Нетрадиционные приёмы повышения эффективности логопедической работы с детьми, страдающими псевдобульбарной дизартрией».
статья
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Это нарушение обусловлено недостаточностью иннервации речевого аппарата. Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.
У детей – дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребёнка характеризуется нечётким, смазанным звукопроизношением, голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий, ритм дыхания нарушен, речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.
Чтобы у ребёнка выработались прочие навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения, в том числе и нетрадиционных. Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом, необходимы также консультации врача-психоневролога, невропатолога, дефектолога, психолога и специалиста по лечебной физкультуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eto_netraditsionnye_priemy_povysheniya_effektivnosti_log.rab_._s_det_-_.doc | 639 КБ |
Предварительный просмотр:
«Нетрадиционные приёмы повышения эффективности логопедической работы с детьми, страдающими псевдобульбарной дизартрией».
Е.Н.Родина, учитель-логопед , г. Нягань ХМАО.
Речь человека- это важная функция коры головного мозга, это его визитная карточка. В осуществле-нии речи принимают участие различные отделы коры головного мозга. К таким отделам относятся, прежде всего, корковые речевые зоны - это слуховые, двигательные и зрительные области. При пора-жении этих отделов и возникает дизартрия различной локализации.
Дизартрия – нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное нарушением иннервации речевой мускулатуры: мягкого нёба, языка, губ, т.е. связанной с органическим поражением центральной нервной системы. Сам термин «дизартрия» означает «расстройство членораздельной речи» (артрон - сочленение).
Классификация форм дизартрии основывается на выделении различной локализации поражения головного мозга. Наиболее часто встречается форма детской дизартрии - это псевдобульбарная, которая наблюдается при псевдобульбарном параличе.
Причинами псевдобульбарной дизартрии являются органические поражения центральной нервной системы в результате воздействия различных неблагоприятных факторов на развивающийся мозг ребёнка во внутриутробном и раннем периодах развития. Чаще всего это - острые и хронические инфекции и болезни матери, токсикоз, интоксикации, опухоли, родовые травмы, стремительные или сухие затяжные роды, явления асфиксии новорождённых различной степени выраженности при слабой родовой деятельности матери, несовместимость резус- фактора крови. К настоящему времени стало известно, что более 80% случаев поражение нервной системы плода наступает внутриутробно.
Общими клиническими признаками псевдобульбарной дизартрии являются:
- нарушение мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре, которые имеют различный характер в зависимости от локализации поражения головного мозга;
- ограничения подвижности артикуляционных мышц в результате негрубых параличей и парезов.
Ограничение подвижности артикуляционной мускулатуры приводит к нарушениям звукопроизно-
шения отдельных звуков в изолированном виде и, особенно в слитной речи, ритма дыхания, особенно в момент речи, модуляции голоса.
Итак, наличие неврологической симптоматики, указывающее на органическое поражение центральной нервной системы, еще раз доказывает необходимость выделения данного речевого нарушения в группу расстройств, имеющих свой специфический механизм.
В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами речи, особенно органического характера, и недоразвитием психических процессов, соматически ослабленных. Воздействие нарушений функциональной речевой системы на психическое развитие ребенка приводит к нарушению общего речевого развития в целом и препятствует формированию высших психических функций.
Даже в относительно простых случаях речевых патологий, не говоря о сложных дефектах речи, в преодолении проблемы было бы идеальным присутствие, как общепринятых традиционных методов (активная гимнастика артикуляционного аппарата, коррекция общей и мелкой моторики, формирование фонематического слуха и восприятия, нормализация просодической стороны речи, т.е. преодоление расстройств ритма, мелодики, интонационной стороны речи, коррекция проявлений общего недоразвития речи), так и нетрадиционных приемов логопедической работы таких, как логопедический массаж и выработка правильного речевого дыхания. Они просты, доступны, эффективны, не имеют возрастных границ.
Логопедический массаж – воздействие на определенную часть тела с лечебными или профилактическими целями. Он является методом естественного оздоровления и коррекционно - развивающего воздействия, как на неречевые, так и на речевые функциональные системы ребенка. Логопедический массаж незаменим при всех видах дизартрии. Перед проведением курса массажа необходимо получить заключение невропатолога и педиатра об отсутствии противопоказаний.
Одновременно с проведением массажа необходимо вырабатывать правильное речевое дыхание. Дыхание – естественный природный процесс, свойственный не только человеку и другим живым существам. В основе дыхания лежит определенный ритм, задаваемый чередованием вдоха и выдоха. Правильно дышать – это значит дышать так, чтобы легкие полностью заполнялись воздухом, чтобы организм получал максимум необходимого ему кислорода и чтобы этот кислород усваивался полностью всеми тканями вплоть до каждой клетки. Необходимо, чтобы выдох был длиннее вдоха. При правильном дыхании человек должен делать от 8 до 12 вдохов в минуту.
В течение трех лет мною проводилась комплексная работа по коррекции псевдобульбарной дизартрии (тяжелое нарушение речи- ТНР) с использованием нетрадиционных приемов логопедической работы, а, именно, применением массажа и выработкой правильного речевого дыхания.
Цель работы: показать эффективность логопедической работы с применением нетрадиционных приёмов работы.
Задачи: 1.Коррекция псевдобульбарной дизартрии путём применения логопедического массажа. 2.Выработка правильного речевого дыхания для исправления дефектных звуков.
Способ решения: комплексное применение массажа и дыхания для оздоровления организма в целом.
Для работы были отобраны 12 детей с выраженными признаками псевдобульбарной дизартрии. (патология 100%!!!) Занятия проводились 2-3 раза в неделю в условиях логопедического кабинета с соблюдением всех правил гигиены. При этом коррекционно- логопедическая работа проводилась без медикаментозного воздействия и физиолечения. Трое наиболее сложных детей учились правильному речевому дыханию с использованием технологии биологической обратной связи. Метод БОС – произвольное волевое управление функциями организма с целью их совершенствования в норме и коррекции при патологии посредством электронных приборов, регистрирующих и преобразующих информацию о состоянии органов и систем человека в доступные сознанию зрительные и слуховые сигналы. Сегодня эта методика позволяет корректировать, восстанавливать и совершенствовать функции любых органов и систем, особенно дыхательной, нервной и сердечно-сосудистой..
В 2020 году результаты применения нетрадиционных приемов работы были таковы:
Утомляемость языка и частично трудность переключения с одного движения на другое у детей остались, но прекратилось саливация, исчезли гиперкинезы и вялость языка. Движения языка, губ, мимических мышц стали более точными, в артикуляторной моторике частичное улучшение произошло у 50% детей (Рис.1)
Звукопроизношение значительно улучшилось у 43% детей, а 57% получили частичное улучшение дефектных звуков.(Рис.2). Дыхание стало более глубоким, 75% свидетельствует о частично выработанном правильном дыхании.(Рис.3)
Рис.1 Рис.2 Рис.3
В 2021 году результаты применения нетрадиционных приемов работы были таковы:
Дети могли произнести все слова с ранее дефектными звуками. Исключение составляли некоторые слова со сложным стечением согласных. 95% детей выполняли все моторные и мимические пробы (рис.1), все неврологические факторы практически исчезли, органы дыхания активно выполняли свою работу, 90% детей научились управлять речевым дыханием (рис.3), у 98% детей речь стала чёткой, громкой, выразительной (рис.2), выработалась ловкость движений, ребенок мог управлять своими движениями.
Вывод: Использование нетрадиционных приемов таких, как логопедический массаж и выработка правильного речевого дыхания, в комплексном коррекционно-образовательном процессе у детей, страдающих тяжелыми речевыми нарушениями, приводит к исчезновению дефектов произносительной стороны речи, к стабилизации эмоционального состояния, к улучшению протекания и формирования психических и психологических процессов, к повышению работоспособности, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости, улучшает коммуникативную функцию, а в условиях работы целостного организма - соматическое состояние.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическая работа с детьми, имеющими дизартрию.
Презентация. Логопедическая работа с детьми, имеющими дизартрию....
Организация логопедической работы с детьми 1-го года жизни в условиях дома ребенка (из опыта работы)
Я работаю учителем-дефектологом в ГКУЗ НО «Выксунский специализированный дом ребенка» уже более 20 лет, из которых большая часть была посвящена работе с детьми первого года жизни.Один из алгоритмов мо...
Организация индивидуальной логопедической работы с детьми дошкольного возраста при устранении дизартрии
В презентации раскрывается понятие дизартрии и стертой дизартрии, значимость комплексного подхода, актуальность ранней помощи. Коротко раскрыты этапы коррекции, особенности нарушений мышечного тонуса ...
Тематические родительские собрания, как фактор повышения эффективности логопедических занятий с детьми-логопатами
Для формирования позитивного взаимодействия между родителями и детьми, приводящего к развитию самостоятельности и ответственности у детей, разработана программа тематических собраний. Основными задача...
Этапы и направления логопедической работы при стёртой форме дизартрии.
Стертая дизартрия встречается очень часто в логопедической практике. Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слогов...
Этапы и направления логопедической работы при стёртой форме дизартрии
Стёртая дизартрия - речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического...
Организация и содержание логопедической работы с детьми, страдающими дизартрией.
Логопедическое, клиническое психологическое и логопедическое изучение детей с дизартрией показывает, что эта категория детей очень неоднородна с точки зрения двигательных, психических и речевых наруше...