Пропедевтика речевых нарушений у детей дошкольного возраста
методическая разработка на тему
Формирование речи ребенка происходит в процессе общения. Огромную роль в формировании правильной речи детей играют педагоги и родители. Но, несмотря на их усилия, с каждым годом увеличивается количество детей младшего дошкольного возраста - неговорящих и плохоговорящих. Эти дети составляют потенциальную группу риска по формированию общего недоразвития речи, что может привести к задержке психоречевого развития. В настоящее время в нашем детском саду комплектование логопедических групп осуществляется на основании решения ПМПК с пятилетнего возраста. При этом квалифицированную помощь в специализированных группах получают только дети старшего дошкольного возраста. Дети младшего дошкольного возраста остаются неохваченными логопедической помощью. Поэтому для нас стало актуальным организовать пропедевтическую логопедическую помощь с младшими дошкольниками, чтобы сократить количество детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dou_88_propedevtika_narusheniy_rechi_v_doshkolnom_vozraste._-_kopiya_1.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Презентация опыта работы «Пропедевтика логопедической помощи младшем дошкольном возрасте» для слушателей курсов повышения квалификации по теме: «Практическая реализация педагогических технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной организации в контексте здоровьесбережения дошкольников» 10.10.2016г.
Н.Ф.Кузьмина, М.В. Симонова - учителя- логопеды,
МАДОУ «ЦРР – Детский сад №88» г.Казани
Формирование речи ребенка происходит в процессе общения. Огромную роль в формировании правильной речи детей играют педагоги и родители. Но, несмотря на их усилия, с каждым годом увеличивается количество детей младшего дошкольного возраста - неговорящих и плохоговорящих. Эти дети составляют потенциальную группу риска по формированию общего недоразвития речи, что может привести к задержке психоречевого развития. В настоящее время в нашем детском саду комплектование логопедических групп осуществляется на основании решения ПМПК с пятилетнего возраста. При этом квалифицированную помощь в специализированных группах получают только дети старшего дошкольного возраста. Дети младшего дошкольного возраста остаются неохваченными логопедической помощью. Поэтому для нас стало актуальным организовать пропедевтическую логопедическую помощь с младшими дошкольниками, чтобы сократить количество детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. В целях оказания пропедевтической помощи младшим дошкольникам, имеющим речевые нарушения, учителями-логопедами, совместно с педагогами разработан проект: «Веселый язычок», который был презентован родителям в качестве дополнительной образовательной услуги. Данный комплекс занятий ориентирован на детей от 3-5 лет.
С октября по май проектом предусмотрено проведение занятий с детьми 1 раз в неделю, продолжительностью занятия до 20 минут. Содержание занятий опирается на основные лексические темы, предусматривает создание психологического комфорта.
Проектом предусмотрено выполнение следующих задач:
- Развивать у детей общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- формировать правильное дыхание;
- развивать фонематический слух, просодические компоненты речи;
- развивать импрессивную речь, потребность в общении;
- активизировать пассивный и активный словарный запас;
- формировать экспрессивную речь;
- вырабатывать координированные движения во взаимосвязи с речью;
- развивать и коррегировать музыкально-ритмические движения;
- развивать способности ориентироваться в пространстве;
- развивать восприятие, внимание, память и мышление
Структура занятия предусматривает разумное чередование интересных детям видов деятельности:
- динамические и ритмические упражнения;
- логоримтические игры и упражнения
- артикуляционные упражнения;
- дыхательные упражнения;
- мимические упражнения;
- пальчиковая игра;
- подвижная или коммуникативная игра.
Слово в сочетании с движением организует и регулирует речедвигательную сферу детей, активизирует познавательную деятельность. В ходе выполнения темпо-ритмических движений и артикуляционных упражнений происходит интенсивное психическое развитие детей и овладение качественно новыми формами коммуникации, в том числе речевыми.
Предполагаемые результаты реализации проекта: пропедевтическая направленность логопедической помощи детям младшего дошкольного возраста поможет сократить количество детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи и оптимизировать сроки оказания квалифицированной коррекционной помощи по преодолению речевых нарушений. Данный проект может быть использован педагогами ДОО, студентами педагогических ВУЗов и ССУЗов.
Темы | Сроки | Форма организации: игры и игровые упражнения |
«Осень»: 1.«Прогулка по осеннему лесу» 2.«Полная корзинка» 3.«Осенняя ярмарка» 4.«Сундучок осени» | Октябрь | «Идем на прогулку» «Ветер и листья», «Капли», «По грибы», «Капуста», «Огурчик», «Дети и волк», «Орехи» |
«Любимые игрушки»: 1.«Озорные друзья» 2.«Весёлые погремушки» 3. «Волшебные мячики» 4.«Сундучок с секретом» | Ноябрь | «Давай подружимся» «Волшебный мяч» «Позови игрушку сам» «Весёлые погремушки» «Волшебный сундучок» |
«Зима. Новый год»: 1.«Снежная дорожка» 2. «Снежная баба» 3. «Ёлочный хоровод» (ёлочные игрушки) 3.«Самый лучший праздник» (новогодние игры) | Декабрь | «Прогулка по зимнему лесу». «Снежная дорожка», «Построй снежную бабу», «Наряди ёлочку» |
«Домашние животные»: 1.«Кошечки» 2.«Мы не можем друг без друга» 3.«Кошкин дом» «Пошёл котик на Торжок» | Январь | «Кошка», «Ехали, ехали», «Это кто», «Пошел котик на Торжок» |
«Дикие животные»: 1.«Зимой в лесу» 2.«Поиграем в поезд» 3.«В гостях у заиньки» 4.«Сказка «Рукавичка» | Февраль | Динамическое упражнение «Зайкина зарядка»; пальчиковая игра «Пирожки и плюшки»; подвижная игра «Замри» |
«Семья»: 1.«К бабушке на оладушки» 2.«Пироги пекла лиса» 3.«Птички» | Март | « К бабушке на оладушки», игра «Кто летает», «Кукушка танцует» «Пироги пекла лиса» « Маме надо отдыхать»; пальчиковая игра «Покормим птичку» |
«Весна»: 1.«Весенний ветерок» 2.«Мы за солнышком идёт» 3.«Путешествие капельки» 4.«С ветром на перегонки» | Апрель | «Дождик» , «Капельки», «Ветер дует нам в лицо» , дыхательная гимнастика «Ветер, ветер…» |
«Лето. Цветы. Насекомые» 1.«Солнце и тучка» 2.«Дождь играет в прятки» 3.«В траве сидел кузнечик» 4.«Раз ромашка, два ромашка» | Май | «Чей одуванчик дальше улетит», «Звуковые картинки», «Солнце и тучки», пальчиковая игра «капля раз, капля два» подвижная игра «В траве сидел кузнечик» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Советы родителям по профилактике речевых нарушений...
«Проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
проблемы взаимодейсвия логопеда и воспитателя...
Песочная терапия как инновационная форма работы учителя - логопеда в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
В данном материале представлены упражнения песочной терапии и их значение для коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста....
Пропедевтика речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Формирование речи ребенка происходит в процессе общения. Огромную роль в формировании правильной речи детей играют педагоги и родители. Но, несмотря на их усилия, с ка...
Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста
В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдает...
«Проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
обобщение опыта...
Мастер – класс с участием родителей Повышение профессиональной компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патологи...