Программа Коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников к школьному обучению “Я – первоклассник!”
рабочая программа по психологии
Одним из наиболее значимых моментов в жизни человека является начальное обучение в школе. Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к психике ребенка и требуют активного приспособления к этой новой общественной организации. Не у всех детей оно происходит безболезненно, это может определяться состоянием ребенка, психологической готовностью к обучению. Главная особенность детей 7-8 лет – первичное осознание позиции школьника, прежде всего, через новые обязанности, которые ребенок учится выполнять. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным (Битянова М.Р.).
Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Не у всех детей процесс адаптации происходит безболезненно. Для содействия обучающимся в социально-психологической адаптации к школьному обучению и формированию УУД разработана коррекционно-развивающая программа «Я-первоклассник!».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_adaptatsii_pervoklassnikov_.docx | 39.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Брединская средняя общеобразовательная школа № 4»
Согласованно:___________ Утверждаю:___________
Зам. Директора по ВР Директор МКОУ
Станскова Е.А. Брединская СОШ № 4
Андрюкова Е.В.
«____»_____________ 2019 г. «_____» ___________ 2019 г.
Программа
Коррекционно-развивающих занятий
по адаптации первоклассников к школьному обучению
“Я – первоклассник!”
Педагог-психолог Байковой А.Г.
Рассмотрено на заседании методического объединения «_____» _____________ 2019 г.
2019
Пояснительная записка
Одним из наиболее значимых моментов в жизни человека является начальное обучение в школе. Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к психике ребенка и требуют активного приспособления к этой новой общественной организации. Не у всех детей оно происходит безболезненно, это может определяться состоянием ребенка, психологической готовностью к обучению. Главная особенность детей 7-8 лет – первичное осознание позиции школьника, прежде всего, через новые обязанности, которые ребенок учится выполнять. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным (Битянова М.Р.).
Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Не у всех детей процесс адаптации происходит безболезненно. Для содействия обучающимся в социально-психологической адаптации к школьному обучению и формированию УУД разработана коррекционно-развивающая программа «Я-первоклассник!».
Цель:
1.Психологическое сопровождение первоклассников на этапе адаптации к школьному обучению.
2. Профилактическая работа с первоклассниками по предупреждению школьной дезадаптации и тревожности
Задачи:
- Содействовать осознанию позиции школьника.
- Способствовать формированию дружеских отношений в классе. Развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия с одноклассниками.
- Развитие уверенности в себе и своих учебных возможностях.
- Обучить учащихся распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей.
- Формирование положительного отношения к правилам поведения в школе.
Структура программы:
Предлагаемый цикл занятий предполагает работу одновременно со всем классом, так как занятия направлены на знакомство, создание в классе дружеской атмосферы, взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом, развитие эмоционально-волевой сферы, нравственных представлений. Такая форма работы позволяет выявить детей с личностными проблемами.
Структура каждого занятия включает в себя:
1. Вступление. Ритуал приветствия.
2. Разминка.
3. Основная часть.
4. Заключительная часть. Ритуал прощания.
Условия проведения программы:
Помещение: для проведения программы требуется учебный класс. Для каждого обучающегося альбом, цветные карандаши.
Ожидаемые результаты:
1.Избавление от неуверенности в себе, поднятие самооценки; 2.готовность и способность учащегося к саморазвитию, личностному росту; 3.гармонизация личностной сферы и формирование мотивов к учению и познавательной активности; 4.улучшение произвольности; 5.снижение уровня тревожности.
Формы и методы работы: основной формой работы является групповое занятие с элементами психологического тренинга. Основное содержание групповой работы диагностические методы составляют игры, психотехнические упражнения, упражнения с элементами арт-терапии, психогимнастика, релаксационные методы, продуктивно-творческая деятельность.
Система оценки достижения планируемых результатов:
В результате проведения адаптационных занятий ожидается избежать дезадаптации учащихся первых классов, сократить процесс адаптации первоклассников к школе. Снижение уровня тревожности. Ознакомить ребят с правилами поведения в школе. Создать благоприятный климат в ученическом коллективе. Познакомить ребят друг с другом и классным руководителем.
Оценка эффективности реализации программы.
Для определения уровня социально-психологической адаптированности ребенка к школьному обучению применяется методика анкета «Оценка школьной мотивации» Н.Г. Лусканова.
Диагностика сформированности УУД включает в себя:
Коммуникативные УУД
- Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман)
- «Кто прав?» (Г.А. Цукерман)
Регулятивные УУД
- Методика «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин);
- Тест Тулуз-Пьрона.
Личностные УУД
Беседа о школе» (Т.А. Нежновой);
- Тест «Лесенка» (В.Г. Щур);
- Методика «Определение мотивов учения» (М.Р. Гинзбург)
Познавательные УУД
Методический комплекс Л.А. Ясюковой (задания на диагностику развития познавательных психических процессов).
Программа рассчитана на работу в группе из 14-16 человек.
Пространственно-временная организация
Продолжительность занятий: 30-40 минут 14 занятий.
Планируемый результат: благоприятное течение социально-психологической адаптации обучающихся 1 класса к школе, сформированность УУД.
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
- сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
- удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ребенку нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов
- установление контакта с обучающимися, с учителем;
- удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем;
- формирование адекватного поведения;
- овладение навыками учебной деятельности;
- степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому.
Показатели неблагоприятной психологической адаптации.
- Физиологический уровень: повышенная утомляемость, снижение работоспособности, слабость, головные боли, боли в животе, нарушения сна и аппетита, появление вредных привычек (обгрызание ногтей, ручек), дрожания пальцев, навязчивых движений, говорения с самим собой, заикания, заторможенности или, наоборот, двигательного беспокойства (расторможенности).
- Познавательный уровень, проявляющийся в неуспешности обучения по программе, соответствующей возрасту и способностям ребёнка Ребенок хронически не справляется со школьной программой. При этом он может безуспешно стараться преодолеть сложности либо отказываться учиться в принципе.
- Эмоциональный уровень, проявляющийся в нарушении отношения к обучению, учителям, жизненной перспективе, связанной с учёбой. Учебная и игровая пассивность, агрессивность по отношению к людям и вещам, повышенная тревожность, частая смена настроения, страх. Ребенок негативно относится к школе, не хочет туда ходить, не может наладить отношения с одноклассниками и учителями. Плохо относится к перспективе обучения.
- Социально-психологический уровень: упрямство, капризы, повышенная конфликтность, чувства неуверенности, неполноценности, своего отличия от других, заметная уединённость в кругу одноклассников, лживость, заниженная либо завышенная самооценка, сверхчувствительность, сопровождаемая плаксивостью, чрезмерной обидчивостью и раздражительностью.
- Поведенческий уровень, проявляется в импульсивном и неконтролируемом поведении, агрессивности, непринятии школьных правил, неадекватности требований к одноклассникам и учителям. Причем дети в зависимости от характера и физиологических особенностей могут вести себя по-разному. Одни будут проявлять импульсивность и агрессивность, другие – зажатость и неадекватные реакции.
Сформированность УУД.
- Личностные УУД:
- Принятие социальной роли ученика;
- Сформированность внутренней позиции школьника;
- Принятие и соблюдение норм школьного поведения;
- Осуществление морального выбора с адекватной нравственной оценкой действий;
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- Овладение начальными навыками адаптации в социуме.
2. Регулятивные УУД:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности;
- Осуществление целеполагания как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
-Овладение действиями планирования — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- Способность осуществлять действия прогнозирования — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- Овладение действием контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- Осуществление действия коррекции — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
- Способность к действию оценки — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
- Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий;
- Освоение способов решения проблем творческого характера.
3. Познавательные УУД:
- Овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей.
4. Коммуникативные УУД:
- Способность к планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- Возможность постановки вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- Способность к разрешению конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- Сформированность норм в общении с детьми и взрослыми;
- Сформированность умения задавать вопросы; умения излагать свое мнение и оценку событий; умения знакомиться, присоединяться к группе; умения благодарить и принимать комплименты; умения выразить свои теплые чувства к другому; умения слушать и слышать собеседника; умение осознавать свои чувства и выражать их; умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.
Учебно-тематическое планирование
№ | Название занятия | Кол-во часов |
Раздел 1. | Введение. Знакомство школьника с нормами школьной жизни | 4 |
1 | «Вводное занятие. «Давайте познакомимся » | 1 |
2 | «Ура! Я школьник. Школьные правила» | 1 |
3 | «Зачем ходить в школу?» «Школьные оценки» | 1 |
4 | «Что такое хорошо?» | 1 |
Раздел 2. | Развитие эмоционально-волевой сферы | 4 |
5 | «Мои эмоции» | 1 |
6 | «Мое настроение» Конверты «Радости» и «Огорчений» | 1 |
7 | «Я контролирую себя» | 1 |
8 | «Слушай команду» «Волшебная клетка» | 1 |
Раздел 3. | Развитие коммуникативных умений и навыков | 4 |
9 | «Что такое общение» | 1 |
10 | «Волшебные средства взаимопонимания» | 1 |
11 | «Драки и обида» «Мы поссорились и помирились» | 1 |
12 | «Застенчивость и Уверенность» | 1 |
Раздел 4. | Заключительная часть | 2 |
13 | «Дерево дружбы» | 1 |
14 | Игра «Что я знаю про свою школу» | 1 |
Всего: | 14 |
Список использованной литературы
- Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1 классе. – М.: Генезис, 2011.-144с.
- Артюхова И. Профилактика дезадаптации первоклассников. – М.: Чистые пруды, 2008. – 32 с.
- Артюхова И. В первом классе без проблем. - М.: Чистые пруды, 2008. – 32 с.
- Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1997. — 298 с.
- Глазунов Д.А. Развивающие занятия 1 класс. Методическое пособие с электронным приложением. - М.: Планета, 2011.-240с.
- Кабанова М.Н. Готовимся к школе. Практические задания, тесты, советы психолога.-М.: Олма-пресс, 2001.- 224 с.
- Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет - СПБ.: Речь, 2007. – 240 с.
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис. 2002. — 208 с.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 208 с.
- Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображени у детей. Игры и упражнения.- Ростов на Дону: Феникс, 2005. – 192 с.
- Практическая психология образования. Под ред. Дубровиной И.В. - СПб.: Питер, 2004 - 592 с.
- Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие творческого мышления детей 5-6 лет. - М.: Академия развития. - 32с.
- Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие творческого мышления детей 5-6 лет. - М.: Академия развития. - 32с.
- Трясорукова Т.П. Игры для дома и детского сада на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 29 с.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения - Практиче-ское пособие. – М.: Генезисс, 2000. – 160 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ (подпрограмма к Образовательной программе школы) ВВЕДЕНИЕ Адаптация - естественное состояние человека, проявляюще...
Программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников к школьному обучению "Я -первоклассник!"
Начало школьной жизни - серьезное испытание для детей, приходящих в первый класс, не у всех детей процесс адаптации происходит безболезненно. Для содействия обучающимся в социально-психологической ада...
Программа сопровождения адаптации первоклассников к процессу школьного обучения «Мы - первоклассники”
Программа сопровождения адаптации первоклассников к процессу школьного обучения «Мы - первоклассники”...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник" 2018-2019 учебный год
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник"...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник" 2019-2020 учебный год
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник"...
Коррекционно-развивающая программа адаптации обучающихся 1 класса к школьному обучению «Я- первоклассник»
Коррекционно-развивающая программа адаптации обучающихся 1 класса к школьному обучению «Я- первоклассник» состоит из 6 полноценных занятий педагога-психолога с первоклассниками....
Конспект группового коррекционно- развивающего занятия по адаптации первоклассников к школьному обучению «Мой портфель»
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новы...