Мастер – класс с участием родителей Повышение профессиональной компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста
методическая разработка

Архипова Надежда Андреевна

     Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Поэтому в своей работе уделяю большое внимание сотрудничеству с родителями. Помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass.docx29.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Нягань «Детский сад № 10 «Дубравушка»

Мастер – класс

с участием родителей  

Повышение профессиональной компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста

подготовила

учитель – логопед

Архипова Н.А

г. Нягань 2019

Пояснительная записка

     Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей.

   Исходя из этого, я поставила цель совместной работы: формирование активной позиции родителей, привлечение их внимания к процессу коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями.

Задачи

- повысить уровень педагогической компетентности родителей в вопросах профилактики речевых нарушений у дошкольников и побудить желание заниматься с ребенком в домашних условиях.

- создавать благоприятный климат в семье, бережное и щадящее отношение к речевому развитию ребенка;

- активизировать педагогический потенциал родителей.

-обучать родителей конкретным приемам логопедической работы

      Федеральные образовательные стандарты дошкольного образования ориентирует педагогов ДОУ на необходимость участия родителей в реализации программы, в создании условий для своевременного полноценного развития ребёнка дошкольного возраста.  Родители должны стать активными участниками образовательного процесса, всех педагогических проектов, независимо от тематики и доминирующей деятельности

     Чтобы родители помогали детскому учреждению, их надо «впустить» в него. Руководствуясь этим принципом и девизом «Родитель – не гость, а полноправный член команды ДОУ» учитель-логопед должен строить свое общение с родителями. Сейчас нет строгой регламентации работы с родителями, поэтому каждый логопед может выбирать самостоятельно проблемы, интересующие родителей и освещать их в удобной для него форме. Тем не менее, работа учителя-логопеда с родителями детей определена как обязательная и входит составной частью в программы обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития.  

     Таким образом, можно сделать выводы о том, что роль родителей в процессе речевого развития ребенка неоспорима. Объединение усилий учителя-логопеда и родителей в коррекционной работе позволяет стать более компетентными в вопросах развития речи, осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании.

Цель мероприятия: 

 Привлечение внимание родителей к доступным методам профилактики и коррекции речевых нарушений.

Задачи мероприятия:

 - познакомить родителей с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей;

- повысить грамотность родителей в области развивающей и коррекционной педагогики;

- пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка.

Оборудование: презентация, смайлики, буклеты, индивидуальные зеркала, ватные диски, коктельные трубочки, пластиковые стаканчики, воздушные шары, бабочка из папирусной бумаги, вертушка, пластиковые губы для развития воздушной струю

Сценарий мастер - класса

I. Организационный момент:

Логопед: - Добрый день уважаемые родители! Я рада вас видеть!

Сегодня я проведу с Вами логопедический мастер – класс.  Познакомлю вас с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей. Предлагаем вам совершить путешествие. Мне очень хочется, чтобы это путешествие запомнилось всем улыбками, весельем, хорошим настроением. Ну что мы начинаем, прошу пассажиров занять свои места.  

  Путешествовать мы с вами будем вот на этом паровозике (звучит музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашково»). Для начала предлагаю сделать не большую разминку.

- а вот и первая станция.

Станция «Разминочная»

Логопед:

                               Игра «доскажи словечко»

У меня игра для вас,

Я начну стихи сейчас,

Я начну, а вы кончайте,

Хором слово добавляйте!

Поднимаем выше руки

Произносим громко…. звуки 

Звук становится приятен

Лишь тогда, когда ….. понятен

Буквы видеть, звуки слышать,  

И писать, произносить,

Помогает нам без бед

Наш учитель ….. логопед

Для язычка нужна нежная пластика –

Артикуляционная …. гимнастика 

Чтобы четко говорить

Нужно с пальцами … дружить

Будем вместе мы беречь

Нашу правильную ….. речь. 

А мы приближаемся к следующей станции.

Станция «Теоретическая

Логопед:

известно, что любое нарушение легче предупредить, чем исправить.

   В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития.

  Важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе является их уровень речевого развития. Исправить недостатки звукопроизношения в старшем возрасте, значительно труднее, чем предупредить их на ранних стадиях развития ребенка.

    Профилактика речевых нарушений – система мер по предупреждению речевых нарушений. Она является одной из важнейших задач образовательного учреждения и является неотъемлемой частью логопедической работы

  Важную роль в профилактике речевых нарушений играет совместная работа педагогов и родителей.

  Скажите, каков психологический портрет ребёнка, имеющего речевую патологию?

(дискуссия родителей)

Логопед: (подводит итог дискуссии родителей)

     И мне бы сегодня хотелось, уважаемые родители, поближе познакомить вас с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей.

    Буду рада, если предложенные рекомендации для занятий с ребенком в домашних условиях окажут положительное воздействие на развитие речи.

    Мы приближаемся к следующей станции

Станция артикуляционная

Логопед:

Чтоб ясно быстро, четко

И легко заговорить

языком придется много

И активно шевелить.

   

    Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.
    - А сейчас предлагаю всем вместе проделать небольшую артикуляционную гимнастику «Язычок гулять собрался»

Но вот мы уже приближаемся к следующей станции.

Станция «Пальчиковая»

Логопед:

Много могут пальчики-озорные мальчики:

Могут карандаш держать, чтоб картинки рисовать,

Могут пальчики лепить, из бумаги птиц сложить,

Человечков, дом, зверей. Поиграем поскорей!

    О пользе пальчиковой гимнастики наверно наслышаны все. В настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Поэтому очень полезно делать ребенку массаж кистей рук, также пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику

   Я предлагаю вам тоже выполнить пальчиковую гимнастику

Пальчиковая гимнастика «Репка»

 - Ну а нам пора продолжать свой путь

Станция дыхательная

Логопед:

Носиком дышу,
Дышу свободно,
Глубоко и тихо –
Как угодно.
Выполню задание,
Задержу дыхание.
Раз, два, три, четыре –
Снова дышим:
Глубже, шире.

     

 - Я предлагаю вам некоторые игры и упражнения для развития правильного речевого дыхания у детей.

(родители выполняют упражнения используя предложенное оборудование)

Вот следующая станция.

                       Станция «Послушные ушки»

Логопед:

Жизнь была бы страшно скучной

Если б жизнь была беззвучной.

Как прекрасно слышать звук.

Шум дождя и сердца стук!

Мы кричим, смеемся, дышим.

Мы слова и мысли слышим.

Слышим даже тишину,

Мир без звуков был бы грустный.

Серый, скучный и «невкусный».

 Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляются различения слов, близких по звучанию. Хорошо развитый фонематический слух обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, четкое и внятное произношение слов в соответствии с общепринятыми нормами.

 

Игра «Волшебные баночки», «Три медведя», «Как семья разговаривает»

Заключительная часть

   Наш паровозик возвращает нас в детский сад. А это значит, наше путешествие подошло к концу надеюсь, оно вам понравилась,

Прошу вас выразить свое отношение к проведенному мероприятию.

- Если вам понравилось, вы нашли ответы на интересующиеся вас вопросы, то выберите смайлик (картинку) с веселым лицом.  Не узнали ничего нового, было скучно, неинтересно смайлик (картинку) – с грустным лицом. (родители оценивают мероприятие)

    Уважаемые родители, я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Данные приёмы я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса.

    Хочется поблагодарить всех за активное участие. И в заключении нашей встречи уважаемые родители хочу дать вам еще несколько советов о том, как правильно организовать речевое общение с ребенком дома (памятки).

Надеюсь, что наша встреча не прошла для вас даром.

Список литературы

1. Н.Г.Алтухова «Научитесь слышать звуки». СПб.: Издательство «Лань», 1999.— 112 с. - (Учебники для вузов. Специальная литература

2. Крупенчук О.И Научите меня говорить правильно! – Санкт – Петербург: Издательский дом «Литера», 2006 г.

3. Краузе Е.Н. Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста. Издательство: Корона – Принт , 2008 г.

4. Стребелева Е.А. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: Методическое пособие - 2-е изд. – М.: Издательство «Экзамен», 2004 г

5. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии. – М.: Просвещение, 1989 г.

6. В.Цвынтарный «Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем». Издательство: Центрполиграф  2005г.

7 . Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова «Формирование звукопроизношения у дошкольников» Учебный комплект по логопедии. / Под ред. Профессора Т.Б.Филичевой - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей как фактор формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста.

Компетентный родитель способен эффективно сформировать в рамках семьи, основного института социализации в дошкольном возрасте, социальную компетентность дошкольника...

ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Советы родителям по профилактике речевых нарушений...

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдает...

Выступление на семинаре на тему: "Использование ИКТ в профилактике речевых нарушении у детей дошкольного возраста"

Использование ИКТ позволяет повысить эффективность деятельности учителя – логопеда с родителями в профилактике и предупреждении нежелательных проявлении в речевом развитии детей младшего дошколь...

Развивающее занятие по профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста 3-4 лет. Тема "Наше тело"

Цель: объединение взаимодействующих взаимовлияющих друг на  друга усилий взрослых по максимальному развитию возможностей детей, способствующих развитию речи дошкольника в онтогенезе, профилактике...

Развивающее занятие по профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста 3-4 лет. Тема "Предметы гигиены"

Цель: объединение взаимодействующих взаимовлияющих друг на  друга усилий взрослых по максимальному развитию возможностей детей, способствующих развитию речи дошкольника в онтогенезе, профилактике...