Логопедическое занятие "Мягкий знак в конце слова" 2-й класс
план-конспект

Мизгулина Ольга Викторовна

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_znak.docx22.36 КБ

Предварительный просмотр:

"Мягкий знак в конце слова"

2-й класс

Цель: учить обозначать на письме мягкость согласной буквы с помощью мягкого знака в конце слова.

Задачи:

1) познакомить со вторым способом обозначения мягкости согласных;
2) развивать умения дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки;
3) развивать навык правописания слов с мягким знаком в конце слов;
4) развивать фонематическое восприятие, навыки звукобуквенного анализа и синтеза, 
5) уточнять и обогащать словарный запас;
6) развивать внимание (устойчивость, концентрацию, переключаемость), слуховую и зрительную память, логическое мышление (обобщение, классификация).

Оборудование: картинка мягкого знака, предметные картинки; звуковые схемы, карточки, запутанные буквы, картинки, презентация.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет последний звук в слове, даст ему характеристику.

– Что наступает после вечера? После вечера наступает НОЧЬ; последний звук - [Ч’]; этот звук – согласный, мягкий)
– Сколько дней в недели? В неделе СЕМЬ дней; последний звук в слове СЕМЬ - [М’]; этот звук – согласный, мягкий.
– Что между летом и зимой? (Между летом и зимой – ОСЕНЬ; последний звук в слове ОСЕНЬ - [Н’]; этот звук – согласный, мягкий)
- Домашнее животное с гривой? ЛОШАДЬ; последний звук в слове – [Д’]; согласный, мягкий
).

     II. Работа над материалом.

1. Развитие кратковременной слуховой памяти и логического мышления (операции обобщение, классификация), подведение к сообщению темы.

Вспомните и назовите все слова еще раз.

НОЧЬ, СЕМЬ, ОСЕНЬ, ЛОШАДЬ.

- Определите общий признак каждого слова. Во всех словах есть мягкая согласная в конце (на конце слов пишется мягкий знак)

     Ребята, почему в словах: ночь, семь, осень лошадь последний звук согласный мягкий?

В словах: день, семь, осень последний звук согласный мягкий, потому что после согласной буквы в конце слова пишется мягкий знак.

Какую роль играет мягкий знак в словах?

Мягкий знак служит для смягчения согласного звука

Как будет звучать тема нашего занятия?

2. Сообщение темы и цели занятия.

Мягкий знак в конце слова

Сегодня мы будем говорить о мягком знаке в конце слова и закреплять умение правильно писать и читать     слова с этой буквой. 

Предлагаю дать характеристику Ь.

Ь не обозначает звука, смягчает предшествующий согласный, может изменять лексическое значение слов (заполняют схему).

- Предлагаю произнести звуки парами и понаблюдать за движением губ и языка

(н-нь, к-кь, р-рь, с-сь, з-зь, в-вь) - губы дополнительно растягиваются, язык поднимается.

3. Закрепление образа буквы Ь, развитие мелкой моторики, зрительного внимания, зрительного гнозиса.

Найдите каждый на своей карточке букву Ь и обведите карандашом.

4. Закрепление знаний о мягком знаке.

- Чем отличается буква Ь от всех остальных букв?

- Буква Ь отличается от других букв тем, что она не имеет звука.

5. Развитие фонематического восприятия. (Физкультминутка)

 Ребята, мягкий знак очень важная буква. Я предлагаю вам поиграть, а вместе с тем проверить ваше умение слышать и слушать.

       Послушайте, как звучат слова. Если в конце слов вы услышите мягкий согласный -ставьте «+», если твердый – «-». СЛОВА: уголь, день, угол, пар, парь, брать, брат, букварь (слушают и ставят знаки в тетради).

Усложняем задание: записать слова только те, у которых мягкая согласная в конце - боль, якорь, хвостик, листик, ясень, любовь, заборчик, пузырь, память, пенал, рояль, павлин, гномик, наливать, садовник, садить.

Подчеркнуть мягкую согласную на конце (записывают слова в тетрадь).

6. Игра с мячом в круге: измени слова, чтоб на конце была мягкая согласная

Ел-

Мел

Цел-

Вес-

Жар-

Удар-

Пыл-

Кон-

7. Работа в парах

Прочти слова (даны карточки, задания разные для пар).

-Измени слова так, чтобы они обозначали один предмет.

-Запиши в тетрадь.

Гуси, лоси, рыси, кони, огни, шали, медали, фонари, буквари, карусели.

Мягкий знак подчеркни.

8. Работа с текстом.

Прочитайте тест.

- О ком этот текст

Медвед… - отличный рыбак. Любит этот неуклюжий звер… рыбу ловит…. Он может долго сидет… в реке и ждат.. .. Карас… и окун… могу… стат… добычей рыбака. Вот плывёт… крупный лосос…. Медвед… схватит шустренькую рыбу лапой и выбросит… на берег….

         Ответь на вопросы, используя предложения из текста?

            - О ком этот текст?

            -Какую рыбу ловит медведь?

            - Какое задание еще нужно выполнить в данном тексте? (вставить пропущенные буквы, где необходимо)

      III. Итог занятия.

     Какая была тема нашего занятия? У кого возникли трудности? Какие?

- Какой вывод нашего занятия? (в конце слов пиши ь, если слышишь мягкий согласный).

Оцените свою работу на занятии и поднимите фишки: зелёную, если мне было интересно, всё удалось и всё было понятно на занятии; жёлтую – если мне было не очень легко на занятии или что не понял; красную – если мне было трудно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание мягкого знака на конце после шипящих в различных частях речи 10-11 класс.

Данный урок разработан для обучающихся профтехучилищ, получающих среднее образование, так же его можно проводить и в школах для обучающихся классов коррекции....

урок русского языка в 6 классе по теме "Мягкий знак на конце и в середине числительных"

Данныйпо  урок является вторым в изучении темы "Мягкий знак на конце и в середине числительных". Материал представлен в виде схем, что способствует большему пониманию учащимися....

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме "Мягкий знак на конце слов после шипящих"

Данный урок построен на повторении изученного материала в средних классах и знакомстве с новым материалом по данной теме. Урок нужен для подготовки старшеклассников к ЕГЭ....

Урок русского языка в 6 классе "Мягкий знак на конце и в середине числительных"

На уроке использованы современные образовательные технологии...

Урок по русскому языку по теме "Мягкий знак после шипящих на конце наречий", 7 класс

Урок разработан в соответствиии с требованиями ФГОС....