Рабочая программа по развитию речи
рабочая программа на тему
Для обучающихся со сложной структурой дефекта. 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_1_klass.doc | 218.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии с программно – методическими материалами (обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта) специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (0-4 классы)» Москва, гуманитарный издательский центр ВЛАДОС 2013 г. под редакцией Бгажноковой И.М.
Учебно – методическое пособие:
- Е.Д. Худенко, Д.И. Барышникова. Планирование уроков развития речи в 1 классе специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Методическое пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с.
- С.В. Кудрина. Программно – методическое обеспечение к урокам «Окружающий мир» по курсу «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» в 1 – 4 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для учителя / С.В. Кудрина. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014 г.
Учитывая специфику познавательной деятельности школьников с интеллектуальным недоразвитием и особенности формирования у них речи, задания и упражнения по развитию речи должны быть, реализованы в следующих направлениях:
- воспитание звуковой культуры речи;
- развитие лексической стороны речи;
- формирование грамматического строя речи;
- развитие связной речи.
Воспитание звуковой культуры речи опирается на речевой слух, способности слышать и различать фонологические средства языка. Практическое владение языком предполагает умения различать на слух и правильно воспроизводить все звуковые единицы языка, которыми, к сожалению, учащиеся 1-го класса коррекционной школы VIII вида не владеют. Большинство из них имеют нарушенное звукопроизношение. Работу по коррекции и формированию правильного звукопроизношения проводит логопед. Учитель же обязан исправлять, уточнять произнесение слов, слогов школьниками, добиваться правильного звукового оформления лексических единиц, используемых ими в устной речи на уроках. Важными средствами звуковой выразительности речи являются тон, тембр, паузы, разные типы ударений. Именно этот арсенал и составляет интонационную картину речевого высказывания. Работа над интонацией, звуковой выразительностью речи необходима для того, чтобы дети учились выражать голосом свое отношение к высказыванию: понижать — повышать голос, логически и эмоционально подчеркивать произносимый текст. Именно эти умения необходимы школьнику для построения разных типов связного высказывания: описания, повествования, рассуждения. Работая над звуковой стороной речи, педагог учит ребенка соотносить свое высказывание с целями и условиями коммуникации. Громкость речи, скорость ее проговаривания, плавность, артикуляционное оформление — все это играет большую роль в достижении целей высказывания, т.е. в решении задач коммуникативного плана.
Развитие лексической стороны речи включает в себя работу над обогащением, расширением и активизацией словарного запаса. Основу обогащения детского словаря составляет работа по формированию тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов и их введение в языковое сознание ребенка.
Для этого необходим следующий комплекс упражнений:
- по правильному называнию предмета, его качеств, свойств, действий; по подбору слов, близких по своему значению;
- по формированию тематических групп слов (глаголы движения: идти, шагать, бежать и т.д.; глаголы, обозначающие речь: сказать, спросить, ответить и т.д.).
Активизация в речи школьников с интеллектуальным недоразвитием имен прилагательных, глаголов реализовывается через упражнения в описании предметов, в процессе наблюдений за изменениями в природе, в ходе которых ставятся вопросы: какой (ая, - ие)? что делает? что можно делать? Например, при рассматривании помидора учитель говорит: «Таня, покажи большой помидор. Какой это помидор? (Прилагательное повторяют 2-3 ученика.) А какого цвета помидор?» и т.д.
В целях уточнения понимания значения слов, используемых в речи, ученикам предлагается сравнить два-три одинаковых предмета. В начале этой работы учитель называет качества, признаки, действия, по которым сравниваются предметы, побуждая учеников использовать в речи имеющийся словарь. В дальнейшем роль стимула выполняет «схема описания», составленная нами из условных обозначений признаков предмета: цвет, форма, величина. Каждый из этих признаков имеет свой постоянный символ. Так, цвет — это изображение палитры; форма — изображение ряда геометрических фигур; величина — изображение большого и маленького кругов. Описывая предмет, учитель демонстрацию картинки сопровождает пояснением: «Это помидор (картинка с изображением знака вопроса). Он красный (картинка палитры); он большой (картинка большого и маленького кругов)» и т.д. Систематическое использование «схем-опор» формирует у школьников план высказывания и активизирует словарь. Особое внимание при словарной работе уделяется качественному совершенствованию лексики учеников с интеллектуальным недоразвитием. С этой целью в уроки включены упражнения по подбору синонимов и антонимов с постепенным усложнением заданий. На первых уроках при подборе синонимов и антонимов учитель использует подсказывающие и наводящие вопросы:
- Лиса большая и сильная, а лисенок?.. (Маленький и слабый.)
- Лиса убегает от охотника. Как можно сказать по-другому? (Удирает; уносит ноги; мчится.)
- Подбери слова-названия к описанию... Если часто идет дождь, небо затянуто тучами, дует холодный ветер, то какими словами можно описать осень? Она какая? (Пасмурная, дождливая, холодная.)
Формирование грамматического строя речи включает работу по усвоению школьниками родовой принадлежности и падежных форм, по активизации предлогов, образованию форм единственного и множественного чисел, словообразованию. С этой целью в уроки включены специальные игры и лексические упражнения с грамматическим содержанием: «Отгадай, чей голос?», «Чего не стало?», «Волшебный мешочек», «Кто у кого?» и др.
Усвоение падежей соответствует их последовательности в нормальном онтогенезе речи: винительный — родительный — дательный — предложный — творительный. Можно одновременно работать над усвоением нескольких падежей. С этой целью в уроки включены игры с одним и тем же объектом, но в разных ситуациях: «Здесь стоит дом — здесь нет дома»; «Мальчик строит дом — дети идут в дом». Что касается предлогов, то сначала рекомендуется использовать первообразные предлоги: в, на, за, под, перед, затем — другие: с, через, по, о (об), к. Большое внимание на уроках развития речи в 1-м классе уделено умению самостоятельно образовывать, подбирать слова. Например, в игре «Узнай, кто это?» учитель, а затем и сами дети имитируют движения, характерные для того или иного животного, для той или иной профессии, рода занятий: бег, прыжки, катание на лыжах, игру на музыкальных инструментах и т.п.
На первых этапах обучения в 1-м классе значительная часть заданий направлена на запоминание и правильное использование в речи грамматических средств. Основным приемом здесь является образец правильной грамматической формы, который дает педагог. Ученики образуют новые формы самостоятельно по аналогии с образцом. Развитие связной речи осуществляется в процессе и на основе всех рассмотренных выше направлений работы: обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи.
Для развития связной речи в 1-м классе коррекционной школы VIII вида необходимо использовать различные игры, задания и упражнения, формирующие навык связного высказывания, которые сначала выполняются совместно с педагогом, а затем и самостоятельно. С этой целью в уроки включены упражнения на рассматривание и описание предмета, совместное рассказывание, повторение текста. Уровень связности речи у учащихся с интеллектуальным недоразвитием во многом зависит от умения строить отдельные предложения и соединять их в связный текст. Работа над предложением начинается с первого урока и продолжается в течение всего года. Интересными приемами в этом направлении являются:
• Игра «Живые слова», в которой ученики выступают в роли слов в предложении, а учитель на первых порах составляет предложение, предлагая школьникам становиться в ряд слева направо в соответствующем порядке. В других вариантах ученики по заданию учителя производят перестановку слов: «Деревья покрыты снегом» — «Снегом покрыты деревья»; добавляют слова, строя распространенное предложение («Дети любят» — «Дети любят играть»; «Дети любят конфеты»); восстанавливают предложение, ставя слова по порядку (редко, осень, светит, солнце — Осенью солнце светит редко и т.п.). Каждый раз во время игры учитель должен задавать вопросы, относящиеся к отдельным словам. Например: «Кто слово "осень"?» или «Какое это слово?» — спрашивает учитель, указывая на ученика, выступающего в роли слова «осень». При этом внимание обращается на правильное называние слова всеми учениками, а не только игроками. «Угадай, какое слово заблудилось», «Поможем словам встать по порядку», «Распутай две фразы» и т.п. — все это игры, направленные на формирование умения строить предложение, моделировать фразу.
Обучение составлению предложений, а также упражнения в диалогической речи рассматриваются нами как подготовительный этап к упражнениям в связной описательно-повествовательной речи. Упражнения в рассказывании разбиты на несколько групп по степени их усложнения: рассказы по готовому образцу, по плану, по восприятию, по памяти.
- Рассказы по готовому образцу — это упражнения в умении пересказать, точно повторить уже прослушанный рассказ, сохранив полноту текста, последовательность
фраз, правильный ритм, без длительных пауз, интонационное оформление текста. - Рассказы по восприятию включают рассказ по демонстрируемым действиям, описание предмета, картинки, а также составление рассказа по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок.
Описание картинки — это умение видеть все ее детали, ориентироваться в сюжете (первый план, задний план), задавать вопросы, описывать картинку по памяти, добавлять недостающие детали, находить ошибки в картинке (намеренно предусмотренные), придумывать сюжеты, подходящие по смыслу к данной картинке, и т.п.
Систематическое использование этого приема формирует умение описывать картинку самостоятельно. Умение составлять рассказ по серии картинок формируется на основе вышеописанных приемов. При их использовании учитель должен учитывать познавательные возможности данной категории школьников, их способности устанавливать логические связи и отношения. Некоторые ученики с интеллектуальным недоразвитием не могут в правильной последовательности расположить серию сюжетных картинок, т.к. не улавливают поэтапность изображенных событий. Поэтому сначала нужно озвучить текст, а затем найти нужные картинки, иллюстрирующие его содержание. Учитель должен помочь школьникам разложить картинки в правильной последовательности. Надо научить их раскладывать картинки слева направо. С этой целью слева от ребенка можно положить кубик или счетную палочку и объяснить, что первую картинку нужно положить рядом с кубиком или со счетной палочкой. Постепенно дети привыкают выкладывать картинки слева направо, не пользуясь вспомогательными средствами. Учитель обращает внимание ребенка на первую картинку. При этом обязательна инструкция: «Покажи первую картинку». Следующая инструкция: «Давай вспомним начало рассказа». Ученик должен внимательно рассмотреть первую картинку. Правильно поставленные вопросы помогут ему не только внимательно рассмотреть картинку, но и описать предметы, явления, изображенные на ней. Целесообразно указывать под каждой картинкой, сколько вопросов к ней можно поставить. Можно использовать и прием моделирования: под каждой картинкой выложить столько картонных полосок, сколько потребуется к ней вопросов. Серии картинок помогают ребенку разобраться в последовательности событий. Если вначале учитель с помощью вопросов направляет внимание учеников на процесс развертывания действия, то затем они сами должны научиться выделять основные смысловые компоненты в содержании рассказа. Составление рассказов по картинкам способствует уточнению значений известных слов и усвоению новых. Новые слова запоминаются не механически, а в процессе их активного использования при анализе сюжетов, действий, представленных в дидактическом материале.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Основными формами организации учебного процесса являются урок и экскурсия. Тема «Сезонные изменения в природе» является главной, стержневой, т.к. целью уроков развития речи является расширение кругозора учеников с интеллектуальным недоразвитием, их знаний о явлениях и предметах окружающего мира. Экскурсии по наблюдению за сезонными изменениями в природе проводятся 2 раза в соответствующий сезон. В ходе каждой из них решаются несколько задач: дидактическая, коррекционная и воспитательная, подчиненные единой цели — уточнить и расширить представления детей об окружающем мире. Каждая экскурсия состоит из ряда этапов, в ходе которых решаются специальные задачи. В ходе проведения экскурсий предлагается упражнять учеников в диалогической речи, используя для этого различные игры и задания. В процессе организованного наблюдения за изменениями в природе реальным становится использование интонации как средства оформления своего высказывания, т.к. именно реальные явления и натуральные предметы стимулируют у школьников с интеллектуальным недоразвитием эмоции удивления, восторга, вопроса, радости и т.д. Умение использовать различную громкость голоса формируется именно в процессе экскурсий, где можно поупражнять их в этом, никому не мешая. Трудно переоценить роль экскурсий в развитии и коррекции познавательной деятельности учащихся с интеллектуальным недоразвитием. Именно наблюдая за солнцем, небом, облаками, деревьями, травами и т.д., ученики осваивают различные приемы мыслительной деятельности: анализ — синтез, классификацию, сравнение, обобщение, умозаключение, при помощи, которых они познают логику природы, оформляя свои впечатления в доступной им речевой форме.
Урок — это основная форма организации учебного процесса, которая строится в соответствии с общедидактическими и специальными требованиями. Каждый урок состоит из ряда этапов, подчиненных единой цели и трем задачам. Целью урока является ознакомление, уточнение, расширение и закрепление представлений о явлениях и предметах окружающего мира. Ориентируясь на тему урока, педагог может корректировать цели урока с учетом специфики состава учеников. Триединая задача рассматривается как направления работы на уроке по достижению поставленной цели. Дидактическая задача определяется как составляющая речевых задач. В ходе каждого урока, состоящего из нескольких этапов, решается, как правило, несколько речевых задач, взаимосвязанных и взаимообусловленных. Так, воспитание звуковой культуры речи сочетается со словарной работой, с формированием ее грамматического строя, с развитием навыков связной речи. Коррекционная задача предусматривает работу по развитию высших психических функций как основы для формирования речевой деятельности. С этой целью в уроки включены специальные упражнения и задания для коррекции и развития мыслительной деятельности: анализа — синтеза, сравнения, классификации, обобщения, вербальной, образной, двигательной памяти. Воспитательную задачу рассматривают в контексте развития мотивации к учению и формирования эмоциональной адекватности поведения.
Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад № 10»
СОГЛАСОВАННО УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УВР Директор МБС (К) ОУ
«______»_____________ 20___г. «Специальная
(коррекционная) начальная
школа – детский сад № 10
______________________
«_____»__________ 20___г.
.
Рабочая программа
по обучению детей со сложной структурой дефекта
образовательная область филология
предмет развитие устной речи
2 год обучения
на 2015-2016 учебный год
Учитель: Марус Юлия Сергеевна
Паспорт рабочей программы учебного предмета (развитие устной речи)
1.Тип программы: программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 2 год обучения
2.Статус: рабочая программа учебного предмета
3.Назначение: Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья программа обеспечивает реализацию образовательных услуг, гарантию качества получаемых услуг.
4. Категория: обучающиеся Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад №10"
5.Объем учебного времени: 68 часов
6.Сроки обучения: 1 год
7.Режим занятий: 2 часа в неделю
8.Форма обучения: очная
9. Формы контроля: текущий
Календарно – тематическое планирование
№ | Дата | Кол - во ч. | Тема | Виды деятельности обучающихся и учителя | |
Пред. | Фак. | I четверть | |||
1 | 1 | Первое сентября. | Закрепить знания учащихся о признаках лета. Расширить представление учащихся о школе. Работа с предметными картинками (лодка, речка, ягода, корзина и т.д.). Работа по сюжетной картинке «Первое сентября». | ||
2 | 1 | Собираемся в школу. | Уточнить, расширить и закрепить представления учащихся о школе. Игра «Посели картинку на нужный этаж». Работа с предметными картинками. Работа по сюжетной картинке «Расскажи, что делают школьники». | ||
3 | 1 | Класс. Я в классе. | Уточнить, расширить и закрепить представления учащихся о классе. Игра «Подбери слово». Беседа «Наш класс». | ||
4 | 1 | Ученик. Правила поведения на уроке. Урок - практикум | Повторить правила поведения ученика на уроке. Изучить в игровой форме правила общения ученика с учителями, родителями, другими учениками. Изучить понятия: одноклассники, одноклассницы (для говорящих детей). Для неговорящих детей по словесной инструкции учителя и по показу узнавать и показывать других учеников. Научиться выполнять простейшие практические задания в парах. Научиться выполнять задания с общими учебными принадлежностями. | ||
5 | 1 | Дежурство по классу. Урок – практикум. | В игровой форме познакомиться с обязанностями и правами дежурного класса. Усвоить понятие дежурный по классу. Научиться выполнять простейшие обязанности дежурного по классу. Работа с учащимися: упражнение на внимание, упражнение в составлении фразы по заданному началу, моделирование фразы по демонстрируемым действиям. Словарь: пол, стены, шкаф, окно, парты, учитель, ученики, доска, мел, тряпка, цветы. | ||
6 | 1 | Рабочее место ученика. Учебные принадлежности. | Повторить и закрепить название, назначение учебных принадлежностей (учебник, тетрадь, ручка, карандаш и т.д.). Повторить правила использования этих принадлежностей на уроке. Повторить название рабочего места ученика. Словарь: класс, парта, стол, доска, учебник, шкаф. | ||
7 | 1 | Сентябрь – ознакомительная экскурсия. | Наглядно познакомиться с изменениями в природе, которые происходят в сентябре. Тематическая беседа (основные приметы месяца: похолодание, прохладный осенний ветер, смена окраски листьев, начало листопада, отлет птиц, осенняя одежда людей). | ||
8 | 1 | Игрушки | Закрепить представление о назначении игрушек. Работа с учащимися: запомнить и восстановить последовательность картинок, работа по карточкам, упражнения в подборе слов – действий, упражнения на составление предложений, упражнения в словообразовании, упражнения на развитие слухового восприятия. | ||
9 | 1 | ||||
10 | 1 | Праздник «День учителя» | В доступной для детей форме дать представление об этом празднике, его значении. Подготовка, оформление и выставка работ к празднику. | ||
11 | 1 | Игрушки и учебные принадлежности | Уточнить представления учащихся о назначении игрушек и учебных принадлежностей. Работа с учащимися: упражнения в классификации, упражнения в подборе слов – действий, упражнение в составлении фразы по опорам, упражнения в составлении фраз по демонстрируемым действиям. | ||
12 | 1 | ||||
13 | 1 | Октябрь. Ознакомительная экскурсия. | Закрепить знания учащихся об изменениях в природе осенью. Прививать любовь к природе, бережное отношение к окружающей среде. | ||
14 | 1 | Составление коллекции листьев. | Составление осенней композиции из засушенных листьев. | ||
15 | 1 | Вода. Игры с водой. Дифференциация объектов живой и неживой природы. | Дать общее представление об объектах живой и неживой природы. Познакомить с таким объектом неживой природы, как вода, некоторыми ее свойствами (вода прозрачна, течет, на воде образуются волны, вода смачивает предметы.) Дать общее представление о том, в каких состояниях вода бывает в природе (капель, ручьи, снег, лед). | ||
16 | 1 | Огурец. Предметный урок. | Изучить внешний вид, использование в пищу, как произрастает. Познакомить со значением данных овощей для жизни человека. | ||
17 | 1 | Помидор. Предметный урок. | |||
18 | 1 | Овощи. Употребление в пищу | Закрепить знания учащихся о помидоре и огурце. Работа с учащимися: упражнение на развитие внимания, упражнения в самостоятельном описании помидора и огурца по схемам – опорам, упражнения в точном подборе слов. | ||
Итого за I четверть: 18 часов | |||||
II четверть | |||||
1 | 1 | Наступают холода. Ноябрь. Ознакомительная экскурсия. | Наглядно познакомиться с изменениями в природе, которые происходят в ноябре. Тематическая беседа (основные приметы месяца: пасмурная погода, холодные дожди, похолодание, холодный ветер, первые заморозки, первый снег, смена осенней одежды на зимнюю). | ||
2 | 1 | Игры с песком, глиной, камнями. Дифференциация объектов живой и неживой природы. | Дать общее представление об объектах живой и неживой природы. Познакомить с такими объектами неживой природы, как песок, глина, камни, некоторыми их свойствами. Научиться определять их по внешнему виду, изучить свойства при взаимодействии с водой. | ||
3 | 1 | Фрукты. Яблоко | Изучить внешний вид, использование в пищу, как произрастает. Познакомить со значением данных фруктов для жизни человека. | ||
4 | 1 | Фрукты. Груша | |||
5 | 1 | Овощи. Морковь | Изучить внешний вид, использование в пищу, как произрастает. Познакомить со значением данных овощей для жизни человека. | ||
6 | 1 | Овощи. Репа | |||
7 | 1 | Магазин «Овощи - фрукты». Игровое занятие. Фрукты и овощи, сравнение, употребление в пищу | Закрепить знания учащихся об овощах и фруктах. Сюжетно – ролевая игра «Магазин овощи - фрукты». | ||
8 | 1 | Профилактика простудных заболеваний. Витамины | Познакомить учащихся с основными правилами профилактики простудных заболеваний. В стихотворной форме донести до учащихся пользу витаминов. | ||
9 | 1 | Декабрь. Ознакомительная экскурсия | Наглядно познакомиться с изменениями в природе, которые происходят в декабре. Тематическая беседа (основные приметы месяца: снежный покров, мороз, солнце светит, но не греет, уборка снега). | ||
10 | 1 | Изменение в природе зимой. Признаки зимы | Уточнить и расширить представления детей о приметах зимы, признаках зимы. Работа с учащимися: лексические упражнения, упражнения в постановке вопросов, упражнения на развитие внимания, упражнения в подборе слов, составление рассказа по опорам. | ||
11 | 1 | ||||
12 | 1 | Игры со снегом и льдом. Урок – практикум | Дать общее представление об объектах живой и неживой природы. Познакомить с таким объектом неживой природы, как вода, некоторыми ее свойствами (вода прозрачна, течет, на воде образуются волны, вода смачивает предметы.) Дать общее представление о том, в каких состояниях вода бывает в природе (капель, ручьи, снег, лед). Определить цвет снега и льда. Узнать, прозрачный ли снег и лед. Посмотреть, что произошло со снегом и льдом, помещенными в теплое место. | ||
13 | 1 | Пришкольный участок. Лепка снеговика | Закрепить знания об объектах живой и неживой природы. Повторить и закрепить знания о свойствах воды. Практическая работа: лепка снеговика на пришкольном участке. | ||
14 | 1 | Новый год. Празднование дома и в школе. | В доступной для детей форме дать представление об этом празднике, его значении. Подготовка, оформление и выставка работ к празднику. | ||
Итого за II четверть: 14 часов | |||||
III четверть | |||||
1 | 1 | Январь. Ознакомительная экскурсия. | Наглядно познакомиться с изменениями в природе, которые происходят в январе. Тематическая беседа (основные приметы месяца: ярче светит солнце, день становится длиннее, мороз крепчает, дует холодный ветер, иней на деревьях, «рисунки» на стеклах, зимние забавы детей). | ||
2 | 1 | Животные: кошка | ЗУН: Называние. Внешнее строение: называние и показ частей тела. Пища. Значение для человека, забота и уход за животными. | ||
3 | 1 | Животные: собака | |||
4 | 1 | Домашние животные. Обобщение | Уметь дифференцировать диких и домашних животных по следующим признакам: место обитания, возможность самостоятельной жизни без помощи человека, уход за домашними животными и охрана диких. | ||
5 | 1 | Животные: заяц | ЗУН: Называние. Внешнее строение: называние и показ частей тела. Место обитания, основная пища. | ||
6 | 1 | Животные: волк | |||
7 | 1 | Животные: лиса | |||
8 | 1 | Дикие животные. Обобщение | Закрепить и обобщить знания по теме. | ||
9 | 1 | Птицы: ворона | ЗУН: название, внешнее строение, называние и показ частей тела, место обитания, роль в природе. | ||
10 | 1 | Птицы: синица | |||
11 | 1 | Подкормка птиц. Учебная прогулка | Формировать навыки охранительного поведения в природе. Работа с учащимися: упражнения в словообразовании, подборе слов, проведение экскурсии. | ||
12 | 1 | 23 февраля – День защитника Отечества | В доступной для детей форме дать представление об этом празднике, его значении. Подготовка, оформление и выставка работ к празднику. | ||
13 | 1 | Охрана здоровья и безопасное поведение | В доступной для учащихся форме познакомить с основными правилами охраны здоровья и безопасного поведения на природе, в обществе. | ||
14 | 1 | Мамин день – 8 марта | В доступной для детей форме дать представление об этом празднике, его значении. Подготовка, оформление и выставка работ к празднику. | ||
15 | 1 | Комнатные растения. Уход | Уточнить и расширить представления учащихся о комнатных растениях и способах ухода за ними. Работа с учащимися: упражнение в словообразовании, работа по карточкам «комнатные растения». | ||
16 | 1 | Комнатные растения: фиалка | ЗУН: Название, внешнее строение (корень, стебель, лист), уход. | ||
17 | 1 | Комнатные растения: герань | |||
18 | 1 | Мы в гостях. Правила поведения | В доступной для учащихся форме познакомить с основными правилами поведения в гостях: не опаздывать, громко не здороваться с остальными гостями и т.д. | ||
19 | 1 | Мой друг – светофор. Урок - игра | В доступной для учащихся форме познакомить с основными правилами дорожного движения: сигналы светофора, пешеходный переход и т.д. | ||
20 | 1 | ||||
Итого за III четверть: 20 часов | |||||
IV четверть | |||||
1 | 1 | Явление природы. Ледоход | Познакомить учащихся с таким природным явлением, как ледоход. Воспитывать интерес и любознательность к явлениям природы. | ||
2 | 1 | Весна. Апрель. Ознакомительная экскурсия | Наглядно познакомиться с изменениями в природе, которые происходят в апреле. Тематическая беседа (основные приметы месяца: потепление, яркое теплое солнце, влажный ветер, таяние снега, прилет птиц, переход на весеннюю одежду, весенние работы). | ||
3 | 1 | Сосульки. Капель. Ручьи | Познакомить учащихся с такими весенними природными явлениями, как сосульки, капель, ручьи. Воспитывать интерес и любознательность к явлениям природы. | ||
4 | 1 | Птицы весной. | Дать представление об образе жизни птиц весной. Вспомнить название перелетных птиц. Помощь птицам весной. | ||
5 | 1 | Распускание листьев. | Познакомить учащихся с изменениями растений весной. Закрепить название весенних месяцев. | ||
6 | 1 | Насекомые. Шмель | ЗУН: Название. Внешнее строение: называние и показ частей тела. Место обитания. Роль в природе: опыление растений. | ||
7 | 1 | Насекомые. Бабочка | |||
8 | 1 | Насекомые весной. | Дать представление о жизни насекомых весной. Виды работ: «Насекомые весной». | ||
9 | 1 | 9 мая – День победы | В доступной для детей форме дать представление об этом празднике, его значении. Подготовка, оформление и выставка работ к празднику. | ||
10 | 1 | Май. Ознакомительная экскурсия | Наглядно познакомиться с изменениями в природе, которые происходят в мае. Тематическая беседа (основные приметы месяца: установление теплой весенней погоды, теплый сильный ветер, первая гроза, распускание листьев, прилет птиц, весенние птицы). | ||
11 | 1 | Весенние цветы. | ЗУН: Название. Жизненная форма. Внешнее строение. Значение в природе. | ||
12 | 1 | Безопасное поведение в обществе. | В доступной для детей форме познакомить с основными правилами поведения в обществе: никуда не ходить с незнакомыми людьми, вежливо отказываться от угощения и игрушек, скорее вернуться к взрослому. | ||
13 | 1 | Правила движения по улицам | Изучить основные правила дорожного движения: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения на улице (движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). | ||
14 | 1 | Семья | Уточнить представления учащихся о членах семьи. Работа с учащимися: упражнения в точном подборе слов, упражнение в словосочетании. | ||
15 | 1 | ||||
16 | 1 | Здравствуй, лето красное! | Наглядно познакомиться с изменениями в природе, которые происходят летом. Тематическая беседа (основные признаки времени года: теплая погода, горячее солнце, теплые дожди, радуга, грозы, цветение растений, смена одежды на летнюю, летние развлечения). | ||
Итого за IV четверть: 16 часов | |||||
Итого за учебный год: 68 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по развитию речи для учащихся с речевыми нарушениями.
Календарно – тематическое планирование составлено на основе примерной программы для специальных (коррекционных) школ Vвида и с учетом программ начального общего образования ...
Рабочая программа по развитию речи 4 класс 8 вида
Программа предназначена для использование педагогами специальных (коррекционных) школ 8 вида в 4 лассе...
рабочая программа по развитию речи для детей дошкольного возраста
Программа расчитана для логопедов работаюих в группе подготовке детей к школе, на базе школы...
Рабочая программа по развитию речи 4 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Рабочая программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...
Рабочая программа курса «Развитие речи» 9 класс на 2013-2014 учебный год
Пояснительная записка Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что ...
Рабочая программа курса «Развитие речи» 5 класс
ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ...
Рабочая программа по развитию речи для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
Рабочая программа по развитию речи для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью коррекционных школ 8 вида....