Конспект урока "Правописание безударных гласных в корне слова"
план-конспект урока (8 класс) на тему
Конспект урока "Правописание безударных гласных в корне слова" для учащихся 8 класса с ОВЗ. Данная тема позволяет заложить основы для воспитания орфографической зоркости. Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся - учит их выполнять целый ряд умственных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия, учит делать выводы и обобщения. Данная тема также способствует развитию речи учащихся, т.к. необходимо иметь достаточный словарный запас, чтобы подобрать проверочное слово.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 21.59 КБ |
prilozhenie_1.docx | 1.13 МБ |
prilozhenie_2.docx | 15.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
«Правописание безударных гласных в корне слова».
Класс - 8-г, учитель Петушкова Н.Д.
Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова».
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Цель: обобщение знаний способов проверки безударной гласной, упражнение в правописании слов с безударной гласной в корне, умении подбирать проверочные слова.
Задачи:
- образовательные: формировать представления об особенностях проверочного и проверяемого слов, способах проверки безударных гласных, умение проверять безударные гласные в корне слова;
- коррекционные: развивать логическое мышление, внимание, память, связную речь, орфографическую зоркость;
- воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, чувство сотрудничества, взаимопомощи.
Оборудование: индивидуальные карточки, учебник, наглядный материал, карточки для игры "Пирамида" (приложение 1,2)
Ход урока
- Организационный момент
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Ручки, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят? - Актуализация знаний
- Мальчик написал предложение «Дед Егор в густом лису встретил рыжую лису.»
- Обратите внимание на написание выделенных слов. Все ли здесь правильно?
- Написание каких букв вызвало у мальчика затруднение? (написание безударных гласных, учащиеся исправляют).
III. Сообщение темы и цели урока.
- Отгадайте загадку:
В небе молния сверкает,
Гром в раскатах громыхает,
Клонится к земле лоза.
Начинается … (гроза).
- Выполните слого - звуковой разбор слова «гроза» (записываем слово «гроза» на доске).
- На что обратили внимание? (Написание безударной гласной в корне расходится с произношением)
- Сформулируйте тему урока.
- Чему мы будем учиться?
- Зачем мы будем этому учиться? (Постановка целей учащимися).
IV. Работа по теме урока.
1. Карточки на доске:
В солонке соль. Надо солить суп. На тарелке солёный огурец.
- Прочитайте предложения.
- Что заметили в предложениях? (Есть однокоренные слова)
- Выпишите эти слова, выделите корень, поставьте ударение над словами.
Солонка, соль, солить, солёный.
- В написании какого слова вы не сомневаетесь? (соль)
- Почему? (В слове «соль» гласная под ударением, в остальных словах гласные в корне безударные).
- А почему сомневаетесь в остальных случаях?
- Как быть? (подобрать проверочное слово).
- Слово «соль» является «проверочным»
- По какому принципу мы определяем, что это проверочное слово? (Хорошо слышно).
- А почему хорошо слышно? (Под ударением)
- Давайте проверим. Сопоставим написание и произношение под ударением и без ударения.
- Слова «солонка», «солить», «солёный» являются проверяемыми.
- Какой вывод можно сделать?
Вывод: Безударный гласный в корне можно проверить, подобрав проверочное слово. Гласная пишется такая же, как под ударением в проверочном слове.
- Какое проверочное слово надо подбирать? (однокоренное)
- Подбор в качестве проверочного однокоренного слова – это один из способов проверки безударного гласного в корне.
На доске:
дом – дома
совы - сова
- Прочитаем пары слов. Что можно сказать об этих словах? (Это формы одного и того же слова).
- Запишите пары слов. Подчеркните в каждой паре те слова, которые являются проверочными.
– Какой можно сделать вывод? (Безударные гласные в корне можно проверять изменением формы слова – второй способ).
- Итак, назовем еще раз способы проверки безударных гласных в корне слова.
СПОСОБЫ ПОДБОРА ПРОВЕРОЧНЫХ СЛОВ
Подбор Изменение формы слова
однокоренного слова
звонок - звон плоды - плод
листок - лист стрела - стрелы
V. Физкультминутка.
Ударяем молоточком | дети сжимают руки в кулаки, |
Ударный слог, ударный слог…
Он назван так недаром.
Эй, невидимка-молоток,
Отметь его ударом.
И молоток стучит, стучит,
И чётко речь моя звучит.
Следи за поведеньем молотка.
Держи в руках его, озорника!
VI. Закрепление
- Игра «Пирамида». Учащиеся по очереди вписывают буквы в кольца пирамиды (см. приложение 2).
- Работа по карточкам (см. приложение 1).
Фронтальная проверка. Оценивание на этапе.
3. Работа с учебником. Выполнение упр. 13 с. 87.
4. Дополнительные задания.
Выберите (подчеркните) нужное проверочное слово, вставьте пропущенные буквы. Докажите, почему:
• уд…вительно (диво, дева)
• л…пить (липка, лепка)
• м…стерить (мост, мастер)
• л…нивый (лень, линька)
• скр…пучий (скрепка, скрип)
Подчеркните в каждой группе слово, которое является проверочным. Докажите, почему:
• кричать, крикливый, крик
• окно, окошечко, окна
• тайник, тайна
• сова, совёнок, совы
• дворы, двор, дворовый
• дождь, дождливый, дождик
Проверка выполнения задания.
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия
- Скажите, о какой орфограмме шла речь на уроке.
- Какие гласные в корне требуют проверки?
- Как вы подбирали проверочные слова?
- Все ли понравилось на уроке?
VIII. Домашнее задание
Учебник, стр.87 упр.14
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развернутый конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова".
Конспект урока по русскому языку в 5 классе с планом. В конспекте полное содержание примеров и упражнений, алгоритм рассуждения учеников и учителя, указан обем письменных работ на уроке....
Конспект урока для 6 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида "Безударные гласные в корне слова".
В ходе урока у учащихся формировались общеучебные навыки, умение работать самостоятельно, внимательно слушать, применять полученные знания....
Конспект урока «Ознакомление со способами проверки безударной гласной в корне слова»
Открытый урок во 2-ом классе и использованием исследовательской проектной деятельности. Начало проекта "Орфограммы в фантиках"....
План-конспект урока с использованием ЭОР "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова".
Перчень используемых на данном уроке ЭОР: (название ресурса, тип, вид ресурса, форма предъявления информации, гиперссылки на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР)....
ПЛАН КОНСПЕКТА УРОКА Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.
Воспитательные: формировать сознательное отношение к изучению русского языка на материале темы урока; формировать интерес к изучению русского языка на материале темы урока....
Конспект индивидуального логопедического занятия «Правописание безударных гласных в корне слов»
Вниманию представлен конспект занятия по логопедии в 6 классе по теме:" Правописание безударных гласных в корне слов"....
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Безударные гласные в корне слова ,проверяемые ударением", презентация? рабочие материалы...