«Проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
статья на тему
Предварительный просмотр:
«Проблемы взаимодействия учителя-логопеда
и воспитателя в коррекции речевых нарушений
у детей дошкольного возраста»
Учитель-логопед
Тараба Лариса Александровна
г.Зерноград 2018г
Современный логопед – это педагог, который, работая с детьми, делает вклад в их завтрашний день, формируя навыки владения правильной речью, дающие перспективы для успешной жизни.
В настоящее время остро стоят проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у дошкольников. Одной из причин является отсутствие в ДОУ логопедических групп, где сотрудничество воспитателя и учителя-логопеда всегда очень тесное и плотное. В нашем саду, к сожалению, существуют только логопункт.
Чем же отличается работа учителя-логопеда логопункта от работы учителя-логопеда в группе для детей с нарушениями речи?
Во-первых, в логопедической группе состав детей не меняется в течение года, на одного логопеда приходится до 12 человек, в зависимости от речевого заключения. На логопункте дети поступают и выбывают в течение года, при этом одновременно у одного логопеда занимаются 20-25 человек.
Во-вторых, в логопедической группе дети имеют одинаковое речевое заключение, что определяет программу занятий. На логопункте одновременно занимаются дети с различными речевыми заключениями (ФНР, ФФНР, ОНР, логоневроз).
В-третьих, в логопедических группах основная цель пребывания ребенка –
исправить дефекты речи. Когда ребенок приходит в обычные дошкольные
группы, основная цель, в отличие от логопедических групп, – не исправление
дефектов речи, а интеллектуальное развитие. Поэтому учителю-логопеду в
данных учреждениях отведено малое количество времени для коррекции
звукопроизношения.
Все это накладывает определенный отпечаток на логопедическую работу. Поэтому приходится привлекать к помощи всех участников образовательно-коррекционного процесса, и в первую очередь, воспитателей.
Именно воспитатель совместно с учителем-логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых познавательных психических процессов. Кроме того, воспитатель не только знает характер этих нарушений, но и владеет основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из них. Основными задачами в работе учителя-логопеда и воспитателя в преодолении речевых нарушений являются всесторонняя коррекция не только речи, но и тесно связанных с нею неречевых процессов и формирование личности ребенка в целом.
Так, учитель-логопед и воспитатель, каждый на своих занятиях, решают
следующие коррекционно-логопедические задачи:
- развитие артикуляционного аппарата;
- развитие мелкой моторики пальцев рук;
- коррекция нарушений звукопроизношения;
-автоматизация поставленных звуков в слогах ,словах и фразовой речи ;
- развитие лексико-грамматической стороны речи, фонематических процессов;
- работа над речевым дыханием, плавностью и длительностью выдоха;
- развитие грамотной связной речи;
- воспитание усидчивости, внимания, подражательности;
- обучение детей выполнению правил игры (формирование механизмов произвольной регуляции);
- формирование плавности, длительности выдоха; мягкой голосоподачи; ощущения расслабления мышц конечностей, шеи, туловища, лица;
- обучение детей элементам логопедической ритмики;
Совместная коррекционно-логопедическая работа воспитателя и учителя-логопеда в ДОУ осуществляется следующим образом:
1) учитель-логопед формирует у детей первичные речевые навыки;
2) воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.
Совместно с воспитателем учитель-логопед оформляет родительский уголок, информация которого меняется каждую неделю, участвует в педсоветах и родительских собраниях.
Учитель-логопед помогает воспитателю подбирать речевой материал, который соответствует норме звукопроизношения детей с речевыми нарушениями. Рекомендует воспитателю работать с готовыми печатными изданиями, советует использовать правильную с логопедической позиции методическую и детскую художественную литературу и речевой материал.
Правильная организация детского коллектива, четкое проведение режимных моментов оказывают положительное воздействие на физическое и психическое состояние ребенка и, следовательно, на состояние его речи. Умение правильно подойти к каждому конкретному ребенку, учитывая его индивидуальные психологические особенности, педагогический такт, спокойный, доброжелательный тон - именно эти качества необходимы при работе с детьми с речевыми нарушениями.
Из опыта работы можно отметить, что сотрудничество не только с педагогами, но и принятие ребёнка как полноправного партнера в сотрудничестве – залог успешной коррекционно-образовательной деятельности, то есть «совместное творчество» является наиболее продуктивным и результативным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Условия реализации междисциплинарного подхода к диагностике и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного и школьного возраста
В национальных проектах Правительства РФ большое внимание уделяется качеству образования детей и подростков и состоянию их здоровья. Учитывая важность проблемы, Российская академия наук и Российская а...
Проектная деятельность как метод взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
В данной статье представлен опыт работы по использованию метода проектирования в коррекционной работе учителя-логопеда....
«Проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
проблемы взаимодейсвия логопеда и воспитателя...
Песочная терапия как инновационная форма работы учителя - логопеда в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
В данном материале представлены упражнения песочной терапии и их значение для коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста....
Формы взаимодействия учителя – логопеда и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Презентация и выступление по теме: Формы взаимодействия учителя-логопеда и семьи в преодолении речевых нарушений у дошкольников....
Нейропсихологические приемы для профилактики и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
консультация для педагогов...