Рабочая программа по развитию речи для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
рабочая программа (9 класс) по теме

Жерело Любовь Валентиновна

Рабочая программа по развитию речи для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью коррекционных школ 8 вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_razvitiyu_rechi_9_klass.docx30.68 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по развитию речи для учащихся 9 класса «Особый ребёнок» коррекционной школы 8 вида.

Пояснительная записка

   Рабочая программа по развитию речи для 9 класса (для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости) разработана на основе Программы обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью / Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой.- СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011.

   Рабочая программа в соответствии с учебным планом ОУ на 2013/2014 учебный год рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году) (учебная нагрузка – 1ч в неделю).

   Нарушение речи у учащихся с умеренной умственной отсталостью имеет системный характер, распространяется на все её функции: коммуникативную, познавательную, регулятивную. Однако в структуре общего речевого недоразвития на первый план выступает слабость коммуникативной функции. Недоразвитие коммуникативной функции речи рассматривается как часть общего нарушения коммуникативной деятельности (с присущими ей мотивами и потребностями, речевыми и неречевыми средствами, целевыми и контрольными моментами).

   Наряду с нарушениями коммуникативной функции речи у подростков с умеренной умственной отсталостью отмечается значительная недостаточность познавательной функции. На всех этапах развития детей страдает регулятивная функция речи. Речь практически не включается в процесс деятельности, не оказывает на неё должного организующего и регулирующего влияния.

   В ходе организации и проведения уроков по предмету «Развитие речи» необходимо исходить из положения о том, что общение является особым видом деятельности, а развитие речи есть усвоение средств общения. Поэтому вся коррекционно-образовательная работа с учащимися должна строиться таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная (Почему учащийся должен говорить?), целевая (Зачем он должен говорить?) и исполнительская (Каким образом он может говорить?).

   Основные цели и задачи, которые решает педагог в процессе обучения учащихся предмету «Развитие речи»:

  • вызывать интерес к разнообразию окружающего мира, к явлениям природы;
  • создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках, в играх, в самообслуживании и повседневной жизни;
  • обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
  • формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
  • учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
  • развивать фразовую речь;
  • формировать умение составлять с помощью педагога простейший словесный отчёт о выполненных действиях;
  • формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
  • формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные, строение тела, способ передвижения, питание);
  • знакомить с простейшими рассказами, историями, сказками, стихотворениями, разыгрывать их содержание по ролям совместно с учителем.

   Основное внимание в коррекционно-развивающей работе обращается на усвоение учащимися средств общения (речевых и неречевых), которые могут удовлетворить его коммуникативные потребности. Развитие коммуникативной функции речи – главная задача обучения предмету «Развитие речи», а коммуникативный принцип построения уроков является ведущим.

 

Содержание программы.

Тема раздела программы

Знания, приобретаемые в ходе прохождения программы

Умения и навыки, приобретаемые в ходе прохождения программы

Примечания

1

2

3

Временные представления.

Неживая природа.

Живая природа.

  • Мир людей:
  • Человек – член общества (профессии).

  • Семья.

  • Ближайшее окружение: школа, класс.

  • Дальнее окружение: страна, населённые пункты, магазины, музеи, театры, кафе, транспорт.

  • Личные вещи.

  • Учебные вещи.

  • Одежда.

  • Обувь.

  • Жильё (квартира, дом).

  • Животные:
  • Звери.

  • Птицы.

  • Насекомые.

  • Растения:
  • Овощи и фрукты.
  • Деревья и кустарники.

-Повторение и обобщение знаний: части суток, дни недели, времена года, месяцы года, год.

- Формирование представлений о жизни окружающего мира в разные части суток, в разные времена года.

- Повторение, обобщение знаний об объектах неживой природы: вода, лёд, снег, дождь, почва, песок, глина, камни, земля, воздух, солнце, луна, звёзды.

- Повторение, обобщение, пополнение знаний о профессиях.

- Знакомство с понятием «заработная плата».

- Правила общения ребёнка со взрослыми и детьми в семье, роли членов семьи, степени родства.

- Правила общения ребёнка со взрослыми и детьми в школе.

- Знания о разных видах магазинов, населённых пунктах, транспорте, культурных учреждениях, торжественных датах страны, символах страны (флаг, герб, гимн).

- Понятия о гигиене и личных вещах.

- Назначение учебных вещей.

- Виды одежды, назначение одежды.

- Виды обуви, назначение обуви.

- Домашний адрес, телефон.

- Функции комнат в квартире: кухня, спальня, гостиная, ванна, туалет и т.д.

- Ознакомление с внешним строением домашних и диких животных, птиц, насекомых, их средой обитания, повадками, ролью в природе, образом жизни.

- Расширение знаний по каждому виду животных.

- Ознакомление с внешним видом, использованием, значением в природе и в жизни человека растений.

- Дифференциация времён года, времени суток (по признакам).

- Умение пользоваться календарём, часами.

- Дифференциация объектов и явлений неживой природы, умение называть их.

- Узнавание профессий людей по их функциональным обязанностям, рабочей форме.

- Узнавание людей разных профессий по картинкам, в реальной жизни.

- Навыки уважительного общения с членами семьи.

- Умение дифференцировать и называть членов семьи.

- Навыки общения с детьми класса, школы, уважительного общения с учителями и персоналом школы.

- Правила безопасности и поведения в общественных местах, транспорте.

- Привитие ощущения сопричастности в подготовке и проведении праздников во время празднования торжественных дат страны.

- Умение соблюдать гигиенические требования.

- Умение пользоваться и бережно относиться к учебным вещам.

- Уход за одеждой.

- Умение определять размер одежды и подбирать себе одежду по размеру.

- Уход за обувью.

- Умение определять размер обуви, подбирать обувь своего размера.

- Уход за жильём.

- Умение называть домашний адрес, телефон.

- Взаимодействие животных и человека.

- Правила безопасности в лесу.

- Бережное отношение к природе.

- Умение помогать разным группам живых существ в трудный для них период.

- Дифференциация разных групп живых существ друг с другом.

- Понимание значения растений для жизни человека.

- Гигиенические процедуры перед употреблением в пищу.

- Умение дифференцировать съедобный и несъедобные растения.

- Умение выращивать растение.

- Умение ухаживать за комнатными растениями.

- Умение использовать растения при приготовлении пищи, в лекарственных целях (лекарственные растения).

Реализация учебной программы обеспечивается УМК.

Учебно-тематический план.

№ урока

Тема урока

Количество

часов

Дата проведения

1

"До свидания, лето!" Работа с картиной.

2

Школа. Беседа о режиме дня школы.

3

Школа. Адрес школы.

4

Школа. Ученики и учителя школы.

5

Школа. Школьные предметы.

6

Осень. Сезонные изменения в природе, приметы осени.

7

Дом. Квартира. Домашний адрес.

8

Квартира. Рисунок квартиры.

9

Дом. Рисунок дома.

10

Рассказ о своём доме.

11

Деревья: части дерева.

12

Деревья: разновидности.

13

Деревья. Берёза.

14

Деревья. Дуб.

15

Деревья. Ель.

16

Овощи, разновидности.

17

Овощи. Загадки об овощах.

18

Фрукты. Разновидности. Загадки о фруктах.

19

Овощи и фрукты. Обобщение.

20

Зима. Сезонные изменения в природе.

21

Зима. Зимние забавы детей.

22

Зима. Приметы зимы.

23

Зима. Месяцы зимы, приметы зимы.

24

Весна. Приметы весны.

25

Одежда. Виды одежды.

26

Обувь. Виды обуви.

27

Обувь. Уход за обувью.

28

"Из чего состоит твой внешний вид".

29

Дикие и домашние животные.

30

Комнатные растения. Цветы и первоцветы.

31

Птицы: части тела, виды птиц. Описание по схеме.

32

Насекомые: части тела насекомых, понятие о вредных насекомых, о пользе насекомых.

33

Экскурсия в природу.

34

Повторение изученного материала.

 

   Учебно-методический комплекс по предмету «Развитие речи», 9 класс.

Использованные учебники (наименование, автор, год издания).

Использованные пособие для учителя, для учащихся.

1)Худенко Е.Д., Фёдорова Г.А. Развитие речи. Учебник для спец.(коррекц.) школ 8 вида. 2 класс. –М.: АРКТИ, 2003.

2) Худенко Е.Д., Кремнёва С.Н. Развитие речи: Учебник для специальных (коррекц.) школ 8 вида. 1 класс. –М.: АРКТИ, 2003.

1.Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине.-СПб.: ЦДК проф.Л.Б.Баряевой, 2009.

2. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая: Рекомендации по обучению детей с тяжёлой умственной отсталостью.- М., 2002.

3. Протасова Е.Ю. Строим, лечим, учим (детям о профессиях). –М.: Карапуз, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по альтернативному чтению для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.

Рабочая программа рассчитана на 9 год обучения учащихся коррекционной школы 8 вида, классов "Особый ребёнок"....

Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.

Рабочая программа рассчитана на учащихся 9 класса "Особый ребёнок" коррекционных школ 8 вида....

Рабочая программа индивидуально-групповых (групповых) занятий для учащихся 3 класса с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (сенсорное развитие)

Программа является вариативной, имеет адресную направленность на конкретного ребёнка или подгруппу учащихся, имеющих сходные затруднения. Сенсорное развитие составляет основу умственного развития ребе...