Коррекционно-логопедическое занятие при спастической форме псевдобульбарной дизартрии.
план-конспект на тему
Коррекционно-логопедическое занятие при спастической форме псевдобульбарной дизартрии. Подготовительный этап.
Формированию звукопроизношения и фонематического слуха по лексической теме: «Овощи и фрукты».
Цель занятия: Осуществлять подготовительную работу по развитию звукопроизносительной стороны речи, активизировать словарный запас по лексической теме «Овощи и фрукты».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_dizartriya.docx | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-логопедическое занятие при спастической форме псевдобульбарной дизартрии. Подготовительный этап.
Формированию звукопроизношения и фонематического слуха по лексической теме: «Овощи и фрукты».
Цель занятия:
Осуществлять подготовительную работу по развитию звукопроизносительной стороны речи, активизировать словарный запас по лексической теме «Овощи и фрукты».
Задачи занятия:
Обучающие задачи занятия:
• знакомство с механизмом дорсальной, альвеолярной и латеральной позиций языка;
⦁ обучение навыкам самообслуживания;
⦁ обогащение словаря существительных по изучаемой лексической теме.
Развивающие задачи занятия:
⦁ развитие общей, ручной, мелкой моторики;
⦁ развитие моторики артикуляционного аппарата;
⦁ развитие нужных артикуляционных движений для данного артикуляционного уклада (комплекс специальной артикуляционной гимнастики);
⦁ развитие силы голоса и длительного плавного выдоха;
⦁ развитие фонематического слуха.
Воспитательные задачи занятия:
⦁ воспитание интереса к содержанию занятия;
⦁ воспитание трудолюбия, настойчивости, адекватного отношения к своему дефекту звукопроизношения.
Коррекционные задачи занятия:
• устранение неправильного артикуляционного уклада изучаемого звука в изолированном виде;
• преодоление речевого негативизма.
Оборудование.
Материал для формирования правильного выдоха, материал для развития мелкой моторики (карандаши, альбом), навыков самообслуживания (яблоко натуральное, тарелка, нож), таблицы для развития силы и высоты голоса.
Речевой материал.
Названия (овощей, фруктов, ягод), место произрастания (огород, дерево), поливать, расти, собирать урожай.
Ход занятия
Этапы занятия | Время | Деятельность логопеда | ||
| 1 | Подготовка и положительный настрой ребёнка к логопедической работе на занятии. | ||
| 2 | Логопед дает инструкции: - поднять плавно руки до уровня плеч и опустить; - поднять плавно руки до уровня плеч и опустить без напряжения, как пустые рукава; - упр.«Маятник». В положении полунаклона руки совершают движения влево-вправо, вперед-назад (попеременно - имитация качающихся веток яблони на ветру. | ||
| 3 | Поза Ромберга — обычно это положение стоя со сдвинутыми вместе стопами, с закрытыми глазами и вытянутыми прямо перед собой руками. Упражнение «Капуста»
| ||
| 3 | А. Упражнения на нормализацию состояния тонуса мелких мышц: - массаж пальцев кистей рук в играх с грецким орехом или «массажным яблоком». Самомассаж «За ягодами» Раз, два, три, четыре, пять, ( Пальчики обеих рук здороваются, начиная с большого) В лес идем мы погулять. (Оби руки идут по столу.) За черникой, За малиной, За брусникой, За калиной. (Загибают пальчики, начиная с большого.) Землянику мы найдем И братишке отнесем. Б. Графическая работа - обвести контур яблока; - закрасить рисунок яблока спелый бок красным цветом, не спелый бок зелёным цветом. | ||
| 3 | - Наше нарисованное яблоко превратилась в настоящее и мы его сейчас будем чистить и пробовать. (ребёнок совместно с логопедом , пробует очистить кожицу с яблока) | ||
Общий массаж Массаж лица Массаж органов артикуляции а) Массаж губ б) Массаж языка | 2 | - Чтобы нам скушать наше яблочко и правильно произносить названия всех овощей и фруктов нам надо сделать массаж.
Массаж межреберных мышц: Организуются поглаживающие движения грудной клетки ладонями обеих рук . Движения начинаются от пояса вперед, затем вверх.
При спастической форме псевдобульбарной дизартрии Самомассаж «Рисуем яблочки». Лёгкие круговые движения пальцев от середины лба к вискам, а как же по всему лицу.
а) Расслабляющий массаж губ. - Ладонной поверхностью указательных пальцев производят поглаживающие движения по верхней губе от углов рта к середине, - Такие же движения производят по нижней губе от углов рта к середине. - Движение совершают подушечками указательного и среднего пальцев поочередно правой и левой рукой, Движение начинается от козелка ушной раковины, пальцы легко скользят по щеке, а затем вокруг губ, При этом указательный палец скользит по коже верхней губы, а средний - по коже нижней губы, сходясь вместе у противоположного угла рта, - Подушечками указательного и среднего пальцев поглаживают носоубные складки, двигаясь от крыльев носа к углам рта. - Теми же пальцами производят легкое постукивание вокруг губ по часовой стрелке. (Массажные движения могут проводиться при различном положении рта: закрытом и слегка приоткрытом.) б) Расслабляющий массаж языка Перед расслабляющим массажем мышц языка целесообразно провести специальные упражнения, способствующие расслаблению его корня: - произвести массаж и вибрацию точек, находящихся под обоими углами нижней челюсти. Подушечкой большого или среднего пальца производят вращательные движения. Вначале они поверхностны, затем постепенно выполняются все с большим надавливанием и снова поверхностны. Данный прием способствует расслаблению мышц корня языка; - указательным или большим пальцем произвести легкие вибрирующие движения в области подчелюстной ямки; - захватить кончик языка правой рукой. Совершать легкие покачивающие движения из стороны в сторону; - захватить кончик языка правой рукой. Движение направлено вперед, из ротовой полости, а затем назад, вглубь ротовой полости. Движения плавные, легкие, с постепенным незначительным увеличением амплитуды движений. После этого переходят к собственно массажу мышц языка. 1. Указательным пальцем правой руки производят поглаживающие движения с одной стороны, затем с другой стороны языка, от кончика к корню языка и обратно. 2. Производят поглаживаюшие движения большим и указательным пальцами из стороны в сторону (от боковой части языка до средней линии и обратно), постепенно продвигаясь от кончика к корню Движения выполняются сначала на одной половине языка, а затем на другой. 3. Большой и указательный пальцы находятся на боковых поверхностях языка - справа и слева. Поглаживают боковые поверхности языка от кончика к корню. 4. Производят лёгкое разминание мышц в горизонтальном направлении. Большой палец правой руки находится сверху, средний и указательный - снизу языка. Осуществляются перетирающие движения с постепенным продвижением от кончика языка к корню и обратно, сначала с одной стороны языка, а затем с другой. Движения очень легкие без нажима. При том же положении пальцев легко, без надавливания производят круговые растирающие движения. б. Захватив кончик языка правой рукой, про изводят легкое потряхивание. 7. Делают легкое похлопывание языка и легкие ритмичные надавливания шпателем (деревянным или пластмассовым). После расслабляющего массажа можно сделать упражнения пассивной гимнастики, направленные на растяжение и расслабление мышц корня языка. 9. Большой палец находится сверху, средний и указательный - снизу языка, в его средней части, повернуть язык вправо и слегка потянуть его, как бы слегка подтягивая кнаружи корневую часть языка. Затем аналогичное движение в левую сторону. 10. Подтянуть язык вперед, как бы слегка «накручивая» его на указательный палец, а затем осторожно совершить обратное движение. Выполняется медленно, с небольшой амплитудой. | ||
Пассивная артикуляционная гимнастика ( выполняется при выраженной и тяжелой дизартрии) | 2 | После массажа следует приступить к выполнению артикуляционной гимнастики. При тяжелой и средней степени дизартрии рекомендуется начинать работу с пассивной гимнастики для губ. Упражнения выполняются перед зеркалом. Ребенок может помочь себе сам. Движения должны быть плавными, спокойными, ритмичными с постепенным увеличением скорости, с обязательным зрительным контролем. Можно использовать сохранные непроизвольные движения. - разведение уголков губ костяшками указательных пальцев и фиксирование данного артикуляционного уклада в течение нескольких секунд; Статические упражнения: - вытягивание губ с помощью пальцев рук фиксирование данного артикуляционного уклада в течение нескольких секунд; - удержание губами деревянного шпателя, обхват ими трубочек. Пассивная гимнастика для языка. Отрабатываются динамические движения языка вверх, вниз, назад, вперед, влево, вправо. Движения языка вверх. На кончик языка накладывается салфетка. Логопед поднимает язык ребенка вверх и удерживает язык в этом положении. - Верхнюю губу намазать вареньем, вызвать не произвольное движение широкого кончика языка по верхней и нижней губе. Движения языка вперед. Ребенок должен дотянуться языком до конфеты и ощутить ее вкус. Движения языка назад. Холодным шпателем дотронуться до кончика языка, одновременно должна прозвучать инструкция логопеда «Спрячь язык за зубки». Пассивная гимнастика для нижней челюсти. - Большой палец ведущей руки следует завернуть бинтом и уложить на нижние резцы, остальными пальцами охватить подбородок - опускать и поднимать челюсть. - Подобным образом осуществляется выдвижение нижней челюсти и движения челюстью влево - вправо. Постепенно пассивная гимнастика переходит в активную. Часть выполняется самостоятельно, а часть с механической помощью. С укреплением артикуляционных мышц ребенок начинает выполнять движения самостоятельно. Пассивная гимнастика постепенно переходит в активную ( пожевать сухарик, а потом пожевать яблоко, которое мы очистили). Комплекс упражнений для голосовых складок - плавное опускание головы вниз - плавное опускание головы назад - повороты головы в стороны - круговые движения головы. | ||
а) развитие диафрагменного дыхания б) Развитие целенаправленного выдоха и дифференцированного дыхания | 1 | Формирование речевого дыхания при дизартрии включает четыре этапа. а) Формирование диафрагмального дыхания. Положение стоя Давайте сделаем «арбузик» из живота 1) Сделать полный выдох, набрать воздух медленно через нос, следя за тем; чтобы передняя брюшная стенка все больше выдавалась вперед (набирать воздух свободно, не напрягаясь). При этом диафрагма уплощается, увеличив; объем легких, грудная клетка расширяется. На 2-5 с .задержать воздух, ( начать выдох ртом с подтягиванием брюшной стенки; в конце выдоха опускается грудь. Вдыхать и выдыхать плавно, избегая толчков. Когда растения поливают они растут вверх, а если нет воды, то растение вянет. Исходное положение -- встать, ноги на ширине плеч, руки опущены, ладони обращены вперед. 2) На вдохе медленно поднять расслабленные руки вверх, постепенно «растягивая» все тело (не отрывать пятки от пола); задержать дыхание. На выдохе постепенно расслабляя тело, опустить руки и согнуться в пояснице; задержать дыхание. Вернуться в и.п. Положение сидя И.п. сесть на пол, скрестив ноги, спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой, с выдохом, немного сгибаясь при этом. Это упражнение хорошо тем, что оно автоматически заставляет ребенка дышать правильно, у него просто нет другой возможности. Положение лёжа Исходное положение (и. п.) - лежа на спине. По инструкции ребенок медленно поднимает одну руку (правую, левую); ногу; затем две конечности равномерно на вдохе и удерживает в поднятом положении во время паузы; медленно опускает на выдохе; расслабляется во время паузы. После этого У. выполняется лежа на животе. б) Формирование целенаправленного ротового выдоха «Сдуй пыльцу с ладони» Кончик языка находится в межзубном положении. Рот полуоткрыт. Резцы не сжимают язык. Воздушная струя свободно проходит через щель. Формирование дифференцированного ротового вдоха и вдоха Вдох носом, выдох носом. Вдох носом, выдох ртом. Вдох ртом, выдох носом. Вдох ртом, выдох ртом. Формирование фронтального дыхания Произнесение гласного ряда, слогов, пословиц, скоро- говорок со сменой ударения и убыстрением темпа речи (на шёпоте и громко) а-о-у-ы-э; а-о-у-ы-э; а-о-у-ы-э; а-о-у-ы-э; а-о-у-ы-э; па-по-пу-пы-пэ; та-то-ту-ты-тэ; ка-ко-ку-кы-кэ; фа-фо-фу-фы-фэ; са-со- су-сы-сэ; ба-бо-бу-бы-бэ; да-до-ду-ды-дэ; га-го-гу-гы-гэ; за-зо-зу-зы-зэ. Ор-ор-ор — сорвали красный ………помидор. Ец-ец-ец – съели вкусный …………огурец. Жан-жан-жан – лежит на грядке……баклажан. Бус-бус-бус – мы разрезали ………..арбуз. | ||
а) Развитие силы голоса б) Развитие высоты голоса в) Работа над тембром голоса г) Работа над интонацией д) Устранение нозального оттенка | 2 | а) Комплекс упражнений на развитие силы голоса
У--------у------- О--------о-------- А--------а-------- И--------и------- З--------з-------- Ж-------ж-------
Овощи Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла: Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свёклу. Ох! .. Вот овощи спор завели на столе Кто лучше, вкусней и нужней на земле: Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свёкла? Ох!.. Хозяйка тем временем ножик взяла. И ножиком этим крошить начала: Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свёклу. Ох!.. Накрытые крышкой, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке: Картошка, Капуста, Морковка, Горох, Петрушка и свёкла. Ох!.. И суп овощной оказался неплох! б) Плавно, в замедленном виде поднимать и опускать голос а в процессе чтения стихотворения. Дети шли, шли, шли В огород они зашли. Капусту нашли, Огурцы нашли, помидоры все собрали, Кабачки нашли, Всё в корзинки положили И домой пошли.
в) Мы работаем над лексической темой «Овощи и фрукты» К нам на занятие пришли несколько фруктов и овощей. (Работа с карточками или с муляжами овощей и фруктов). Давайте представим, как будут они разговаривать, подбирая тембр голоса в зависимости от размера и характера фрукта или овоща. - «Картофель» (Бела, рассыпчата, вкусна, И на столе всегда она.) - «Слива» (Было зеленое платье атласное, Нет, не понравилось, выбрала красное, - «Яблоко» (Круглое, румяное. С дерева достану я На тарелку положу: «Кушай, мамочка» - скажу) - «Капуста» (Уродилась я на славу, Голова бела, кудрява.) - «Помидор» (Я важный и сочный, Сидит девица в темнице, У меня красные щечки.) г) Интонация чтения стихотворения может быть разная. Ребёнка просят прочитать стихотворение с разной интонацией (весело, сердито, грустно) Ладушки-ладки, Мы пололи грядки. Мы пололи сами, Своими руками. В огороде нашем Выросли на грядках Вот такие огурцы! Вот такие помидоры! Вот такая свекла! Вот такая капуста! Без капусты Щи не вкусны! д) По ходу выполнения этих упражнений необходимо осуществлять постоянный контроль, так как ребенку на первых этапах коррекции речевого дыхания еще трудно ощутить утечку воздушной струи через носовые проходы. Так, если при выдохе через рот часть воздуха проникает в нос, то нужно зажимать нос пальцами, далее ребенок сам сможет улавливать разницу в направлении воздушной струи. Затем тренируется плавный длинный выдох с беззвучной артикуляцией гласных звуков [а], [о], [у] или с переднеязычных глухих согласных, например звука [т]. Контролю над правильным дыханием также способствуют такие приемы, как дутье на ватку, на полоски бумаги и т. д. (Контролировать воздушную струю при помощи зеркала.) | ||
| 1 | Положительная оценка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов (VII вид)"
Цель программы «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов»: обучение грамотному письму посредством самостоятельног...
Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов(VII вид )»
Программа «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов» является модифицированной. При разработке программы были исп...
Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанных форм дисграфии и дислексии у учащихся 5 классов (VII вид)»
Программа «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанных форм дисграфии и дислексии у учащихся 5 классов» является модифицированной. При разработке программы были испол...
Дифференциальная диагностика бульбарной и псевдобульбарной дизартрии по локализации очага поражения, этиологии, патогенезу и проявлениям в речи у больных с ОНМК
Отличия в проявлениях дизартрии у взрослых...
Коррекционно-логопедическая работа с дошкольниками со стертой дизартрией.
Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительн...
Нетрадиционные приёмы повышения эффективности логопедической работы с детьми, страдающими псевдобульбарной дизартрией».
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Это нарушение обусловлено недостаточностью иннервации речевого ап...
Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа по внеурочной деятельности коррекционный курс «Логопедические занятия» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 9.1) и умственной отсталостью 10-12 классов
Важнейшей особенностью курса «Логопедические занятия» для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (далее - НОДА) и умственной отсталостью 10-12 классов является его коммуник...