Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному / духовно - нравственному направлению для обучающихся с ОВЗ 1-4 классов
рабочая программа

Ольнёва Ольга Николаевна

Рабочая программа, КТП

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО

на заседании школьного

 методического объединения

педагогов, работающих

с обучающимися с ОВЗ

Протокол №1

от «26» августа 2020г

ПРИНЯТО

на педагогическом совете №1

от «28» августа 2020г

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

Банникова М.В.

________________

«28» августа  2020г

Муниципальное  автономное общеобразовательное учреждение

«Школа № 79 имени Николая Алексеевича Зайцева»

Рабочая программа внеурочной деятельности

по общекультурному / духовно - нравственному направлению

для  обучающихся с ОВЗ

 1-4 классов

«Мир вокруг нас»

1 «З» класс

(второй год обучения)

Разработано

ШМО педагогов,

 работающих

с обучающимися с ОВЗ

 проводит

Ольнёва О.Н.

                                                     

2020 -2021 уч. год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности  «Мир вокруг нас»  составлена педагогами, работающими с обучающимися с ОВЗ.

Программа  внеурочной деятельности  разработана на основе Закона РФ «Об образовании», ФГОС НОО ОВЗ.

Программа внеурочной деятельности  позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественнонаучным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курсов окружающего мира, биологии, химии.

Программа внеурочной деятельности  строится на основе принципов:

  • целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;
  • междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии, химии;
  • взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;
  • соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.

Содержание программы носит личностно ориентированный, деятельный и развивающий характер.

Ценностными ориентирами содержания курса в начальной школе являются:

—развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;

—формирование представлений о природе как универсальной ценности;

—изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;

—развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему мир природы;

—развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);

—формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

—вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.

Программа внеурочной деятельности  « Мир вокруг нас» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии, биологии, химии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.

При разработке программы внеурочной деятельности  учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний обучающихся с ОВЗ, их доступность, уровень предшествующей подготовки.

В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.

Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями и животными, умение работать с веществами, экскурсии в ближайшее природное и социальное окружение.

Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, проведению экспериментов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.

Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, макетов и представляются на конференциях. Учебные конференции рассматриваются как один из способов оценивания самими учащимися результатов выполненной работы.

Особое место в реализации программы отводится проектной  и исследовательской работе школьников.

В освоении экологических знаний программа предусматривает использование туристской деятельности как вспомогательного средства.

Содержание программы  строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования  ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоём и т. п.).

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера.

Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитательная функция курса заключается в формировании у младших школьников необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию эмоциональной сферы младших школьников, их способности к сопереживанию, состраданию.

Цель программы

Формирование социального опыта школьника через осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество» и воспитания правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней.

Программа позволяет установить более тесные связи между познанием природы и социальной жизни, обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего мира, создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок.

Задачи

●Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.

●Изучение природы родного края.

●Развитие познавательного интереса учащихся к природе

●Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.

●Воспитывать аккуратность, целеустремленность, культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества

●Обогащать опыт детей через практическую деятельность, выход на природу.

Формы работы

Основной формой работы является внеурочные занятия. Формы учебных занятий  могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом, эксперимент.

      Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются соревнования, турниры,  игры, конкурсы, викторины, конференции.

Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития   умений школьников применять полученные знания.

Место курса в учебном плане

Программа «Мир вокруг нас» рассчитана на 5 лет обучения в объеме 165 часа: 1 класс – 33 часа в год, 2-4 классы – 34 часа.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы        

                                      внеурочной деятельности

Универсальные учебные действия учащихся

Личностные универсальные учебные действия:

У выпускника будут сформированы:

  1. Учебно-познавательный интерес к новому внеурочному материалу.
  2. Ориентация на понимания причин успеха во внеурочной деятельности.
  3. Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающим технологиям.
  4. Чувство гордости за российскую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность.
  5. Умение управлять своей познавательной деятельностью.

Выпускник получит возможность:

  1. Внутренней позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании познавательных мотивов.
  2. Готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории.
  3. Реализации установок здорового образа жизни.
  4. Сформированности познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить суждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.

Регулятивные  универсальные учебные действия:

 Выпускник научиться:

  1. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.
  2. Рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовать место занятий.
  3. Стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению боле высоких и оригинальных творческих результатов.

Выпускник получит возможность научиться:

  1. Формулировать учебную проблему в соответствии с поставленной задачей.
  2. Составлять план решения проблемы (задачи) .
  3. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.
  4. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
  5. Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).

Познавательные универсальные учебные действия:

 Выпускник научиться:

  1. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  2. Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  3. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  4. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  5. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.
  6. Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

  1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
  2. Анализировать собственную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
  3. Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
  4. Использовать различные источники для получения информации.

Коммуникативные  универсальные учебные действия:

 Выпускник научиться:

  1. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  2. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  3. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  4. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
  5. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  6. Учиться уважительно, относиться к позиции другого и стремиться к сотрудничеству.

Выпускник получит возможность научиться:

  1. Осуществлять диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы.
  2. Сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы  с общим замыслом.
  3. Осуществлять взаимный контроль и оказывать  в сотрудничестве взаимопомощь.
  4. Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Содержания программы внеурочной деятельности

Раздел 1

 Здравствуй мир

Мы познаем окружающий мир. Живая природа. Неживая природа. Природа и ее сезонные изменения. Осенняя пора. Миграция животных и птиц. Миграция. Жизнь растений осенью. Осенний урожай. Практическое занятие.

Осенние посиделки. Зимушка-зима. Жизнь лесных зверей зимой.

Зимние праздники разных стран. Зимние игры на свежем воздухе.

Как  зимуют растения. Пришла весна. Секреты первоцвета.

Пробуждение Земли. Праздник встречи Весны. Как животные весну встречают. Летние диковинки. Опасные «подарки» летнего солнца.

В лес по ягоды пойдем! Подведем тоги. Игра «Зоопарк»

Раздел 2

Земля - наш общий дом

Земля - наш общий дом. Возникновение земли. Развитие жизни на Земле.

Глобальные изменения облика Земли и живых организмов. Модели Земли.

Солнце- царь земли. Движение живой материи на земле. Мифы и звезды.

Солнечная  система. Созвездия. Планеты солнечной системы. Сферы Земли. Литосфера. Крупные геологические события в истории Земли. Изменения климата. Землятресения. Движение литосферных плит. Вулканизм, строение вулканов. Последний день Помпеи .Горные породы и минералы.

Выветривание. Деятельность ветра, вод, ледников. Движение атмосферы.

Воздух и его состав. Охрана окружающей среды. Ветер, сила ветра, значение ветра в природе. Погода, её опасности. Движение  гидросферы. Вода - самое удивительное вещество на Земле. Круговорот воды в природе. Свойства воды. Цунами. Определение основных океанических течений. Взаимосвязь сфер Земли и роль живых организмов в этих процессах. Загрязнение гидросферы и здоровье людей. Итоговое занятие «Поле чудес».

Раздел 3

Растительный мир

Живая и неживая природа. Методы изучения природы. Опыт, наблюдение.

Обитатели суши, воды, воздуха. Условия, необходимые для развития растений. Клетки, ткани, органы растений. Изучение органов цветкового растения. Питание растений. Передвижение воды и минеральных веществ растении. Изучение испарения воды с листовых пластин растений. Фотосинтез. Вещества, образуемые растениями. Фитонцидные растения

Изучение свойств фитонцидных растений. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Красная книга. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции. Культурные растения нашего края. Использование культурных растений человеком. Хлеб - всему голова. Овощные и бобовые растения.

Прорастание и выращивание семян фасоли и гороха. Растения сада

Посев садовых цветов. Комнатные растения. Способы размножения комнатных растений. Размножение и выращивание комнатных растений (традесканция, пеларгония).Профессии, связанные с размножением  и выращиванием растений. Красота и гармония в природе. Природа родного края. Экскурсия. Итоговое занятие «Мир растений»

Раздел 4

Человек – часть природы

Природная и социальная среда обитания человека. Общие сведения об организме человека. Черты сходства и различия организма человека и животных. Методы изучения организма человека. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Кожа. Уход за кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в терморегуляции. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях  их профилактика. Закаливание организма.

Дыхание. Строение органов дыхания. Газообмен в легких и тканях

Заболевание органов дыхания. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения. Что такое кровь? Группы крови

Иммунитет. Бактерии и вирусы. Предупредительные прививки.

Оказание первой помощи при кровотечениях.

Микроскопическое строение крови человека и лягушки. Глаза-главные помощники человека. Вестибулярный аппарат. Обоняние и вкус. Помощники нервной системы. Поведение и психика человека. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки. Режим дня школьника. Итоговое занятие. Игра «Ученик»

Раздел 5

Природные явления

Физические явления в живой и неживой природе. Виды физических явлений.

Механическое движение в живой и неживой природе. Миграция животных.

Быстрота механического движения. Скорость. Световые явления в живой и неживой природе. Свет в жизни живых организмов. Светящиеся животные.

Разнообразие органов зрения у животных. Отражение света от зеркальных поверхностей. Цветочные часы. Источники звука. Звуки общения животных.

Практическое занятие. Эхо. Эхолокация у животных. Размножение живых организмов. Вегетативное размножение. Размножение семенами.

Вещества. Физические тела.  и минеральные вещества. Витамины. Роль витаминов для живых организмов. Природные смеси. Приемы обращения с лабораторным  оборудованием. Способы разделение  смесей. Жесткость воды и способы её устранения. Органические и минеральные вещества в клетках живых организмов. Клетка - самостоятельное живое существо.

Одноклеточные и многоклеточные организмы. Разнообразие клеток.

Функции, выполняемые клетками.

Тематическое планирование

Тема

Количество часов

Практические занятия, экскурсии

  1. Здравствуй мир

(1 класс 1 года обучения)

33

10

  1. Земля – наш общий дом

(1 класс 2 года обучения)

33

5

  1. Растительный мир

(2 класс)

34

9

  1. Человек – часть природы

(3 класс)

34

6

  1. Природные явления

(4 класс)

34

11

Итого

168

40

        Календарно – тематическое планирование

1 класс (второго года обучения)

п\п

Темы занятия

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Количество часов

Дата

По плану

Фактически

1

Земля - наш общий дом

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности,

1

02.09

2

Возникновение земли

1

09.09

3

Развитие жизни на Земле

1

16.09

4

Глобальные изменения облика Земли и живых организмов

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

1

23.09

5

Модели Земли

Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина .

1

30.09

6

Солнце - царь земли

Характеризовать роль Солнца как главного источника энергии для жизни живых организмов

1

07.10

7

Движение живой материи на земле

объяснять мир с точки зрения биологии

1

14.10

8

Мифы и звезды

1

21.10

9

Солнечная  системы

Извлекать  необходимую информацию о планетах Солнечной системы

1

28.10

10

Созвездия

1

11.11

11

Планеты солнечной системы

1

18.11

12

Сферы Земли. Литосфера

Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных

1

25.11

13

Крупные геологические события в истории Земли

1

02.12

14

Изменения климата.

Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра

Сравнивать погоду и климат

1

09.12

15

Землетрясение. Что это такое?

Сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности.

1

16.12

16

Вулканизм. Что это такое?

1

23.12

17

Горные породы и минералы. Практическое занятие

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

1

13.01

18

Выветривание. Деятельность ветра, вод, ледников.

1

20.01

19

Движение атмосферы.

Сопоставлять  признаки

1

27.01

20

Воздух и его состав. Практическое занятие.

1

03.02

21

Охрана окружающей среды.

1

17.02

22

Ветер, сила ветра, значение ветра в природе. Практическое занятие

проводить эксперименты, делать выводы и заключения

1

24.02

23

Погода, её опасности.

Наблюдать погоду и описывать её состояния .

1

03.03

24

Гидросфера. Что это такое?

1

10.03

25

Вода - самое удивительное вещество на Земле.

1

17.03

26

Круговорот воды в природе

объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

1

31.03

27

Свойства воды.

Практическое занятие.

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

1

07.04

28

Цунами.

1

14.04

29

Определение основных океанических течений. Практическое занятие.

Находить на физической карте России  и полушарий  разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия.

1

21.04

30-32

Взаимосвязь сфер Земли и роль живых организмов в этих процессах.

Характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества

3

28.04

05.05

12.05

33

Загрязнение гидросферы и здоровье людей.

Характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества

1

19.05

34

Итоговое занятие «Поле чудес»

1

26.05

Календарно – тематическое планирование

2 класс

п\п

Темы занятия

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Количество часов

Дата

По плану

Фактически

Введение   1 ч.

Вводное занятие. Живая и неживая природа.

Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы

1

Среда обитания  7 ч.

Времена года на Земле

Характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы

1

Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе

Рассмотрение биологических процессов в развитии живых организмов.

1

Изменения окружающей среды

1

Практическое занятие «Осень на пришкольном участке»

Рассмотрение биологических процессов в  клетке.

Проводить эксперименты, делать выводы и заключения

1

Условия жизни растений

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

1

Разнообразие животных, условия их жизни

Строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

1

Разнообразие животных, условия их жизни

1

В мире животных  5 ч.

Животные нашего края

Рассмотрение биологических процессов в развитии живых организмов.

1

Просмотр видеофильма о жизни животных нашего края

1

Экологический проект «Почему нужно защищать природу?»

Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты

1

 Красная книга – способ защиты редких видов животных

Умение самостоятельно  находить информацию в различных источниках

1

Необычные животные.

«Удивительные животные мира»

1

В мире растений  7 ч.

1

Растения нашего края

Анализировать  различие понятий

1

Просмотр видеофильма о жизни растений нашего края

Умение самостоятельно  находить информацию в различных источниках

1

Интерактивная игра «Защити природу»

1

 Красная книга – способ защиты редких видов растений

Выяснить  роль растений в природе и жизни людей

1

Необычные растения.

«Удивительные растения  мира»

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

1

Исчезающие растения родного края

Делать выводы и заключения.

2

Исчезающие животные родного края

Делать выводы и заключения.

В воде и под водой   8 ч.

Реки и озера

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

1

Получение кислорода под водой

Проводить эксперименты, делать выводы и заключения

1

Пресноводные животные и растения

Выяснить  роль растений и животных  в природе и жизни людей.

1

Жизнь у рек и озер

1

Вода в жизни животного мира

Выяснить  роль животных  в природе.

Экологический проект     «Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов»

Выяснить  роль растений и животных  в природе и жизни людей.

1

Чтобы водоём не стал врагом…

Проводить эксперименты, делать выводы и заключения

1

Стихи, рассказы о воде

Наши верные друзья 6ч.  

Жизнь среди людей

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

1

Видеоматериал «Это все кошки»

1

Домашние животные

Выяснить  роль животных  в природе и жизни людей.

1

Викторина «Собаки – наши друзья»

1

Уход за домашними животными

        Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

1

Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил».

Проводить эксперименты, делать выводы и заключения

1

        Календарно – тематическое планирование

3 класс

п\п

Темы занятия

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Количество часов

Дата

По плану

Фактически

1

Живая и неживая природа

Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы

1

2

Методы изучения природы. Опыт, наблюдение.

характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы

1

3

Обитатели суши, воды, воздуха

рассмотрение биологических процессов в развитии живых организмов.

1

4-5

Условия, необходимые для развития растений. Практическое занятие.

2

6-7

Клетки, ткани, органы растений.

Изучение органов цветкового растения. Практическое занятие

рассмотрение биологических процессов в  клетке.

проводить эксперименты, делать выводы и заключения

2

8

Питание растений.

1

9

Передвижение воды и минеральных веществ растении.

Практическое занятие

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

1

10

Изучение испарения воды с листовых пластин растений.

Практическое занятие

1

11

Состав воздуха.

1

12

Вещества, образуемые растениями.

1

13

Растения в разные времена года

1

14

Растения нашего края. Практическое занятие.

проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты

1

15

Ядовитые растения

1

16-17

Охрана редких и исчезающих видов растений. Красная книга.

Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон .

2

18

Культурные растения.

1

19-20

Культурные растения озимые и яровые.

Анализировать  различие понятий

2

21

Культурные растения нашего края

Умение самостоятельно  находить информацию в различных источниках

1

22

Использование культурных растений человеком

Выяснить  роль растений в природе и жизни людей

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

1

23

Хлеб - всему голова.

1

24

Овощные и бобовые растения.

Прорастание и выращивание семян фасоли и гороха. Практическое занятие

1

25

Растения сада

1

26

Посев садовых цветов .

Практическое занятие

1

27

Комнатные растения.

1

28

Способы размножения комнатных растений.

1

29

Размножение и выращивание комнатных растений (традесканция, пеларгония)

1

30

Профессии, связанные с размножением  и выращиванием растений

Выяснить  роль растений в природе и жизни людей.

1

31

Красота и гармония в природе.

Практическое занятие

проводить эксперименты, делать выводы и заключения

1

32

Природа родного края. Экскурсия

        Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

1

33

Итоговое занятие «Мир растений»

1

        Календарно – тематическое планирование

4 класс

п\п

Темы занятия

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Количество часов

Дата

По плану

фактически

1

Человек-часть природы

называть окружающие предметы и их взаимосвязи;

1

2

Природная и социальная среда обитания человека

1

3

Общие сведения об организме человека

находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

1

4.

Черты сходства и различия организма человека и животных

1

5

Методы изучения организма человека

1

6-8

Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Практическое занятие.

Участие в диспуте, посвященном  выбору  оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья

называть основные правила здорового образа жизни, факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье;

3

9

Профилактика травматизма

1

10

Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры.

1

11

Кожа. Уход за кожей, волосами, ногтями

1

12

Роль кожи в терморегуляции

1

13-14

Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях  их профилактика.

Практическое занятие.

2

15

Закаливание организма

1

16

Дыхание. Строение органов дыхания

1

17

Газообмен в легких и тканях

1

18

Заболевание органов дыхания

1

19

Инфекционные заболевания и меры их профилактики.

Практическое занятие.

2

20

Вред табакокурения.

1

21

Что такое кровь? Группы крови

1

22

Иммунитет

факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье;

1

23

Бактерии и вирусы. Предупредительные прививки

1

24

Оказание первой помощи при кровотечениях.

Практическое занятие.

Умение оказывать первую доврачебную помощь.

1

25

Микроскопическое строение крови человека и лягушки.

Практическое занятие.

Анализировать  этапы развития от простого к сложному

1

26

Глаза-главные помощники человека

называть основные правила здорового образа жизни, факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье

1

27

Вестибулярный аппарат. Обоняние и вкус.

1

28

Помощники нервной системы

называть основные правила здорового образа жизни, факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье

1

29

Поведение и психика человека

1

30

Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение

Проводить диспут и анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят здоровью.

1

31

Вредные и полезные привычки.

Практическое занятие.

1

32

Режим дня школьника

1

33

Итоговое занятие. Игра «Ученик»

1

Используемая литература

1.        Гербы городов, губерний, областей Российской империи: Планета, 1990. Дворянский календарь.

2.        Даль В. И. Пословицы русского народа. М, 2005

3.        Никонов В. В. География фамилий. Наука, 1988

4.        Сапронова О. В. Моя родословная. Создание генеалогического древа (электронный ресурс)

5.        Этимологический словарь русского языка для школьников. М,: ООО. Дом славянской книги, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-4 классов

Последние годы широкое распространение получило раннее обучение английскому языку. Это является, с одной стороны, социальным заказом, т. к. современное общество немыслимо без широких интернациональных...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Творческая мастерская» ФГОС ООО 5-6 классы

Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Творческая мастерская» предназначена для обучающихся 5–6 классов и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 35 часов в год. Занятия п...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Все цвета, кроме черного» Направление: спортивно-оздоровительное, 7 класс, 2018-2019

Программа предназначена для: • развития представления подростков о ценности здоро¬вья, важности и необходимости бережного отношения к нему; • расширения знаний учащихся о правилах здоров...

Программа внеурочной деятельности "Юнармия" по духовно-нравственному направлению .

Актуальность программы заключается в усилении внимания на развитие и воспитание личности обучающихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Русский фольклор» Общекультурное, духовно-нравственное направление для 6, 7 классов

Исключительна роль традиционного культурного наследия в решении задач художественно-эстетического и творческого развития подрастающего поколения. Мудрое народное слово, отточенные веками музыкальные и...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Русский фольклор» Общекультурное, духовно-нравственное направление для 6, 7 классов

Исключительна роль традиционного культурного наследия в решении задач художественно-эстетического и творческого развития подрастающего поколения. Мудрое народное слово, отточенные веками музыкальные и...