Конспект урока "Правописание безударных гласных в корне слова"
план-конспект урока (8 класс) на тему

Петушкова Надежда Дмитриевна

Конспект урока "Правописание безударных гласных в корне слова" для учащихся 8 класса с ОВЗ. Данная тема позволяет заложить основы для воспитания орфографической зоркости. Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся - учит их выполнять целый ряд умственных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия, учит делать выводы и обобщения. Данная тема также способствует развитию речи учащихся, т.к. необходимо иметь достаточный словарный запас, чтобы подобрать проверочное слово.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx21.59 КБ
Файл prilozhenie_1.docx1.13 МБ
Файл prilozhenie_2.docx15.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

«Правописание безударных гласных в корне слова».

Класс - 8-г, учитель Петушкова Н.Д.

Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова».

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Цель: обобщение знаний  способов проверки безударной гласной, упражнение в правописании слов с безударной гласной в корне, умении подбирать проверочные слова.

Задачи: 

- образовательные: формировать представления об особенностях проверочного и проверяемого слов, способах проверки безударных гласных, умение проверять безударные гласные в корне слова;

- коррекционные: развивать логическое мышление, внимание, память, связную речь, орфографическую зоркость;

- воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, чувство сотрудничества, взаимопомощи.

Оборудование: индивидуальные карточки, учебник, наглядный материал, карточки для игры "Пирамида" (приложение 1,2)

Ход урока

  1. Организационный момент
    Долгожданный дан звонок,
    Начинается урок.
    А теперь проверь, дружок,
    Ты готов начать урок?
    Все ль на месте?
    Все ль в порядке?
    Ручки, книжка и тетрадка?
    Все ли правильно сидят?
    Все ль внимательно глядят?
  2.  Актуализация знаний
    - Мальчик написал предложение «Дед Егор в густом
    лису встретил рыжую лису


- Обратите внимание на написание выделенных слов. Все ли здесь правильно?
- Написание каких букв вызвало у мальчика затруднение? (написание безударных гласных, учащиеся исправляют).

III. Сообщение темы и цели урока.
- Отгадайте загадку:
В небе молния сверкает,
Гром в раскатах громыхает,
Клонится к земле лоза.
Начинается … (гроза).
- Выполните слого - звуковой разбор слова «гроза» (записываем слово
«гроза» на доске).
- На что обратили внимание? (Написание безударной гласной в корне расходится с произношением)
- Сформулируйте тему урока.
- Чему мы будем учиться?
- Зачем мы будем этому учиться? (Постановка целей учащимися).

IV. Работа по теме урока.
1
. Карточки  на доске:
В солонке соль. Надо солить суп. На тарелке солёный огурец.

- Прочитайте предложения.
- Что заметили в предложениях? (Есть однокоренные слова)
- Выпишите эти слова, выделите корень, поставьте ударение над словами.


Солонка, соль, солить, солёный.


- В написании какого слова вы не сомневаетесь? (соль)
- Почему? (В слове «соль» гласная под ударением, в остальных словах гласные в корне безударные).
- А почему сомневаетесь в остальных случаях?
- Как быть? (подобрать проверочное слово).
- Слово «соль» является «проверочным»
- По какому принципу мы определяем, что это проверочное слово? (Хорошо слышно).
- А почему хорошо слышно? (Под ударением)
- Давайте проверим. Сопоставим написание и произношение под ударением и без ударения.
- Слова
«солонка», «солить», «солёный» являются проверяемыми.
- Какой вывод можно сделать?
Вывод: Безударный гласный в корне можно проверить, подобрав проверочное слово. Гласная пишется такая же, как под ударением в проверочном слове.
- Какое проверочное слово надо подбирать? (однокоренное)
- Подбор в качестве проверочного однокоренного слова – это один из способов проверки безударного гласного в корне.
На доске:
дом – дома
совы - сова

- Прочитаем пары слов. Что можно сказать об этих словах? (Это формы одного и того же слова).
- Запишите пары слов. Подчеркните в каждой паре те слова, которые являются проверочными.
– Какой можно сделать вывод? (Безударные гласные в корне можно проверять изменением формы слова – второй способ).
- Итак, назовем еще раз способы проверки безударных гласных в корне слова.

СПОСОБЫ ПОДБОРА ПРОВЕРОЧНЫХ СЛОВ

Подбор                                                                                      Изменение формы слова

однокоренного слова

звонок - звон                                                                                      плоды - плод

листок - лист                                                                                    стрела - стрелы


V. Физкультминутка.

Ударяем молоточком
По словам, по словам.
Гласный О сейчас ударный,
Или А, или я!
Ударением ударим
По словам, по словам…

дети сжимают руки в кулаки,
ударяют кулаком о кулак,
попеременно меняя руки

Ударный слог, ударный слог…

Он назван так недаром.

Эй, невидимка-молоток,

Отметь его ударом.

И молоток стучит, стучит,

И чётко речь моя звучит.

Следи за поведеньем молотка.

Держи в руках его, озорника!


VI. Закрепление

  1. Игра «Пирамида». Учащиеся по очереди вписывают буквы в кольца пирамиды (см. приложение 2).
  2. Работа по карточкам (см. приложение 1).

    Фронтальная проверка. Оценивание на этапе.

3. Работа с учебником. Выполнение упр. 13 с. 87.


4. Дополнительные задания.

Выберите (подчеркните) нужное проверочное слово, вставьте пропущенные буквы. Докажите, почему:
• уд…вительно (диво, дева)
• л…пить (липка, лепка)
• м…стерить (мост, мастер)
• л…нивый (лень, линька)
• скр…пучий (скрепка, скрип)


Подчеркните в каждой группе слово, которое является проверочным. Докажите, почему:
• кричать, крикливый, крик
• окно, окошечко, окна
• тайник, тайна
• сова, совёнок, совы
• дворы, двор, дворовый
• дождь, дождливый, дождик


Проверка выполнения задания.


VII. Подведение итогов урока. Рефлексия
- Скажите, о какой орфограмме шла речь на уроке.
- Какие гласные в корне требуют проверки?
- Как вы подбирали проверочные слова?

- Все ли понравилось на уроке?

VIII. Домашнее задание

Учебник, стр.87 упр.14


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Дед Егор в густом лису 

встретил рыжую лису.

лесу

ГРОЗА

В солонке соль.

Надо солить суп.

На тарелке солёный

огурец.

ДОМ

ДОМА

СОВЫ

СОВА

                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

СОЛОНКЕ

СОЛИТЬ

СОЛЁНЫЙ

СОЛЬ

ПРАВОПИСАНИЕ

БЕЗУДАРНЫХ

ГЛАСНЫХ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развернутый конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова".

Конспект урока по русскому языку в 5 классе с планом. В конспекте полное содержание примеров и  упражнений, алгоритм рассуждения учеников и учителя, указан обем письменных работ на уроке....

Конспект урока для 6 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида "Безударные гласные в корне слова".

В ходе урока у учащихся формировались общеучебные навыки, умение работать самостоятельно, внимательно слушать, применять полученные знания....

Конспект урока «Ознакомление со способами проверки безударной гласной в корне слова»

Открытый урок во 2-ом классе и использованием исследовательской проектной деятельности. Начало проекта "Орфограммы в фантиках"....

План-конспект урока с использованием ЭОР "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова".

Перчень используемых на данном уроке ЭОР: (название ресурса, тип, вид ресурса, форма предъявления информации,  гиперссылки на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР)....

ПЛАН КОНСПЕКТА УРОКА Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

Воспитательные: формировать сознательное отношение к изучению русского языка на материале темы урока; формировать интерес к изучению русского языка на материале темы урока....

Конспект индивидуального логопедического занятия «Правописание безударных гласных в корне слов»

Вниманию представлен конспект занятия по логопедии в 6 классе по теме:" Правописание безударных гласных в корне слов"....

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»

Технологическая  карта урока по  русскому  языку в 5 классе по  теме  "Безударные  гласные в корне слова ,проверяемые ударением", презентация? рабочие материалы...