Работа с текстом как основное средство развития слухового восприятия устной речи у школьников с нарушением слуха на индивидуальных занятиях.
статья
Одним из самых сложных разделов работы по развитию слухового восприятия (далее РСВ) в школах для детей с нарушением слуха являются тексты. Восприятие текстов является основным средством развития слухового восприятия речи, это обучение осуществляется в условиях слухоречевой среды при использовании электроакустической аппаратуры разного типа. Проводится данная работа в строгой системе с аналитико-синтетическим методом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Работа с текстом как основное средство развития слухового восприятия устной речи у школьников с нарушением слуха на индивидуальных занятиях.
Ключевые слова: слуховое восприятие, школьник с нарушением слуха, индивидуальные занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.
Одной из задач индивидуальных занятий со слабослышащими школьниками является формирование речевого слуха.
Цель занятий заключается в наиболее полном использовании слухового восприятия речи в учебно-воспитательном процессе, в подготовке слуха учащихся к восприятию речи окружающих людей.
Одним из самых сложных разделов работы по развитию слухового восприятия (далее РСВ) в школах для детей с нарушением слуха являются тексты. Восприятие текстов является основным средством развития слухового восприятия речи, это обучение осуществляется в условиях слухоречевой среды при использовании электроакустической аппаратуры разного типа. Проводится данная работа в строгой системе с аналитико-синтетическим методом.
В начале школьного обучения, независимо от того, посещал ли ребенок дошкольное учреждение, формирование речевого слухового должно подкрепляться наглядным материалом - картинки, игрушки, макеты, компьютерные средства визуализации. Такое начало станет подготовительным этапом для достаточно трудной и сложной работы с дальнейшем.
Объем текста, который предлагается обучающимся, зависит от уровня их речевой подготовки. Вначале это короткие тексты, состоящие из трех-четырех предложений (дополненные макетом, картинкой, презентацией и т.д.). Постепенно объем текстов возрастает, слабослышащие школьники учатся воспринимать более сложные, новые для них рассказы.
Усложняются не только сами тексты, но и задания и вопросы, которые предлагаются при их обсуждении.
В ходе работы следует использовать как знакомые, так и незнакомые тексты. Под "Знакомыми текстами" подразумеваются тексты из учебников, которые прочитаны и разобраны на уроке. Незнакомые тексты берутся из материала по внеклассному чтению, но чаще составляются учителем в соответствии с программными требованиями.
- При восприятии текстов возможно использование наглядных средств. Это могут быть таблички, картинки, серии картинок и т.д. Выбор наглядных средств будет зависеть от содержания текста.
- При работе над текстом можно использовать фигурки. Например, учитель читает за экраном сказку "Репка", ученик воспринимает ее на слух и выстраивает фигурки в той последовательности, в какой они обозначены в сказке. Также данные манипуляции можно производить с помощью всем известной компьютерной программы Power Point.
- При восприятии связных текстов можно использовать и такие виды работ, как составление плана и пересказ текста по плану, составление рассказа из деформированного текста, выборочное чтение и др.
Для работы с деформированным текстом подбираются такие тексты, в которых ученику будет трудно самостоятельно установить логическую последовательность. Тогда он будет полагаться в основном на слух.
Выборочное чтение проводится по объемному и достаточно сложному для восприятия на слух рассказу. Учитель читает текст, а ученик следит за чтением по тексту. Потом учитель задает несколько вопросов для выяснения понимания содержания. После повторного чтения учитель задает вопросы за экраном и предлагает ученику найти в тексте ответы на вопросы.
Одним из видов работы при восприятии связного текста является составление плана и пересказ рассказа по плану. Учитель читает текст, ученик воспринимает его на слух, после чего рассказывает о том, что он услышал. Как правило, рассказывает он очень кратко. Учитель читает текст второй раз за экраном и задавая вопросы, выясняет понимание содержания. Затем учитель читает текст по частям и предлагает ученику озаглавить каждую часть. В заключении учитель предлагает пересказать текст по полученному плану, который заранее написан на табличке.
Выбор видов работ зависит от индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, сложности речевого материала.
В ходе работы над текстом можно использовать такие приемы, как восприятие на слух отдельных слов, словосочетаний, предложений, частей текста. Чем выше уровень речевого развития и сохранность слуха, тем более сложный материал можно предлагать учащимся.
Текст считается усвоенным, если ребенок может точно пересказать его, различает на слух слова, словосочетания и фразы, входящие в его состав, отвечает на вопросы и выполняет задания, предъявленные на слух.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
работа с текстом учебника как средство формирования общеучебных умений и навыков у детей с нарушенным слухом
статья из опыта работы...
работа с текстом учебника как средство формирования общеучебных умений и навыков у детей с нарушенным слухом
презентация к выступлению...
Комплексный подход к решению проблем коррекции речи у детей с нарушением слуха на индивидуальных занятиях
Перед современной школой становится задача пересмотра содержания, совершенствования методики и организации учебно-воспитательной работы, осуществления комплексного подхода к делу об...
Развитие словарного запаса как условие формирования устной речи младших школьников с нарушенным слухом
Обучение словесной речи, в частности ее устной форме, - суть всей коррекционной работы и одна из основных задач всего учебно-воспитательного процесса в школе для неслышащих детей. «От того, на сколько...
Развитие диалогической речи младших школьников с нарушениями слуха на индивидуальных коррекционных занятиях
Развитие диалогической речи в образовательном процессе является актуальной задачей для современной системы образования. На данном этапе новые технологические подходы ориентируют педагога и обучающегос...
Развитие диалогической речи младших школьников с нарушениями слуха на индивидуальных коррекционных занятиях
Развитие диалогической речи в образовательном процессе является актуальной задачей для современной системы образования. На данном этапе новые технологические подходы ориентируют педагога и обучающегос...
Конспект урока развития слухового восприятия и формирования произносительной стороны устной речи для учащихся с нарушением слуха, 1 класс по теме "Я и моя семья", дифференциация звуков С-Ш..
Представлен конспект урока в 1 классе для детей с нарушением слуха. Отражены цели и задачи урока,структура урока....