Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению " Математика здоровья"
рабочая программа по математике (5 класс) на тему
Данная программа предусматриваетполучение учениками знаний и навыков ( путем решения математических задач) необходимых для формирования потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболевания, рационального питания и других способов самосовершенствования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_po_matematike_5_klass.docx | 34.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по общекультурному направлению
«Математика здоровья»
для обучающихся 5 классов.
Составила: Кирганова Н. В.
Учитель математики
2016-2017 г.
Пояснительная записка
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
- Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный МО и науки РФ от 17.12.2010 №1897;
- Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования в 2015-2016 учебном году.
- Образовательная программа МОУ «СОШ №3»
- Учебный план МОУ «СОШ №3» на 2015-2016 учебный год.
Необходимость реализации образовательного курса «Математика здоровья» продиктована многими причинами. Прежде всего – это ухудшение физического и психического здоровья нации. В настоящее время растет число соматических заболеваний. Нервные нагрузки приводят к обострению психических болезней.
Анализ демографической структуры населения России показывает, что дети до 18 лет составляют почти треть населения. 70% учащихся общеобразовательных школ большую часть дня проводят в школе. Именно это время совпадает с чрезвычайно напряженным периодом физиологического роста и развития, морфофункциональных перестроек, когда организм наиболее чувствителен к воздействию как благоприятных, так и неблагоприятных факторов окружающей среды. За последние 10 лет здоровье детей значительно ухудшилось: среди детей младших классов суммарная распространенность функциональных отклонений и хронических заболеваний увеличилась на 92%, а распространенность функциональных отклонений в сочетании с хроническими заболеваниями увеличилась на 76%. Дети последних лет имеют ниже интегральный показатель умственной работоспособности, а число детей, имеющих недостаточный уровень развития при поступлении в школу, выросло в 2 раза.
Задачей современной школы является создание активной образовательной среды, в которой будет организована подготовка ученика к самостоятельной жизни, формирование у него культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми знаниями и формирование соответствующих навыков.
Данная программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для формирования потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рационального питания и других способов самосовершенствования.
Программа по формированию здорового образа жизни учащихся может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательного и образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни путём решения математических задач, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья школьников. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья и спроектирована с учётом нивелирования вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья школьников.
Цели конкретизированы следующими задачами:
Формирование:
- представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
- навыков конструктивного общения;
- потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
Обучение:
- осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
- правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
- упражнениям сохранения зрения.
В соответствии с ФГОС решаются следующие задачи:
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку в соответствии с правилами здорового образа жизни, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Соответствие целей и задач программы по формированию здорового образа жизни учащихся целям и задачам основной образовательной программы учреждения будет способствовать осуществлению пролонгированного эффекта от ее реализации в педагогической практике.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Математика здоровья»:
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностными результатами программы по формированию здорового образа жизни учащихся является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы по формированию здорового образа жизни учащихся - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
- Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в дополнительной литературе (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя средства ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях по основам здорового образа жизни.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: решать и составлять математические задачи; составлять рассказы на основе моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
- Средством формирования этих действий служит учебный материал по математике и задания по основам здорового образа жизни.
3. Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
- Слушать и понимать речь других.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Оздоровительные результаты программы:
- Осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
- Социальная адаптация обучающихся, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Содержание программы
Программа состоит из нескольких блоков:
Содержание этих блоков дает основные знания о гигиене и профилактике болезней; раскрывает связь состояния психики с состоянием нашего тела; формирует отношение к своему телу как к ценности; развивает навыки ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха. Формируется негативное отношение к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ. В программе в соответствии с возрастом обучающихся рассматриваются:
- основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
- особенности влияния вредных привычек на здоровье подростка;
- особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
- основы рационального питания;
- правила оказания первой помощи;
- способы сохранения и укрепление здоровья;
- основы развития познавательной сферы;
- свои права и права других людей;
- общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
- влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
- знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
В результате реализации программы по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру.
Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
Предлагаемая программа является научной, комплексной и последовательной системой обучения и воспитания здорового образа жизни, и призвана позитивно повлиять на сложившуюся в обществе систему, так как позволит сформировать ценностное отношение к здоровью.
Программа «Математика здоровья» построена в соответствии с принципами:
- научная обоснованность и практическая целесообразность;
- возрастная адекватность;
- необходимость и достаточность информации;
- практическая целесообразность
- вовлеченность семьи и реализацию программы
Сроки реализации: 1 год
Формы работы:
- Групповая работа. Работа в парах. (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии).
- Фронтальная работа – это работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.
- Индивидуальная работа – большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы анкеты, проблемные задания, выполнение санитарно-гигиенических требований.
- Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий с обязательным включением математических задач, ребусов, кроссвордов. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование. Предполагается широкое использование технических средств (аудио- и видеотехники), наглядных пособий (таблиц, схем, фотографий и др.).
Формы контроля
Проверка усвоения программы проводится в форме анкетирования, тестирования, выполнения творческих заданий, участия в проектных и исследовательских работах, тематических неделях. Подведение итогов реализации программы проводится в виде выставок работ учащихся, праздников, игр, викторин, в том числе:
- оформление выставок работ учащихся в классе, школе на неделе здоровья;
- оформление выставки рисунков, сочинений, фотографий «Математика – за здоровый образ жизни»
календарно- тематическое планирование
№ п/п | Название темы занятия | Форма проведения | Дата проведения | |
По плану | По факту | |||
Математика и здоровый образ жизни (12 часов) | ||||
1 | Здоровье- дороже богатства. Что такое здоровье? Что я знаю о своём здоровье? | Беседа. Дискуссия. Анкетирование. | ||
2 | Мой организм- целая планета. Путешествие по этой планете, знакомство с её устройством и функционированием. | Беседа. Решение задач. | ||
3 | Здоровый человек- счастливый человек. Я- хозяин своего здоровья. Решение задач о спорте. | Беседа. Решение задач. | ||
4 | Режим дня- основа здорового образа жизни. | Беседа. Составление режима дня по условию задачи. | ||
5 | Составление индивидуального режима дня. Конкурс проектов «Мой режим дня» | Выступление учащихся. Презентация. | ||
6 | Окружающая среда и здоровье. Как оценить количество и качество своего здоровья. | Беседа. Мониторинг. | ||
7 | Режим труда и отдыха. Гигиена рабочего места. | Беседа. Решение задач. Составление комплекса упражнений для физ. минутки. | ||
8 | Организм и здоровье. Рост и развитие организма | Беседа. Измерение и сравнение роста. | ||
9 | Гигиена тела. | Беседа. Решение задач. Конкурс рисунков «Микробы. Кто они?» | ||
10 | Гигиена полости рта. Как сохранить улыбку красивой? | Дискуссия. Решение задач | ||
11 | Значение зрения для человека. Профилактика нарушения зрения. | Беседа. Тренинг. | ||
12 | Конкурс на тему «Кто самый здоровый в классе» | Презентации, Викторина. | ||
Математика и здоровое питание. (8 часов) | ||||
13 | Определяющая роль питания для формирования здорового образа жизни. | Беседа | ||
14 | Неизвестное об известных овощах. | Беседа. Сообщения учащихся | ||
15 | Эти сладкие чудо витамины. Значение фруктов для здоровья. | Беседа. Викторина «Ещё раз о витаминах» | ||
16 | Здоровая пища для всей семьи. | Презентация семейного меню. | ||
17 | Пищевые риски. Биодобавки. Продукты, опасные для здоровья. | Беседа. Решение задач | ||
18 | А началось всё с сухомятки | Доклады учащихся. Дискуссия. | ||
19 | Питание- необходимое условие для жизни человека | Конкурс–защита листовок о здоровом питании | ||
20 | Выпуск газеты по математике «Математика и здоровое питание» | Сбор информации. Работа в группах. | ||
Математика и вредные привычки (6 часов) | ||||
21 | Курить- здоровью вредить. Как влияют вредные вещества на организм человека? | Рассуждение на тему «Почему люди курят?». Анкетирование. Решение задач | ||
22 | Процент здорового образа жизни | Беседа. Решение задач | ||
23 | Влияние сигарет на женское здоровье | Беседа. Решение задач | ||
24 | Статистика на страже здоровья. (знакомство с диаграммами) | Практическое занятие по построению диаграмм | ||
25 | Жизнь без наркотиков | Беседа. Анкетирование. Решение задач | ||
26 | Выпуск газеты по математике «Математика и вредные привычки» | Сбор и распределение информации. Работа в группах | ||
Математика и правила дорожного движения (5 часов) | ||||
27 | Знаем ли мы правила дорожного движения? | Игра- викторина | ||
28 | О чём нам говорят дорожные знаки? | Беседа. Решение задач | ||
29 | Правила поведения на дороге. | Беседа. Решение задач на движение | ||
30 | Внимание. Дорога. | Составление и решение задач на движение | ||
31 | Выпуск газеты по математике «Математика и ПДД» | Сбор и распределение информации. Работа в группах | ||
Работаем над проектом (4 часа) | ||||
32 | Что такое проект. Постановка целей и задач. | Беседа. Примеры детских проектов | ||
33 | Выбор темы проекта. Распределение по группам. | Групповая работа. Составление плана действий. | ||
34 | Работа по сбору информации | Работа в группах. Работа с литературой, периодическими изданиями, Интернет | ||
35 | Защита проектов «Математика за здоровый образ жизни» | Презентации обучающихся | ||
Итого: 35 часов |
Ожидаемые результаты:
Выпускник 5 класса должен:
- Быть опрятным, регулярно выполнять гигиенические процедуры.
- Знать основные правила этикета и соблюдать их.
- Иметь сформированную привычку следить за зубами и полостью рта.
- Владеть навыками составления усредненного режима дня и следовать ему.
- Уметь распознавать признаки утомления. В том числе и зрительного.
- Иметь сформированный навык мытья рук перед любым приемом пищи.
- Знать, для чего делаются прививки.
- Знать опасности химической зависимости и ответственность за прием и распространение наркотических средств.
Список литературы:
- Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы: Мониторинг эффективности. /М.: Планета, 2011/
- Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома. / М.: АРКТИ, 2005/
- Как сохранить здоровье школьников. Игры, классные часы, родительские собрания. /авт.-сост. О.Н. Рудякова- Волгоград: Учитель, 2008/
- Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н.Н. Шапцева-Волгоград: Учитель, 2009/
- Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей.5-7 классы- М. ВАКО, 2008.
- Алимова Т. М. Здоровье: Математика про тебя. Сборник задач по математике / Т. М. Алимова. - М.,2003
- Уроки здоровья в задачах [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://festival.1september.ru/articles/568171/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Волшебный мир оригами
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮВолшебный мир оригами...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-4 классов
Последние годы широкое распространение получило раннее обучение английскому языку. Это является, с одной стороны, социальным заказом, т. к. современное общество немыслимо без широких интернациональных...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Культурный калейдоскоп" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению содержит материал, разработанный в соответствии с реализацией ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (для позднооглохших и слабослыша...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Творческая мастерская» ФГОС ООО 5-6 классы
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Творческая мастерская» предназначена для обучающихся 5–6 классов и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 35 часов в год. Занятия п...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Культурный калейдоскоп" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)
Материал содержит тематическое планирование...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Школа вежливости"
Программа «Школа вежливости» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 0-1 классах для детей с интеллектуальными нарушениями. Главное назначение данного курса форми...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Азбука здоровья» для 5-8 классов на 2020-2021 учебный год
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Азбука здоровья» для 5-8 классов на 2020-2021 учебный год...