Семинар для воспитателей "Методы и приемы формирования навыков самостоятельных связных высказываний на занятиях по развитию речи"
учебно-методический материал по теме
Семинар для воспитателей "Методы и приемы формирования навыков самостоятельных связных высказываний на занятиях
по развитию речи"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Формирование связной речи у детей - изначально сложный процесс.
Основные этапы работы по формированию связной речи: Подготовительный этап - предварительная работа по двум линиям: интеллектуальное развитие, и прежде всего развитие мышления; речевое развитие: развитие понимания речи, обогащение лексики, формирование грамматических категорий. Начальный этап - овладение диалогической речью при частичном слиянии обоих процессов: развития мышления и речи. Основной этап - формирование монологической речи: обучение рассказыванию (пересказу, составлению рассказов) . Деление на этапы чисто условное и определяется основной задачей и ведущим направлением работы на каждом этапе. На практике происходит постоянное взаимопроникновение этапов.
Начальный этап формирования связной речи у детей — овладение диалогической речью. ▪ Обучение умению отвечать на вопросы. По своему характеру и по степени сложности ответов выделяют три вида вопросов. Репродуктивные кто? кто это? что? что это? что делает? Поисковые где? куда? откуда? как? когда? сколько? какой? Проблемные почему? зачем?
▪ Обучение умению задавать на вопросы. ▪ Воспитание способности свободно и непринужденно вести беседу (в значительной степени эта задача психологическая). Педагог определяет тему беседы , тщательно продумывает вопросы, моделирует ожидаемые ответы и предполагаемые вопросы детей, расставляет смысловые акценты в тексте и в картине, стимулирует активное участие детей в диалоге, особенно в постановке вопросов, иногда начиная вопрос или подсказывая тему, ключевое слово, направленность вопроса, предлагает свои варианты вопросов и ответов, корректирует, уточняет высказывания детей.
Основной и завершающий этап развития связной речи — формирование монологической речи. обучение пересказу, т.е. воспроизведению прослушанного (прочитанного) текста; обучение составлению рассказов. По характеру литературного жанра рассказы бывают: Описательные Повествовательные Рассказы-рассуждения (публицистика, не в рамках ДОУ)
По ведущему виду познавательной деятельности рассказы бывают: По представлению (из личного опыта) По восприятию По воображению (придуманные) повествовательные описательные По серии сюжетных картин По сюжетной картине По предметной картине или предмету
Метод обучения составлению описательных рассказов
Методы обучения составлению повествовательных рассказов
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приемов исследования на уроках истории с целью формирования навыков самостоятельной деятельности обучающихся
Одна из целей преподавания истории - формирование целостного мировоззрения учащихся на основе представления о мире как многогранном процессе, протекающем во времени и пространстве. Однако молодые люд...
Формирование навыков самостоятельной работы учащихся на уроках истории как средство развития личности интегрированной в современном обществе.
Самостоятельная учебная работа – такой вид учебной деятельности, при котором предполагается определенный уровень самостоятельности учеников во всех ее структурных компонентах – от постановки про...
Формирование навыков самостоятельной работы на уроках биологии как необходимое условие развития учащихся.
Формирование навыков самостоятельной работы на уроках биологии как необходимое условие развития учащихся....
Методическая разработка для учителей физической культуры.Приемы формирования навыка правильной осанки.Методические рекомендации формировании УУД на уроках физической культуры.
Приемы формирования навыка правильной осанки.Нестандартные формы проведения урока физической культуры....
Формирование словаря и связного высказывания у детей с общим недоразвитием речи на материале сказок.
Глубочайшее воспитательное средство видел в сказке В. Г. Белинский: «В детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души, главный её деятель и первый посредник между духом ребёнка и вн...
Конспект логопедического занятия: "Устное сочинение. Составление самостоятельных связных высказываний, рассказов повествовательного характера по демонстрируемым действиям и картинкам".
Устное сочинение. Составление самостоятельных связных высказываний, рассказов повествовательного характера по демонстрируемым действиям и картинкам....
С.Р. Гришина Саткинский район МКОУ «СОШ р.п. Сулея» Формирование профессионально – трудовых приемов и навыков у обучающихся с задержкой психического развития на занятиях элективного курса «Вода в жизнедеятельности человека».
По своему типу стаья является авторским материалом.Ключевой целью данной статьии является формирование профессионально-трудовых приемов и навыков у детей с задержкой психического развития (ЗПР), а так...