Обучение английскому языку с использованием дистанционных образовательных технологий
статья по английскому языку (9 класс) по теме

Кнор Ольга Владимировна

В работе представлена система работы учителя английского языка, направленная на создание эффективной и результативной информационно-образовательной среды по обучению учащихся английскому языку с применением новых образовательных технологий (ИКТ и ДОТ).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение английскому языку с использованием

 дистанционных образовательных технологий

Кнор Ольга Владимировна, учитель английского языка,

высшая квалификационная категория,

МБОУ СОШ №6, ГО Карпинск, Свердловская область,

        К числу важнейших задач модернизации общего среднего образования следует отнести задачу разностороннего развития обучаемых, их способностей, умений и навыков самообразования, формирования у молодежи готовности и способностей адаптироваться к меняющимся социальным условиям. Вариативность содержания, организационных форм, методов обучения в зависимости от познавательных потребностей, интересов и способностей учащихся важна на всех этапах школы, но особенно актуальна она на старшей ступени школьного образования.

       В условиях перехода от знаниевого подхода в обучении  к компетентностному учителю необходимы новые методы и  технологии, позволяющие  выявить имеющиеся у ученика знания, актуализировать их, добавлять то, чего не хватает, структурировать учебный материал, учить не просто запоминать и воспроизводить, а применять их на практике. Методы, которые организуют обучение через желание, активизируют обучение учащихся, стимулируют их природную любознательность, мотивируют интерес к самостоятельному приобретению знаний.

       Сегодня невозможно достичь цели, решить задачи обучения школьников иностранному языку без создания условий для самостоятельного присвоения, приобретения и осмысления ими знаний. Задача современного учителя - не преподносить знания школьникам, а более практичная и приземленная - создать мотивацию и сформировать комплекс умений учить самого себя. Сотрудничество учителя и учащегося предполагает умение педагога дозировать и направлять самостоятельность, предоставляемую школьнику, которая ведет к целеполаганию автономизации его познавательной деятельности как основы личностного становления и развития.

      Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения. Исключается доминирование какого-либо участника процесса. В связи с этим представляется актуальной разработка методов управления самостоятельной работой учащихся при изучении английского языка на основе дистанционного взаимодействия.  Этот процесс предполагает:

• создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно—учебную, экспериментально — исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации;

• создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.

         Дистантное обучение - это образовательная технология.  На английском термин дистанционное обучение (distant teaching – деятельность преподавателя и distant learning– деятельность обучаемого в рамках единого процесса дистантного обучения), подразумевая под ним набор процедур, методов и форм организации учебного процесса.

Возможности дистанционного обучения:

-снижение затраты на проведение обучения;

-обучение большого количества человек;

-повышение качества обучения за счет применения современных средств (ИКТ),

-создание единой образовательной среды.

Обучение осуществляется с преобладанием дистанционных образовательных технологий, форм, методов и средств обучения, а также с использованием информации и образовательных массивов сети Интернет.

Приоритетные цели дистанционного обучения:

углубленное изучение темы, раздела из школьной программы или вне школьного курса;

ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках школьников по определенным предметам школьного цикла;

дополнительное образование по интересам.

Преимуществами дистанционного обучения являются:

более высокая эффективность

сокращение сроков обучения

Цель дистанционного обучения – повышение результативности процесса обучения, рост активности и самостоятельности учащихся.

Дистантные технологии подготовки обеспечивают переход:

— от обучения как организованного запоминания к учению как процессу интеллектуального развития и практического использования интеллектуальных инструментов;

— от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения;

— от внешней дисциплинарной рамки обучения к внутренней субъективно-волевой регуляции.

Философской основой дистантных технологий подготовки стали идеи личностно-центрированного образования американского философа Дж. Дьюи. В отличие от господствовавших в то время (да во многом и сейчас) теорий о главенствующей роли учителя, содержания и классно-урочной формы обучения, в центр своей педагогической системы Дьюи поместил ученика, совершив поворот педагогической мысли в сторону рассмотрения учебной деятельности и главного субъекта образовательного процесса — ученика. При этом подходе приоритетное значение приобрели самообразование и самоконтроль, а также разработка таких учебных средств, которые помогают индивидуальной организации образовательного процесса. Понятно, что для овладения одним и тем же учебным материалом разным учащимся, в зависимости от уровня подготовки и интеллектуальных способностей, требуется разное время. Однако традиционно организованный учебный процесс игнорирует эту реальность и требует, чтобы все учащиеся выучили материал к заданному сроку. Такие требования могут выполнить только единицы. Дистантные технологии позволяют так организовать учебный процесс, чтобы ученики получили достаточное для каждого время, необходимое для освоения требуемого материала.

Этапы разработки дистантной технологии обучения:

1. Формулирование целей обучения.

2. Разработка содержания подготовки (какая деятельность должна быть освоена).

3. Разработка тестов для проверки усвоения учебного материала.

4. Дифференциация и индивидуализация учащихся на основе имеющихся (до начала работы) данных.

5. Распределение времени обучения и времени для самостоятельной работы.

6. Разработка учебных материалов (на основе модульного принципа).

7. Разработка заданий для самоконтроля и контроля по всем модулям.

8. Организация самостоятельной работы учеников, в процессе которой педагог сотрудничает с учениками с целью разрешения учебных затруднений.

         Использование дистанционных технологий способствует формированию принципиально новой информационной образовательной среды (INTERNET – среды), обеспечивающей широкие возможности для образовательной деятельности, существенным образом влияющей на перераспределение ролей между участниками и учителем (акцент на самореализацию, самоактуализацию, самообразование). Использование INTERNET -среды, является мощным средством для индивидуального, группового и коллективного общения и обучения.

         Дистанционные образовательные технологии выгодно отличаются от традиционных технологий рядом особенностей.

Гибкость – возможность для обучающегося заниматься в удобное время, в удобном месте и темпе.

Параллельность – обучение ведется параллельно с обучением в своей школе

Охват – одновременное обращение ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и т. д.) большого количества обучающихся. Общение через сети связи друг с другом и преподавателями.

Экономичность – эффективное использование учебных технических средств, концентрированное и унифицированное представление учебной информации и мультидоступ к ней.

Технологичность – использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих продвижению человека в мировое постиндустриальное информационное пространство.

Социальное равноправие – равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности, материальной обеспеченности обучаемого.

Интернациональность – экспорт и импорт мировых достижений на рынке образовательных услуг.

       Внедрение в образовательный процесс ДОТ позволяет расширить и обновить роль преподавателя, который должен координировать познавательный процесс, постоянно совершенствовать преподаваемые им курсы, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с инновациями.

      Использование модели организации учебного процесса по английскому языку с поддержкой системы дистанционного обучения началось в 2011/2012 учебном году.  В настоящее время создан и внедрен в процесс обучения английскому языку сайт knorov.ru на базе системы дистанционного обучения Moodle, которая обладает рядом преимуществ:

- система поддерживает обмен файлами любых форматов между учителем и учеником;

- система хранит все сданные учеником работы, а также все оценки и комментарии;

- учитель может создавать любую систему оценивания;

- все оценки хранятся в сводной ведомости.

Дистанционный курс - особая, основанная на использовании современных информационных технологий, форма представления содержания учебного курса. Дистанционный курс является основным элементом построения обучения с использованием технологий дистанционного обучения. В СДО создана система заданий для самостоятельной работы учащихся и средства дистанционной коммуникации учителя и учащихся (новостная строка, чат, форум).  При создании структуры ЭУМК (электронного учебно-методического комплекса) учебно-методические материалы группируются в темы (модули). Эта подборка включает:

изложение теории (например, соответствующий фрагмент учебника, содержание лекции);

контрольные вопросы (вопросы для повторения);

образец выполненного задания с пояснениями преподавателя;

задания для самостоятельного выполнения студентом (тренировочные задания);

тест самоконтроля;

список рекомендуемой литературы;

другие материалы дополнительного характера в зависимости от темы (видео-аудио материалы, презентации).

   Каждый модуль заканчивается контрольным тестом. Существует масса способов и приемов организации тестового контроля. В ЭУМК включены тесты, предназначенные для целей самоконтроля, промежуточного контроля и итогового контроля.  В настоящий момент используются тесты закрытого типа (множественный выбор), а также тесты на соответствие (перемещение и верно/неверно). Правильные ответы в тесте выделены заливкой или иным цветом, для того чтобы учащийся мог провести самопроверку.

      При составлении тестов

допускается:

произвольное количество вопросов (в разумных пределах из расчета времени на одно занятие), но не более 9 вариантов ответа к каждому из вопросов;

возможность ограничить время тестирования;

определение соответствия количества верных ответов оценкам;

не допускаются варианты ответа:

нет правильного ответа;

все ответы правильные;

правильные ответы а), в), г) (здесь речь идет о том, что правильные ответы студент должен увидеть не в наборе, а отметить каждый по отдельности).

После прохождения теста студент увидит оценку и номера вопросов, на которые были даны неверные ответы.

В рамках дистанционного курса «Английский язык и ИКТ» учащиеся имеют возможность ликвидировать пробелы в знаниях, углубить имеющийся запас знаний по темам, предусмотренным школьной программой.  На данном курсе обучается 18 человек. Все они являются учащимися девятых классов разных школ города. Курс состоит из 17 модулей. По итогам курса предусмотрен итоговый тест и анкетирование. Результаты анкетирования 2011/2012 учебного года показали положительную динамику в обучении английскому языку с помощью СДО по следующим параметрам:

 - развитие уровня познавательной мотивации учащихся;

 - развитие уровня самостоятельности учащихся.

В рамках курса «Подготовка к ЕГЭ по английскому языку» для учащихся десятых-одиннадцатых классов есть возможность тщательно проработать такие  разделы как «Чтение», «Лексика и Грамматика», «Письмо» с помощью тренировочных заданий и тестов для самоконтроля и итогового контроля, получить индивидуальную консультацию преподавателя, задать интересующие вопросы на форуме.  Выпускники2011/2012 учебного года успешно выполнили тесты ЕГЭ по английскому языку, получив средний балл 68,0.

В разделе «Сетевой проект» обучающиеся имеют прекрасную возможность реализовать свой творческий потенциал, проверить уровень знаний по конкретной теме, расширить кругозор. В 2011/2012 учебном году учащиеся приняли участие в сетевом Интернет - конкурсе “Great Britain: the land of hope and glory”. Конкурс состоял из 10 этапов:

Страноведческая викторина (тест в закрытой форме на множественный выбор);

Достопримечательности Лондона (тест на соответствие /перемещение);

Знаменитые люди Великобритании (тест на соответствие/перемещение);

Кроссворд «Города Великобритании»;

Английские пословицы (тест на соответствие/перемещение);

Английские праздники (тест верно/неверно);

Английская еда (тест верно/неверно);

Конкурс переводчиков (ответ в виде файла);

Конкурс эссе “Five reasons to visit Great Britain” (ответ в виде файла);

Презентация экскурсионного тура по Великобритании.

Результаты фиксировались в сводном протоколе. Всем участникам проекта была предложена анкета с целью выявления ожиданий до участия в конкурсе и по окончании него. Все участники отметили творческий характер заданий, пополнение объема знаний по теме проекта, продемонстрировали дальнейшее желание в участии в подобных проектах и конкурсах.

        Таким образом,  дистанционное обучение – это обучение, когда учащиеся могут решать тесты, выполнять задания, брать информацию и консультироваться на личном сайте учителя, что обеспечивает как повышенную мотивацию и интерес к предмету, так и уводит ребенка в Интернете с несовместимых с воспитанием и обучением сайтов на сайт педагога. Это новая, специфичная форма обучения, обеспечивающая  взаимодействие учителя и учащихся  между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет - технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

       

Литература:

Башмаков, А.И., Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А.И. Башмаков,  И.А Башмаков. – М.: Филинъ, 2003. – 616 с.

Корольков, А.Ф. Методика разработки электронного учебно-методического комплекса по дисциплине для дистанционного обучения: учеб. пособие / А.Ф. Корольков,  Ю.Р. Стратонович,               В.В. Фролова. – М.: Изд-во МСХА, 2004. – 83 с.

Щенников, С.А. Открытое дистанционное образование / С.А. Щенников. – М.: Наука, 2002. – 527 с.

Английский язык: компетентностный подход в преподавании: технологии : разработки уроков / авт. - сост. А.Г. Штарина. – Волгоград : Учитель, 2008.

Новые государственные стандарты по иностранному языку : 2-11 классы : Образование в документах и комментариях.– М. : АСТ ; Астрель,  2004. -  С.93

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по иностранным языкам / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М. : Дрофа, 2007. – (Образование в документах).

Ялалов, Ф. Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию / Ф. Г. Ялалов //Интернет-журнал "Эйдос" : 15 янв. 2007. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-2.htm. 7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок английского языка с использованием современных образовательных технологий

Урок английского языка с использованием современных образовательных технологий...

«Организация надомного обучения детей – инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий».

Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) - что это такое?  Дистанционные образовательные технологии - это технологии, реализуемые,в основном, с применением информационных и телекомму...

Реализация обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий

Учебная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья формируется по тем же законам, что и у обычных детей, и осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Организация обуче...

Эссе на тему: «Организация надомного обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий».

Одной из актуальных проблем в системе современного образования становится обучение детей-инвалидов....

Организация надомного обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий.

Целью данного эссе является теоретическое обоснование организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и определения условий особенностей работы преподавателя ДО....