Эссе на тему: «Организация надомного обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий».
статья на тему

Боричук Светлана Владимировна

Одной из актуальных проблем в системе современного образования становится обучение детей-инвалидов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе на тему: «Организация надомного обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий».

Выполнила: Боричук Светлана Владимировна, г.Подольск, МОУСОШ№ 27

Одной из актуальных проблем в системе современного образования становится обучение детей-инвалидов. Эта группа ребят увеличивается с каждым годом, это связано с ухудшением экологической обстановки и уровня жизни большинства россиян, отсутствием культуры здорового образа жизни и т.д. Ребенок-инвалид имеет не только физические недостатки, но испытывает трудности общения, самообслуживания, целенаправленной деятельности. В настоящее время дети – инвалиды обучаются в специализированных учебных заведениях, но могут обучаться индивидуально и дистанционно. Обучение детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий невозможно осуществить без использования системы дистанционного обучения. Обучения ребёнка-инвалида в нашей школе представляет собой сочетание надомного и дистанционного обучения. Такой способ обучения позволяет  детям предотвратить возможные трудности  по освоению  новой информационно-образовательной среды, особенно на начальном этапе обучения и позволяет им постепенно и успешно адаптироваться в ней.

 Не в каждой семье, где растут дети-инвалиды,  существуют благоприятные условия для развития «особого» ребенка. Воспитание здорового полноценного ребенка — весьма сложный процесс,  а воспитание ребенка с проблемами в развитии — во много раз  труднее и требует от родителей огромной самоотдачи и ответственности. Ребенок-инвалид требует больше механической работы, монотонного ухода и присмотра, а отклика со стороны ребенка бывает гораздо меньше, чем со здоровыми детьми. Если дети, требующие особого внимания, лишены правильного подхода родителей к их развитию, то  их недостатки углубляются, и они нередко становятся тяжелым бременем для семьи и общества. Дистанционное обучение решает проблему «особых» детей в недостатке общения с другими людьми. У ребенка, который обучается  дистанционно, расширяются возможности использования образовательных и информационных ресурсов Интернета. Дистанционная форма обучения прекрасно подходит для получения детьми-инвалидами качественного образования и в их дальнейшей профессиональной деятельности.

Дистанционное обучение не следует рассматривать как единственную форму проведения учебных занятий. Самым оптимальным вариантом обучения для ребенка-инвалида, по моему мнению,  является сочетание дистанционной формы обучения с посещением ребенка на дому учителем. Для детей, состояние здоровья которых допускает возможность периодического посещения ими образовательного учреждения, наряду с дистанционным обучением и занятиями на дому целесообразно организовывать занятия в помещениях образовательного учреждения в индивидуальном порядке или в малых группах, что тоже способствует их общению со сверстниками и социализирует их.  Самое важное – не «зацикливаться» на проблемах, а прививать ребенку мысль о том, что он полноценен, что он сможет справиться со своей болезнью, сможет развиваться и быть самостоятельным человеком, а для этого надо хорошо учиться.

Важным моментом социализации ребенка-инвалида является его участие вместе с другими детьми в воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных  школьных и внеурочных мероприятиях. Особенности организации образовательного процесса для каждого обучающегося, объем его учебной нагрузки, а также соотношение числа проведенных занятий к количеству занятий, проведенных с использованием дистанционных образовательных технологий, определяются индивидуально, на основании рекомендаций специалистов. Формы обучения также определяются индивидуальными образовательными программами, запросами семьи и медицинскими показаниями.

Дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые, как мне кажется, делают его весьма эффективным при моей работе с детьми-инвалидами и больными детьми. Главным образом, его эффективность достигается за счет индивидуального подхода: каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему необходимо для освоения той или иной темы или предмета в целом. Иногда я могу изменить тип выполнения задания-вместо письменного дать устное, выполнить учебные тесты на компьютерном тренажере.

Одной из важных психологических задач обучения на дому является повышение мотивации учеников. Необходимо дать ребенку почувствовать себя успешным. В своей работе  с детьми-инвалидами я не гонюсь  за оценками и не ставлю своей целью выполнить план по успеваемости, а пытаюсь донести максимум информации до каждого ученика, и при этом в любой момент готова помочь, если что-то не выходит. В зависимости различных дефектов, которые присущи ученикам, я использую разнообразные методы обучения. В конечном счете, при обучении детей-инвалидов, большее значение имеет не то, какую оценку получит ребенок, а то, что ученик после занятий выразит желание продолжить обучение. Вот что для меня самое важное!

В своей работе я  также использую дидактические игры, которые, как мне кажется, развивают умения строить простые логические связи, развивают грамотную связную речь ребенка, умение рассуждать. Результативность дидактических игр на уроках зависит от их систематического использования  и от интереса к обучению каждого отдельного ученика.

Дистанционное обучение детей-инвалидов – актуальная форма в системе образования, которая помогает преодолеть многие трудности, возникающие в процессе обучения у педагога, ребенка и родителей и облегчить всем жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение английскому языку с использованием дистанционных образовательных технологий

В работе представлена система работы учителя английского языка, направленная на создание эффективной и результативной информационно-образовательной среды по обучению учащихся английскому языку с приме...

Особенности психологического сопровождения внеклассной деятельности детей-инвалидов обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий

Большое значение в индивидуальном развитии каждого ребенка имеет внеурочная и внеклассная работа. Ведь именно на таких занятиях ребенок раскрывает свои природные задатки т.к. занятия не носят строго р...

«Организация надомного обучения детей – инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий».

Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) - что это такое?  Дистанционные образовательные технологии - это технологии, реализуемые,в основном, с применением информационных и телекомму...

Реализация обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий

Учебная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья формируется по тем же законам, что и у обычных детей, и осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Организация обуче...

Организация надомного обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий.

Целью данного эссе является теоретическое обоснование организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и определения условий особенностей работы преподавателя ДО....

«Использование специализированного оборудования и программного обеспечения для организации урочной и внеурочной деятельности обучающегося с ОВЗ, находящегося на надомном обучении, с использованием дистанционных образовательных технологий»

Дистанционное обучение, как форма организации учебного процесса, основывающаяся на применении новых и традиционных информационных технологий, выступает как основное средство, которое облегчает получен...