буква мягкий знак в конце слова
план-конспект на тему

Лященко Алла Григорьевна

конспект занятия "Буква мягкий знак в конце слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_znak.docx62.37 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Буква мягкий знак в конце слова. (2 класс, ОНР)

Цели занятия

Образовательные:

 - формирование понятия: буква мягкий знак служит для обозначения мягкости согласных;

 - мягкость согласных в конце слова обозначается  буквой мягкий знак;

 - буква мягкий знак звука не обозначает.

Коррекционно – развивающие:

 - развитие фонематического восприятия, речевого внимания;

 - уточнение и расширение словарного запаса;

 - тренировка памяти, внимания, логического мышления.

Воспитательные:

 - воспитание чувства языка, умения правильно отвечать на вопросы и аккуратно  работать в тетради.

Цель: Учить обозначать на письме мягкость согласного звука с помощью мягкого знака.

Задачи: 

1) познакомить со вторым способом обозначения мягкости согласных;
2) развивать умения дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки;
3) развивать навык правописания слов с мягким знаком в конце слов;
4) развивать фонематическое восприятие, навыки звукобуквенного анализа и синтеза,
5) уточнять и обогащать словарный запас;
6) развивать внимание (устойчивость, концентрацию, переключаемость), слуховую и зрительную память, логическое мышление (обобщение, классификация).

Оборудование: предметные картинки, пенал с фишками, индивидуальные карточки, цветные

                           карандаши, буква ь из разрезной азбуки.

                                                       ХОД УРОКА

1.Орг. момент

звучит песня про ь знак

2.Тема:

-О чем эта песня?

- Кто уже догадался, какая тема сегодняшнего занятия?( Буква мягкий знак в конце слова)

3.Цели:

Сегодня будем учиться: 1) познакомимся со вторым способом обозначения мягкости согласных;
2) различать мягкие и твердые согласные звуки;
3) правильно писать слова с мягким знаком в конце слов;
4.Артикуляционная гимнастика?

Поиграем в звукоподражание:

Вода льется из- под крана: сь-сь сь

Комар пищит: зь-зь-зь

Собака рычит на кошку: рь-рь-рь

Часы тикают ть-ть-ть

Гусята плавают гь-гь-гь

5.Читаю стихотворение ( картинка со словами на слайде)

Я волшебник, захочу  -

Появлюсь и превращу

МЕЛ, которым пишут в школе.

В МЕЛЬ, опасную на море.

Кто волшебник – отгадай,

Выше руку поднимай.    

 (выясняем, кто же волшебник)

Выясняем и обговариваем первую особенность: мягкий знак служит для обозначения мягкости согласных.

Угол – уголь  вторая особенность: мягкость согласного в конце слова обозначается буквой ь.

Читаю  загадку:

Если есть у кисочки на ушах две кисточки,

эту киску берегись, потому, что это …

(рысь)-анализ слова (4 б. 3 зв. )  

«Мягкий знак –

                                         Хитрый знак.

                                        Не сказать его никак,

                                        Он не произносится,

                                        Но в слово часто просится.

                     

Третья особенность: буква ь  звука не обозначает.

Что же мы узнали о букве ь.(Повторяем  3 особенности с опорой на памятку)

( памятка на доске : ь- не имеет звука, смягчает согласные, пишется после согласного)

6. Закрепление образа буквы -Ь-, развитие мелкой моторики, зрительного внимания, . Физминутка.

Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим.
Голову подымем выше
И легко-легко подышим…
Раз, два! – выше голова,
Три, четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за стол тихонько сядь.

зрительного гнозиса. http://festival.1september.ru/articles/628690/img1.jpg

7. Математическая грамота.

 К слову ден + ь=день

                бров +ь= бровь

                рубл + ь = рубль

                камен+ ь = камень

                карусел+ь= карусель

8. Игра. Поднять букву ь на слово, в котором его нужно написать в конце.

Слова: дом, боль, мак, рысь, сыпь, лес, конь, суп, сон, лень, соль, дым, кровь, бровь, шаль, лоб, мост, цепь, день, шмель, пух, сок, рубль, дверь, зверь.

9. На  экране предметные картинки.

Гусь, лось, пень, соль, тень, дверь, нуль, огонь, олень, ель.

  Записать слова в тетрадь и подчеркнуть зелёным цветом  букву ь и согласную, которую он делает мягкой.

10. Работа на уровне предложения.

Брату шест(ь) лет. Малыш ел(ь) яблоко. На поляне красивая ел(ь). Грузовик везет угол(ь). Витя стал(ь) вежливым. Вчера был теплый ден(ь). От печки идет сильный жар(ь).

11. Работа на уровне текста (работа в парах)

Прочитайте полученный рассказ. Объясните написание мягкого знака.

Солнечным зимним днем Игор_ и Сергей пошли в лес. Ребята принесли в лес сол_ для лося. Лос_лесной жител_.  Ему нужна сол_. Дети кладут её на пен_, на камен_. Лоси приходят лизат_ сол_.

Рефексия

Какую букву мы выделяли в слогах, словах, предложениях?

- Есть ли у этой буквы звук?

- Для чего он служит?

Оцените свою работу на занятии и поднимите смайлики.

Закрепление образа буквы -Ь-, развитие мелкой моторики, зрительного внимания, зрительного гнозиса.

http://festival.1september.ru/articles/628690/img1.jpg

http://festival.1september.ru/articles/628690/img1.jpghttp://festival.1september.ru/articles/628690/img1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка по теме"Мягкий знак на конце и в середине числительных"

Современная школа – это не только система ретрансляции знаний. Во многом школа третьего тысячелетия – это школа формирования образа жизни, воспитания ценностей, основа будущего благосостояния общества...

Карточки по теме "Мягкий знак в конце слова"

Подборка заданий по теме "Мягкий знак на конце слова". Карточки применимы для работы по коррекции акустической формы дисграфии. Возрастной контингент: учащиеся 2 класса....

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме "Мягкий знак на конце слов после шипящих"

Данный урок построен на повторении изученного материала в средних классах и знакомстве с новым материалом по данной теме. Урок нужен для подготовки старшеклассников к ЕГЭ....

Конспект занятия для 2 класса с ФФНР Тема: Мягкий знак на конце слова

Учить детей определять мягкость согласных звуков посредством мягкого знака, различать твердые и мягкие согласные на слух и на письме....

Буква мягкий знак для обозначения мягкости согласного в конце слова

Развивать умение обозначать мягкость согласного звука на конце слова мягким знаком. Применять правила правописания: мягкий знак в конце слова....

Мягкий знак на конце слова

Систематизация знаний учащихся. Знакомство с буквой "ь"....