Конспект по лексической теме "Зима".
план-конспект на тему

Прокофьева Елена Витальевна

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка "Зима"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksika-grammatika.docx623.21 КБ

Предварительный просмотр:

http://wallpaper.goodfon.ru/image/217521-1920x1200.jpg

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию

лексико-грамматических средств языка

«Зима»

Цель: Обогащать словарь по теме «Зима».

Задачи:

  1. Уточнить и актуализировать словарь по теме «Зима».
  2. Расширить словарь по теме «Зима».
  3. Закреплять навык образования имён существительных с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса –ОК.
  4. Закреплять умение образовывать множественное число имён существительных в именительном и родительном падеже.
  5. Закреплять умение согласовывать имя числительного с именем существительным.
  6. Совершенствовать словарь по теме «Зима» через умения подбирать родственные слова.
  7. Формировать навык составления простого распространённого предложения и сложного распространённого, бессоюзного предложения опорой на картинку.
  8. Актуализация предметной, глагольной лексики, словаря признаков по теме: «Зима».

Образовательные результаты: 

  1. Умеют образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  2. Умеют образовать множественное число имён существительных в именительном и родительном падеже.
  3. Умеют согласовывать имя числительное с именем существительным.
  4. Умеют подбирать родственные слова.
  5. Составляют простые распространённые предложения и сложные распространённые, бессоюзные предложения с опорой на картинку.

Оборудование: магнитная доска; демонстративный материал: картинки с изображением зимы, зимних месяцев; презентация.

Лингвистический материал:

слова: снег – снежок, снегов, снега, снежки, снежинка, снежный (ком), заснеженный, снегоход, снегопад, Снегурочка, подснежник, снегирь, снеговик, белоснежный; мороз – морозец, морозить, морозилка, морозный, заморозки, морозище, морозостойкий, обморожение, замораживать, мороженное; ветер – ветерок, лёд – ледок, льдов, льда, льдина, льдинка, ледник, ледоход, ледышка, ледянка, ледокол, ледяной, гололед, ледовый, ледниковый; зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимник, зимовка, озимь, предзимье, зимующие, озимые; метель – метелица; санки – саночки, санок; холод – холодок; буря – бурь; узор – узоров; снежинка – снежинок, снеговик – снеговиков; вьюга – вьюг; стужа – стуж; холод – холодов, холодок, холодец, прохлада, холодище, холодина, холодильник, холодный, охлажденный, охладить; забава – забав; один снеговик, два снеговика, три снеговика, четыре снеговика, пять снеговиков; один подарок, два подарка, три подарка, четыре подарка, пять подарков, одна снежинка, две снежинки, три снежинки, четыре снежинки, пять снежинок; одна Снегурочка, две снегурочки, три снегурочки, четыре снегурочки, пять снегурочек, одна горка, две горки, три горки, четыре горки, пять горок.

Ход занятия:

1. Организационный момент: 

а) Работа над дыханием «Вьюга»

«Вьюга»

Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой ягой.

Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.)

Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.)

Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м-м-м». (Громко, низким голосом.)

Стонут березы: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.)

Шумят ели: «Ш-ш-ш-Ш-Ш-Ш».

Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».

Логопед: 

- Мы спокойные всегда,

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо,

Чисто, четко говорим,

Потому что не спешим!

Логопед организует приветствие и просит детей занять свои места за столами.

  1. Основной этап:

Введение в тему;

Логопед: Сейчас я прочитаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать, о чем говорится в ней.

Наступили холода, обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь: в спячку впал в бору медведь.

Кто же скажет, кто узнает, когда это бывает? (зимой)    

Назовите зимние месяцы? (декабрь, январь, февраль)

Назовите признаки зимы? (мороз, снегопад, холод, ветер, снег, лед).

Как зимуют звери в лесу? Как зимуют птицы?

Сегодня мы с вами побываем в царстве Снежной королевы, а поможет нам в этом мальчик Ваня.

Упражнение: «Назови ласково»

Однажды Ване приснился сон, как будто он очутился в снежном царстве, в котором жила Снежная королева. Проходя по владениям Снежной королевы, Ваня услышал, что знакомые слова в царстве звучали совсем по-другому, ласково. Давайте и мы с вами попробуем изменить слова – назвать их ласково. Например: снег – снежок.

Мороз – морозец.

Ветер – ветерок.

Лед – ледок.

Зима – зимушка.

Метель – метелица.

Санки – саночки.

Холод – холодок.

Упражнение: «Один – много»

Снежная королева очень хорошо приняла Ваню в своих владениях, угостила мороженым. В ее владениях всего было много. Посмотрите, чего было много во владениях Снежной королевы. Например: буря – бурь.

Снег – снегов, снега.

Лед – льдов, льда.

Узор – узоров.

Снежинка – снежинок.

Снеговик – снеговиков.

Санки – санок.

Вьюга – вьюг.

Стужа – стуж.

Холод – холодов.

Забава – забав.

Развитие мимической моторики 

Логопед: Сейчас мы покажем Снежной королеве как может меняться наше лицо, в зависимости от ситуации.

Злится старуха зима – Сердитое лицо.

Хочет заморозить маленького снегиря! Злость.

Но снегирю все нипочем! Удивление.

Повесим для него и других птичек кормушки! Улыбка.

А птички с радостью будут к ним прилетать. Радость.

Упражнение: «Родственники»

В царстве Снежной королевы всегда много снега. Однажды загрустил снег и попросил Снежную королеву: «Найди мне родственников, похожих на меня, чтобы в их названиях можно было услышать слово «снег». Взмахнула Снежная королева волшебной палочкой – и появилась у нее на ладони белая, легкая снежинка. Вот тебе один родственник: снег - снежинка.

Снег – снежок, снежки, снежинка, снежный (ком), заснеженный, снегоход, снегопад, Снегурочка, подснежник, снегирь, снеговик, белоснежный.

Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимник, зимовка, озимь, предзимье, зимующие, озимые.

Мороз – морозец, морозить, морозилка, морозный, заморозки, морозище, морозостойкий, обморожение, замораживать, мороженное.

Лед – ледок, льдина, льдинка, ледник, ледоход, ледышка, ледянка, ледокол, ледяной, гололед, ледовый, ледниковый.

Холод – холодок, холодец, прохлада, холодище, холодина, холодильник, холодный, охлажденный, охладить.

Логопед: Ребята, сейчас мы покажем Снежной королеве, что мы не боимся мороза.

Физминутка: «Я мороза не боюсь»

Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте.)

С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши.)

Подойдет ко мне мороз, (Присели.)

Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос.)

Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши.)

Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.)

Упражнение: «Сосчитай»

Снежная королева предложила Ване сосчитать разные предметы, которые находятся в ее владениях. Помогите Ване посчитать и назвать предметы.

Один снеговик, два снеговика, три снеговика, четыре снеговика, пять снеговиков.

Один подарок, два подарка, три подарка, четыре подарка, пять подарков.

Одна снежинка, две снежинки, три снежинки, четыре снежинки, пять снежинок.

Одна Снегурочка, две снегурочки, три снегурочки, четыре снегурочки, пять снегурочек.

Одна горка, две горки, три горки, четыре горки, пять горок.

Упражнение: «Расскажи о зиме»

За то, что Ваня, с Вашей помощью справился с заданиями Снежной королевы, она решила рассказать ему о зиме. Давайте поможем Снежной королеве рассказать о зимних приметах и забавах.

Посмотрите на мнемотаблицу и составьте рассказ.

image013_4

image013_4

image013_4

image013_4

image001_148

image013_4image013_4

image001_148image001_148image001_148

image001_148image001_148image001_148

У зимы три месяца: декабрь, январь, февраль. Зимой лежит снег. Солнце светит, но не греет. В домах топят печи. Люди одеваются тепло. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Зимой дети катаются на санках, лыжах, коньках, игры со снегом. Зимой можно слепить снеговика, построить горку, крепость, поиграть в снежки.

  1. Итог занятия:

Вы молодцы, хорошо сегодня поработали! Наше занятие подошло к концу.

По просьбе логопеда дети вспоминают, чем они занимались на занятии, что узнали нового и интересного. В заключении оценивается деятельность каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по теме: "Закрепление лексических навыков по теме: "Рождество и "Новый год".

План открытого урока в з-ем  классе по теме: "Закрепление лексических навыков по теме "Рождество и Новый год"....

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

Конспект занятия по коррекции лексической стороны речи по лексической теме «Овощи» с использованием отечественной мультипликации

Конспект занятия по коррекции лексической стороны речи по лексической  теме «Овощи»Цель: Коррекция развития лексико-грамматических средств языка и связного вы­сказывания с использ...

Конспект занятия: Лексическая тема: «Семья».

Конспект коррекционно – образовательной деятельности с детьми с ОНР III уровня. «Дифференциация звуков Ш – Ж в связной речи. Лексическая тема: «Семья».Цель: закрепление н...