью, а только отражают естественный процесс ускоряю­щейся модернизации всего общества (его социальных, тех­нических, технологических и других аспектов). Всё это требу­ет иного уровня осмысленности выпускниками школ самого процесса применения знаний. Актуальность изучения самого процесса создания продукта, технологий создания нового по­зволяет ученику овладеть алгоритмами и ясным пониманием основ своей будущей деятельности и закрепить на будущее приёмы организации эффективного процесса. Главный смысл работы учителя с проектными методами - сформировать по­нимание, что работа на результат - это целостный процесс, предполагающий в итоге получение качественного улучшения. Проектный   и   исследовательский   подход   преобразует предметно-ориентированную модель обучения, дополняя её метапредметными возможностями и средствами индивидуа­лизации, дифференциации и мотивации личностно значимой деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_metodika.docx18.99 КБ

Предварительный просмотр:

Традиционный способ обучения с каждым годом становится все более несостоятельным, неспособным решить стоящие перед школой задачи. Возникает необходимость поиска новых методов, технологий обучения, которые бы позволили подготовить обучающихся на более высоком уровне, сделать конкурентоспособными не только в нашей стране, но и за рубежом. Одним из таких методов как мне кажется, является проектный метод обучения.

Существует несколько подходов к классификации проектов. Е.С. Полат выделяет пять групп проектов по доминирующей деятельности учащихся:

  • практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих yчастников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства;
  • исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов;
  • информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории;
  • творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.;
  • ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.

Проекты также различаются по комплексности, по продолжительности и по числу участников (в последнем случае выделяются индивидуальные и групповые).

Наконец, наиболее существенное методическое различие состоит в том, что одни проекты рассчитаны на реализацию в течение урока (“мини-проект”), другие охватывают серию уроков и самостоятельную внеурочную деятельность учащихся; третьи относятся исключительно к сфере внеклассной деятельности.

           Этапы работы над учебным проектом 

Учебный проект

Проблема проекта

Почему?

Актуальность проблемы

Цель проекта

Зачем?

Целеполагание

Задачи проекта

Что?

Постановка задач

Методы и способы

Как?

Планирование

Результат

Что получится?

   Ожидаемый результат

Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются информационные и творческие проекты. Именно с них мы и начинаем знакомство с методом проектов в 5 классе. В  начале года ребятам рассказывается о методе проектов, о том, что такое проект, какие виды проектов бывают, как можно оформить результат работы над проектом и предлагается им сделать творческий проект - например, по теме «Мое любимое домашнее животное».  . Данный проект дети  оформляют иллюстрациями, и как один из способов оформления предлагается электронная презентация. Ребята очень охотно работают на компьютере, печатают текст, подбирают иллюстрации или картинки. Учителя информатики на своих уроках учат ребят работать в программе “Power Point”. Ребята, зная азы, стараются создать свою презентацию. Когда проекты готовы, назначается день защиты проектов и ребята представляют их. Когда тема проекта совпадает с темой урока, можно защиту провести на уроке.

Удачно проекты вписываются в рабочую программу по предмету и на уроках обобщающего повторения после больших тем или в конце и начале года. Ребята защищают проекты, и мы вспоминаем пройденный материал.

Следует отметить, что не все ребята сразу начинают создавать проект с использованием компьютера, многие работы могут быть исполнены вручную, и их мы вывешиваем в кабинете на всеобщее обозрение перед уроками.

 Темы такого проекта могут быть следующие:

  1. “Вот моя деревня, вот мой дом родной…”;
  2. “Как я провел лето”;
  3. “Город, который я люблю”;
  4. “Путешествие маленькой капельки”.

В 6 классе ребятам предлагается для оформления результата работы над проектом воспользоваться компьютером. К этому времени уже все шестиклассники знакомы с программой “Power Point” и знают ее возможности. Мы определяем структуру проекта на уроке, делаем макет презентации на листах формата А 4, определяем тему, цели и задачи проекта, определяем общую идею проекта, формулируем основополагающий вопрос и уточняем его проблемными вопросами, выдвигаем гипотезу, определяем сроки выполнения проекта и критерии его оценки, а затем ребята включаются в самостоятельный поиск. Если у них появляется необходимость в консультации, они обращаются к учителю в часы консультаций. Можно предложить следующие темы проектов:6 класс

№ п/п

Тема проекта

Краткое описание проекта

1

“А все-таки она вертится…”

Земля – планета солнечной системы. Почему Земля вертится? Как доказали древние ученые, что Земля вертится?

2

«Волшебный мир камней»

Литосфера , ее состав. Горные породы, слагающие земную кору. Минералы. Полезные ископаемые.

3

“Вода, вода, кругом вода…”

Гидросфера, ее значение, почему вода на Земле не исчезает? Роль воды в жизни людей и всего живого.

4

Разноцветные лица

Почему люди на Земле так непохожи друг на друга? Какие люди живут на разных материках в разных странах7

Кого заинтересовала моя статья прошу откликнуться….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся в условиях новой школы

Се­годня можно считать объективным фактом обновление тре­бований не только к содержанию и структуре знаний и навы­ков, которыми владеет выпускник, но и к возможностям ис­пользовать эти знания, информа...

Проектная деятельность обучающихся в условиях современной школы

Аттестационное задание для учителя истории, методические разработки...

Проектная деятельность обучающихся в условиях коррекционной школы 8 вида

Это тема по самообразованию, которая может быть полезной при создании учебного проекта...

Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся в условиях ФГОС.

Статья "Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся в условиях ФГОС" . Пример проектной деятельности вМОБУ" Сертоловская сош №1"...

Образовательные практики в учебно – исследовательской краеведческой деятельности обучающихся в Республике Калмыкия (выступление на Международной конференции в Москве в 2019 г.).

       В данной статье анализируется опыт работы педагогов Калмыкии по развитию учебно-исследовательской краеведческой деятельности обучающихся. В рамках туристско-краеведче...