Рабочая программа "Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов (VII вид)"
рабочая программа (6 класс)
Цель программы «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов»: обучение грамотному письму посредством самостоятельного определения на письме орфограмм и решения, необходимых для этого орфографических, пространственно-временных, графических задач. «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов» является модифицированной. При разработке программы были использованы: Программы компенсирующего обучения по русскому языку в 5-9 классах, Типовая государственная программа «Русский язык 5-9 классы», Научно-методические разработки логопедов Мазановой Е.В. «Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей-логопедов», Садовниковой И.Н. «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников», Елецкой О.В., Горбачевской Н.Ю. «Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_6_klass_7_vid_dlya_sayta.docx | 37.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по коррекционно-логопедической работе
по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии
с учащимися 6 классов (VII вид)
Составитель: Учитель-логопед Аверкина Г. Н.
2019-2020 учебный год
Содержание программы
«Коррекционно-логопедическая работа по преодолению
смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов»
- Пояснительная записка…………………………………………………3
- Содержание программы…………………………………………….....10
- Календарно-тематическое планирование…………………………….13
- Планируемые результаты ……………………………………………..18
Список литературы…………………………………………………………....19
- Пояснительная записка
«Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов» является модифицированной. При разработке программы были использованы: Программы компенсирующего обучения по русскому языку в 5-9 классах, Типовая государственная программа «Русский язык 5-9 классы», Научно-методические разработки логопедов Мазановой Е.В. «Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей-логопедов», Садовниковой И.Н. «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников», Елецкой О.В., Горбачевской Н.Ю. «Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи».
Цель программы «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов»: обучение грамотному письму посредством самостоятельного определения на письме орфограмм и решения, необходимых для этого орфографических, пространственно-временных, графических задач.
Задачи:
- Определить механизмы, лежащие в основе нарушения письма у каждого конкретного учащегося;
- Отобрать необходимые методы для коррекционно-логопедического воздействия для каждого учащегося;
- Развивать фонематический анализ и синтез и фонематические преставления;
- Закреплять функции фонематического анализа, синтеза и представлений на письме;
- Развивать зрительный предметный и буквенный гнозис и мнезис;
- Формировать представления о различных типах связи (согласовании и управлении) в словосочетаниях и предложениях;
- Развивать пространственно-временные ориентации;
- Развивать зрительное и слуховое восприятие;
- Развивать связную речь;
- Развивать процессы чтения и письма.
- Развивать навык дифференцирования сходных по начертанию букв.
- Закреплять полученные знания и навыки.
- Переносить полученные знания на другие виды деятельности.
Актуальность
Письменная речь – это средство обучения и взаимодействия, в то же время это сложный акт произвольной психической деятельности, которой обеспечивается участием разных структурно-функциональных компонентов и психических функций. Исследования Р.Е. Левиной [2008] показали, что процесс письма тесно связан с устной речью и осуществляется на основании высокого уровня ее развития. В настоящее время проблема возникновения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей является одной из самых актуальных, так как в современных условиях модернизации образования навык грамотного письма расценивается как средство к достижению универсальных учебных умений школьника, способности их успешному овладению основами базовых учебных дисциплин и социализации в целом. Нарушение письма оказывает неблагоприятное влияние на весь процесс обучения и на личные качества ученика. Своевременное выявление и разграничение дисграфических ошибок от ошибок иного характера важно для определения направления логопедической коррекционной работы с детьми.
Дисграфия – частичное расстройство письма, не связанное с нарушением интеллектуального развития, нарушением слуха или зрения, а так же с регулярностью получения обучения. Проявляется дисграфия в виде стойких специфических ошибок. (И.Н.Садовникова [1997])
В русской орфографии существует три основных принципа написания слов:
- Фонетический: то есть «как слышу, так и пишу» (например: рот, пол)
2.Морфологический: это ведущий принцип в русском языке, и он предполагает знания определенных правил написания. Сущность принципа в том, что слова состоят из минимальных, но значимых частей - морфем, общих для всех родственных слов, которые почти всегда пишутся без изменения независимо от звучания при произношении (например: растение, растет)
3.Традиционный (исторический) принцип: грамотность написания слова не зависит от звучания слова или правила написания, а пишется в соответствии с традицией написания, сложившейся на протяжении длительного исторического промежутка времени (например: морковь, шипы)
Дизорфография – это стойкое нарушение в применении на письме правил орфографии, что объясняется несформированностью языковых операций, которые обеспечивают овладение орфографией.
На начальном этапе обучения письму дети испытывают естественные затруднения при освоении функции письма в связи со сложностью этого вида деятельности, поэтому специфические ошибки следует отделять от ошибок эволюционной дисграфии. Отмечают следующие признаки несформированного (незрелого) навыка письма могут быть: отсутствие границ предложения; слитное написание близстоящих слов; нетвердое знание начертания букв или забывание букв; смешения; зеркальное написание букв; смешение с буквой Й йотированных гласных; ошибки, допущенные при обозначении мягкости согласных. Если вышеперечисленные ошибки единичны и не имеют постоянный характер, то их наличие не доказывает наличия дисграфии у конкретного ребенка.
А.Р.Лурия выделяет следующие операции письма: замысел, звуковой анализ слова, превращение звуков в фонемы, перевод фонем в зрительно-графическую схему, воспроизведение движениями руки зрительного образа буквы, то есть превращение оптических знаков в необходимые графические начертания.
Итак, письменная речь выступает как функциональная система, которая включает множество операций, связанных между собой и имеющих сложную организацию. Выпадение отдельного звена из этой системы приводит к дезорганизации всех функций и требует коррекционных мероприятий. В случае данной дезорганизации возникает специфическое расстройство письменной речи – дисграфия.
В настоящее время специалистами предложено множество различных подходов к данной проблеме. На современном этапе одной из действующих классификаций является классификация психолого-педагогического подхода, разработанная сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им.А.И.Герцена. В основе лежит учет несформированности языковых операций. Итак, выделяют пять видов дисграфии:
1. Дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания (акустическая) - в основе лежат трудности слуховой дифференциации звуков речи (выражается в заменах (смешениях) звуков, близких по акустическим параметрам).
2. Артикуляторно-акустическая дисграфия - дефекты звукопроизношения находят свое отражение на письме (замены, смешения, пропуски).
3. Дисграфия на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока - затруднения в определении количества и последовательности звуков в слове, места каждого звука по отношению к другим звукам слова (выражается в пропусках, перестановках, добавлениях букв в слове, вставки слогов, слитное написание слов в предложении).
4. Аграмматическая дисграфия обусловленная несформированностью у ребенка лексико-граматического строя речи (выражается в нарушениях смысловых и грамматических связей, искажениях предложно-падежных конструкций, пропусках членов предложения).
5. Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного мнезиса и гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений (на письме проявляется в виде замен графически сходных букв, зеркального написания, пропусков элементов букв, особенно при соединении букв, включающих одинаковые элементы, приписывании лишних элементов, неправильного расположения элементов.
Все вышеперечисленные виды дисграфии в различных сочетаниях могут присутствовать у одного ребенка и представляют смешанную дисграфию.
В основе данной классификации лежит несформированность определенных операций процесса письма.
Коррекция дисграфии производится по определенному плану, который учитывает механизм нарушений и их соответствие какой-либо форме дисграфии.
Часто дисграфия сочетается с дислексией. Дислексия – специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное недоразвитием ВПФ, задействованных в процессе чтения. В соответствии с нарушенными механизмами принято выделять следующие формы нарушения чтения:
- Фонематическую дислексию (вследствие недоразвития фонематического восприятия, анализа и синтеза)
- Семантическую дислексию (вследствие несформированности слогового синтеза, бедности словаря, непонимания синтаксических связей в структуре предложения).
- Аграмматическую дислексию (вследствие недоразвития грамматического строя речи, морфологических и функциональных обобщений)
- Мнестическую дислексию (вследствие нарушения речевой памяти, затруднения соотнесения буквы и звука)
- Оптическую дислексию (вследствие неcформированности зрительно-пространственных представлений)
- Тактильную дислексию (вследствие нечеткости тактильного восприятия у слабовидящих).
Стойкие и специфические нарушения в овладении письмом и процессом чтения отмечаются не только в начальной школе, но и в средних и старших классах. Нарушения в усвоении процесса письма и чтения оказывает отрицательное влияние на речевое развитие детей, на развитие познавательной деятельности, затрагивает эмоционально-ролевую сферу, затрудняет процесс их школьной и социальной адаптации в целом.
Процесс коррекции дисграфии и дислексии тесно связан с обучением ребенка русскому языку. Взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствует успешному усвоению учащимися правил грамматики. Учитель-логопед проводит работу: по развитию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление; по развитию внимания, памяти, активизации словарного запаса; по коррекции почерка.
Логопед осуществляет работу совместно с психологом на снятие у ребёнка «страха письма», неуверенности, нервозности, склонности к негативным реакциям.
Важным условием для успешного усвоения материала является разнообразие видов работы, включение игровых моментов, использование дидактического и раздаточного материала, включение физминуток. Программа построена с учетом возрастных особенностей детей. Логопедическая работа ведется по единой для всех возрастных категорий системе. Разница заключается в подборе лексического материала, который соответствует всем программным требованиям по русскому языку, предъявляемым к школе.
Коррекционно-логопедическая работа по преодолению ошибок письма проводится на уровне:
1. Звука, буквы;
2. Слога;
3. Слова;
4. Словосочетания;
5. Предложения;
6. Текста.
Курс коррекционного обучения содержит дополнительные сведения по всем разделам русского языка (фонетике, лексике, грамматике, развитию речи).
Дети, зачисленные на занятия к логопеду, наряду с «логопедическими» темами, изучаемыми на коррекционных занятиях, закрепляют знания, полученные в классе.
При подборе лексического материала учитывается знание детьми таких понятий как «часть речи», «грамматические формы рода, числа, падежа» и т.д. Кроме того, дети изучают различные по цели высказывания предложения; знакомятся со строением и основными признаками текста; изучают морфологическое строение слова; строят словосочетания и предложения и т.д.
- Содержание программы
Программа состоит из четырех этапов, реализующих задачи по преодолению дизграфии, дизорфографии и дислексии обучающихся 6-х классов.
Программа опирается на ЗНУ, приобретенных обучающимся в начальной школе и взаимосвязана с программой «Русский язык в 5-6 классах». Программа направлена на коррекцию и развитие пространственно-временных представлений и ликвидации пробелов в знаниях обучающихся, которые проходили коррекционно-логопедическое обучение в начальной школе и для вновь прибывших обучающихся 6 классов, имеющих ЗПР, СПЗ, хронические соматические заболевания.
Программа включает 68 часа, при проведении занятий 2 раза в неделю по 40 минут.
Программа состоит из этапов:
- Диагностический этап.
В 6 классе проводится экспресс-диагностика (Е.В.Мазанова, [2009]).
Задачи:
- проводить анализ письменных работ и процесса чтения,
- определить состояние звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, языковых представлений, фонематического восприятия (дифференциация фонем),
- проводить состояние лексико-грамматического строя, состояние связной речи,
- выявлять индивидуальные особенности таких психических процессов, как: мышление, внимание, память,
- выявлять наличие мотивации к коррекционной работе по устранению дефекта.
На данном этапе при проведении диагностики следует подключать школьного психолога.
Диагностика проводится в период с 1 по 15 сентября или при необходимости (вновь прибывшие дети) в течение учебного года.
Длительность этапа - 4 часа.
- Коррекционный этап.
Задачи:
- преодоление дизорфографических нарушений. (Работа проводится на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях по направлениям, соответствующим основным видам ошибок).
- параллельное проведение работы, направленной на устранение нарушений звукопроизношения и чтения.
Длительность этапа – 54 часа.
- Этап повторения и закрепления.
Задачи:
- Повторение знаний и умений, выработка навыков (ЗУН), приобретенных в период коррекционно-логопедических занятий,
- Закрепление ЗУН в различных видах деятельности.
Длительность этапа – 4 часа.
- Оценочный этап.
Задачи:
- Проводить проверку навыков письма и чтения,
- Анализировать различные виды письменных работ детей.
Длительность этапа – 6 часа.
Опираясь на материалы обследования и мониторинг ученики делятся, в зависимости от вида дисграфии, на подгруппы. В каждой подгруппе логопед делает акцент на коррекционно-логопедическую работу по преодолению ведущего вида дисграфии. Цель такого планирования — распределить намеченные темы в течение учебного года, определить объем изучаемого материала по каждой теме, лексический материал в зависимости от речевого дефекта и возрастных особенностей детей.
Календарно-тематическое планирование логопедической работы по преодолению смешанных форм дисграфии и дислексии с учащимися 6 класса
2019/2020 уч.год
№ п/п | Тема занятия | Содержание работы | Кол-во часов | дата |
I. | Диагностический этап | 4 | ||
Обследование устной и письменной речи. | Речевая карта. Проведение диагностических работ: Списывание с печатного текста, Списывание с рукописного текста, Диктант. Изложение. Проверка техники чтения. Пересказ. | |||
II. | Коррекционный этап | 54 | ||
1. | Звуки речи и буквы. Введение. | Знакомство с речевыми звуками. Характеристика всех речевых звуков и их артикуляция. Образование гласных и согласных звуков. Дифференциация гласных и согласных звуков. Соотнесение звуков с буквами. | 1 | |
2. | Звуки речи и буквы. Дифференциация гласных звуков. | Выделение гласных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Роль гласных II ряда при смягчении согласных. Дифференциация гласных I и II ряда. Дифференциация гласных [а-я] Дифференциация гласных [у-ю] Дифференциация гласных [о-ё] Дифференциация гласных [ы-и] | 4 | |
3. | Звуки речи и буквы. Дифференциация согласных звуков. | Выделение согласных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Дифференциация согласных [в-ф], [в’-ф’] Дифференциация согласных [п-б], [п’-б’] Дифференциация согласных [д-т], [д’-т’] Дифференциация согласных [с-з], [с’-з’] Дифференциация согласных [к-г], [к’-г’] Дифференциация согласных [ш-ж] Дифференциация согласных [с-ш] Дифференциация согласных [з-ж] Дифференциация согласных [с-ц] Дифференциация согласных [ч’-т’] Дифференциация согласных [ч’-щ’] Дифференциация согласных [ч’-ц] | 6 | |
4. | Звуки речи и буквы. Дифференциация гласных букв. | Дифференциация гласных букв: а-о, и-у | 1 | |
5. | Звуки речи и буквы. Дифференциация согласных букв. | Дифференциация согласных букв: л-м, п-т, б-д, ц-щ. | 3 | |
Звуки речи и буквы. Дифференциация гласных и согласных букв. | Дифференциация гласных и согласных букв: и-ш | 1 | ||
6. | Звуки речи и буквы. Закрепление. | Развитие звукового анализа и синтеза. Определение места изучаемых букв и звуков в слове. Дифференциация оптически сходных букв на уровне слова , предложения, текста. | 1 | |
7. | Мягкий знак. | Роль мягкого знака. Знакомство с разделительным мягким знаком. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Закрепление знаний орфографии. Соотнесение слов со схемой. Развитие зрительного восприятия, внимания, логического мышления. Обогащение словаря. Работа по звукобуквенному анализу и синтезу. Фонетический разбор слова. | 2 | |
8. | Слог. Слоговой анализ и синтез. | Знакомство со слогом. Понятия «открытый слог», «закрытый слог». Выделение определенного слога в ряду слов. Знакомство с одно-, дву-, трех- и четырехсложными словами. Дифференциация слога и слова. Слоговой анализ и синтез слов. Слогораздел и перенос слов. Знакомство с ударением. Выделение ударной гласной, ударного слога в словах. Работа над ритмическим оформлением слова. Соотношение слов со схемой. Подбор ритмических схем слова к словам. Знакомство с безударными гласными. Выделение безударных гласных в словах. Закрепление знаний орфографии. Подбор родственных слов. Обогащение словаря. Работа со схемами слов. | 3 | |
9. | Слово. Корень. Однокоренные (родственные слова) | Знакомство со строением слова. Знакомство с понятием «родственные слова». Подбор родственных слов. Выделение двух основных признаков родственных слов: единый корень, близость значения. Закрепление знаний о безударных гласных. Обогащение словаря. Подготовительная работа по словообразованию. Выделение корня в словах. - Буквы о и а в корне -кос кас- Общеупотребительные слова и профессионализмы. | 3 | |
10. | Слово. Образование слов при помощи суффиксов. | Выделение суффиксов в словах. Закрепление знаний о правописании суффиксов: - Буквы ч и щ в суффиксе -чик(-щик) - Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя - Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных - Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск- - Правописание гласных в суффиксах глаголов Работа по развитию и обогащению словаря по темам «Профессии», «Детеныши» (с использованием суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением) Диалектизм. Жаргонизмы. | 3 | |
11. | Слово. Сложные слова. | Соединительные о и е в сложных словах Устаревшие слова и новые слова (неологизмы). Сложносокращённые слова | 1 | |
12. | Слово. Словообразование слов при помощи приставок. | Знакомство с приставками. Закрепление знаний об их значении и правописании (в — из, под — над, из — под, с — со, на — над ...). Развитие временных и пространственных отношений. Развитие оптических представлений. Работа на морфологическом уровне. Работа с антонимами и синонимами. Буквы ы и и после приставок | 3 | |
13. | Слово. Основа слова. Окончание. | Закрепление знаний об окончании и основе слова. Орфограммы в окончаниях слов. | 1 | |
14. | Слово. Морфемный и словообразовательный разбор слова. | Выделение корня, приставки, суффикса и окончания, основы. | 1 | |
15. | Приставки и предлоги | Закрепление знаний о приставках и предлогах. Дифференциация предлогов и приставок. Развитие временных и пространственных отношений. Развитие оптических представлений. Работа на морфологическом уровне. Работа с антонимами и синонимами. Работа с графическими схемами слов. Гласные в приставках пре- и при- | 2 | |
16. | Предлоги и частицы | Закрепление знаний о предлогах и частицах. Дифференциация предлогов и частиц. Не с существительными. Не с прилагательными. Не с глаголами. | 1 | |
17. | Словосочетание. | Закрепление знаний о словосочетании. Согласование в числе. Согласование в роде. Фразеологизмы. | 1 | |
18. | Предложение. | Выделение слов в составе предложения. Определение количества слов. Работа со схемами предложения и словосочетания. Языковой анализ и синтез словосочетания и предложения. Работа над деформированным предложением. Синтаксический разбор. - Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения. -Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. - Синтаксический и пунктуационный разбор предложений. | 6 | |
19. | Связная речь. | Знакомство со структурой текста. Закрепление знаний о построении текста. Знакомство с деформированным текстом. Составление рассказа по плану. Восстановление рассказа. Составление описания по опорным словам. Работа над деформированным текстом. Закрепление навыка использования в речи межфразовых связей. Составление рассказов по серии картин (состоящей из 2, 3 и 4 картинок) Стили речи. Официально-деловой стиль речи. | 10 | |
III. | Этап повторения и закрепления. | 4 | ||
1. | Повторение и закрепление ЗУН | Повторение и закрепление полученных знаний, умений и навыков через выполнение игровых, тестовых заданий. | 4 | |
IV. | Оценочный этап. | 6 | ||
1. | Оценочный этап. | Проведение итоговых диагностических работ: Списывание с печатного текста, Списывание с рукописного текста, Диктант. Изложение. Проверка техники чтения. Пересказ. | 5 | |
2. | Работа над ошибками. | Анализ ошибок, выполнение упражнений. | 1 | |
Итого: | 68 |
- Планируемые результаты
К концу года обучения учащиеся должны знать:
- Гласные и согласные звуки и буквы;
- Артикуляторные и акустические характеристики звуков;
- Графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения, предлогов и приставок;
- Определения понятий: звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение, текст, предлог, приставка, ударная гласная, ударный слог, безударная гласная, безударный слог.
- Стили речи.
- Фонетический, синтаксический, морфемный, морфологический разборы.
К концу обучения учащиеся должны уметь:
- Различать гласные и согласные звуки;
- Различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания и предложения, набор отдельных предложений и текст;
- Определять ударные и безударные гласные, слоги;
- Определять в словах место и последовательность заданного звука: гласных и согласных звуков;
- Определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте;
- Производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений;
- Применять правописание предлогов и приставок, частиц;
- Запоминать ряды и последовательности цвета, формы, размера и величины;
- Дифференцировать расположение элементов букв, воспроизводить по памяти серии букв, слов, предметов;
- Дифференцировать сходные по начертанию буквы;
- Переносить полученные знания на другие виды деятельности.
Список литературы
- Ананьев, Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б.Г.Ананьев // Известия АПН РСФСР. – Вып.70, 1955. – с.104-148.
- Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования: методическое пособие / О.Е.Грибова. - М.:Айрис-пресс, 2008. – 96 с.
- Гурьянов, Е.В. Психология обучения письму. Формирование графических навыков письма /Е.В.Гурьянов. – М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1959. – 264 с.
- Елецкая О.В, Горбачевская Н.Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Формирование представлений о пространстве и времени / О.В.Елецкая, Н.Ю.Горбачевская. – СПб.: Речь, 2005. – 180 с.
- Ефименкова, Л.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей / Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова. – М.: Просвещение, 1972. – 205 с.
- Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей / А.Н.Корнев.-СПб.:Речь,1997. - 286с.
- Лалаева, Р.И. Нарушения письменной речи. Дисграфия. / Р.И.Лалаева // Методическое наследие. Логопедия. Книга IV. - М., 1989. - с. 304.
- Мазанова, Е.В. Школьный логопункт. Документация,планирование и организация коррекционной работы:методическое пособие для логопедов.-М.: ГНОМ и Д, 2009.
- Мазанова,Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов / Е.В.Мазанова. - М.: ГНОМ, 2007. – 128 с.
- Мазанова, Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов / Е.В.Мазанова. – М.: ГНОМ, 2014. – 184 с.
- Мазанова, Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов / Е.В.Мазанова. – М.: ГНОМ, 2014. – 96 с.
- Мазанова, Е. В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и аграмматическая дисграфия /Е. В.Мазанова.-М.:Аквариум-Принт.2006.– 56с.
- Мазанова,Е.В.Учусь работать со словом:альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии / Е.В. Мазанова. –М.:ГНОМ, 2007. – 48с.
- Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. / И.Н.Садовникова. - М.: Владос, 1997. - 256с.
- Садовникова, И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: пособие для логопедов, учителей, психологов / И.Н.Садовникова. – М.: АРКТИ, 2005. - 140 с.
- Ястребова,А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы / А.В. Ястребова. – М.: Просвещение, 1978. – 159с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа логопедического обучения по преодолению смешанной формы дисграфии у обучающихся 2—3 классов
Рабочая программа логопедического обучения по преодолению смешанной формы дисграфии у обучающихся 2—3 классов в АНО СОШ «Димитриевская»...
Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения по преодолению смешанной формы дисграфии и дизорфографии у школьников 3—6 классов
Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения по преодолению смешанной формы дисграфии и дизорфографии у школьников 3—6 классов в АНО СОШ «Димитриевская»...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ занятий с учащимися 3-6 классов по преодолению смешанной формы дисграфии и дизорфографии.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ заняти...
Рабочая программа логопедического обучения по преодолению смешанной формы дисграфии у обучающихся 2—3 классов в АНО СОШ «Димитриевская»
Рабочая программа логопедического обучения по преодолению смешанной формы дисграфии у обучающихся 2—3 классов в АНО СОШ «Димитриевская»...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ занятий с учащимися 3-6 классов по преодолению смешанной формы дисграфии и дизорфографии.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ занятий с учащимися 3-6 классов по преодолению смешанной формы дисграфии и дизорфографии....
Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов(VII вид )»
Программа «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов» является модифицированной. При разработке программы были исп...
Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанных форм дисграфии и дислексии у учащихся 5 классов (VII вид)»
Программа «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанных форм дисграфии и дислексии у учащихся 5 классов» является модифицированной. При разработке программы были испол...