Песочная терапия как инновационная форма работы учителя - логопеда в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
статья на тему
В данном материале представлены упражнения песочной терапии и их значение для коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_v_mae_pesochnaya_terapiya.odt | 23.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Песочная терапия как инновационная форма работы учителя — логопеда в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Одной из инновационной формой работы в логопедической практике является песочная терапия.
Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка.
Песок — загадочный материал, обладающий способностью завораживать человека — своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким или влажным.
В логопедической работе применяется песочная терапия, которая способствует повышению мотивации, заинтересованности детей к занятиям, развитию мелкой моторики рук, развитию речи, автоматизации и дифференциации звуков, фонематического восприятия, обучению грамоте.
Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь ребёнка, а значит, обеспечить успешное выполнение задания и эффективный способ подачи материала.
Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, чем стандартные формы обучения. Усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. В песочнице, развивается мелкая моторика, развивается тактильная чувствительность. В играх с песком развиваются восприятие, внимание, память, мышление, мелкая моторика, а главное - речь. Совершенствуется игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице, учитель - логопед может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста более интересной, увлекательной, более продуктивной.
Использование песочной терапии дает положительные результаты. У детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям. Дети чувствуют себя более успешными.
Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства.
Основные принципы игр на песке.
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность.
Для этого подбирается задание, соответствующее возможностям ребенка; формулируем инструкцию к играм в сказочной форме; исключаем негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.
2. "Оживление" абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур.
Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.
Игры на развитие мелкой моторики рук.
«Отпечатки рук»
На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям.
Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях: "Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?"
Теперь, когда ребенок получил образец проговаривания Ваших ощущений, он попробует сам рассказать о том, что чувствует.
- "поскользить" ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.),
- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро,
- "пройтись" ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы,
- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево, ежик и пр.),
- "пройтись" по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой рукой, после - одновременно (сначала только указательным, потом - средним, затем - безымянным, большим, и, наконец - мизинчиком).
- далее, можно группировать пальцы по-два, по три, по четыре, попять. Здесь уже ребенок может наблюдать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они?
- "поиграть" по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом, двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения "вверх-вниз". Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.
Эти упражнения оказывают положительное влияние для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно - кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы учим ребенка, прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствуем развитию речи, произвольного внимания и памяти.
«Что же спрятано в песке?»
Можно закапывать не один, а несколько предметов или игрушек, и наощупь узнавать: что или кто это? (вариация игры "Чудесный мешочек") и т.п.
Работа над фонетической стороной речи
Работа в песочнице позволяет не только решать задачу развития фонематического слуха, но и успешно автоматизировать и дифференцировать поставленные логопедом звуки. Для развития фонематического слуха детям предлагают выбрать называемые логопедом фигурки с определенным звуком. Для автоматизации то же задание можно использовать с активным называнием слов (фигур). Например, собрать в зоопарк (лес и т. д.) только тех животных, в названии которых есть звук «Л»: слон, волк, лось, лошадь, белка. Перенося фигурки животных в песочницу, ребёнок их называет.
Сюжет с зоопарком можно использовать и в работе по дифференциации звуков. Например, при дифференциации звуков «Ш» - «С» детям выставляются фигурки совы, мишки, лисы, лягушки, мыши, страуса и т. д. После обозрения дети должны разделить пространство песочницы и заселить одну часть животными со звуком «С», а другую часть - животными со звуком «Ш».
Можно детям предложить выбрать из песочницы животных с определенным звуком в определенном месте слова (в начале, середине или конце).
Похожие сюжеты можно разыграть с растениями, одеждой, предметами мебели, посуды.
Развитие грамматического строя речи.
«Где находятся животные?»
Цель: развитие навыков правильного употребление в речи предлогов «между», «перед», «из — за», «за». Логопед расставляет животных в песочнице. Ребёнок рассказывает о местоположении животного относительно других.
«Какой, какая, какое?»
Цель: согласование существительных с прилагательными.
Ребёнок находит спрятанные в песке игрушки ите подбирает к их названию прилагательные. Например: машина (какая?) - красная, маленькая; банан (какой?) - желтый и т. д.
Формирование слоговой структуры слова.
«Начерти полоски».
Цель: формирование слоговой структуры слова.
Ребёнок делит слово на слоги и чертит на песке полоски в зависимости от их количества в названии данного слова.
Литература
Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.-50 с.
Сапожникова О. Б., Гарнова Е. В. Песочная терапия в развитии дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алгоритм работы учителя-логопеда по формированию фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР.
В статье рассматриваются принципы и основные этапы работы по формированию фонематического восприятия детей с речевыми нарушениями...
«Проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
проблемы взаимодейсвия логопеда и воспитателя...
«Проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
обобщение опыта...
Формы взаимодействия учителя – логопеда и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Презентация и выступление по теме: Формы взаимодействия учителя-логопеда и семьи в преодолении речевых нарушений у дошкольников....
Работа учителя-логопеда по преодолению речевого негативизма у детей дошкольного возраста с моторной алалией
В статье перечислены причины речевого негативизма и некоторые приёмы работы по преодолению речевого негативизма у детей дошкольного возраста с моторной алалией....
Нейропсихологические приемы для профилактики и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
консультация для педагогов...
Кружковая работа учителя-логопеда « Ранняя коррекция речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи».
Распространённость речевых нарушений среди дошкольников в настоящее время настолько велика, что открытие логопедических групп и логопедических пунктов в дошкольных общеобразовательных учреждениях стан...