Проектная деятельность обучающихся в условиях современной школы
методическая разработка ( класс) на тему
Аттестационное задание для учителя истории, методические разработки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_obuchayushchihsya_v_usloviyah.docx | 27.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность обучающихся в условиях
современной школы.
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Современная школа должна не столько научить ребенка, сколько воспитать социально-адаптированную личность, личность, способную выжить в современном, быстроменяющемся мире.
Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому пополнению. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
В развитии исследовательской деятельности имеются давние традиции. Данный вид деятельности появился в начале XX века в США, правда не получил своего обширного распространения. Сегодня, этот незаслуженно забытый способ ученической деятельности вновь получил широкое распространение.
В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки детей, значение термина «исследовательская деятельность учащихся» приобретает несколько иное значение. В нем возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования.
Под исследовательской деятельностью учащихся сегодня понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом в различных областях науки, техники и искусства.
Причины распространения проектной деятельности:
- Необходимость не столько передавать ученикам сумму знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых задач;
- Актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений;
- Актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами и различными точками зрения на одну и ту же проблему;
- Значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать и анализировать информацию, выдвигать гипотезу, делать выводы и заключения.
Индивидуальная внеурочная образовательная деятельность осуществляется в виде исследовательской работы. Исследовательская работа возможна и эффективна только на добровольной основе, как и всякое творчество.
Тема должна быть:
- интересна учащемуся, увлекать его;
- выполнима, решение ее должно быть получено участникам исследования;
- оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности;
- доступной и соответствовать возрастным особенностям учащихся.
Как показывает опыт организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в образовательных учреждениях различного типа и вида, учебно-исследовательская деятельность способствует:
- развитию интереса, расширению и актуализации знаний по предметам школьной программы, развитию представлений о межпредметных связях;
- развитию интеллектуальной инициативы учащихся в процессе освоения основных и дополнительных образовательных программ;
- созданию предпосылок для развития научного образа мышления;
- освоению творческого подхода к любому виду деятельности;
- формированию установки на престижность занятий научной деятельностью, фундаментальными науками;
- становлению сферы содержательного предметного общения внутри детского коллектива, между учащимися, педагогами, учеными и специалистами;
- обучению информационным технологиям и работе со средствами коммуникации;
- формированию развивающей образовательной среды для ребенка;
- профессиональному самоопределению детей;
- получению предпрофессиональной подготовки;
- содержательной организации свободного времени детей;
- формированию научно-педагогического сообщества детей, педагогов, ученых и специалистов, реализующих различные программы учебно-исследовательской деятельности.
Принципы подбора тем исследовательских проектов.
Темы и проблемы проектных и исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Предпочтительны индивидуальные или мини групповые формы работы.
Развитию личности в группе способствует ее взаимодействие с другими людьми. Это взаимодействие осуществляется посредством выполнения определенных ролей. Социальная роль — набор норм, определяющих, как должен вести себя человек в той или иной ситуации то, чего ждут от человека общество и другие люди.
Упорядоченность повседневной жизни обусловливается последовательностью выполнения человеком тех или иных ролей, которые связаны с правами и обязанностями. В течение своей жизни человек выполняет огромное количество различных социальных функций-ролей. В системе общественных отношений социальные функции человека постоянно меняются. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является.
Принцип организации обучения в рамках любой коллективной технологии - это принцип индивидуализации и принцип взаимодействия всех со всеми. Это организация учебного процесса, посредством которой можно решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения. Взаимодействие детей организуется для приобретения навыков общения и для выявления и реализации индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Этапы организации научно-исследовательской деятельности учащихся.
- Организационно-подготовительный. По результатам тестовых диагностических исследований и знания индивидуальных особенностей учащихся, на основании желания участвовать в научно-исследовательской работе формируется группа учащихся, желающих заниматься творческой проектной деятельностью. Определяются задачи, права и обязанности членов научного общества.
- Теоретическая подготовка. На теоретических занятиях руководитель НОУ подробно и доступно знакомит с научно-исследовательской деятельностью. Основным методом выполнения исследовательской деятельности служит метод научного познания — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые в дальнейшем для построения научных теорий и выработки практических рекомендации. Уделяется внимание повторению правил техники безопасности при проведении ИИД.
- Практическая подготовка. На практических занятиях учащиеся учатся пользоваться измерительными приборами, если в них возникает необходимость, вырабатываются устойчивые навыки обращения с ними. Большое значение имеют навыки обработки данных: составление таблиц, графиков, диаграмм, чертежей. Применение компьютерных технологий при составлении отчетов также требует формирования практических навыков и умений работы на ПК. На практических занятиях школьники работают с каталогами в библиотеках, учатся систематизации документов в архивах, учатся составлять библиографию. И, конечно, постигают азы работы над рефератами, рецензиями, публичными выступлениями с использованием компьютерных технологий.
- Выбор и утверждение тем предполагаемых исследований. Учителем-предметником, руководящим деятельностью, определяется круг проблем требующих решения, формулируются темы предполагаемого исследования. Совместная работа при выборе и утверждению тем создает атмосферу сотрудничества между учащимися и учителем. Самостоятельный выбор тем помогает осознать значимость предполагаемой исследовательской работы. Учитель раскрывает возможность ее использования не только в прикладных целях, но на уроках и во внеурочных мероприятиях. Как показывает личный опыт работы в школе, иногда учителю достаточно задать только направление деятельности, а ученики сами выбирают тему работы порой неожиданную для учителя. Например, мною была предложена тема исследования по истории родного посёлка, в итоге получилась творческая работа о развитии рок-музыки в п. Пионерский «И только музыке подвластен я одной…» (Приложение 1).
- Планирование исследовательской деятельности. Процесс проведения научно-исследовательской деятельности включает несколько этапов:
- постановка цели, т.е. конкретизация гипотезы в определенной задаче;
- распределение задач, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений;
- самостоятельная работа учащихся;
- промежуточное обсуждение полученных данных;
- выводы, сделанные на основе результатов исследования;
- защита творческой работы: публичный доклад, презентация (Приложение2), отчетный спектакль, формы могут быть весьма разнообразными, в зависимости от направленности работы.
Защита - венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя.
И конечно же, особую роль в этой деятельности должен играть учитель. Для развития исследовательской, творческой, познавательной деятельности учителю нужно искать способы создания особой, побуждающей к творчеству обстановки учебного процесса. Все приведенные выше рекомендации осуществимы лишь в условиях свободного обмена мнениями и идеями, в обстановке живого обсуждения, творческой дискуссии. Необходима личностная включенность учащихся, создать которую можно лишь при соответствующей включенности самого учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение эффективности урока истории путем организации проектной деятельности обучающихся в условиях перехода к ФГОС.
В данной статье рассмотрены основные аспекты работы учащихся и роли учителя в проектной деятельности на уроках истории и обществознания....
Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся в условиях новой школы
Сегодня можно считать объективным фактом обновление требований не только к содержанию и структуре знаний и навыков, которыми владеет выпускник, но и к возможностям использовать эти знания, информа...
Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся в условиях новой школы
Сегодня можно считать объективным фактом обновление требований не только к содержанию и структуре знаний и навыков, которыми владеет выпускник, но и к возможностям использовать эти знания, информа...
Проектная деятельность обучающихся в условиях коррекционной школы 8 вида
Это тема по самообразованию, которая может быть полезной при создании учебного проекта...
Формирование проектно-образовательного маршрута обучающихся в условиях современной школы
Современная система образования ориентирована на поиск путей реализации вариативности и индивидуализации, остро нуждается в действенных моделях и способах достижения поставленных целей. На наш взгляд,...
Конкурсная работа. Методическое объединение "ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ"
В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Воспитательная деятельность классного руководителя многообразна. В данной работе обобщен мой опыт по патри...