Адаптация первоклассников к школьному обучению
статья на тему
Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режима школы-интернат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1klass_adaptatsiya.docx | 24.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ адаптации первоклассников к школьному обучению
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Нарушение процесса адаптации сказываются на становлении ученика как субъекта учебной деятельности.
2
Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режима школы-интернат.
3
Дети с ОВЗ прибывшие в Нововаршавскую школу – интернат ещё сталкиваются с такими трудностями как расставание с родителями и близкими родственниками на время учёбы (родители могут забирать ребёнка домой на выходные дни и на каникулы). Педагоги на время учёбы заменяют детям родителей и помогают им адаптироваться к школьным условиям.
4
С помощью воспитателей дети учатся самостоятельно соблюдать правила личной гигиены, содержать в порядке свои вещи и обувь, заправлять постель, выполнять гигиенические и водные процедуры, организовывать прогулки и.т.д. В школе имеется всё необходимое для занятий спортом и занятий по интересам.
5
Критериями благополучной адаптации детей к школе принято считать благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы.
6
Индикатором трудности процесса адаптации к школе, как правило, являются изменения в поведении детей.
7.
Одна группа детей такие, как Очилов Артур, Агафуров Камиль, Стонога Олег, адаптировалась к школе в течение месяца обучения. Эти дети относительно быстро влились в коллектив, освоились в школе, приобрели новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять требования правил поведения
Вторая группа – учащиеся у которых адаптационный период продолжается: Матюшенко Оля, Коновалова Катя, Агапов Сережа, Агапов Аркадий, Цехмейстер Эдгард. Эти дети имеют более длительный период адаптации. Время несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: они не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, одноклассниками. положительно относится к школе, её посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, Как правило, эти дети испытывают некоторые трудности в усвоении учебной программы.
Третья группа - Калькуев Ваня, Шпнева Варя, Агапова Аня отрицательно или индифферентно относится к школе; нередки жалобы на нездоровье; каждый понедельник плач, крик, доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый материал усваивает фрагментарно; при выполнении учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, им необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей;
8.
Для многих детей поступление в школу может стать трудным испытанием. Хотя бы с одной из следующих проблем сталкивается каждый ребёнок:
- режимные трудности;
- коммуникативные трудности;
- проблема взаимоотношения с учителем;
- проблемы, связанные с изменением семейной обстановки.
9.
Мы сегодня будем рассматривать технологию организации образовательного процесса, когда в одном классе реализуются два варианта адаптированной основной общеобразовательной программы. Решением школьного ПМПк от 30 сентября 2016 г, 4 ученика Агапов Аркадий, Агапова Аня, Калькуев Ваня, и Цехмейстер Эдгард обучаются по программе АООП 1 -1 класс, 2 вариант. Эти дети не говорящие , имеют множественные нарушения в развитии. Мы столкнулись с такой проблемой, как обучать в одном классе детей с разной степенью умственной отсталости не нарушая закон об образовании и ФГОС О УО, в части создания специальных условий и обеспечения равных возможностей получения качественного образования разных категорий обучающихся.
19.12.2014 года приказом №1599 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (ИН). И с 1 сентября 2016 года он вступает в силу.
Организация первого дополнительного класса (1 I) направлена на решение диагностико-пропедевтических задач: 1. сформировать у обучающихся физическую, социально-личностную, коммуникативную и интеллектуальную готовность к освоению АООП; 2. сформировать готовность к участию в систематических учебных занятиях, в разных формах группового и индивидуального взаимодействия с учителем и одноклассниками в урочное и внеурочное время; 3. обогатить знания обучающихся о социальном и природном мире, опыт в доступных видах детской деятельности (рисование, лепка, апплика¬ция, ручной труд, игра и др.).
Продолжительность образования. Руководствуясь принципом нормализации жизни, общее образование детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР по адаптированной основной общеобразовательной программе происходит в течение 12 лет, как правило, в возрастной период от 7 до 18 лет. Процесс образования может происходить, как в классах с 1 по 10 , так и в близковозрастных классах (группах) по возрастающим ступеням обучения. Основанием для перевода обучающегося из класса в класс является его возраст. Следует учитывать и потребности в пролонгированном обучении, выходящим за рамки школьного возраста.
10
Учебный год разбит на 6 периодов обучения («триместры» с учетом дополнительных каникул в середине каждого триместра). 1. Обучение весь год в 1-ю смену с 8.30 часов. 2. Пятидневный режим обучения с соблюдением требований к максимальному объему учебной нагрузки. 3. «Ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного процесса: в сентябре проводится ежедневно по три урока по 35 минут каждый, со второй четверти - 4 урока по 35 минут, С третьей четверти – 4 урока по 45 минут. Остальное учебное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, подвижными играми на свежем воздухе, развивающими играми и другими нетрадиционными формами работы с обучающимися. 4. Облегченный день в середине учебной недели (учет биоритмологического оптимума умственной и физической работоспособности). Каждый первоклассник обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения.
11
10 учащихся определены в логопедическую группу из них 4 ребенка имеют ярко выраженные логопедические нарушения и 4 не говорящих, которые обучаются вербальным и не вербальным средствам коммуникации. Все ребята класса прошли психолого-педагогическое обследование
В целом, у учеников преобладает положительное отношение к школе, учителю, обучению;
Позиция школьника у большинства учеников сформирована, что так же говорит о положительной динамике в процессе адаптации;
Так как учебная деятельность является совсем новой для первоклассников им, естественно, хочется больше играть, нежели усердно заниматься на уроках;
Главными затруднениями в процессе адаптации к школьной жизни у первоклассников вызывало взаимоотношение со сверстниками;
Из-за высокой двигательной активности и физической утомляемости существуют некоторые проблемы в усвоении учебной программы, а именно из-за недостаточной концентрированности внимания.
Обстановка в классном коллективе, в целом, не плохая, но ее все же нельзя назвать стабильной. Социальный статус трех учеников очень низок, но сами они оценивают себя крайне позитивно.
Благодаря доброжелательному и тактичному отношению учителей, социального педагога, психолога, нашей тройки воспитателей к концу года реакция этих детей к школьным требованиям становится положительной адекватной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ (подпрограмма к Образовательной программе школы) ВВЕДЕНИЕ Адаптация - естественное состояние человека, проявляюще...
Программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников к школьному обучению "Я -первоклассник!"
Начало школьной жизни - серьезное испытание для детей, приходящих в первый класс, не у всех детей процесс адаптации происходит безболезненно. Для содействия обучающимся в социально-психологической ада...
Направления работы учителя логопеда в рамках программы "Адаптация первоклассников к школьному обучению"
Задачи работы•определять уровень готовности обучающихся к школьному обучению;• анализировать трудности в обучении обучающихся.• Развивать все стороны речи , владение языком во всех ситуаци...
Программа Коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников к школьному обучению “Я – первоклассник!”
Одним из наиболее значимых моментов в жизни человека является начальное обучение в школе. Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьн...
ПРОГРАММА по адаптации первоклассников к школьному обучению «В школу с радостью!»
Первый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стерео...
Выступление на родительском собрании« Адаптация первоклассников к школьному обучению». педагог-психолог Захарова М.Г.
Поступление в школу переломный момент в жизни каждого ребенка. Оно кардинальным образом меняет его образ жизни....
Конспект группового коррекционно- развивающего занятия по адаптации первоклассников к школьному обучению «Мой портфель»
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новы...