Индивидуальная карта ребенка с ТМНР, обучающегося по СИПР
методическая разработка на тему
Данный образец был составлен мной для использования в работе с учеником, имеющим множественные тяжелые нарушения развития (ТМНР), занимающимся по специальной индивидуальной программе развития (СИПР).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnaya_karta_sipr.docx | 57.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
"Раменская общеобразовательная школа – интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
______________________________________________________________________________________
Адрес: 140104, МО, г. Раменское, ул. пос. Красный Октябрь, дом 1
Телефон/факс: /8- 496-46/ 3 – 36 – 19
Е-Маil: dоbrо@аviel.ru
Индивидуальная карта
работы учителя-дефектолога
с учеником 1-б класса
(ФИО)
Составитель:
учитель-дефектолог
Павлова Е.С.
2016-2017 учебный год
Содержание.
№ | Стр. | |
1. | Общие сведения об учащемся. | 2 |
2. | Общая характеристика развития обучающегося. | 3 |
3. | Логопедическая характеристика обучающегося | 6 |
4. | Условия реализации программы занятий. | 7 |
5. | Задачи учителя-дефектолога. | 9 |
6. | Содержание и отслеживание результатов обучения. | 11 |
7. | Индивидуальный учебный план. | 13 |
8. | Расписание индивидуальных занятий. | 14 |
9. | Коррекционно – развивающие занятия. | 15 |
10. | Индивидуальная программа коррекционно-развивающих занятий. | 17 |
11. | Логопедические занятия. | 19 |
Общие сведения об учащемся.
Имя, фамилия ребёнка:
Возраст ребёнка:
Класс: 1 б
Дата рождения:
Дата приема в школу:
Общая характеристика развития обучающегося.
У ребенка сложная структура нарушения развития, обусловленная интеллектуальным и психофизическим недоразвитием в тяжелой степени, которое сочетается с тяжелым нарушением речи и зрения.
Психофизическое недоразвитие характеризуется нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий, ребенок передвигается в основном с помощью взрослого. Наблюдается рассогласованность, неловкость движений, трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захвата карандаша. Мышечный тонус снижен, мелкая и артикуляционная моторика развита недостаточно. Отмечаются насильственные движения в форме гиперкинезов и трудности удержания позы, отсутствует контроль над расслаблением и напряжением мышц, перераспределением мышечного тонуса, нуждается в уходе и присмотре
Соматическое состояние: ребенок ослаблен, часто болеет простудными заболеваниями.
Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти, низкая познавательная активность, что проявляется в резко пониженном интересе к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов. Ребенок с тяжелыми множественными нарушениями развития (по заключению ПМПК) имеет конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно, внимание с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости. Внимание на предмете удерживает непродолжительное время. Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития. Характерна повышенная утомляемость. Работоспособность (10 мин) быстро истощается. Максим не сосредотачивается на задании. Нарушено переключение внимания. Требуется неоднократная стимуляция внимания. Удается привлечь внимание к некоторым ярким и звучащим предметам.
Наблюдается значительное недоразвитие восприятия и памяти. Память кратковременная, неустойчивая, ситуативная. Перенос освоенных действий и применение представлений в новых ситуациях часто затруднены, требуются дополнительные в них упражнения.
Языковые средства не сформированы, ребенок не владеет речью. Отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. Затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Мальчик практически не реагирует на свое имя, фамилию, различает по голосу окружающих взрослых. Не привлекает внимание взрослых с помощью вокализаций, двигательного беспокойства. Слабо реагирует на обращенную речь.
Наблюдается несформированность эмоционально-волевой сферы. В связи со спецификой эмоциональной сферы, неразвитостью волевых процессов, ребенок не способен произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что иногда проявляется в негативных поведенческих реакциях (машет руками и ногами, наклоняется, качается). Незнакомые ощущения или звуки вызывают ориентировочную реакцию, двигательное беспокойство. Не выражает эмоций, услышав свое имя. Узнает по голосу учителя-логопеда, воспитателя. В ответ на обращенную речь знакомых людей проявляет ориентировочную реакцию. Наиболее привлекательны для Максима занятия с музыкальным сопровождением. Любит слушать детские песенки, играть с колючим мячом, лентами, металлофоном, погремушкой.
Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационно-потребностной сферы. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер. Мальчик отказывается от выполнения большинства заданий. Ребенку сложно следить глазами за своими движениями, нарушена зрительно-моторная координация, нет единства поля зрения и поля действия. Пытается обнаружить источник звука взглядом, поворачивается к нему (с помощью взрослого), находит предмет глазами (с помощью взрослого), фиксирует взгляд на предмете 1-2 сек., фиксирует взгляд на светящемся предмете 1-2 сек., фиксирует взгляд на лице взрослого 1-2 сек. Не прослеживает предмет взглядом.
Ребенок испытывает потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полный, постоянный. Навыки самообслуживания не сформированы.
Ребенок сам может взять кубик, брусок в руку, но не кладет их друг на друга. Пирамидки, мозаику собирает с прямой помощью учителя. Характер действий с предметами: хаотичный. Отмечаются неспецифические манипуляции: стучит игрушкой об парту, машет рукой. Манипулирует предметами неупорядоченно, не отбрасывая ненужные варианты, не выделяя существенные признаки предмета. Осуществляет захват предметов и разжимание пальцев рук только при стимуляции и помощи педагога. Доступны кратковременные (1-2сек) элементарные перцептивные действия (ощупывание, надавливание, сжимание в руке, рассматривание предметов) с помощью взрослого.
Не использует поисковые способы ориентировки, действует без учета свойств предмета, не переносит знания и опыт на новые предметы, в новую ситуацию.
Тактильное обследование материала (крупа, вата фасоль, горох, пластилин, глина, целлофановый пакет, бумажные салфетки, бумага) вызывает негативную реакцию, мальчик отталкивает предметы, прячет руки. Умеет трясти бубен, бьет с учителем палочками по барабану, металлофону.
Для реализации особых образовательных потребностей обучающегося с ТМНР обязательной является специальная организация всей его жизни, обеспечивающая развитие его жизненной компетенции.
Приоритетными учебными предметами являются: «Речь и альтернативная коммуникация», «Человек», «Музыка и движение».
Приоритетами в коррекционно-развивающей области являются развитие предметно – практических действий («Действия с материалами», «Действия с предметами»), двигательное развитие, альтернативная коммуникация.
Учитель-дефектолог Павлова Е.С.
Логопедическая характеристика на обучающегося.Артикуляционный аппарат.
Наблюдается неправильное расположение зубов. Язык большой, с трудом помещается во рту. Обильное слюноотделение. Нарушен объем, точность выполняемых движений и переключаемость. Низкий объем речевого дыхания.
Общее звучание речи.
Полное отсутствие звуков речи.
Словарный запас.
Активный словарный запас не сформирован.
Связная речь.
Не сформирована. Процессы словообразования не сформированы.
Фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез.
Грубое нарушение простых и сложных форм фонематического анализа и синтеза.
Письменная речь.
Не сформирована. Нарушение формирования навыков письменной речи вследствие интеллектуальной недостаточности и грубого речевого недоразвития.
За время посещения Максимом логопедических занятий он показал очень незначительную динамики при коррекции нарушений речи. Максим стал реагировать на музыкальное сопровождение занятий, старается выделить ритмическую структуру слова в логопедической распевке с помощью бубна.
Заключение логопеда.
Полиморфное нарушение звукопроизношения по типу полного отсутствия звуков речи. Отсутствие как простых, так и сложных форм фонематического анализа и синтеза. Грубое нарушение понимания обращенной речи.
Системное недоразвитие речи тяжелой степени. Сенсомоторная алалия.
Учитель-дефектолог Павлова Е.С.
Условия реализации программы занятий.
Технологии, используемые в обучении ребенка:
- индивидуализация обучения
- игровые технологии
- информационно-компьютерные технологии
- создание адаптированной коррекционно-развивающей среды под ребенка
- «пошаговое» обучение в процессе совместных действий с педагогом, повторение изученного материала
Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловливают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала (преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности).
В качестве средств для выполнения заданий подобраны материалы для стимуляции тактильного, зрительного слухового восприятия – это яркие, необычные, интересные пособия, изготовленные своими руками, или заводские игрушки (резиновые, шероховатые, мягкие, с «колючками»; с деталями, которые возможно снять и рассмотреть, звенящие, заводные и многие другие; наборы предметных картинок, наборы сюжетных картинок, настольные развивающие игры; нитки (разные виды, ткани разных сортов, природные материалы (засушенные листья, шишки, желуди, скорлупа грецкого ореха и т.д.).
Используется оборудование для проведения предметно-практических упражнений(бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин или масса для лепки и т.п.).
Модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей; гербарии; модели фигур человека, животных, растений, посуды, бытовых приборов, мебели и пр.
Конструкторы: квартира, дом, город, ферма, водоем и т.д.
Используются доступные ребенку музыкальные инструменты (трещотки, колокольчик, треугольник, барабан, бубен, маракасы, металлофоны, свистульки, деревянные ложки и др.).
В качестве средств для выполнения заданий подобраны материалы, которые развивают сенсорную сферу ребенка: массажный аппликатор для пальчиковой гимнастики, кисточка с перьями, ворсовая щеточка для расслабления мелких мышц пальцев, ручной массажер для расслабления мышечной мускулатуры тела, гелевая игрушка для развития кистей рук, шарик с жесткой, шероховатой поверхностью и колючками для развития тактильных ощущений, ткани, меховые шарики, лоскутки и т. д.
Также для персонализации учебного процесса и эффективной социализации ребенка в работе используются информационно-компьютерные технологии. На занятиях, педагог, совместно с ребенком, применяют ноутбук, планшет с программным обеспечением для мобильных компьютерных платформ (музыкальное сопровождение). Есть и технические средства для обучения: классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц, CD/DVD-проигрыватели, телевизор, компьютер с программным обеспечением, магнитная доска.
Применяется полифункциональное игровое оборудование - мягкие модули, мячи, кубики, пирамидки, пазлы, мозаики, и др.
Особая организация рабочего места: обстановка, созданная в кабинете, нормализует эмоциональный фон ребенка, способствует эмоциональному благополучию. Поэтому использованы мягкие, пастельные цвета в окраске стен и дверей. В кабинете достаточно места для передвижения, мебель закреплена, углы и кромки мебели закруглены. Во время занятия, отсутствуют посторонние раздражители, соблюдается посильная, дозированная нагрузка, смена видов деятельности в ходе занятия.
Используется методика интегрированных занятий, что способствует развитию сосредоточения, закреплению приобретенных навыков на каждом последующем занятии. Инструкции на уроке краткие, четкие, повторяются 2-3 раза.
Используется определенная структура занятия:
- Подготовительный этап. Организационный момент (приветствие, беседа с ребенком для создания положительного настроя на работу, выбор удобной позы, создание мотивации на занятие и проведение занятия на положительном эмоциональном фоне, подбор индивидуальных стимулов для ребёнка).
- Основной этап. Создание проблемной ситуации. Например, в практических жизненных ситуациях (повторение погоды за окном и др.).
- Дыхательная, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, массаж.
- Повторение изученного, подача нового материала.
- Итог занятия, реалаксация.
В ходе обучения все этапы занятия направлены на формирование базовых учебных действий.
В ходе проведения занятий регулярно проводится логопедический массаж: общей, мелкой и лицевой мускулатуры, сенсомоторная зарядка (имитационная, сенсомоторная деятельность: показ, что умеют делать руки, ноги, голова, глаза, пальцы), дыхательная и пальчиковая гимнастика, логоритмические упражнения.
Основой занятий являются упражнения, направленные на различные стороны сенсорного развития:
- задания для развития слухового внимания на неречевом и доступном речевом материале (речевые звуки, вокализации, звукоподражательные слова и т.д.)
- задания на развитие зрительного восприятия и формирование представлений о доступных сенсорных эталонах (величина, цвет, форма)
- задания на развитие тактильно - осязательного восприятия
- задания на развитие сенсомоторных реакций и перцептивных действий.
Задачи учителя-дефектолога.
- Развитие и воспитание ребенка: соблюдение четкого режима дня: занятие проводятся регулярно по 15 – 25 минут. Отдельные наборы пособий и игрушек для игр и для обучения, этот набор дается ребенку только для занятий с взрослым.
Требовать от него соблюдение социально-принятых норм поведения в быту и на занятиях (слушать взрослого, выполнять аккуратно действия, связанные с навыками самообслуживания: проситься в туалет, мыть руки перед едой; просить убрать игрушки и одежду и др.; здороваться при встречах (пожимать руки) с взрослым, смотреть в глаза, прощаться жестом «Пока»; во время еды – пользоваться салфеткой, пытаться удерживать ложку и т.д.; во время занятий и игр – слушать взрослого, не вертеться на стуле, не хватать игрушки или пособия без разрешения и т.д.).
Нужно проводить с ребенком заранее беседу о смене ситуации. Например, вечером: «Завтра будем играть. Сейчас послушаем песню», «Пойдем к маме» и т.д. Взрослый комментирует совершаемые действия ребенку.
- Социальное развитие: закрепление представления о себе, схеме своего тела. Учить называть свое имя, показывать себя в зеркале, учить показывать свои вещи, игрушки, продолжать совершенствовать представления о своих частях тела и лица, их назначении, уточнить представление о назначениях рта и носа. Проводить игры по типу: «Где носик, где ротик». Формировать эмоциональные способы общения и взаимодействия со взрослыми (смотреть в глаза, обращаться жестами).
- Развитие слухового восприятия: учить ориентироваться на звук в знакомом пространстве: что звучит? – за ширмой колокольчик, барабан и др. Различать по голосу близких людей и знакомых детей: «Угадай, кто позвал?». Различать животных и птиц по звукоподражанию: «Кто это?: - овечка, свинья, кукушка, ворона, воробей, подобрать соответствующую игрушку (картинку).
- Развитие понимания обращенной речи: учить выполнять действия по словесной инструкции: «Покажи, где тетя? Вот она! Покажи, где у тети глазки? Вот они! Покажи, где у тети ручки? – Вот они».
Учить выполнять задания по речевой инструкции, включающие 1 действие (Возьми куклу).
Учить выполнять задания по речевой инструкции, включающую пространственные отношения между предметами: в, на, под (Например: «Поставь машинку на стол. Поставь матрешку под стул. Найди монету, она в кошельке»).
- Формирование активной речи: выполнение артикуляционного массажа лица (пальцами, щетками), учить подражать действиям губ – «по», «мо», «то», «ту», делать улыбку - делать трубочку (повторить по подражанию).
Учить произносить гласные звуки по подражанию. Закреплять произношение звукоподражаний: «гав-гав», «му-му», «мяу-мяу», «пи-пи» и т.д. Уточнить предметный словарь (картинки - мяч, кукла, кубик и др.) и знакомить с названиями новых предметов, необходимых в практических жизненных ситуациях.
- Формирование игровой деятельности: учить воспроизводить цепочку игровых действий (2-3 действия): кормление, укладывание куклы спать - доступных для понимания ребенку. Применяем игры со строительным материалом – башенку, заборчик и т.д. Обыгрываем ситуацию «кладем кубики в машинку, везем их строить дом».
Содержание и отслеживание результатов обучения.
Особенности психофизического развития детей определяют нарушения в освоении базовых учебных действий (БУД). Программа формирования базовых учебных действий направлена на развитие способности овладевать содержанием адаптированной основной общеобразовательной программой общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями - вариант 2) и включает следующие задачи:
1. Формирование учебного поведения:
- направленность взгляда (на лице говорящего взрослого, на задание)
- умение выполнять инструкции педагога
- использование по назначению учебных материалов
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию
2. Формирование умения выполнять задание:
- в течение определенного периода времени
- от начала до конца
- с заданными качественными параметрами
3. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Для выявления возможной результативности обучения мы учитываем ряд факторов:
- особенности текущего психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося.
- в процессе предъявления заданий используем все доступные обучающемуся средства альтернативной коммуникации (предметы, жесты, фотографии, рисунки, пиктограммы, электронные ресурсы) и речевые средства - сопровождающая речь взрослого при выполнении действий.
- в процессе предъявления и выполнения заданий обучающемуся оказывается прямая и постоянная помощь со стороны педагога.
- при оценке результативности достижений учитываем уровень выполнения и степень самостоятельности ребенка (самостоятельно, самостоятельно по образцу, по инструкции, с небольшой или значительной физической помощью, вместе со взрослым) .
На основании полученных результатов делаются выводы о динамике усвоения программного материала, при необходимости вносятся коррективы в СИПР обучающегося.
При оценке результативности освоения обучающимся СИПР мы опираемся на критерии, предложенные ЦЛП в г. Псков, дополненные нами. Применяем метод наблюдения и метод экспертной оценки. Показатели самостоятельности представлены в таблице 2.
Учитель оценивает уровень сформированности представлений, действий, операций, внесенных в СИПР, динамику обучения по следующим критериям (1 раз в полугодие, т. е. 2 раза в год):
«выполняет действие самостоятельно» (с),
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной) (и),
«выполняет действие по образцу» (о),
«выполняет действие с частичной физической помощью» (п),
«выполняет действие со значительной физической помощью» (пп),
«действие не выполняет» (!),
«узнает объект» (у),
«не всегда узнает объект» (нву),
«не узнает объект» (н).
Оценка отражает степень самостоятельности обучающегося: выполняет ли он учебную задачу, включенную в СИПР, самостоятельно, либо со значительной или частичной физической помощью, по образцу, подражанию или по инструкции.
Показатели самостоятельности учащегося (ПС) | Условные обозначения |
Действие выполняется взрослым (ребёнок пассивен) | ! |
Действие выполняется ребёнком: | |
- со значительной помощью взрослого | пп |
- с частичной помощью взрослого | п |
- по последовательной инструкции (по изображению или вербально) | и |
- подражая или по образцу | о |
- самостоятельно | с |
- узнает объект | у |
- не всегда узнает объект | нву |
- не узнает объект | н |
Индивидуальный учебный план
на ученика 1 б класса
(ФИО)
Учитель-дефектолог Павлова Е.С.
№ | Предметная область | Учебные предметы | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
Коррекционные занятия | ||||
1 | Сенсорное развитие | 2 | 72 | |
2 | Предметно – практические действия | 2 | 72 | |
3 | Альтернативная коммуникация | 2 | 72 | |
Итого | 6 | 216 |
Расписание занятий
с учеником 1-б класса (ФИО)
на 2 четверть 2016/2017 учебный года
Учитель-дефектолог Павлова Е.С.
время | день недели |
понедельник | |
12.20 – 12.45 | Сенсорное развитие. |
12.55 – 13.20 | Предметно-практические действия. |
вторник | |
10.30 - 10.55 | Сенсорное развитие. |
11.05 – 11.30 | Альтернативная коммуникация. |
четверг | |
10.10 – 10.35 | Альтернативная коммуникация. |
10.45 – 11.10 | Предметно-практические действия. |
Во время занятий соблюдается охранительный режим. Продолжительность учебных занятий не превышает 15 – 25 минут, с перерывом 5 – 10 минут. Обучение проходит в одну смену.
Коррекционно – развивающие занятия.
Описание возможных результатов коррекционно-развивающих занятий.
- понимание обращенной речи, учебных инструкций;
- подготовка ребенка к нахождению и обучению на занятии, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию со взрослым;
- направленность взгляда (на лице говорящего взрослого, на задание);
- умение выполнять инструкции педагога по подражанию;
- использование по назначению доступных учебных предметов;
- умение выполнять совместные действия, действия по подражанию, доступные для ребенка имитационные действия.
Сенсорное развитие.
Цель: Обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы. Развитие слухового, зрительного, кинестетического восприятия, стимуляция голосовых реакций.
Описание возможных результатов обучения:
- обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы;
- развитие зрительного, слухового, тактильного, обонятельного и кинестетического восприятия;
- развитие зрительного восприятия (фиксация взгляда на объектах и предметах и т.д.).
Предметно-практическая деятельность.
Цель: Формирование простых доступных действий с различными предметами и материалами.
Развитие хватательной функции руки, укрепление мышц кистей рук, развитие кожно – мышечного чувства.
Описание возможных результатов обучения:
-формирование интереса к действия с предметами;
- освоение простых действий с предметами;
- умение следовать определенному порядку при выполнении предметных действий, орудийного назначения.
- овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания в быту, элементарных способов коммуникации, изобразительной, трудовой деятельности.
Альтернативная коммуникация.
Цель: Формирование коммуникативных речевых и неречевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Описание возможных результатов обучения:
Освоение доступных средств невербальной коммуникации:
- взгляд, мимика, жест , предмет , графическое изображение ,
- знаковая система (освоение таблицы букв, карточек с напечатанными словами, набора букв как средства коммуникации);
- составление коммуникативных таблиц и коммуникативных тетрадей совместно со взрослым для общения в школе и в других местах;
- освоение технических коммуникативных устройств необходимых для удовлетворения жизненных потребностей.
Индивидуальная программа
коррекционно-развивающих занятий
с учеником 1-б класса
(ФИО)
Учитель-дефектолог Павлова Е.С.
Образовательные области (возможные (ожидаемые) результаты обучения и воспитания ребенка на определенный учебный период (полгода)). | Оценка результативности освоения СИПР | |
I | II | |
Коррекционно – развивающие занятия | ||
Артикуляционная (речевая) гимнастика | ||
Упражнения для языка | ||
Упражнения для губ | ||
Логопедические игры | ||
Сенсорное развитие | ||
Зрительное восприятие: фиксация взгляда на лице человека | ||
Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете | ||
Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от него | ||
Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад) | ||
Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом | ||
Узнавание и различение цвета объекта | ||
Восприятие предметов по цвету: красный, желтый, белый | ||
Предметно – практические действия | ||
Сминание бумаги | ||
Отрывание кусочков бумаги от целого листа | ||
Работа с бумагой (сгибание, разгибание) | ||
Складывание изделия, состоящего из 2-х деталей | ||
Разминание пластилина | ||
Размазывание материала по плоскости | ||
Лепка шариков | ||
Лепка «колбасок» из пластилина разного цвета | ||
Раскатывание между ладонями и расплющивание («печенье», «блины», «пирожки») | ||
Раскатывание прямыми и круговыми движениями, соединяя края «колбасок» («баранки», «сушки») | ||
Раскатывание пластилина или соленого теста между ладонями прямыми и круговыми движениями | ||
Пересыпание различных круп в емкости | ||
Встряхивание круп в пластмассовых ёмкостях | ||
Переливание воды из одной ёмкости в другую | ||
Захватывание, удерживание предмета | ||
Опускание предмета в коробку | ||
Закрывание коробок разной величины | ||
Бросание мелких предметов в коробку | ||
Работа с пирамидками | ||
Встряхивание предметов (погремушки, бубны, маракасы) | ||
Толкание предметов (мячи, коляски, машинки) | ||
Вращение различных предметов | ||
Нажатие на предметы (всей рукой, пальцем) | ||
Сжатие предметов (двумя руками, одной рукой, пальчиками) | ||
Подтягивание предметов за веревочку | ||
Альтернативная коммуникация | ||
Привлечение внимания ребенка звучащими предметами | ||
Привлечение внимания ребенка жестами | ||
Привлечение внимания ребенка изображениями | ||
Привлечение внимания ребенка речью | ||
Установление зрительного контакта со взрослым | ||
Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы) | ||
Реагирование на собственное имя | ||
Приветствие собеседника | ||
Обозначение желаний с использованием взгляда |
Логопедические занятия.
Логопедическая работа с Максимом в 2016-2017 учебном году проводится по следующим направлениям:
- Развитие коммуникативных навыков.
Установление положительного взаимодействия с ребенком через игру
(Например, «Ку-ку»). Формирование умения приветствовать взрослого, используя движения кистью руки.
- Развитие мелкой моторики и функции кисти.
Нормализация мышечного тонуса верхних конечностей. Кинетические упражнения, массаж кистей и пальцев рук.
- Формирование предметной деятельности.
Выполнение орудийных действий с предметами:
- пересыпать крупу;
- использование вспомогательных средств, находящихся в поле зрения. Например, доставать палочкой далеко закатившиеся игрушки; доставать сачком из воды камешки (шарики); тянуть игрушки за веревочку; перекидывать предметы ложкой, сачком из тарелки в коробочку;
- учить выполнять предметно-игровые действия. Например, прокатывать мячики по желобу или ворота; катать игрушки в тележке; возить в машинке кубики; играть с воздушными шариками; махать ленточкой, ловить шарик, отдавать его взрослому; кормить куклу, используя совместные действия со взрослым;
- снимать колечки с пирамидки и c помощью взрослого нанизывать их на стержень; строить из кубиков башню, лесенку, обыгрывая постройку;
- учить играть в прятки (накрывать и открывать платочком головку ребенка (взрослого); учить прятать и искать игрушки (под салфеткой, в коробочке).
- Формирование сенсорного восприятия.
- Развитие восприятия величины, формы. Учить брать маленькие предметы одной рукой, большие – двумя руками, при этом взрослый подчеркивает действия интонацией: «Держи обе ручки это большая матрешка!», «Возьми маленькую матрешку!»; закрывать крышками маленькие и большие коробочки (разные по форме, по величине), опуская туда соответствующие предметы по размеру, при этом выделяя интонацию голосом, «большой-маленький»; опускать предметы в различные по форме коробки; закрывать крышками круглые и квадратные коробки; заглядывать в коробки «Что там спрятали?», доставать предметы и снова прятать; распределять предметы в две коробки: в одну – кубики, в другую – шарики; распределять большие шарики в большие коробки, маленькие – в маленькие.
- Развитие зрительного и слухового восприятия. Побуждать ребенка реагировать и формировать жесты типа «дай», «на» на появившиеся в его поле зрения предметы (яркие игрушки; мерцающие предметы: фонарик, лампа периодически зажигающиеся, гаснущие; пламя свечи; смена цветовых фонарей). Стимулировать реагирование на возникающие в помещении (за его пределами) неречевые и речевые звуки.
- Понимание речи.
Формировать умение вслушиваться в речь, давать ответные звуковые реакции, продолжать учить умению соотносить предметы и действия с их словесным обозначением (показывать части тела, знакомые действия).
- Формирование речевого, диафрагмального дыхания.
Воспитание плавного и длительного выдоха. Подготовка органов артикуляции к базовым артикуляторным движениям.
Пассивная и пассивно-активная артикуляционная гимнастика, игровые и дыхательные упражнения.
7. Формирование речевой активности, речевого подражания.
Вызывание потребности речевого подражания. Работа над произношением гласных звуков (а, о, у, и).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная речевая карта ребенка 6-7 лет.
Индивидуальная речевая карта ребенка 6-7 лет.Ф.И. ребенка ______________________________________________________Возраст___________________________________________________________Домашний адрес________...
Методические рекомендации по работе с картами результатов коррекции развития обучающихся, воспитанников с ОВЗ и ТМНР. (по программе Е. Худенко)
Методические рекомендации по работе с картами результатов коррекции развития воспитанников с ОВЗ составлены по материалам программы Е. Худенко, Раздел 3. Материалы для индивидуальной характерисОВЗ и Т...
Образец индивидуальной карты сопровождения ребенка в школе.
Данный образец индивидуальной катры сопровождения учащегося с трудностями в обучении, т.е., состоящего на учете в школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме. Карта содержит 5 разделов, каждый...
План индивидуального игрового сеанса в Лекотеке учителя-дефектолога с ребенком с ТМНР. Формирование положительного эмоционального настроя на совместную со взрослыми деятельность.
В данной статье представлен план коррекционного игрового сеанса учителя-дефектолога Лекотеки с ребенком раннего возраста с ТМНР....
Открытое индивидуальное логопедическое занятие с ребенком с ТМНР по формированию коммуникативных навыков
Занятие обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий на повышение уровня готовности воспитанника к взаимодействию с окружающим миром, формирование процесса адапта...
Конспект индивидуального занятия по аппликации для ребенка с ТМНР «Подарки от Деда Мороза»
Конспект индивидуального занятия по аппликации для ребенка с ТМНР «Подарки от Деда Мороза»...
Дорожная карта обучения ребенка с ТМНР
Перевод Дорожной карты обучения ребенка с ТМНР Британской ассоциации специального обучения....