Рабочая программа по предмету "Развитие речи (графика и письмо)", ОВЗ первый год обучения надомно.
рабочая программа на тему

Рабочая программа по предмету "Развитие речи (графика и письмо)", ОВЗ первый год обучения надомно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет Администрации Шелаболихинского района по образованию

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шелаболихинская основная общеобразовательная школа»

Шелаболихинского района Алтайского края

Принято.

 МО учителей начальных классов

Протокол № 1 от 30.08.2016

 

Утверждено.

Приказ директора школы

№ 71   от 30.08.2016

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 по предмету «Развитие речи

(графика и письмо)»

для реализации ИУП

на 2016-2017 учебный год,

первый год обучения

                   

       

Составитель:  Т.М. Макеева

с. Шелаболиха, 2016

Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету  «Развитие речи (графика и письмо) разработана  на основе  Программы образования учащихся с умеренной и  тяжелой умственной отсталостью под. ред.Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой.

На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, 68 (34 учебные недели) часов в год.

Планируемые результаты:

Уметь:

  • рисовать контурные и цветные изображения по трафаретам;
  • рисовать («писать») контурные линии, штрихов, изображающих пятна (черно-белые и цветные), на фоне листа бумаги, различной по фактуре сыпучей поверхности (манки, насыпанной на поднос), с которыми изображение образует контрастное или нюансное соотношение;
  • рисовать простые эстампы (с помощью педагога), отражающие смысловые единицы;
  • обводить по точкам и пунктирным линиям, дорисовывать части изображения с целью создания целого;
  • написать печатные буквы имени («печатание» букв);
  • написанию письменных букв по трафаретам;
  • рисовать плакаты с доступной тематикой с использованием предметно-практической деятельности (рисование, аппликация, конструирование из природного и бросового материала);

Содержание курса.

Упражнения для развития тонкой моторики рук. Упражнения на развитие произвольных движений рук, ног, головы, глаз, языка, пальцев и кистей рук по образцу и по словесной инструкции (отдельные, попеременные, последовательные движения и серии движений). Тренировочные упражнения на согласование движения и дыхания (на вдохе и выдохе). Упражнения на развитие двигательной подражательности.

Упражнения на развитие умения учащегося узнавать предметы тактильно и на основе зрительного восприятия.

Упражнения на развитие общей и ручной моторики, на формирование праксиса позы (кинестетический фактор) (по образцу и словесной инструкции учителя).

Упражнения на совершенствование общей и ручной моторики, развитие динамической организации движений (кинетической фактор) при последовательном их выполнении. (Интеграция с логопедическими занятиями.)

Упражнения для кистей рук по образцу и словесной инструкции учителя: сжать и разжать кулаки, встряхнуть и помахать кистями, постепенно увеличивая амплитуду движений в суставах. Совершенствование взаимодействия в работе зрительного, слухового и тактильного анализаторов.

Игры с пальчиками. Закрепление навыков самомассажа рук с использованием различных массажеров, как специальных (мячи, валики, кольца), так и импровизированных (шишки, каштаны, орехи). Стимулирование интереса учащихся к природным материалам и приемам самомассажа с помощью круп и плодов (рис, горох, фасоль), насыпанных в емкости.

«Рисуночное письмо». Упражнения с внутренними и внешними трафаретами из дерева, пластмассы, картона. Обводка и штриховка простыми, цветными карандашами, шариковыми ручками.

Упражнения на формирование представлений учащихся о соотношении формы предмета с эталоном. Вместе с учащимися выбор в окружающем пространстве предметов круглой и квадратной формы, зарисовывание их и называние эталонной формы: круглый, квадратный (называет учитель).

Обучение учащихся совместным с учителем и самостоятельным обследовательским действиям перед рисованием. (Учитель показывает учащимся образцы таких действий, стимулируя желание учащихся проводить обследование объектов в определенной последовательности.)

Обучение рисованию округлых форм (овощи, фрукты) на одном листе, предлагая для основы бумажные листы в форме тарелки, подноса и т. п.: «Яблоки на тарелке», «Овощи на подносе», «Помидоры в банке».

Обучение учащихся рассматриванию узоров на посуде, на декоративных досках в процессе воспитания у них элементарного чувства композиции. Совместное с учащимися рисование узоров в полоске, в квадрате, в круге, в овале. Беседы с учащимися о красоте узоров и стимуляция их к диалогу о выполненных ими рисунках, используя для этого вербальные и невербальные средства общения.

Совместная с учащимися лепка из пластилина приемами защипывания, оттягивания.

Рисование восковыми мелками. Соотнесение изображения с картинкой при выборе «такого же» из нескольких картинок.

Рисование красками приемами примакивания и касания кончиком кисти, составление узоров из точек и мазков на полоске по образцу, данному учителем.

Игры-пантомимы, этюды: «Земля в разное время года», «Птичьи разговоры», «Разное настроение», «Сделаем удивленное лицо», «Солнечные зайчики», «Старенькая бабушка» и др.

Ритмические упражнения. Игровые упражнения на прокатывание мяча двумя руками друг другу, под дуги, между предметами. Ловля мяча, брошенного учителем (расстояние определяется исходя из особенностей моторного развития учащихся). Бросание мяча учителю. Подбрасывание мяча вверх и ловля его. Упражнения выполняются с ритмическим сопровождением: хлопки учителя, удары в барабан, по металлофону, в бубен и т. п.

«Письмо» вертикальных и горизонтальных прямых и извилистых линий: пальцем на манке или песке, фломастерами, маркерами, карандашами, ручкой на листе бумаги под ритмические удары музыкальных инструментов или хлопки учителя.

«Письменные упражнения». «Письмо» вертикальных и горизонтальных прямых и извилистых линий по точкам и пунктирам фломастерами, маркерами, карандашами, ручкой на листе бумаги.

Знакомство с линейкой. Рисование («письмо») линий по линейке карандашом, ручкой. Разлиновывание листа по линейке (с помощью учителя).

Обрисовывание ладоней учащихся и создание композиций. Ладонь ученика прикладывается к бумаге (песку, манке,  прицельной доске) — обводится пальцем по контуру — обрисовывается карандашом (мелом, кистью, палочкой). Упражнение повторяется несколько раз, разное расположение ладоней позволяет создавать композиции из их изображений. Упражнение выполняется вместе с учителем, который в речевой форме комментирует все действия.

Учебно-тематический план

№ п/п

Программное содержание

Количество занятий

1

Упражнения для развития тонкой моторики рук.

25 ч.

2

Рисуночное письмо.

22 ч.

3

Жестово-образные игры. Ритмические упражнения.

10 ч.

4

Письменные упражнения.

9 ч.

5

Мониторинг.

2 ч.

Итого

68ч.

Тематический план

№ занятия

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Упражнения для развития тонкой моторики рук.

25 ч.

1, 2

Упражнения на развитие произвольных движений

рук, ног, головы, языка, пальцев и кистей рук

сопряжено с педагогом.

2

3-5

Упражнения на развитие умения учащихся узнавать предметы с разной поверхностью: гладкая, шершавая.

3

6, 7

Упражнения на развитие умения учащихся узнавать

предметы разной температуры: теплый, холодный.  

2

8, 9

Упражнения на развитие общей и ручной моторики

2

10-15

Игры с пальчиками. Закрепление навыков самомассажа с использованием различных массажеров: природных материалов, насыпанных в емкость.

6

16

Упражнения по развитию двигательной подражательности: скольжение рук педагога по телу ребенка с осуществлением определенного действия.

1

17

Упражнения на развитие умения узнавать предметы

на основе тактильного восприятия.

1

18

Упражнения для кистей рук: сжать, разжать, встряхнуть и помахать кистями, постепенно увеличивая амплитуду движений в суставах.  

1

19, 20

Игровые упражнения на совершенствование навыков

практического взаимодействия с предметами, развитие двигательной подражательности.

2

21, 22

Обучение удержанию предмета в руке.

Разделение деятельности двух рук.

2

23-25

Упражнения на умение узнавать предметы тактильно,

совместно с педагогом определять их свойства.

3

Рисуночное письмо.

22 ч.

26-28

Упражнения с внутренним трафаретом: обводка и

штриховка: карандашом, шариковой ручкой.

3

29

Формирование представлений о соотношении формы

предмета с эталоном. Выбор в окружающей среде

предметов круглой и квадратной формы, называние

эталонной формы: круглой, квадратной.

1

30-32

Обучение обследованию и рисованию округлых форм.

3

33-35

Обучение рассматриванию узоров. Беседа о красоте узоров. Рисование узоров на: полоске, в квадрате,

в круге.

3

36, 37

Рисование приемами примакивания и касания кончиком кисти.

2

38-40

Упражнения, подводящие к изготовлению поделок из

пластилина и природного материала.

3

41, 42

Создание фигурки ежа из природного материала и

лепных деталей.

2

43, 44

Знакомство учащихся с техникой лепки посуды из

целого куска пластилина ленточным способом.

2

45-47

Обучение аппликации: использование готовых деталей

для создания образа с помощью аппликации.

3

Жестово-образные игры. Ритмические упражнения.

10 ч.

48, 49

Игры на сохранение равновесия, сохранения равновесия и покоя.

2

50, 51

Игры-пантомимы.

2

52, 53

Игровые упражнения на прокатывание мяча двумя руками друг к другу с помощью педагога. Упражнения

сопровождаются под ритмические  удары по барабану,

хлопки учителя.

2

54, 55

«Письмо» прямых и извилистых линий вертикальных и горизонтальных пальцем на манке, фломастерами, маркерами под ритмичные удары музыкальных инструментов.

2

56, 57

Рисование на манке волнистых линий, сопровождая

действия звучанием музыки.

2

Письменные упражнения.

9 ч.

58-61

«Письмо» вертикальных и горизонтальных прямых

линий по точкам и пунктирам фломастерами,

карандашами, ручкой на листе бумаги.

4

62

Знакомство с линейкой. Рисование линий по линейке

карандашом, ручкой.

1

63

Разлиновывание листа по линейке с помощью учителя.

1

64-66

Обрисовывание ладоней и создание композиций из них.

3

Мониторинг

2ч.

67

Сентябрь. Стартовая диагностика.

1

68

Май. Итоговая диагностика.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (модифицированная) математического кружка для 7-9 классов первого года обучения

Данная программа прошла апробацию в 2011-2012 уч. году. Дети занимались с удовольствием и с интересом. Порадовало активное участие в театральных инсценировках 9-классников. Отработанный материал можно...

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием для 5 класса (первый год обучения по УМК "Английский нового тысячеления"

Программа курса «Английский язык нового тысячелетия» предназначена для учащихся 5 классов общеобразовательной школы (первый год обучения) и рассчитана на 105 часов из расчёта 3 учебных часа в неделю, ...

Индивидуальная рабочая программа "Особый ребёнок" по графике и письму 1й год обучения.

Программа предусмотрена для обучения на дому ребёнка со сложным дефектом развития. Программа апробирована,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Творческого объединения «Скрапбукинг» для детей 10-13лет первого года обучения

Рабочая программа первого  года обучения создана на основе образовательной программы «Скрапбукинг» для детей 10-13лет. Образовательная область программы: Во время работы по прогр...

Рабочая программа по предмету "Немецкий язык как второй иностранный" (первый год обучения).

Данная рабочая программа может помочь учителю в написании собственной программы для учащихся, которые только начинают изучать немецкий язык как второй иностранный. Рабочая программа составлена по учеб...