ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация на тему
Советы родителям по профилактике речевых нарушений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_profilaktika_rechevyh_narusheniy.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Общение людей осуществляется в основном с помощью речи, которая неразрывно связана с развитием абстрактного мышления. Человек воспринимает предметы и явления двояко - непосредственно, с помощью органов чувств (например, сигналом еды служит запах пищи) и посредством слов (например, слово «горячо» заставляет отдернуть руку от огня или горячего утюга). Благодаря речи мы можем принимать действительность отвлеченно, мысленно.
В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи.
Каковы же причины возникновения речевых нарушений?
- ухудшение экологической обстановки;
- увеличение числа патологий беременности;
- увеличение количества родовых травм;
- ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;
- различные социальные причины.
Хотелось бы отдельно остановиться на социальных причинах появления речевых нарушений. Наши дети, зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко нелитературные выражения. В некоторых случаях оставляет желать лучшего содержание и речевое оформление программ телевидения и интернета. Неправильное речевое окружение и воспитание так же может являться причиной возникновения у детей дефектов речи (по типу искажения). При таком положении вещей маленький ребенок не в состоянии воспринять языковую норму родного языка, у него формируется неправильное или неточное восприятие речевых звуков. А это, в свою очередь, приводит к появлению дефектов звукопроизношения.
Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря ребенка, нарушение грамматического строя родной речи. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.
Очень отрицательно влияют на речевое развитие ребёнка и возникающие в семье разного рода стрессовые ситуации, тем более, если они приобретают затяжной характер. Поэтому все члены семьи должны хорошо понимать важность момента и необходимость создания в доме возможно более спокойной обстановки. Нет таких житейских проблем, которые были бы важнее нервно-психического здоровья собственного ребёнка и полноценности его речи - это в конечном итоге всегда осознаётся всеми родителями, но нередко такое осознание приходит слишком поздно.
Решение этой проблемы конкретно выражается в следующем:
- предупреждение ушибов головы;
- предупреждение различных заболеваний и детских инфекций, протекающих с высокой температурой (соблюдение сроков профилактических прививок, исключение непосредственных контактов с больными и пр.);
- охрана органа слуха от простудных заболеваний, от попадания инородных тел, от излишнего шума (даже во время сна), а также своевременное лечение и обязательное "долечивание" ушных заболеваний;
- охрана артикуляторных органов, состоящая в следующем (предупреждение и лечение рахита и возможного появления аномалий костных частей речевого аппарата; исключение случаев сосания пальца или постоянного подкладывания руки под щеку во время сна (последнее может привести к образованию так называемого перекрестного прикуса); своевременное оперирование расщелин верхней губы и нёба, если они имеются у ребёнка);
- охрана голосового аппарата от простуды, попадания пыли, голосовой перегрузки (чрезмерные крики, излишне громкая и напряжена речь и т.п.);
- охрана нервной системы ребёнка (исключение громких окриков, страшных рассказов и разного рода запугиваний, щадящий подход к ребёнку во время любой болезни и в течение некоторого времени после её окончания, борьба с аскаридами и т.п.); этот вид профилактики особенно важен для предупреждения всякого рода невротических речевых расстройств и в первую очередь - заикания.
- забота о правильном речевом развитии ребёнка должна выражаться в следующем - обеспечение благоприятного речевого окружения как необходимого образца для подражания (в плане отсутствия речевых нарушений у окружающих ребёнка людей);
- воспитание направленности на восприятие речи окружающих, для чего нужно как можно больше разговаривать с ребёнком начиная с первых дней его жизни;
- отчётливое произнесение взрослыми неправильно сказанных ребёнком слов, рассчитанное на ненавязчивое и постепенное исправление его неправильного произношения;
- приучение ребёнка смотреть во время разговора в лицо собеседника поскольку зрительное восприятие артикуляции способствует более точному и более быстрому её усвоению;
- систематическое создание таких ситуаций, при которых ребёнок должен выразить свою просьбу словесно (взрослым не следует стремиться "понимать его с полуслова", и тем более с одного только жеста или взгляда);
- необходимо организовать жизнь ребёнка таким образом, чтобы сама обстановка вызывала у него необходимость речевого обращения, включая "разговор" с животными, игрушками и пр.;
- полное исключение случаев "сюсюкания" с ребёнком, лишающего его правильного образца для подражания;
- развитие тонкой ручной моторики, играющей чрезвычайно важную роль в овладении полноценной речью.
Коррекционная работа с детьми с нарушениями речи в нашем детском саду «Берлек» включает в себя несколько направлений.
Это и преодоление имеющихся нарушений речи у детей, и предупреждение возможных вторичных нарушений речи, и профилактика (пропедевтика) речевых нарушений до их возникновения, и совершенствование разных сторон и качеств речи при отсутствии нарушений, и параллельная коррекция и до развитие других психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление.
Хотелось бы отдельно остановиться на подготовительном этапе коррекционной работы с детьми на логопункте. Он включают в себя:
- развитие слухового внимания детей;
- развитие мелкой моторики пальцев рук у детей;
- развитие подвижности артикуляционного аппарата;
- уточнение артикуляции и произношения звука или его вызывание по подражанию.
В детском саду широко используются различные игры на развитие слухового внимания у детей: пальчиковые игры, сопровождаемые речевиками, представлена предметная среда для развития мелкой моторики пальцев рук.
Последовательная систематическая работа по развитию слухового внимания, развитию артикуляционной и мелкой моторики у детей, уточнению артикуляции и произношения звуков создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей старшего дошкольного возраста на логопедическом пункте.
Все педагоги и специалисты нашего детского сада следят за речью детей, развивают у них мелкую моторику, слуховую память и другие психические процессы, связанные с речью. И от того, как сами родители оценивают проблему речевого развития собственного ребенка и желания ему помочь, зависит успешность коррекционной работы, самое главное становление ребенка — как личности.
Составила: учитель-логопед Ключникова И.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста
В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдает...
Мастер – класс с участием родителей Повышение профессиональной компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патологи...
Выступление на семинаре на тему: "Использование ИКТ в профилактике речевых нарушении у детей дошкольного возраста"
Использование ИКТ позволяет повысить эффективность деятельности учителя – логопеда с родителями в профилактике и предупреждении нежелательных проявлении в речевом развитии детей младшего дошколь...
Нейропсихологические приемы для профилактики и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
консультация для педагогов...
Развивающее занятие по профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста 3-4 лет. Тема "Наше тело"
Цель: объединение взаимодействующих взаимовлияющих друг на друга усилий взрослых по максимальному развитию возможностей детей, способствующих развитию речи дошкольника в онтогенезе, профилактике...
Развивающее занятие по профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста 3-4 лет. Тема "Предметы гигиены"
Цель: объединение взаимодействующих взаимовлияющих друг на друга усилий взрослых по максимальному развитию возможностей детей, способствующих развитию речи дошкольника в онтогенезе, профилактике...
Семинар для педагогов: "Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста"
Семинар на тему «Профилактика речевых нарушений ...