Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению " Математика здоровья"
рабочая программа по математике (5 класс) на тему

Кирганова Надежда Викторовна

Данная программа предусматриваетполучение учениками знаний и навыков ( путем решения математических задач) необходимых для формирования потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболевания, рационального питания и других способов самосовершенствования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

внеурочной деятельности

по общекультурному направлению

«Математика здоровья»

для обучающихся 5 классов.


                                                                                  Составила: Кирганова Н. В.

Учитель математики

2016-2017 г.

Пояснительная записка

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

  • Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный МО и науки РФ от 17.12.2010 №1897;
  • Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования в 2015-2016 учебном году.
  • Образовательная программа МОУ «СОШ №3»
  • Учебный план МОУ «СОШ №3» на 2015-2016 учебный год.

        Необходимость реализации образовательного курса «Математика здоровья» продиктована многими причинами. Прежде всего – это ухудшение физического и психического здоровья нации. В настоящее время растет число соматических заболеваний. Нервные нагрузки приводят к обострению психических болезней.

         Анализ демографической структуры населения России показывает, что дети до 18 лет составляют почти треть населения. 70% учащихся общеобразовательных школ большую часть дня проводят в школе. Именно это время совпадает с чрезвычайно напряженным периодом физиологического роста и развития, морфофункциональных перестроек, когда организм наиболее чувствителен к воздействию как благоприятных, так и неблагоприятных факторов окружающей среды. За последние 10 лет здоровье детей значительно ухудшилось: среди детей младших классов суммарная распространенность функциональных отклонений и хронических заболеваний увеличилась на 92%, а распространенность функциональных отклонений в сочетании с хроническими заболеваниями увеличилась на 76%. Дети последних лет имеют ниже интегральный показатель умственной работоспособности, а число детей, имеющих недостаточный уровень развития при поступлении в школу, выросло в 2 раза.

     Задачей современной школы является создание активной образовательной среды, в которой будет организована подготовка ученика к самостоятельной жизни, формирование у него культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми знаниями и формирование соответствующих навыков.

           Данная программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для формирования потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рационального питания и других способов самосовершенствования.

     Программа по формированию здорового образа жизни учащихся может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательного и образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни путём решения математических задач, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

      Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья школьников. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья и спроектирована с учётом нивелирования вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья школьников.                                                                                                                                            

       

Цели конкретизированы следующими задачами:

Формирование:

  • представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
  • навыков конструктивного общения;
  • потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;

Обучение:

  • осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
  • правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  • элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  • упражнениям сохранения зрения.

В соответствии с ФГОС решаются следующие задачи:

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку в соответствии с правилами здорового образа жизни, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
  • укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

     Соответствие целей и задач программы по формированию здорового образа жизни учащихся целям и задачам основной образовательной программы учреждения будет способствовать осуществлению пролонгированного эффекта от ее реализации в педагогической практике.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Математика здоровья»:

     В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностными результатами программы по формированию здорового образа жизни учащихся является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы по формированию здорового образа жизни учащихся - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  1. Регулятивные УУД:
  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в дополнительной литературе (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя средства ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях по основам здорового образа жизни.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: решать и составлять математические задачи; составлять рассказы на основе моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
  • Средством формирования этих действий служит учебный материал по математике и задания по основам здорового образа жизни.

3. Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
  • Слушать и понимать речь других.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

Оздоровительные результаты программы:

  • Осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
  • Социальная адаптация обучающихся, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

Содержание программы

Программа состоит из нескольких блоков:

Содержание этих блоков дает основные знания о гигиене и профилактике болезней; раскрывает связь состояния психики с состоянием нашего тела; формирует отношение к своему телу как к ценности; развивает навыки ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха. Формируется негативное отношение к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ. В программе в соответствии с возрастом обучающихся рассматриваются:

  • основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
  • особенности влияния вредных привычек на здоровье подростка;
  • особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
  • основы рационального питания;
  • правила оказания первой помощи;
  • способы сохранения и укрепление здоровья;
  • основы развития познавательной сферы;
  • свои права и права других людей;
  • общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
  • влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
  • значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
  • знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.

В результате реализации программы по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру.

     Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.

Предлагаемая программа является научной, комплексной и последовательной системой обучения и воспитания здорового образа жизни, и призвана позитивно повлиять на сложившуюся в обществе систему, так как позволит сформировать ценностное отношение к здоровью.

     

Программа «Математика здоровья» построена в соответствии с принципами:

  • научная обоснованность и практическая целесообразность;
  • возрастная адекватность;
  • необходимость и достаточность информации;
  • практическая целесообразность                                                                                                    
  • вовлеченность семьи и реализацию программы

 Сроки реализации: 1 год

Формы работы:

  • Групповая работа. Работа в парах. (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии).
  • Фронтальная работа – это работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.
  • Индивидуальная работа – большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы анкеты, проблемные задания, выполнение санитарно-гигиенических требований.
  • Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий с обязательным включением математических задач, ребусов, кроссвордов. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование. Предполагается широкое использование технических средств (аудио- и видеотехники), наглядных пособий (таблиц, схем, фотографий и др.).

 Формы контроля

        Проверка усвоения программы проводится в форме анкетирования, тестирования, выполнения творческих заданий, участия в   проектных и исследовательских работах, тематических неделях.  Подведение итогов реализации программы проводится в виде выставок работ учащихся, праздников, игр, викторин, в том числе:

  • оформление выставок работ учащихся в классе, школе на неделе здоровья;
  • оформление выставки рисунков, сочинений, фотографий «Математика – за здоровый образ жизни»

календарно- тематическое планирование

п/п

Название темы занятия

Форма проведения

Дата проведения

По плану

По факту

Математика и здоровый образ жизни (12 часов)

1

Здоровье- дороже богатства. Что такое здоровье? Что я знаю о своём здоровье?

Беседа. Дискуссия. Анкетирование.

2

Мой организм- целая планета. Путешествие по этой планете, знакомство с её устройством и функционированием.

Беседа. Решение задач.

3

Здоровый человек- счастливый человек. Я- хозяин своего здоровья. Решение задач о спорте.

Беседа. Решение задач.

4

Режим дня- основа здорового образа жизни.

Беседа. Составление режима дня по условию задачи.

5

Составление индивидуального режима дня. Конкурс проектов «Мой режим дня»

Выступление учащихся. Презентация.

6

Окружающая среда и здоровье. Как оценить количество и качество своего здоровья.

Беседа. Мониторинг.

7

Режим труда и отдыха. Гигиена рабочего места.

Беседа. Решение задач. Составление комплекса упражнений для физ. минутки.

8

Организм и здоровье. Рост и развитие организма

Беседа. Измерение и сравнение роста.

9

Гигиена тела.

Беседа. Решение задач. Конкурс рисунков «Микробы. Кто они?»

10

Гигиена полости рта. Как сохранить улыбку красивой?

Дискуссия. Решение задач

11

Значение зрения для человека. Профилактика нарушения зрения.

Беседа. Тренинг.

12

Конкурс на тему «Кто самый здоровый в классе»

Презентации, Викторина.

Математика и здоровое питание. (8 часов)

13

Определяющая роль питания для формирования здорового образа жизни.

Беседа

14

Неизвестное об известных овощах.

Беседа. Сообщения учащихся

15

Эти сладкие чудо витамины. Значение фруктов для здоровья.

Беседа. Викторина «Ещё раз о витаминах»

16

Здоровая пища для всей семьи.

Презентация семейного меню.

17

Пищевые риски. Биодобавки. Продукты, опасные для здоровья.

Беседа. Решение задач

18

А началось всё с сухомятки

Доклады учащихся. Дискуссия.

19

Питание- необходимое условие для жизни человека

Конкурс–защита листовок о здоровом питании

20

Выпуск газеты по математике «Математика и здоровое питание»

Сбор информации. Работа в группах.

Математика и вредные привычки (6 часов)

21

Курить- здоровью вредить. Как влияют вредные вещества на организм человека?

Рассуждение на тему «Почему люди курят?». Анкетирование. Решение задач

22

Процент здорового образа жизни

Беседа. Решение задач

23

Влияние сигарет на женское здоровье

Беседа. Решение задач

24

Статистика на страже здоровья. (знакомство с диаграммами)

Практическое занятие по построению диаграмм

25

Жизнь без наркотиков

Беседа. Анкетирование. Решение задач

26

Выпуск газеты по математике «Математика и вредные привычки»

Сбор и распределение информации. Работа в группах

Математика и правила дорожного движения (5 часов)

27

Знаем ли мы правила дорожного движения?

Игра- викторина

28

О чём нам говорят дорожные знаки?

Беседа. Решение задач

29

Правила поведения на дороге.

Беседа. Решение задач на движение

30

Внимание. Дорога.

Составление и решение задач на движение

31

Выпуск газеты по математике «Математика и ПДД»

Сбор и распределение информации. Работа в группах

Работаем над проектом (4 часа)

32

Что такое проект. Постановка целей и задач.

Беседа. Примеры детских проектов

33

Выбор темы проекта. Распределение по группам.

Групповая работа. Составление плана действий.

34

Работа по сбору информации

Работа в группах. Работа с литературой, периодическими изданиями, Интернет

35

Защита проектов «Математика за здоровый образ жизни»

Презентации обучающихся

Итого: 35 часов


Ожидаемые результаты:

Выпускник 5 класса должен:

  • Быть опрятным, регулярно выполнять гигиенические процедуры.
  • Знать основные правила этикета и соблюдать их.
  • Иметь сформированную привычку следить за зубами и полостью рта.
  • Владеть навыками составления усредненного режима дня и следовать ему.
  • Уметь распознавать признаки утомления. В том числе и зрительного.
  • Иметь сформированный навык мытья рук перед любым приемом пищи.
  • Знать, для чего делаются прививки.
  • Знать опасности химической зависимости и ответственность за прием и распространение наркотических средств.

Список литературы:

  1. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы: Мониторинг эффективности. /М.: Планета, 2011/
  2. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома. / М.: АРКТИ, 2005/
  3. Как сохранить здоровье школьников. Игры, классные часы, родительские собрания. /авт.-сост. О.Н. Рудякова- Волгоград: Учитель, 2008/
  4. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н.Н. Шапцева-Волгоград: Учитель, 2009/
  5. Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей.5-7 классы- М. ВАКО, 2008.
  6. Алимова Т. М. Здоровье: Математика про тебя. Сборник задач по математике / Т. М. Алимова. -  М.,2003
  7. Уроки здоровья в задачах [Электронный ресурс]. - Режим доступа:    

http://festival.1september.ru/articles/568171/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Волшебный мир оригами

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮВолшебный мир оригами...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-4 классов

Последние годы широкое распространение получило раннее обучение английскому языку. Это является, с одной стороны, социальным заказом, т. к. современное общество немыслимо без широких интернациональных...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Культурный калейдоскоп" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению содержит материал, разработанный в соответствии с реализацией ФГОС НОО обучающихся с  ОВЗ (для позднооглохших и слабослыша...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Творческая мастерская» ФГОС ООО 5-6 классы

Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Творческая мастерская» предназначена для обучающихся 5–6 классов и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 35 часов в год. Занятия п...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Школа вежливости"

Программа «Школа вежливости» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 0-1 классах для детей с интеллектуальными нарушениями. Главное назначение данного курса форми...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Азбука здоровья» для 5-8 классов на 2020-2021 учебный год

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Азбука здоровья» для 5-8 классов на 2020-2021 учебный год...