С.Р. Гришина Саткинский район МКОУ «СОШ р.п. Сулея» Формирование профессионально – трудовых приемов и навыков у обучающихся с задержкой психического развития на занятиях элективного курса «Вода в жизнедеятельности человека».
статья по химии (9 класс)
Скачать:
Предварительный просмотр:
С.Р. Гришина
Саткинский район
МКОУ «СОШ р.п. Сулея»
Формирование профессионально – трудовых приемов и навыков у обучающихся с задержкой психического развития на занятиях элективного курса «Вода в жизнедеятельности человека».
Задача школы состоит в подготовке учащихся к самостоятельной жизни и труду. Трудовое обучение – одно из главных условий подготовки обучающихся к самостоятельной жизни и занимает ведущее место в образовательном пространстве. Трудовое обучение, как и остальные учебные предметы, решает задачу всестороннего развития обучающихся. Оно вносит существенный вклад в физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие. Однако основная задача трудового обучения — дать школьникам начальное профессиональное образование, т.е. вооружить их доступными техническими и технологическими знаниями, а также профессионально - трудовыми навыками и умениями, которые необходимы для работы по определенной специальности.
Задача учителя заключается в социальной адаптации: передачи обучающимся практических знаний, умений, навыков, воспитанности такого уровня, который позволил бы подготовиться к предстоящей самостоятельной жизни в соответствии с социальными нормами, действующими в обществе.
Современная деятельность школы предусматривает формирование профессионально – трудовых приемов и навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Рассмотрим более подробно задачи по формированию профессионально-трудовых приемов и навыков у детей с задержкой психического развития (ЗПР) на примере преподавания в 9 классе элективного курса по химии: «Вода в жизнедеятельности человека».
Учебная мотивация у детей с ЗПР снижена, интересы в основном игровые. Для формирования положительного отношения к учебе необходимо заботиться о создании положительной атмосферы на уроке. Необходимо снижать тревожность детей, исключать иронию, выговор, создать ситуацию успеха, которая формирует чувство уверенности в себе, удовлетворение. Шире опираться на игру, делать ее естественной организацией быта детей. Целенаправленно стимулировать детей на уроке, возбуждать интерес, эмоции, удивление, важна также новизна и формирование оптимистического настроения.
Практика обучения химии показывает, что большой интерес у обучающихся с ЗПР вызывают социально и личностно значимые проблемы
Эти проблемы стали настолько серьезными, что для
формирования профессионально-трудовых приемов и навыков у детей с задержкой психического развития (ЗПР) необходима индивидуальная работа. Передача знаний, умений, навыков – это задача учителей.
Учитель, используя поощрения в учебной работе, тем самым изменяет самооценку ребенка, укрепляет в нем веру в свои силы. При обучении детей с задержкой в психическом развитии весьма существенным представляется подведение их к обобщению не только по материалу всего занятия, но и по отдельным его этапам. Необходимость поэтапного обобщения проделанной на занятии работы вызывается тем, что таким детям трудно удерживать в памяти весь материал и связывать предыдущее с последующим. В учебной деятельности обучающемуся с задержкой психического развития значительно чаще, чем нормальному обучающемуся, дают задания с опорой на образцы: наглядные, описанные словесно, конкретные и в той или иной степени абстрактные. При работе с такими детьми следует учитывать, что чтение ими всего задания сразу не позволяет правильно понять смысл в принципе, поэтому желательно давать им доступные инструкции по отдельным звеньям.
Именно поэтому на первом занятии курса обучающимся с ЗПР выдается маршрутный лист в виде таблицы (табл. 1), что позволяет поэтапно пройти по всем занятиям курса, выполнить все задания и получить зачет.
Таблица №1
Маршрутный лист реализации элективного курса: «Вода в жизнедеятельности человека»
№ п/п | Ф.И.О. | Дата | практика | проект | тетрадь | соц.опрос | зачет | |||||||
Объем курса 12 часов (0,34 час в неделю). Элективный курс «Вода в жизнедеятельности человека» предназначен для изучения в 9-х классах. Большинство занятий предусматривают поисковый или творческий уровень деятельности обучающихся с ОВЗ, что готовит их к самостоятельному решению учебных и жизненных задач. Наиболее целесообразна на занятиях групповая работа обучающихся с презентацией полученных группами результатов и выводов для всего класса. При такой организации реально предоставляется возможность выбора проектов обучающихся по их интересам, развить общеучебные и социальные умения (работа с приборами, постановка опытов, целенаправленные наблюдения и четкая фиксация их результатов и т. д.), коммуникативные умения и навыки, научить эффективно, работать в группе. Выбирая тему проекта, обучающийся ассоциирует данный материал с будущей профессией, что значительно повышает интерес. Например: проект «Заболевания, вызванные низким качеством воды» - будущий медик, проект «Содержание в различных продуктах воды» - будущий диетолог и т.д.
Изучаемым объектом данного курса является ВОДА. Согласно «Всеобщей декларации прав человека», право на чистую воду, её охрану и
информацию о качестве воды - основные права человека, защищающие не
только его здоровье, но и жизнь. В связи с этим 22 февраля 1993 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций объявила 22 марта Всемирным днем воды (водных ресурсов). Цель
этого праздника - привлечь внимание к проблемам нехватки питьевой
воды, необходимости сохранения и рационального использования водных
ресурсов. В течение преподавания курса необходимы обучение приемам пользования отдельными дидактическими пособиями, схемами, а также алгоритмами действия по тем или иным правилам, образцам. Поэтому вместо обычного текста по опросу жителей, для обучающихся с ЗПР выдается таблица, которая удобна и с точки зрения заполнения, и с точки зрения расчетов результатов опроса (табл.2).
Таблица №2
Статистический опрос жителей «Довольны ли они качеством питьевой воды»
№ | Содержание вопроса | № квартир или домов (количество 10) | Итого % | |||||||||
1 | Довольны ли вы качеством питьевой воды? | |||||||||||
а)да | ||||||||||||
б)нет | ||||||||||||
2 | Вас беспокоит: | |||||||||||
а) присутствие в воде хлора | ||||||||||||
б) содержание тяжелых металлов | ||||||||||||
в) цвет воды | ||||||||||||
г) содержание органических веществ | ||||||||||||
3 | Вы пьете воду: | |||||||||||
а) из- под крана | ||||||||||||
б) кипяченую - | ||||||||||||
в) отфильтрованную | ||||||||||||
4 | Вы считаете, что для улучшения качества воды нужно | |||||||||||
а) установить фильтры в квартирах | ||||||||||||
б) прочистить трубы | ||||||||||||
в) не загрязнять природные источники вод | ||||||||||||
г) использовать для очистки новые технологии |
Занятия курса могут проводиться на базе школьных кабинетов химии . Также планируется работа в библиотеках, поиск информации в Интернете, экскурсии.
Способы оценивания достижений учащихся:
Результатом деятельности учащихся может быть: отчет по практической работе, экскурсии, мини-исследованию, защита групповых исследований, выдвижение и защита собственных проектов по решению данной экологической проблемы, формирование профессионально-трудовых приемов и навыков у обучающихся с задержкой психического развития. Общим результатом является отчетное занятие, которое проводится как открытый урок с приглашением администрации и учителей школы. На котором обучающиеся докладывают о проделанных исследованиях и наблюдениях, делятся впечатлениями и делают выводы об экологическом состоянии водных ресурсов.
Ожидаемые педагогические результаты:
1. Профессиональная ориентация в области естественных наук и экологии.
2. Развитие экологической культуры обучающихся.
3. Приобретение учащимися практических знаний и умений: планирование и организация эксперимента.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с задержкой психического развития 1 – 4 классы
Рабочая программакоррекционно-развивающих занятийдля обучающихся с задержкой психического развития 1 – 4 классы...
Особенности психических процессов и организация коррекционной работы у обучающихся с задержкой психического развития
В материале отражена специфика развития психических процессов у обучающихся с ЗПР и основные направления коррекционной работы....
Рабочая учебная программа коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с задержкой психического развития (ЗПР). 5-9 классы
При составлении программы использованы коррекционно-развивающие материалы, диагностический инструментарий, рекомендуемый Министерством образования и науки РФ для осуществления профессиональной деятель...
Рабочая программа Коррекционно развивающих занятий по математике 6 класс для обучающихся с задержкой психического развития
Планируемые результаты изучения программы:В результате освоения программы «Коррекционно-развивающая программа по математике» формируются следующие умения и навыки, соответствующие требован...
«Коррекционно - развивающие логопедические занятия с обучающимися с задержкой психического развития» 1 -4 класс
Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на ...
«Коррекционно - развивающие логопедические занятия с обучающимися с задержкой психического развития» 5- 9 класс
Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на ...
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с задержкой психического развития на пути их профессионального самоопределения
Профориентация играет важную роль в жизни каждого человека, помогая определить свои интересы, способности и цели, а также выбрать подходящую профессию. Однако для обучающихся с задержкой психического ...