Статья по теме: "Методы, средства, виды развития слухового восприятия детей с нарушением слуха во внеурочное время".
статья на тему
Статья предназначена для педагогов специальных (коррекционных) учреждений I и II вида, а также для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методы, средства, виды развития слухового восприятия детей
с нарушением слуха во внеурочное время
Якушевич Е.И. ,
Булгакова Ж.В.,
Рожкова И.Н.
ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная
школа-интернат №23», г.Белгород
Слуховое восприятие глухих и слабослышащих развивается эффективно в условиях специально организованного обучения. Специально организованным процессом обучения создается полисенсорная основа для восприятия и продуцирования речи. У всех слабослышащих и многих глухих детей имеется слуховой резерв, т.е. возможность восприятия речи на слух. Этот слуховой резерв, иначе потенциальные возможности, является основой для становления речевого слуха, формирования произношения, развития речи в совокупности с использованием звукоусиливающей аппаратуры (ЗУА). Этому процессу способствует создание слухоречевой среды в процессе обучения. В свою очередь всё вместе взятое является основой для создания единой системы слухо-кинестетических связей, влияющих на общее развитие детей.
Развитие слухового восприятия на внеклассной занятии
Развитие слухового восприятия осуществляется не только на общеобразовательном уроке, но и во внеклассной работе. Работа по РСВ предусматривает использование ЗУА и экрана, когда учебный материал воспринимается учащимися с опорой на слух, при изолированном зрении. Этот прием, использования экрана, способствует активизации функции слухового анализатора в процессе слухо-зрительного восприятия речи.
Педагог продумывает и заранее определяет виды работы, отдельные приемы для восприятия на слух, за экраном речи в виде слов, небольших фраз и т.д.
Задачей внеклассных видов деятельности является закрепление и развитие приобретенных умений и навыков в ходе учебных занятий, т.е. включение материала по развитию слухового восприятия в свободную речевую и слуховую деятельность; расширение представлений о мире окружающих звуков, выработка ориентировки в звуковой среде.
Наблюдения из практики работы показали, что развитие слухового восприятия во внеурочное время может осуществляться в двух направлениях, а именно:
- в ходе выполнения режимных моментов, любых внеклассных мероприятий;
- в ходе специально организованных мероприятий по РСВ.
Рассмотрим виды работы по РСВ во внеурочное время, которая может проводиться в виде игр, например игры "Кто звонит?". Учащиеся определяют на слух источник звучания, который закрепляется за определенным героем сказки: у Лисы - колокольчик, у Зайца - барабан, у Волка - труба.
Игры могут проводиться в любом возрасте, однако их характер будет меняться.
Например, в группах, где находятся дети из 4-5-х классов, можно провести игру "Почта". Воспитанники пишут своим друзьям по группе письма (можно описать портрет друга), затем педагог читает их за экраном, а дети определяют, кому (о ком) это письмо.
В старших классах можно провести игру "Поле чудес", когда дети на слух различают буквы из слова, а затем угадывают слово целиком. При этом на общем трафарете слова каждая угаданная буква в слове может обозначаться знаком "плюс", неугаданная - знаком "минус", а затем учитель произносит слово целиком за экраном. Внимательные и смышленые воспитанники помечают в индивидуальных трафаретах те буквы, звуки, которые они восприняли через ЗУА, им легче будет отгадать слово.
Для закрепления умения учащихся различать или опознавать на слух отдельные слова, обозначающие предметы, можно использовать специальные игры. Например, «Верно - неверно», «Что я спрятала?», «Что у тебя?», «Чудесный мешочек».
Для закрепления пройденного материала проводятся тематические игры. Например, после усвоения тем «Класс», «Столовая» можно провести игру «Вова – дежурный». Для закрепления тем «Семья», «Здоровье» - игры «Девочка заболела», «У Наташи день рождения».
Распространённым видом работы является выполнение поручений. Поручение даётся на слух, но если после 2-3 повторений ученик не воспринял его, оно предлагается слухо-зрительно, а потом снова на слух. Например: Ученику на слух предлагается выполнить поручение «Возьми ручку». Ученик выполняет поручение и отчитывается о том, что выполнил: «Я взял ручку». Ребёнок не должен повторять за учителем текст поручения, а сразу выполнить поручение и отчитаться.
Для более чёткого восприятия на слух знакомого по звучанию речевого материала можно использовать такой вид работы, как угадывание предмета по его описанию. Учитель описывает предмет, а ученик должен угадать, что это.
Речевые игры развивают не только речь ребенка, но и упражняют его в чтении с губ. Встречается много игр, в которых приходится сталкиваться с работой над буквой, слогом, словом и фразой. Игра может подчиняться одному сюжету или одному звуку. Заинтересованность учащихся и исход игры в большей мере зависят от выбора варианта игры в соответствии с речевыми возрастными особенностями детей.
Перед каждой игрой проводится подготовительная работа:
- определяется тема;
- выбирается речевой материал, который правильно оформляется;
- подбирается наглядность.
Если соответствующим образом подбирать игры, систематически проводить их и руководить ими, то они вызывают интерес у учащихся и способствуют, как общему развитию, так и развитию слуховому восприятию.
Почти любую игру можно интерпретировать так, чтобы она служила РСВ.
Развитие слухового восприятия по второму направлению может осуществляться при проведении бесед, по результатам экскурсии, просмотра кинофильма, телепередач, театральной постановки и т.д.
Вызывает интерес у детей такой вид заключительной работы по теме, как "Люби и знай свой город" или "Экскурсия в город-побратим" и т.д. Предварительно проводятся экскурсии, изучаются главные улицы, архитектурные ансамбли и памятники, пишутся небольшие сочинения, подбираются открытки. Затем педагог на одном из занятий читает за экраном эти сочинения, а учащиеся подбирают к ним картинки, открытки, угадывая, о чем идет речь.
К внеклассным мероприятиям предъявляется ряд требований, которые способствуют развитию слухового восприятия.
- Занятия оснащаются ЗУА коллективного или индивидуального пользования в зависимости от избранного направления работы, темы и задачи.
- Педагог должен хорошо знать уровень развития воспитанников, степень сохранности слуха, вид ЗУА, который используется воспитанниками.
- Педагог должен слышать недостатки развития речи и произношения, владеть приемами коррекции.
- Речь педагога должна быть четкой, выразительной, эмоционально окрашенной.
- Как на общеобразовательном уроке, так и во второй половине дня рекомендовано включать для восприятия на слух 10-15 фраз, исходя из принципов подбора речевого материала.
В результате использования таких видов работы во внеурочное время
закрепляются ранее приобретенные умения по восприятию речи, неречевых
звуков, формируются новые слуховые представления, осуществляется перенос усвоенных ранее ЗУН в учебном процессе во внеклассные условия их применения, расширяются познавательные интересы детей.
Таким образом, работа по развитию слухового восприятия во внеурочное время является неотъемлемой частью всего учебного процесса школ для детей с нарушением слуха.
Работа по развитию слухового восприятия может не иметь должного эффекта, если ребенок не понимает значения предлагаемых на слух слов или не может различать их слухо-зрительно.
Использованная литература:
1. Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004г. - 154с.
2. Кузьмичева Е.П “Методика развития слухового восприятия глухих учащихся”, М., 1991г.
3. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха / под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001г. - 288с.
4. Назарова Л.П. Методика слуховой работы в школе слабослышащих.- М: Просвещение, 1981г. – 120с.
5. Соколовская Т.Р. Развитие слухового восприятия глухих учащихся./под ред. Е.П. Кузьмичевой. – М.: Просвещение, 1987г. – 72с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии на занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения у детей с нарушениями слуха
соблюдение здоровьесберегающих технологий на занятиях по РСВ и ФП...
Развитие слухового восприятия у детей с нарушение слуха.
Нормальное функционирование слухового анализатора имеет огромное значение для развития всех психических функций ребёнка, поскольку слуховой канал является одним из основных источников получения ...
Доклад на тему: «Формирование ключевых компетентностей у детей с нарушениями слуха во внеурочное время с применением игровых технологий».
Доклад посвящен актуальной теме в работе с неслышащими учащимися. Формированию ключевых компетентностей во внеурочное время с применением игровых технологий....
Доклад на тему: «Формирование ключевых компетентностей у детей с нарушениями слуха во внеурочное время с применением игровых технологий».
Доклад посвящен актуальной теме в работе с неслышащими учащимися. Формированию ключевых компетентностей во внеурочное время с применением игровых технологий....
Развитие речи у обучающихся с нарушенным слухом во внеурочное время.
Материал об особенностях развития речи детей с нарушенным слухом...
статья "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА"
Из опыта работы...
Работа с текстом как основное средство развития слухового восприятия устной речи у школьников с нарушением слуха на индивидуальных занятиях.
Одним из самых сложных разделов работы по развитию слухового восприятия (далее РСВ) в школах для детей с нарушением слуха являются тексты. Восприятие текстов является основным средством развития слухо...