Конспект занятия: Лексическая тема: «Семья».
план-конспект занятия (5 класс)

Кучумова Анна Михайловна

Конспект коррекционно – образовательной деятельности с детьми с ОНР III уровня. «Дифференциация звуков Ш – Ж в связной речи. Лексическая тема: «Семья».

Цель: закрепление навыка различения звуков ш – ж в связной речи. Обобщение и систематизация представлений о семье, членах семьи.

Задачи:

 - совершенствовать умение правильно произносить шипящие звуки в связной речи;

 - совершенствовать лексико  - грамматический строй речи;

 - развивать фонематический слух, внимание, мышление;

 - воспитывать добрые чувства и любовь к членам своей семьи.

Материал: компьютер, презентация, мяч, поднос с мукой, фишки, колокольчик

Ход занятия

Деятельность логопеда

Деятельность детей

- Друзья, сегодня у нас в гостях Шура и Женя!

- Какой первый звук в слове Шура?

- Какой первый звук в слове Женя? (слайд №2)

Дети смотрят на экран

 

Дети определяют

Характеристика звука

- Чтобы произнести правильно звук Ш, Ж мы сделаем артикуляционную гимнастику.

«Заборчик» - «Трубочка»

«Лопатка» - «Чашечка»

- Произнесём звук Ш, он какой?

- Произнесём звук Ж, он какой?

- Молодцы, правильно определили! Звуки Ш. Ж согласные, всегда твёрдые и обозначаем синим кружком, как же мы их будем различать?

- Положите ладошку на горлышко и произнесите звук Ш.

- А, теперь произнесите звук Ж, что почувствовали? Значит звук Ж какой?

 

 

 

Дети выполняют артикуляционную гимнастику

Согласный

Согласный

 

 

 

 

 

 

Дети определяют, что горлышко дрожит. Значит звук Ж  - звонкий

Развитие фонематического слуха

- Ребята, я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте какой звук в слове. Ш или Ж? Если услышите звук Ж, позвоните в колокольчик (шуба, жбан, жираф, жаба, шахматы, шина, шут, жабо, шкаф, живот)

«Найди место звука в слове» (слайд №3)

- Друзья, вы знаете, что звуки бываю в словах в разных позициях – в начале, середине, в конце. На мониторе компьютера вы увидите картинку и сможете подобрать соответствующую схему. Для точного определения позиции звука в слове. Вы можете воспользоваться «Волшебным экраном».

Дети выполняют задание

 

 

 

 

 

 

Дети, путём нажатия клавиши мыши определяют нужную карточку.

 

 

 

 

При помощи зрительного восприятия дети определяют место звука в слове.

Развитие лексико – грамматического строя речи. Образование притяжательных прилагательных

- Шура и Женя – брат и сестра. Они хотят познакомить вас со своей семьёй (слайд №4).

- Это мам у Шуры. Это чья мама?

- Это мама у Жени. Это чья мама?

- Это папа у Жени. Это чей папа?

- И папа у Шуры. Это чей папа?

- Это бабушка у Шуры. Это чья бабушка?

- И бабушка у Женя. Это чья бабушка?

- Это дедушка у Шуры. Это чей дедушка?

 - И дедушка у Жени. Это чей дедушка?

 

 

 

Стоя. Дети ловят мяч и отвечают на вопрос.

Развивать умение соотносить родственные связи, образовывать прилагательные от существительных, использовать ласкательные слова.

«Я и моя семья» (с мячом)

- Как ты называешь маму папы?

- Как ты называешь папу мамы?

- Как ты называешь сестру папы?

- Как ты называешь брата мамы?

- Кем ты являешься для бабушки? И т.д

 

Стоя. Дети ловят мяч и отвечают на вопрос.

Образование множественного числа существительных

«Один  - много» (с мячом)

Внук – внуки

Дочь – дочки и т.д.

Стоя. Дети ловят мяч и отвечают на вопрос.

Образование имен существительных с уменьшительно- ласкательным суффиксом

«Назови ласково»

Мама – мамочка

Папа  - папочка

Сын – сыночек

Дочь – доченька и т.д

Стоя. Дети ловят мяч и отвечают на вопрос.

Развитие связной речи. Пересказ

(слайд №5)

У Шуры и Жени сегодня день рождения. Они родились в один день. Мама подарила сыну и дочке лыжи. Папа подарил детям карандаши. Бабушка испекла для внука и внучки пирожочки. А дедушка подарил внукам шахматы. Дети были очень рады!

- О ком рассказ?

- У Шуры и Жени сегодня какой праздник?

- Что подарила сыну и дочке мама?

- Что подарил папа?

- Что испекла бабушка? Для кого?

- Что подарил внукам дедушка?

- Послушайте еще раз рассказ и попробуйте пересказать.

 

Сидя. Дети внимательно слушают, смотрят на монитор компьютера.

 

 

 

 

Дети отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

Составляют пересказ

«Семья» (электронная игра)

- Ребята, у нас тоже есть подарок для Шуры и Жени. Игра – бродилка.

Дети играют. Кидают игральную кость и по количеству выпавших точек совершают нажатие на клавишу мыши. Продвигаются вперед. Если выпадает картинка со схемой синквейна, по составляют рассказ посредствам дидактического синквейна и получают дополнительный ход.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект коррекционно – образовательной деятельности с детьми с ОНР III уровня. «Дифференциация звуков Ш – Ж в связной речи. Лексическая тема: «Семья».

Цель: закрепление навыка различения звуков ш – ж в связной речи. Обобщение и систематизация представлений о семье, членах семьи.

Задачи:

 - совершенствовать умение правильно произносить шипящие звуки в связной речи;

 - совершенствовать лексико  - грамматический строй речи;

 - развивать фонематический слух, внимание, мышление;

 - воспитывать добрые чувства и любовь к членам своей семьи.

Материал: компьютер, презентация, мяч, поднос с мукой, фишки, колокольчик

Ход занятия

Деятельность логопеда

Деятельность детей

- Друзья, сегодня у нас в гостях Шура и Женя!

- Какой первый звук в слове Шура?

- Какой первый звук в слове Женя? (слайд №2)

Дети смотрят на экран

Дети определяют

Характеристика звука

- Чтобы произнести правильно звук Ш, Ж мы сделаем артикуляционную гимнастику.

«Заборчик» - «Трубочка»

«Лопатка» - «Чашечка»

- Произнесём звук Ш, он какой?

- Произнесём звук Ж, он какой?

- Молодцы, правильно определили! Звуки Ш. Ж согласные, всегда твёрдые и обозначаем синим кружком, как же мы их будем различать?

- Положите ладошку на горлышко и произнесите звук Ш.

- А, теперь произнесите звук Ж, что почувствовали? Значит звук Ж какой?

Дети выполняют артикуляционную гимнастику

Согласный

Согласный

Дети определяют, что горлышко дрожит. Значит звук Ж  - звонкий

Развитие фонематического слуха

- Ребята, я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте какой звук в слове. Ш или Ж? Если услышите звук Ж, позвоните в колокольчик (шуба, жбан, жираф, жаба, шахматы, шина, шут, жабо, шкаф, живот)

«Найди место звука в слове» (слайд №3)

- Друзья, вы знаете, что звуки бываю в словах в разных позициях – в начале, середине, в конце. На мониторе компьютера вы увидите картинку и сможете подобрать соответствующую схему. Для точного определения позиции звука в слове. Вы можете воспользоваться «Волшебным экраном».

Дети выполняют задание

Дети, путём нажатия клавиши мыши определяют нужную карточку.

При помощи зрительного восприятия дети определяют место звука в слове.

Развитие лексико – грамматического строя речи. Образование притяжательных прилагательных

- Шура и Женя – брат и сестра. Они хотят познакомить вас со своей семьёй (слайд №4).

- Это мам у Шуры. Это чья мама?

- Это мама у Жени. Это чья мама?

- Это папа у Жени. Это чей папа?

- И папа у Шуры. Это чей папа?

- Это бабушка у Шуры. Это чья бабушка?

- И бабушка у Женя. Это чья бабушка?

- Это дедушка у Шуры. Это чей дедушка?

 - И дедушка у Жени. Это чей дедушка?

Стоя. Дети ловят мяч и отвечают на вопрос.

Развивать умение соотносить родственные связи, образовывать прилагательные от существительных, использовать ласкательные слова.

«Я и моя семья» (с мячом)

- Как ты называешь маму папы?

- Как ты называешь папу мамы?

- Как ты называешь сестру папы?

- Как ты называешь брата мамы?

- Кем ты являешься для бабушки? И т.д

Стоя. Дети ловят мяч и отвечают на вопрос.

Образование множественного числа существительных

«Один  - много» (с мячом)

Внук – внуки

Дочь – дочки и т.д.

Стоя. Дети ловят мяч и отвечают на вопрос.

Образование имен существительных с уменьшительно- ласкательным суффиксом

«Назови ласково»

Мама – мамочка

Папа  - папочка

Сын – сыночек

Дочь – доченька и т.д

Стоя. Дети ловят мяч и отвечают на вопрос.

Развитие связной речи. Пересказ

(слайд №5)

У Шуры и Жени сегодня день рождения. Они родились в один день. Мама подарила сыну и дочке лыжи. Папа подарил детям карандаши. Бабушка испекла для внука и внучки пирожочки. А дедушка подарил внукам шахматы. Дети были очень рады!

- О ком рассказ?

- У Шуры и Жени сегодня какой праздник?

- Что подарила сыну и дочке мама?

- Что подарил папа?

- Что испекла бабушка? Для кого?

- Что подарил внукам дедушка?

- Послушайте еще раз рассказ и попробуйте пересказать.

Сидя. Дети внимательно слушают, смотрят на монитор компьютера.

Дети отвечают на вопросы

Составляют пересказ

«Семья» (электронная игра)

- Ребята, у нас тоже есть подарок для Шуры и Жени. Игра – бродилка.

Дети играют. Кидают игральную кость и по количеству выпавших точек совершают нажатие на клавишу мыши. Продвигаются вперед. Если выпадает картинка со схемой синквейна, по составляют рассказ посредствам дидактического синквейна и получают дополнительный ход.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по лексической теме "Семья"

Фотокартинки с загадками....

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия. Лексическая тема недели «Фрукты».

В данном занятии представлены разнообразные коррекционно-развивающие, речевые игры и упражнения, наглядные модели, раздаточный материал, которые стимулируют развитие познавательного интереса детей, ин...

Конспект занятия по теме: «Закрепление навыков согласования существительных и прилагательных с использованием метода наглядного моделирования». Лексическая тема – «Дикие животные».

Инициация:Приветствие. Логопед загадывает загадку о времени года и все вместе отправляются в весенний  лес.  Основная часть: Вхождение в тему: каких животных можно встретить в лесу весн...

Конспект урока "Повторение обстоятельств. Лексическая тема "Семья"

Конспект урока по башкирскому языку и литературе "Повторение обстоятельств".  С использованием сказок, составлением диалогов на отдельные темы. Лексическая тема "Семья"....

Конспект занятие на тему "Семь чудес света"

Данный материал предназначен для детей среднего звена. В разработке представлена в виде игры - путешествия, где учащиеся разгадывают ребусы, угадывают название чусед....