Логопедическое занятие "Мягкий знак в конце слова" 2-й класс
план-конспект
Предварительный просмотр:
"Мягкий знак в конце слова"
2-й класс
Цель: учить обозначать на письме мягкость согласной буквы с помощью мягкого знака в конце слова.
Задачи:
1) познакомить со вторым способом обозначения мягкости согласных;
2) развивать умения дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки;
3) развивать навык правописания слов с мягким знаком в конце слов;
4) развивать фонематическое восприятие, навыки звукобуквенного анализа и синтеза,
5) уточнять и обогащать словарный запас;
6) развивать внимание (устойчивость, концентрацию, переключаемость), слуховую и зрительную память, логическое мышление (обобщение, классификация).
Оборудование: картинка мягкого знака, предметные картинки; звуковые схемы, карточки, запутанные буквы, картинки, презентация.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Сядет тот, кто назовет последний звук в слове, даст ему характеристику.
– Что наступает после вечера? После вечера наступает НОЧЬ; последний звук - [Ч’]; этот звук – согласный, мягкий)
– Сколько дней в недели? В неделе СЕМЬ дней; последний звук в слове СЕМЬ - [М’]; этот звук – согласный, мягкий.
– Что между летом и зимой? (Между летом и зимой – ОСЕНЬ; последний звук в слове ОСЕНЬ - [Н’]; этот звук – согласный, мягкий)
- Домашнее животное с гривой? ЛОШАДЬ; последний звук в слове – [Д’]; согласный, мягкий).
II. Работа над материалом.
1. Развитие кратковременной слуховой памяти и логического мышления (операции обобщение, классификация), подведение к сообщению темы.
Вспомните и назовите все слова еще раз.
НОЧЬ, СЕМЬ, ОСЕНЬ, ЛОШАДЬ.
- Определите общий признак каждого слова. Во всех словах есть мягкая согласная в конце (на конце слов пишется мягкий знак)
Ребята, почему в словах: ночь, семь, осень лошадь последний звук согласный мягкий?
В словах: день, семь, осень последний звук согласный мягкий, потому что после согласной буквы в конце слова пишется мягкий знак.
Какую роль играет мягкий знак в словах?
Мягкий знак служит для смягчения согласного звука
Как будет звучать тема нашего занятия?
2. Сообщение темы и цели занятия.
Мягкий знак в конце слова
Сегодня мы будем говорить о мягком знаке в конце слова и закреплять умение правильно писать и читать слова с этой буквой.
Предлагаю дать характеристику Ь.
Ь не обозначает звука, смягчает предшествующий согласный, может изменять лексическое значение слов (заполняют схему).
- Предлагаю произнести звуки парами и понаблюдать за движением губ и языка
(н-нь, к-кь, р-рь, с-сь, з-зь, в-вь) - губы дополнительно растягиваются, язык поднимается.
3. Закрепление образа буквы Ь, развитие мелкой моторики, зрительного внимания, зрительного гнозиса.
Найдите каждый на своей карточке букву Ь и обведите карандашом.
4. Закрепление знаний о мягком знаке.
- Чем отличается буква Ь от всех остальных букв?
- Буква Ь отличается от других букв тем, что она не имеет звука.
5. Развитие фонематического восприятия. (Физкультминутка)
Ребята, мягкий знак очень важная буква. Я предлагаю вам поиграть, а вместе с тем проверить ваше умение слышать и слушать.
Послушайте, как звучат слова. Если в конце слов вы услышите мягкий согласный -ставьте «+», если твердый – «-». СЛОВА: уголь, день, угол, пар, парь, брать, брат, букварь (слушают и ставят знаки в тетради).
Усложняем задание: записать слова только те, у которых мягкая согласная в конце - боль, якорь, хвостик, листик, ясень, любовь, заборчик, пузырь, память, пенал, рояль, павлин, гномик, наливать, садовник, садить.
Подчеркнуть мягкую согласную на конце (записывают слова в тетрадь).
6. Игра с мячом в круге: измени слова, чтоб на конце была мягкая согласная
Ел-
Мел
Цел-
Вес-
Жар-
Удар-
Пыл-
Кон-
7. Работа в парах
Прочти слова (даны карточки, задания разные для пар).
-Измени слова так, чтобы они обозначали один предмет.
-Запиши в тетрадь.
Гуси, лоси, рыси, кони, огни, шали, медали, фонари, буквари, карусели.
Мягкий знак подчеркни.
8. Работа с текстом.
Прочитайте тест.
- О ком этот текст
Медвед… - отличный рыбак. Любит этот неуклюжий звер… рыбу ловит…. Он может долго сидет… в реке и ждат.. .. Карас… и окун… могу… стат… добычей рыбака. Вот плывёт… крупный лосос…. Медвед… схватит шустренькую рыбу лапой и выбросит… на берег….
Ответь на вопросы, используя предложения из текста?
- О ком этот текст?
-Какую рыбу ловит медведь?
- Какое задание еще нужно выполнить в данном тексте? (вставить пропущенные буквы, где необходимо)
III. Итог занятия.
Какая была тема нашего занятия? У кого возникли трудности? Какие?
- Какой вывод нашего занятия? (в конце слов пиши ь, если слышишь мягкий согласный).
Оцените свою работу на занятии и поднимите фишки: зелёную, если мне было интересно, всё удалось и всё было понятно на занятии; жёлтую – если мне было не очень легко на занятии или что не понял; красную – если мне было трудно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание мягкого знака на конце после шипящих в различных частях речи 10-11 класс.
Данный урок разработан для обучающихся профтехучилищ, получающих среднее образование, так же его можно проводить и в школах для обучающихся классов коррекции....
урок русского языка в 6 классе по теме "Мягкий знак на конце и в середине числительных"
Данныйпо урок является вторым в изучении темы "Мягкий знак на конце и в середине числительных". Материал представлен в виде схем, что способствует большему пониманию учащимися....
Конспект урока русского языка в 10 классе по теме "Мягкий знак на конце слов после шипящих"
Данный урок построен на повторении изученного материала в средних классах и знакомстве с новым материалом по данной теме. Урок нужен для подготовки старшеклассников к ЕГЭ....
Урок русского языка в 6 классе "Мягкий знак на конце и в середине числительных"
На уроке использованы современные образовательные технологии...
Урок по русскому языку по теме "Мягкий знак после шипящих на конце наречий", 7 класс
Урок разработан в соответствиии с требованиями ФГОС....