Доклад. Формы и методы работы социального педагога с семьями обучающихся в условиях коррекционной школы.
консультация на тему
В работе описаны этапы работы социального педагога коррекционной школы с семьями обучающихся. Учитывается контингент учащихся школы: дети -инвалиды, многодетные семьи, неполные семьи, приемные семьи, воспитанники детского дома, неблагополучные семьи. работа строится в з этапа: профилактический, диагностический, реабилитационный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_sots._ped._formy_i_metody_raboty_s_semey.docx | 23.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы и методы работы социального педагога с семьями обучающихся в условиях коррекционной школы
Семья занимает одно из ведущих мест среди общечеловеческих ценностей. Полноценное и благоприятное формирование психики ребенка — главная роль семьи.
Социальный паспорт школы
2016 – 2017 учебный год
№ | Название социальной группы | Кол - во |
1 | Общее кол –во обучающихся | 203 |
2 | Дети с ОВЗ | 203 |
23 | Дети - инвалиды | 77 |
4 | Неполная семья | 97 |
5 | Дети из неполных семей | 100 |
6 | Проживает с папой | 6 |
7 | Семья - опекун | 13 |
8 | Опекаемые дети | 13 |
9 | Многодетные семьи | 27 |
10 | Дети из многодетных семей | 32 |
11 | Малообеспеченные семьи | 97 |
12 | Дети из малообеспеченных семей | 118 |
13 | Неблагополучные семьи | 12 |
14 | Двуязычная семья | 7 – детей 11 |
15 | Воспитанники детского дома | 6 |
16 | Приемные семьи | 14 |
17 | Дети из приемных семей | 27 |
18 | Оставшиеся без попечения родителей | 46 |
19 | Семьи, состоящие на ВШУ | 12 |
В школе много родителей с низким социальным статусом и образовательным уровнем, не знающих, как воспитывать своего ребенка, некоторые из них ведут аморальный образ жизни.
С недавних пор образовалась большая группа родителей, которые воспитывают «особого ребенка». Это дети с диагнозом аутизм или, имеющие сложную структуру дефекта развития.
Учитывая сложный контингент родителей и детей, обучающихся в нашей школе, следует выделить следующие специфические особенности взаимодействия педагогов с родителями:
1. Формировать у родителей доверительное отношение к учителям, воспитателям школы.
2.Выработать уверенность в том, что обучение и воспитание ребенка в школе будет иметь успех.
Характерными чертами неблагополучных семей является внутренняя нестабильность, не осознание возможностей удовлетворения своих потребностей в семье, отсутствие единых ориентаций.
Главный метод помощи неблагополучным семьям – сопровождение.
Сущностной характеристикой сопровождения в психологическом плане является создание условий для перехода личности к самопомощи. Условно можно сказать, что в процессе комплексного сопровождения специалист создает условия и оказывает необходимую и достаточную (но ни в коем случае не избыточную) поддержку для перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими трудностями».
Методический анализ позволяет утверждать, что на сегодняшний день сопровождение — это особая и приоритетная форма осуществления социальной, психологической, педагогической помощи.
В отличие от коррекции, оно предполагает не «исправление недостатков и переделку», а поиск скрытых ресурсов развития человека или семьи, опору на его (ее) собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для саморазвития.
Ещё одной важной особенностью сопровождения является принцип активности самого субъекта. Таким образом ответственность за принятие того или иного решения всегда лежит на самих родителях, а не на специалистах.
Формы и методы работы
с семьей условно делятся на следующие этапы:
- профилактический; ( классный руководитель)
- диагностический; ( по запросу )
- реабилитационный.
Профилактический уровень работы предполагает осуществление ряда мер, направленных на организацию общедоступной медико-психологической и социально-педагогической поддержки семьи.
На данном уровне деятельность строится на принципе тщательного отбора достоверной информации. Учитель составляет социальный паспорт класса.
На диагностическом этапе социально-педагогическая деятельность классного руководителя предполагает наличие двух вариантов направлений работы:
1. Если ребенок или родители семьи осознают наличие проблем и самостоятельно обращаются за помощью к специалистам, педагог участвует в сборе дополнительной информации, оценивает ситуацию и в случае необходимости предлагает консультативную помощь психолога, социального педагога, врача, учителей - предметников.
2. В том случае, если наличие и степень тяжести проблем в социализации не осознаются ни ребенком, ни семьей, в компетенцию педагога входит сбор достоверной информации о семье, организация встречи с ней и обеспечение обратной связи. Второй вариант более распространен в условиях коррекционной школы, когда зачастую только педагог озабочен состоянием ребенка, негативным влиянием на него социума, его неуспешностью в той или иной сфере образовательной деятельности. Работа соц. педагога строится по запросу классного руководителя.
На данном этапе характерно использование следующих диагностических методов:
1. Наблюдение,
2. Беседа как равноправный диалог или опрос по заранее обдуманному плану;
3. Аанкетирование
4. Тестирование
Реабилитационный –На этом уровне работы с родителями можно подключать другие организации и специалистов : врача- психоневролога, медицинские учреждения города, органы управления социальной защиты населения для оказания материальной помощи многодетным и малоимущим семьям, детский приют « Наш дом».
Важное направление в работе – занятость детей во время каникул. Уже стало традицией, что в школе работает свой оздоровительный лагерь для детей из малообеспеченных семей, семей с детьми – инвалидами и неблагополучных семей, который финансируются из средств социальной защиты.
Дети специальных (коррекционных) школ склонны к совершению правонарушений, поэтому школа взаимодействует с органами внутренних дел. За школой закреплен инспектор ОДН, который является частым гостем у нас. С ребятами проводятся беседы, рейды в неблагополучные семьи. Инспектор является членом школьной дисциплинарной комиссии.
Хорошо налажена связь с органами опеки и попечительства, так как в школе много приемных семей и детей, находящихся под опекой. Работники этой службы помогают оформить детей в оздоровительные лагеря, оказывают материальную помощь малообеспеченным семьям и детям- инвалидам.
Дети нашей школы получают бесплатное питание (завтраки, обеды). При необходимости им оказывается помощь при оформлении компенсации на проезд.
Если в семье поселилась беда - болен ребенок, то первое чувство, посещающее родителей, - это отчаяние. Именно поэтому основная задача, стоящая перед специалистами — показать родителям, что они не одиноки, что им готовы прийти на помощь, поддержать.
Многообразие трудностей, встающих на пути развития и функционирования такой семьи, выводит ее в группу риска по ряду показателей: подверженность стрессам, депрессиям, неврозам и т. п.
Несовершенство нормативно - правовой системы, слабая социальная защищенность, труднодоступная психологическая помощь, а также невозможность получения систематической медицинской реабилитационной помощи свидетельствуют о том, что основные функции такой семьи нарушаются. Самостоятельно изменить сложившуюся ситуацию эти семьи, как правило, не способны.
Помощь семье, имеющей ребенка с особыми нуждами, состоит из нескольких аспектов: психологического, педагогического и социального. Если психологическая и психотерапевтическая помощь основывается на работе с внутри личностными конфликтами, то социальная помощь направлена на разрешение межличностных конфликтов.
Стратегии помощи.
В зависимости от уровня активности и степени самостоятельности семьи в решении проблем, встающих на ее пути, можно выделить несколько стратегий оказания помощи.
Семьям, занимающим активную позицию по отношению к болезни ребенка, необходима, в первую очередь, информационная поддержка. Ведь главные трудности, с которыми приходится сталкиваться родителям «особых детей», это правовой, информационный вакуум. Поэтому необходимо регулярно информировать родителей о правовых, законодательных гарантиях и возможностях; сведениях о различного рода медицинских, образовательных и других социальных институтах, занимающихся именно теми нарушениями, которыми страдает их ребенок. Родители, занимающие активную позицию, сами способны устанавливать необходимые связи и контакты, они часто становятся проводниками знаний для других семей. Как правило, именно они составляют актив родительского совета, основу общественного объединения.
Вторая категория родителей характеризуется отсутствием четкого понимания сложившейся ситуации в семье, некоторой растерянностью. Работая с такой семьей, необходимо, прежде всего, помнить о том, что инициатива во взаимодействии должна исходить от социального педагога, учителя школы.
Особое внимание при организации работы требуют семьи третьей категории. Они характеризуются отсутствием какой-либо активности и неспособностью разрешить даже самую незначительную проблему. Как правило, это семьи с одним родителем или находящиеся в процессе распада. Важно помнить о том, что при оказании помощи семье главной целью является создание условий, позволяющих ей решать проблемы самостоятельно.
Реабилитационная работа с семьей, имеющей ребенка с особыми нуждами, проходит несколько этапов.
Первый и очень важный этап - диагностический. Именно на этом этапе выявляются проблемы семьи, определяется стратегия помощи.
Следующим шагом в деятельности специалиста является определение формы работы с семьей и основные направления по оказанию помощи. На этом этапе важно замотивировать родителей на совместную работу, показать, что специалисты и родители — союзники.
На следующем этапе работы с семьей, имеющей ребенка с особыми нуждами, создается коррекционный маршрут, по которому будет двигаться ребенок и семья. Этот этап включает составление расписания коррекционных занятий, схемы индивидуальных программ и консультаций.
Вся система реабилитационной работы направлена на активное включение семьи и ребенка во взаимодействие с социальной средой.
В городе работает реабилитационный центр для инвалидов « Журавушка» и спортивный клуб « Победа». Наши дети с удовольствием посещают его спортивные секции.
В заключении, хочется отметить, что главное в работе школы с родителями — это душевное внимание, тепло к ним и к их ребенку. При этом условии смогут быть решены многие проблемы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы работы социального педагога с учащимися и родителями по формированию негативного отношения к ПАВ
Статья рассказывает, на примере данной школы, как построена работа по профилактике употребления ПАВ несовершеннолетними...
Работа по профориентации как форма социальной реабилитации воспитанников с ОВЗ в условиях коррекционной школы-интерната
Аннотация: в статье освещен опыт работы по профориентации с группой воспитанников с ОВЗ (глухие) в коррекционной школе-интернате.Ключевые слова: профориентационная работа, воспитанники с нарушением сл...
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С СЕМЬЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Перед педагогами УДОД стоят задачи не только должным образом обучать, воспитывать и развивать детей, но и вооружить соответствующими педагогическими знаниями родителей. В работе с родителями предполаг...
«Формы и методы работы социального педагога»
Профессиональная деятельность социального педагога - это последовательная работа по социальному воспитанию детей и подростков в конкретном окружающем их микросоциуме, направленная на их успешную адапт...
Формы и методы работы социального педагога с детьми, оставшимися без попечения родителей.
Сопровождение ребенка, оставшегося без попечения родителей в образовательном учреждении интернатного типа, защита его интересов, взаимодействие всех служб, направления работы....
"Формы и методы работы классного руководителя с родителями обучающихся с ОВЗ в условиях школы - интерната"
laquo;Какими бы прекрасными ни были наши школьные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец. Поэтому нам, учителям, прежде всего, необ...
РЕФЛЕКСИВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
В статье отмечается важность семьи в жизни каждого человека. Поднимается вопрос социально-педагогического сопровождения со стороны социального педагога. Обозначены основные особенности и сложности гру...