Развитие творческих способностей обучающихся в условиях коррекционной школы-интерната VIII вида средствами ритмики и хореографии.
материал на тему

Покровская Светлана Владимировна

Использование в коррекционной работе танцевального искусства, как важного средства в воспитании гармоничной личности ребенка с проблемами, его творческого развития, социализации и интеграции в общество. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Слайд 1 Одной из главных задач  специальной коррекционной школы VIII вида является социализация детей с ограниченными возможностями здоровья. Если для обычного ребёнка социализация представляет собой естественный процесс, то применительно к ребёнку с ограниченными возможностями здоровья  погружение в общество - это кропотливая работа, процесс, результат которого полностью зависит от тех условий, которые создают для этого взрослые. Перед педагогами стоят очень ответственные задачи: с одной стороны - создать условия для безопасного и комфортного выхода детей с «особыми» потребностями в большой социум; а с другой - стимулировать желание таких детей находится в этом социуме и сформировать доверие к нему. Что мы понимаем под словосочетанием  «путь социализации» -  это путь приобщения человека к обществу, становление его неотъемлемой частью. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать всё многообразие окружающей среды, чем познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем? Одним из составляющих такого пути является развитие творческих, а значит индивидуальных, оригинальных способностей.  Творческие способности  развиваются в любой деятельности: игровой, трудовой, учебной. Вопросом развития творческого потенциала занимались известные нам ученые - педагоги Л.С. Выготский, Л. А. Венгер, П.Я. Гальперин, Б.Д. Эльконин,  Ш.А. Амонашвили,  В. Давыдов, В.П. Зинченко, T.B. Кудрявцев, A.M. Матюшкин, Я. А.

            Слайд2 Творческая деятельность ребенка с ограниченными возможностями здоровья - это продуктивная форма деятельности обучающихся специальной (коррекционной) школы, направленная на овладение творческим опытом познания, преобразования, создания и использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.

        Творческая деятельность индивидуальна, а ее формирование и развитие является актуальной проблемой в теории и практике воспитания и обучения детей с ОВЗ. В процессе творческой деятельности у ребенка с ОВЗ  усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка.

                  Выделяя свободу как непременное условие всякого творчества, Лев Выготский замечал, что «творческие занятия детей не могут быть ни обязательными, ни принудительными и могут возникнуть только из детских интересов».

        Слайд 3 Сложности формирования эмоционально-личностных и социально-адаптивных процессов, затрудняющих социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья, определяют необходимость оказания им своевременной психолого-педагогической помощи с использованием эффективных технологий. Современная специальная педагогика и психология в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе танцевального искусства как важного средства в воспитании гармоничной личности ребенка с проблемами, его творческого развития.

 Слайд 4 Коррекционно-развивающие возможности танцевального искусства по отношению к детям с нарушением интеллекта обусловлены прежде всего тем, что оно является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает творческие потребности и способы их удовлетворения, активизирует потенциальные возможности в практической танцевально-художественной деятельности, обеспечивает всестороннее развитие ребенка, т.е. выполняет важнейшие функции: воспитательную, образовательную, социальную.

        Слайд 5 В нашей школе создаются все условия для развития творческих способностей обучающихся средствами танцевального искусства.         Представлено        оно   в виде уроков ритмики в начальной школе и  занятий в танцевальном кружке "Калейдоскоп" в двух возрастных группах.

        Преподавание ритмики в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII  вида обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития  детей с нарушением интеллекта средствами музыкально-ритмической деятельности. 

        Трудно переоценить значение движения в развитии любого ребенка. Телесные ощущения для него первостепенны в освоении окружающего мира. Так, многие музыканты-педагоги (Ж. Далькроз, К. Орф, Н.Г. Александрова, Н.А. Ветлугина, Е.В. Конорова и др.) отмечали важную роль музыкально-ритмической деятельности для формирования художественного творчества у ребёнка в период развития воображения, фантазии, образного мышления — основных психических процессов, обеспечивающих успешное формирование художественно-творческих способностей. Полноценное развитие всех психических процессов у ребенка происходит в опоре на его телесный опыт.

При наличии определённых двигательных навыков ему легче передать характер музыки в движении, чем описать его словами.

        Слайд 6 В структуру урока ритмики входят пять разделов, все они в большей или меньшей степени решают  задачи по развитию творческого воображения. Основным средством двигательной деятельности на уроке  являются музыкально - ритмические движения. Это вид исполнительской деятельности детей, который включает в себя: музыкально-ритмические

упражнения, танцы и пляски, игры.

        Слайд 7  В музыкально-ритмических упражнениях дети осваивают отдельные виды движений: всевозможные повороты, вращения, кружения, наклоны, покачивания, разновидности шага, бега, прыжков, подскоков, а также  упражнения на разнообразные построения, движения по кругу, квадрату, диагонали, «змейками», цепочками, парами, тройками   и т.д.    

В контексте занятий ритмикой эти упражнения получают новую смысловую окраску. Движения упражнений связываются с яркими музыкальными образами (скачущие галопом лошадки, прыгающие зайчики, крадущиеся кошечки и т.п.), расцвечиваются фантазией детей, будят их творческое воображение. В этих упражнениях ребенок творчески познает возможности своего тела, соотносит свои действия с действиями других, приобретает навыки общения, учиться ориентироваться в осваиваемом им мире – мире вещей, живых существ, людей и их взаимоотношений. Звучащая музыка помогает ему в этом, ритмически организуя деятельность, делает познаваемый ребенком мир ярким и эмоционально насыщенным.

        Важным видом деятельности на уроке ритмики является  музыкальная игра.                

        Слайд 8   Музыкальные игры — один из наиболее активных видов музыкальной деятельности детей, направленный на выражение эмоционального содержания музыки, ее ритмических особенностей.         Среди музыкальных игр выделяют игры образного характера; изобразительно-имитационные игры; игры с воображаемыми предметами; музыкальные игры

с правилами.
        

        Слайд 9   Музыкальные игры образного характера основаны на развитии творческих проявлений у детей. Чем старше дети, тем самостоятельнее они выполняют движения. Показ этих игр применяется лишь на самом начальном этапе обучения, а впоследствии используется словесное руководство. По мере обучения содержание игр усложняется за счет разнообразия средств выразительности. Среди игр образного характера есть много связанных с изображением животных. Дети превращаются в различных зверушек и двигаются под музыку, подбирая соответствующие движения. Особое внимание уделяется формированию выразительного образа и выразительных движений, передающих специфические повадки и характер животных. Важно  поощрять даже самые робкие попытки детей двигаться по-своему, но в рамках музыкального образа. Если же не проводить специальную работу по воспитанию у детей желания придумывать движения, то они будут всегда двигаться однообразно, воспроизводя лишь те движения, которые увидели у взрослых или других детей.

        

Слайд 10   Имитационно-изобразительные игры тесно связаны с теми представлениями и впечатлениями, которые возникают у детей благодаря более близкому ознакомлению с предметным миром, окружающим их, накоплению игрового опыта, овладению элементарными формами бытового труда и формированию представлений о труде взрослых. В зависимости от характера музыки, в соответствии с ее ритмическими и эмоциональными особенностями дети воспроизводят движения, используемые, например, в различных видах труда (под энергичную маршевую музыку имитируют движения, используемые при рубке дров, под звучание вальса показывают, будто бы гладят белье, под колыбельную укачивают куклу, под звучание плясовой имитируют танцевальные движения

и т. д.).
        

         Слайд 11  Игры с реальными или воображаемыми предметами. При проведении игр с реальными и воображаемыми предметами дети действуют с самыми различными по своему функциональному назначению предметами. Игры с воображаемыми предметами очень нравятся детям им доставляет удовольствие ритмичность воспроизведения этих действий. Очень важны игры с воображаемой куклой. В зависимости от музыки «кукла» то танцует, то шагает, то ее укачивают и пр. В старших классах задания существенно усложняются, вводя разнообразные движения и предметы. В результате такой работы у детей с ОВЗ развивается особое внимание к характеру музыкального звучания, они начинают придавать значение и самому характеру движений. Музыкальные игры с воображаемыми предметами важны для обогащения сюжетных игр. Так, в процессе сюжетно-ролевой игры наблюдается значительное увеличение действий в воображаемом плане, а также существенно изменяется их внешний рисунок - действия становятся изобразительными, имитационными.
        

        Слайд 12 Игры с правилами, подвижные игры включают в себя элементы образных имитационных игр и игр с воображаемыми объектами. Все навыки, которые приобрели дети с нарушением интеллекта в ходе всех других видов игр, используются в играх с правилами. От детей требуется выделение различных средств выразительности музыки, внимание к изменению ритма, темпа, динамических оттенков и пр. Дети должны уметь переходить от плавных движений к более энергичным, ускорять движения в соответствии с увеличением темпа, замедлять темп при завершении музыкальной фразы или целого произведения и т. д. Даже одни и те же игры в группах разных лет обучения должны быть различными по сложности и по

предъявляемым требованиям.
        

        Слайд 13 Танцы, пляски и хороводы – также весьма привлекательный раздел занятий ритмикой, обладающий огромными возможностями для развития творческих способностей детей с ОВЗ. Основу программ музыкально-ритмического воспитания в специальной коррекционной школе  составляют несложные танцы разных народов, характерные танцы. Музыкальная форма, структура народного танца, как правило, ясная, четкая, доступная детскому восприятию.  В характерных танцах плясовые элементы соответствуют манере движений различных персонажей (снежинок, куколок, клоунов, пингвинов и т.п.). Сам же характерный танец часто связан с забавным сюжетом, где есть завязка, развитие, кульминация и развязка. Яркие образы и сюжеты характерных танцев помогают детям ориентироваться в музыкальной композиции. Движения помогают ребенку выявить эмоции, связанные с музыкальным образом, воплотить, реализовать заложенные в интонационной драматургии музыкального произведения пространственные, двигательные, тактильные, зрительные ассоциации, активизировать творческую активность.

        В фольклорной традиции танец связан с определенным ритуалом, жизненным событием. В основе танцевальных сюжетов – образы дружелюбия, партнерской поддержки, одобрения  индивидуальных решений в рамках коллективного взаимодействия. В таких танцах часто есть игровые сюжеты, что, во-первых, облегчает их запоминание, а во-вторых, способствует выработке выразительных движений, соответствующих определенным эмоциональным состояниям.

Слайд 14 В работе с детьми с нарушениями в психофизическом развитии очень эффективны коммуникативные игры-танцы. Это, в основном, танцы с простыми движениями (поклоны, притопы, хлопки), включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания, соревнования (кто лучше пляшет). Их происхождение связано с фольклором разных народов. Ценность и польза коммуникативных танцев-игр очевидна, поскольку они доступны и в то же время привлекательны, вызывают яркие положительные эмоции, выполняют психотерапевтические задачи развития социальной адаптации ребенка, принятие или не принятие партнера, как друга.

          Слайд 15  Работа по развитию творческих способностей в музыкально-ритмических движениях предполагает тесное содружество детей и учителя, а значит, влечёт за собой развитие творческой активности не только у обучающихся, но и у педагога. Если просто включить музыку в записи и предлагать детям свободно двигаться под неё, у большинства из них, кроме наиболее одарённых, движения будут однообразными. Поэтому интересней работать над более сложными композициями, в которых проявляется совместное творчество педагога и детей. К такому виду деятельности можно отнести инсценировки народных мелодий и сказок. Инсценировки с помощью выразительных движений развивают музыкально-слуховые представления. Они способствуют активизации творческих способностей, формированию художественного вкуса. Обычно для инсценировок используются мелодии, песни и сказки,  подсказывающие содержание и последовательность движений. Дети  вместе с учителем находят характерные движения для исполнения.

  Слайд 16  Для самых одаренных танцующих детей  в  нашей школе создан танцевальный коллектив «Калейдоскоп». Здесь ребята совершенствуют свое танцевальное мастерство и продолжают развивать творческие способности на более сложном и интересном уровне.

Слайд 17  Большое место в развитии творческих способностей отводится на работу над танцевальным образом. Любой танец – бальный, эстрадный, народный  - эмоционально окрашен. В каждом танце утверждаются определенные черты характера, отношения между танцующими. Поэтическая задумчивость одного танца сменяется необузданной веселостью другого и сдержанностью и величавостью третьего и т. п. Представление о танцевальном образе у обучающихся складывается постепенно. Обычно работа над танцевальным образом начинается со слушания музыки. Это помогает яснее представить характер образа, стиль танца. В своих постановках и этюдах для развития творческого мышления и создания образа, очень часто использую атрибутику (платочки, шляпки, фонарики и т. д.).

 Слайд 18    Развитию творческой активности воспитанников способствует и совместная работа  над костюмом к танцу. В этом творческом процессе активно принимают участие учителя трудового обучения вместе с обучающимися: придумываются  фасоны, рисуются эскизы, выбираются ткани. Старшие  девочки даже сами принимают участие в их пошиве.

        Слайд 19 Венцом нашей работы является концертная деятельность коллектива. Именно на сцене ребята показывают результаты нашего общего с ними труда. Практически ни одно школьное мероприятие не обходится без участия танцоров. Ребятам это нравится. Ежегодно участвуем в областном конкурсе "Под парусом надежды" среди детей с ОВЗ. В 2015 году приняли участие в межрегиональном конкурсе "Аленький цветочек" в г. Саратов.  Благодаря таким выступлениям воспитанники коллектива , раскрывая свой творческий потенциал, становятся более уверенными и активными.

        

        Всем детям с ОВЗ необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. Бесспорно, уроки ритмики и занятия по хореографии в рамках дополнительного образования в коррекционной школе  помогают развивать у ребёнка с особыми психофизическими возможностями и потребностями не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе; помогают формировать внутренний духовный мир, свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая взамен   эмоциональную реакцию – радость, удовольствие; выполняют функцию психической и соматической релаксации; восстанавливают жизненную энергию человека и его самоощущение как индивидуальности.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по теме самообразования: «Развитие творческих способностей обучающихся в условиях учреждений дополнительного образования детей»

Рассмотрены теоретические основы социально-педагогической деятельности по развитию творческих способностей в условиях учреждений дополнительного образования детей. Представлены методики, развивающие у...

Конспект открытого урока по истории России в Специальной (коррекционной) школы - интернат №9 VIII вида.

Конспект открытого урока по истории России в 8 классе на тему "Полтавская битва"...

«Развитие творческих способностей обучающихся средствами хореографии»

"Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования"...

Доклад "Система работы по развитию творческих способностей обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы-интерната"

Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчестваБ.П. Никитин, педагог-новатор...

«Эстетическое воспитание в условиях коррекционной школы-интерната VIII вида»

quot;Система эстетического воспитания должна быть,прежде всего, единой, объединяющей все предметы,все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника,где каждый предмет, каждый вид занятия имее...

Выступление на МО. Индивидуальный подход к детям с отклонениями в развитии на уроках швейного дела в коррекционной школе-интернате VIII вида. Март 2022г.

Индивидуальный подход к детям с отклонениями в развитии на уроках швейного дела в коррекционной школе-интернате VIII вида...