Конспект занятия: Лексическая тема: «Семья».
план-конспект занятия (5 класс)
Конспект коррекционно – образовательной деятельности с детьми с ОНР III уровня. «Дифференциация звуков Ш – Ж в связной речи. Лексическая тема: «Семья».
Цель: закрепление навыка различения звуков ш – ж в связной речи. Обобщение и систематизация представлений о семье, членах семьи.
Задачи:
- совершенствовать умение правильно произносить шипящие звуки в связной речи;
- совершенствовать лексико - грамматический строй речи;
- развивать фонематический слух, внимание, мышление;
- воспитывать добрые чувства и любовь к членам своей семьи.
Материал: компьютер, презентация, мяч, поднос с мукой, фишки, колокольчик
Ход занятия
Деятельность логопеда | Деятельность детей |
- Друзья, сегодня у нас в гостях Шура и Женя! - Какой первый звук в слове Шура? - Какой первый звук в слове Женя? (слайд №2) | Дети смотрят на экран
Дети определяют |
Характеристика звука - Чтобы произнести правильно звук Ш, Ж мы сделаем артикуляционную гимнастику. «Заборчик» - «Трубочка» «Лопатка» - «Чашечка» - Произнесём звук Ш, он какой? - Произнесём звук Ж, он какой? - Молодцы, правильно определили! Звуки Ш. Ж согласные, всегда твёрдые и обозначаем синим кружком, как же мы их будем различать? - Положите ладошку на горлышко и произнесите звук Ш. - А, теперь произнесите звук Ж, что почувствовали? Значит звук Ж какой? |
Дети выполняют артикуляционную гимнастику Согласный Согласный
Дети определяют, что горлышко дрожит. Значит звук Ж - звонкий |
Развитие фонематического слуха | |
- Ребята, я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте какой звук в слове. Ш или Ж? Если услышите звук Ж, позвоните в колокольчик (шуба, жбан, жираф, жаба, шахматы, шина, шут, жабо, шкаф, живот) «Найди место звука в слове» (слайд №3) - Друзья, вы знаете, что звуки бываю в словах в разных позициях – в начале, середине, в конце. На мониторе компьютера вы увидите картинку и сможете подобрать соответствующую схему. Для точного определения позиции звука в слове. Вы можете воспользоваться «Волшебным экраном». | Дети выполняют задание
Дети, путём нажатия клавиши мыши определяют нужную карточку.
При помощи зрительного восприятия дети определяют место звука в слове. |
Развитие лексико – грамматического строя речи. Образование притяжательных прилагательных | |
- Шура и Женя – брат и сестра. Они хотят познакомить вас со своей семьёй (слайд №4). - Это мам у Шуры. Это чья мама? - Это мама у Жени. Это чья мама? - Это папа у Жени. Это чей папа? - И папа у Шуры. Это чей папа? - Это бабушка у Шуры. Это чья бабушка? - И бабушка у Женя. Это чья бабушка? - Это дедушка у Шуры. Это чей дедушка? - И дедушка у Жени. Это чей дедушка? |
Стоя. Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. |
Развивать умение соотносить родственные связи, образовывать прилагательные от существительных, использовать ласкательные слова. | |
«Я и моя семья» (с мячом) - Как ты называешь маму папы? - Как ты называешь папу мамы? - Как ты называешь сестру папы? - Как ты называешь брата мамы? - Кем ты являешься для бабушки? И т.д |
Стоя. Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. |
Образование множественного числа существительных | |
«Один - много» (с мячом) Внук – внуки Дочь – дочки и т.д. | Стоя. Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. |
Образование имен существительных с уменьшительно- ласкательным суффиксом | |
«Назови ласково» Мама – мамочка Папа - папочка Сын – сыночек Дочь – доченька и т.д | Стоя. Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. |
Развитие связной речи. Пересказ | |
(слайд №5) У Шуры и Жени сегодня день рождения. Они родились в один день. Мама подарила сыну и дочке лыжи. Папа подарил детям карандаши. Бабушка испекла для внука и внучки пирожочки. А дедушка подарил внукам шахматы. Дети были очень рады! - О ком рассказ? - У Шуры и Жени сегодня какой праздник? - Что подарила сыну и дочке мама? - Что подарил папа? - Что испекла бабушка? Для кого? - Что подарил внукам дедушка? - Послушайте еще раз рассказ и попробуйте пересказать. |
Сидя. Дети внимательно слушают, смотрят на монитор компьютера.
Дети отвечают на вопросы
Составляют пересказ |
«Семья» (электронная игра) - Ребята, у нас тоже есть подарок для Шуры и Жени. Игра – бродилка. | Дети играют. Кидают игральную кость и по количеству выпавших точек совершают нажатие на клавишу мыши. Продвигаются вперед. Если выпадает картинка со схемой синквейна, по составляют рассказ посредствам дидактического синквейна и получают дополнительный ход. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_differentsiatsiya_zvukov_sh_-_zh_v_svyaznoy_rechi._leksicheskaya_tema_semya.docx | 16.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект коррекционно – образовательной деятельности с детьми с ОНР III уровня. «Дифференциация звуков Ш – Ж в связной речи. Лексическая тема: «Семья».
Цель: закрепление навыка различения звуков ш – ж в связной речи. Обобщение и систематизация представлений о семье, членах семьи.
Задачи:
- совершенствовать умение правильно произносить шипящие звуки в связной речи;
- совершенствовать лексико - грамматический строй речи;
- развивать фонематический слух, внимание, мышление;
- воспитывать добрые чувства и любовь к членам своей семьи.
Материал: компьютер, презентация, мяч, поднос с мукой, фишки, колокольчик
Ход занятия
Деятельность логопеда | Деятельность детей |
- Друзья, сегодня у нас в гостях Шура и Женя! - Какой первый звук в слове Шура? - Какой первый звук в слове Женя? (слайд №2) | Дети смотрят на экран Дети определяют |
Характеристика звука - Чтобы произнести правильно звук Ш, Ж мы сделаем артикуляционную гимнастику. «Заборчик» - «Трубочка» «Лопатка» - «Чашечка» - Произнесём звук Ш, он какой? - Произнесём звук Ж, он какой? - Молодцы, правильно определили! Звуки Ш. Ж согласные, всегда твёрдые и обозначаем синим кружком, как же мы их будем различать? - Положите ладошку на горлышко и произнесите звук Ш. - А, теперь произнесите звук Ж, что почувствовали? Значит звук Ж какой? | Дети выполняют артикуляционную гимнастику Согласный Согласный Дети определяют, что горлышко дрожит. Значит звук Ж - звонкий |
Развитие фонематического слуха | |
- Ребята, я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте какой звук в слове. Ш или Ж? Если услышите звук Ж, позвоните в колокольчик (шуба, жбан, жираф, жаба, шахматы, шина, шут, жабо, шкаф, живот) «Найди место звука в слове» (слайд №3) - Друзья, вы знаете, что звуки бываю в словах в разных позициях – в начале, середине, в конце. На мониторе компьютера вы увидите картинку и сможете подобрать соответствующую схему. Для точного определения позиции звука в слове. Вы можете воспользоваться «Волшебным экраном». | Дети выполняют задание Дети, путём нажатия клавиши мыши определяют нужную карточку. При помощи зрительного восприятия дети определяют место звука в слове. |
Развитие лексико – грамматического строя речи. Образование притяжательных прилагательных | |
- Шура и Женя – брат и сестра. Они хотят познакомить вас со своей семьёй (слайд №4). - Это мам у Шуры. Это чья мама? - Это мама у Жени. Это чья мама? - Это папа у Жени. Это чей папа? - И папа у Шуры. Это чей папа? - Это бабушка у Шуры. Это чья бабушка? - И бабушка у Женя. Это чья бабушка? - Это дедушка у Шуры. Это чей дедушка? - И дедушка у Жени. Это чей дедушка? | Стоя. Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. |
Развивать умение соотносить родственные связи, образовывать прилагательные от существительных, использовать ласкательные слова. | |
«Я и моя семья» (с мячом) - Как ты называешь маму папы? - Как ты называешь папу мамы? - Как ты называешь сестру папы? - Как ты называешь брата мамы? - Кем ты являешься для бабушки? И т.д | Стоя. Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. |
Образование множественного числа существительных | |
«Один - много» (с мячом) Внук – внуки Дочь – дочки и т.д. | Стоя. Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. |
Образование имен существительных с уменьшительно- ласкательным суффиксом | |
«Назови ласково» Мама – мамочка Папа - папочка Сын – сыночек Дочь – доченька и т.д | Стоя. Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. |
Развитие связной речи. Пересказ | |
(слайд №5) У Шуры и Жени сегодня день рождения. Они родились в один день. Мама подарила сыну и дочке лыжи. Папа подарил детям карандаши. Бабушка испекла для внука и внучки пирожочки. А дедушка подарил внукам шахматы. Дети были очень рады! - О ком рассказ? - У Шуры и Жени сегодня какой праздник? - Что подарила сыну и дочке мама? - Что подарил папа? - Что испекла бабушка? Для кого? - Что подарил внукам дедушка? - Послушайте еще раз рассказ и попробуйте пересказать. | Сидя. Дети внимательно слушают, смотрят на монитор компьютера. Дети отвечают на вопросы Составляют пересказ |
«Семья» (электронная игра) - Ребята, у нас тоже есть подарок для Шуры и Жени. Игра – бродилка. | Дети играют. Кидают игральную кость и по количеству выпавших точек совершают нажатие на клавишу мыши. Продвигаются вперед. Если выпадает картинка со схемой синквейна, по составляют рассказ посредствам дидактического синквейна и получают дополнительный ход. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по лексической теме "Семья"
Фотокартинки с загадками....
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия. Лексическая тема недели «Фрукты».
В данном занятии представлены разнообразные коррекционно-развивающие, речевые игры и упражнения, наглядные модели, раздаточный материал, которые стимулируют развитие познавательного интереса детей, ин...
Конспект занятия по теме: «Закрепление навыков согласования существительных и прилагательных с использованием метода наглядного моделирования». Лексическая тема – «Дикие животные».
Инициация:Приветствие. Логопед загадывает загадку о времени года и все вместе отправляются в весенний лес. Основная часть: Вхождение в тему: каких животных можно встретить в лесу весн...
Конспект урока "Повторение обстоятельств. Лексическая тема "Семья"
Конспект урока по башкирскому языку и литературе "Повторение обстоятельств". С использованием сказок, составлением диалогов на отдельные темы. Лексическая тема "Семья"....
Конспект группового логопедического занятия . Лексическая тема "Игрушки"
Тема "Игрушки". Для детей старшей группы с ОНР ....
Конспект занятие на тему "Семь чудес света"
Данный материал предназначен для детей среднего звена. В разработке представлена в виде игры - путешествия, где учащиеся разгадывают ребусы, угадывают название чусед....