Проектная деятельность обучающихся в условиях современной школы
методическая разработка ( класс) на тему

Аттестационное задание для учителя истории, методические разработки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_obuchayushchihsya_v_usloviyah.docx27.05 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность обучающихся в условиях

современной школы.

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Современная школа должна не столько научить ребенка, сколько воспитать социально-адаптированную личность, личность, способную выжить в современном, быстроменяющемся мире.

Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому пополнению. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

    В развитии исследовательской деятельности имеются давние традиции. Данный  вид деятельности появился в начале XX века в США, правда не получил своего обширного распространения. Сегодня, этот незаслуженно забытый  способ ученической деятельности вновь получил широкое распространение.

В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки детей, значение термина «исследовательская деятельность учащихся» приобретает несколько иное значение. В нем возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования.

Под исследовательской деятельностью учащихся сегодня понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом в различных областях науки, техники и  искусства.

Причины распространения проектной деятельности:

  1. Необходимость не столько передавать ученикам сумму знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых задач;
  2. Актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений;
  3. Актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами и различными точками зрения на одну и ту же проблему;
  4. Значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать и анализировать информацию, выдвигать гипотезу, делать выводы и заключения.

Индивидуальная внеурочная образовательная деятельность осуществляется в виде исследовательской работы. Исследовательская работа возможна и эффективна только на добровольной основе, как и всякое творчество.

Тема должна быть:

  • интересна учащемуся, увлекать его;
  • выполнима, решение ее должно быть получено участникам исследования;
  • оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности;
  • доступной и соответствовать возрастным особенностям учащихся.  
       

     Как показывает опыт организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в образовательных учреждениях различного типа и вида, учебно-исследовательская деятельность способствует:

  • развитию интереса, расширению и актуализации знаний по предметам школьной программы, развитию представлений о межпредметных связях;
  • развитию интеллектуальной инициативы учащихся в процессе освоения основных и дополнительных образовательных программ;
  • созданию предпосылок для развития научного образа мышления;
  • освоению творческого подхода к любому виду деятельности;
  • формированию установки на престижность занятий научной деятельностью, фундаментальными науками;
  • становлению сферы содержательного предметного общения внутри детского коллектива, между учащимися, педагогами, учеными и специалистами;
  • обучению информационным технологиям и работе со средствами коммуникации;
  • формированию развивающей образовательной среды для ребенка;
  • профессиональному самоопределению детей;
  • получению предпрофессиональной подготовки;
  • содержательной организации свободного времени детей;
  • формированию научно-педагогического сообщества детей, педагогов, ученых и специалистов, реализующих различные программы учебно-исследовательской деятельности.

Принципы подбора тем исследовательских проектов.

Темы и проблемы проектных и исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Предпочтительны индивидуальные или мини групповые формы работы.

Развитию личности в группе способствует ее взаимодействие с другими людьми. Это взаимодействие осуществляется посредством выполнения определенных ролей. Социальная роль — набор норм, определяющих, как должен вести себя человек в той или иной ситуации то, чего ждут от человека общество и другие люди.

Упорядоченность повседневной жизни обусловливается последовательностью выполнения человеком тех или иных ролей, которые связаны с правами и обязанностями. В течение своей жизни человек  выполняет огромное количество различных социальных функций-ролей. В системе общественных отношений социальные функции человека постоянно меняются. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является.

Принцип организации обучения в рамках любой коллективной технологии - это принцип индивидуализации и принцип взаимодействия всех со всеми. Это организация учебного процесса, посредством которой можно решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения. Взаимодействие детей организуется для приобретения навыков общения и для выявления и реализации индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Этапы организации научно-исследовательской деятельности учащихся.

  1. Организационно-подготовительный. По результатам тестовых диагностических исследований и знания индивидуальных особенностей учащихся, на основании желания участвовать в научно-исследовательской работе формируется группа учащихся, желающих заниматься творческой проектной деятельностью. Определяются задачи, права и обязанности членов научного общества.
  2. Теоретическая подготовка. На теоретических занятиях руководитель НОУ подробно и доступно знакомит с научно-исследовательской деятельностью. Основным методом выполнения исследовательской деятельности служит метод научного познания — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые в дальнейшем для построения научных теорий и выработки практических рекомендации. Уделяется внимание повторению правил техники безопасности при проведении ИИД.
  1. Практическая подготовка. На практических занятиях учащиеся учатся пользоваться измерительными приборами, если в них возникает необходимость, вырабатываются устойчивые навыки обращения с ними. Большое значение имеют навыки обработки данных: составление таблиц, графиков, диаграмм, чертежей. Применение компьютерных технологий при составлении отчетов также требует формирования практических навыков и умений работы на ПК. На практических занятиях школьники работают с каталогами в библиотеках, учатся систематизации документов в архивах, учатся составлять библиографию. И, конечно, постигают азы работы над рефератами, рецензиями, публичными выступлениями с использованием компьютерных технологий.
  2. Выбор и утверждение тем предполагаемых исследований. Учителем-предметником, руководящим деятельностью, определяется круг проблем требующих решения, формулируются темы предполагаемого исследования. Совместная работа при выборе и утверждению тем создает атмосферу сотрудничества между учащимися и учителем. Самостоятельный выбор тем помогает осознать значимость предполагаемой исследовательской работы. Учитель раскрывает возможность ее использования не только в прикладных целях, но на уроках и во внеурочных мероприятиях. Как показывает личный опыт работы в школе, иногда учителю достаточно задать только направление деятельности, а ученики сами выбирают тему работы порой неожиданную для учителя. Например, мною была предложена тема исследования по истории родного посёлка, в итоге получилась творческая работа о развитии рок-музыки в п. Пионерский «И только музыке подвластен я одной…» (Приложение 1).
  3. Планирование исследовательской деятельности. Процесс проведения научно-исследовательской деятельности включает несколько этапов:
  • постановка цели, т.е. конкретизация гипотезы в определенной задаче;
  • распределение задач, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений;
  • самостоятельная работа учащихся;
  • промежуточное обсуждение полученных данных;
  • выводы, сделанные на основе результатов исследования;
  • защита  творческой работы: публичный доклад, презентация (Приложение2), отчетный спектакль, формы могут быть весьма разнообразными, в зависимости от направленности работы.

    Защита - венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя.

    И конечно же, особую роль в этой деятельности должен играть учитель. Для развития исследовательской, творческой, познавательной деятельности учителю нужно искать способы создания особой, побуждающей к творчеству обстановки учебного процесса. Все приведенные выше рекомендации осуществимы лишь в условиях свободного обмена мнениями и идеями, в обстановке живого обсуждения, творческой дискуссии. Необходима личностная включенность учащихся, создать которую можно лишь при соответствующей включенности самого учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение эффективности урока истории путем организации проектной деятельности обучающихся в условиях перехода к ФГОС.

В данной статье рассмотрены основные аспекты работы учащихся и роли учителя в проектной деятельности на уроках истории и обществознания....

Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся в условиях новой школы

Се­годня можно считать объективным фактом обновление тре­бований не только к содержанию и структуре знаний и навы­ков, которыми владеет выпускник, но и к возможностям ис­пользовать эти знания, информа...

Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся в условиях новой школы

Се­годня можно считать объективным фактом обновление тре­бований не только к содержанию и структуре знаний и навы­ков, которыми владеет выпускник, но и к возможностям ис­пользовать эти знания, информа...

Проектная деятельность обучающихся в условиях коррекционной школы 8 вида

Это тема по самообразованию, которая может быть полезной при создании учебного проекта...

Формирование проектно-образовательного маршрута обучающихся в условиях современной школы

Современная система образования ориентирована на поиск путей реализации вариативности и индивидуализации, остро нуждается в действенных моделях и способах достижения поставленных целей. На наш взгляд,...

Конкурсная работа. Методическое объединение "ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ"

В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Воспитательная деятельность классного руководителя многообразна. В данной работе обобщен мой опыт по патри...