Рабочая программа по развитию речи для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
рабочая программа (9 класс) по теме
Рабочая программа по развитию речи для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью коррекционных школ 8 вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_razvitiyu_rechi_9_klass.docx | 30.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по развитию речи для учащихся 9 класса «Особый ребёнок» коррекционной школы 8 вида.
Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию речи для 9 класса (для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости) разработана на основе Программы обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью / Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой.- СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011.
Рабочая программа в соответствии с учебным планом ОУ на 2013/2014 учебный год рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году) (учебная нагрузка – 1ч в неделю).
Нарушение речи у учащихся с умеренной умственной отсталостью имеет системный характер, распространяется на все её функции: коммуникативную, познавательную, регулятивную. Однако в структуре общего речевого недоразвития на первый план выступает слабость коммуникативной функции. Недоразвитие коммуникативной функции речи рассматривается как часть общего нарушения коммуникативной деятельности (с присущими ей мотивами и потребностями, речевыми и неречевыми средствами, целевыми и контрольными моментами).
Наряду с нарушениями коммуникативной функции речи у подростков с умеренной умственной отсталостью отмечается значительная недостаточность познавательной функции. На всех этапах развития детей страдает регулятивная функция речи. Речь практически не включается в процесс деятельности, не оказывает на неё должного организующего и регулирующего влияния.
В ходе организации и проведения уроков по предмету «Развитие речи» необходимо исходить из положения о том, что общение является особым видом деятельности, а развитие речи есть усвоение средств общения. Поэтому вся коррекционно-образовательная работа с учащимися должна строиться таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная (Почему учащийся должен говорить?), целевая (Зачем он должен говорить?) и исполнительская (Каким образом он может говорить?).
Основные цели и задачи, которые решает педагог в процессе обучения учащихся предмету «Развитие речи»:
- вызывать интерес к разнообразию окружающего мира, к явлениям природы;
- создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках, в играх, в самообслуживании и повседневной жизни;
- обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
- учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
- развивать фразовую речь;
- формировать умение составлять с помощью педагога простейший словесный отчёт о выполненных действиях;
- формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
- формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные, строение тела, способ передвижения, питание);
- знакомить с простейшими рассказами, историями, сказками, стихотворениями, разыгрывать их содержание по ролям совместно с учителем.
Основное внимание в коррекционно-развивающей работе обращается на усвоение учащимися средств общения (речевых и неречевых), которые могут удовлетворить его коммуникативные потребности. Развитие коммуникативной функции речи – главная задача обучения предмету «Развитие речи», а коммуникативный принцип построения уроков является ведущим.
Содержание программы.
№ | Тема раздела программы | Знания, приобретаемые в ходе прохождения программы | Умения и навыки, приобретаемые в ходе прохождения программы | Примечания |
1 2 3 | Временные представления. Неживая природа. Живая природа.
| -Повторение и обобщение знаний: части суток, дни недели, времена года, месяцы года, год. - Формирование представлений о жизни окружающего мира в разные части суток, в разные времена года. - Повторение, обобщение знаний об объектах неживой природы: вода, лёд, снег, дождь, почва, песок, глина, камни, земля, воздух, солнце, луна, звёзды. - Повторение, обобщение, пополнение знаний о профессиях. - Знакомство с понятием «заработная плата». - Правила общения ребёнка со взрослыми и детьми в семье, роли членов семьи, степени родства. - Правила общения ребёнка со взрослыми и детьми в школе. - Знания о разных видах магазинов, населённых пунктах, транспорте, культурных учреждениях, торжественных датах страны, символах страны (флаг, герб, гимн). - Понятия о гигиене и личных вещах. - Назначение учебных вещей. - Виды одежды, назначение одежды. - Виды обуви, назначение обуви. - Домашний адрес, телефон. - Функции комнат в квартире: кухня, спальня, гостиная, ванна, туалет и т.д. - Ознакомление с внешним строением домашних и диких животных, птиц, насекомых, их средой обитания, повадками, ролью в природе, образом жизни. - Расширение знаний по каждому виду животных. - Ознакомление с внешним видом, использованием, значением в природе и в жизни человека растений. | - Дифференциация времён года, времени суток (по признакам). - Умение пользоваться календарём, часами. - Дифференциация объектов и явлений неживой природы, умение называть их. - Узнавание профессий людей по их функциональным обязанностям, рабочей форме. - Узнавание людей разных профессий по картинкам, в реальной жизни. - Навыки уважительного общения с членами семьи. - Умение дифференцировать и называть членов семьи. - Навыки общения с детьми класса, школы, уважительного общения с учителями и персоналом школы. - Правила безопасности и поведения в общественных местах, транспорте. - Привитие ощущения сопричастности в подготовке и проведении праздников во время празднования торжественных дат страны. - Умение соблюдать гигиенические требования. - Умение пользоваться и бережно относиться к учебным вещам. - Уход за одеждой. - Умение определять размер одежды и подбирать себе одежду по размеру. - Уход за обувью. - Умение определять размер обуви, подбирать обувь своего размера. - Уход за жильём. - Умение называть домашний адрес, телефон. - Взаимодействие животных и человека. - Правила безопасности в лесу. - Бережное отношение к природе. - Умение помогать разным группам живых существ в трудный для них период. - Дифференциация разных групп живых существ друг с другом. - Понимание значения растений для жизни человека. - Гигиенические процедуры перед употреблением в пищу. - Умение дифференцировать съедобный и несъедобные растения. - Умение выращивать растение. - Умение ухаживать за комнатными растениями. - Умение использовать растения при приготовлении пищи, в лекарственных целях (лекарственные растения). |
Реализация учебной программы обеспечивается УМК.
Учебно-тематический план.
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
1 | "До свидания, лето!" Работа с картиной. | 1ч | |
2 | Школа. Беседа о режиме дня школы. | 1ч | |
3 | Школа. Адрес школы. | 1ч | |
4 | Школа. Ученики и учителя школы. | 1ч | |
5 | Школа. Школьные предметы. | 1ч | |
6 | Осень. Сезонные изменения в природе, приметы осени. | 1ч | |
7 | Дом. Квартира. Домашний адрес. | 1ч | |
8 | Квартира. Рисунок квартиры. | 1ч | |
9 | Дом. Рисунок дома. | 1ч | |
10 | Рассказ о своём доме. | 1ч | |
11 | Деревья: части дерева. | 1ч | |
12 | Деревья: разновидности. | 1ч | |
13 | Деревья. Берёза. | 1ч | |
14 | Деревья. Дуб. | 1ч | |
15 | Деревья. Ель. | 1ч | |
16 | Овощи, разновидности. | 1ч | |
17 | Овощи. Загадки об овощах. | 1ч | |
18 | Фрукты. Разновидности. Загадки о фруктах. | 1ч | |
19 | Овощи и фрукты. Обобщение. | 1ч | |
20 | Зима. Сезонные изменения в природе. | 1ч | |
21 | Зима. Зимние забавы детей. | 1ч | |
22 | Зима. Приметы зимы. | 1ч | |
23 | Зима. Месяцы зимы, приметы зимы. | 1ч | |
24 | Весна. Приметы весны. | 1ч | |
25 | Одежда. Виды одежды. | 1ч | |
26 | Обувь. Виды обуви. | 1ч | |
27 | Обувь. Уход за обувью. | 1ч | |
28 | "Из чего состоит твой внешний вид". | 1ч | |
29 | Дикие и домашние животные. | 1ч | |
30 | Комнатные растения. Цветы и первоцветы. | 1ч | |
31 | Птицы: части тела, виды птиц. Описание по схеме. | 1ч | |
32 | Насекомые: части тела насекомых, понятие о вредных насекомых, о пользе насекомых. | 1ч | |
33 | Экскурсия в природу. | 1ч | |
34 | Повторение изученного материала. | 1ч |
Учебно-методический комплекс по предмету «Развитие речи», 9 класс.
Использованные учебники (наименование, автор, год издания). | Использованные пособие для учителя, для учащихся. |
1)Худенко Е.Д., Фёдорова Г.А. Развитие речи. Учебник для спец.(коррекц.) школ 8 вида. 2 класс. –М.: АРКТИ, 2003. 2) Худенко Е.Д., Кремнёва С.Н. Развитие речи: Учебник для специальных (коррекц.) школ 8 вида. 1 класс. –М.: АРКТИ, 2003. | 1.Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине.-СПб.: ЦДК проф.Л.Б.Баряевой, 2009. 2. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая: Рекомендации по обучению детей с тяжёлой умственной отсталостью.- М., 2002. 3. Протасова Е.Ю. Строим, лечим, учим (детям о профессиях). –М.: Карапуз, 2003. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по альтернативному чтению для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
Рабочая программа рассчитана на 9 год обучения учащихся коррекционной школы 8 вида, классов "Особый ребёнок"....
Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
Рабочая программа рассчитана на учащихся 9 класса "Особый ребёнок" коррекционных школ 8 вида....
Рабочая программа по математическим представлениям и конструированию для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
Содержание программы + календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по графике и письму для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
Содержание программы+планирование....
Рабочая программа по ручному труду для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
Содержание программы + тематическое планирование....
Рабочая программа по предмету: "Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности" для учащихся 9 класса с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
Содержание программы + календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа индивидуально-групповых (групповых) занятий для учащихся 3 класса с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (сенсорное развитие)
Программа является вариативной, имеет адресную направленность на конкретного ребёнка или подгруппу учащихся, имеющих сходные затруднения. Сенсорное развитие составляет основу умственного развития ребе...