Формирование словаря и связного высказывания у детей с общим недоразвитием речи на материале сказок.
статья
Глубочайшее воспитательное средство видел в сказке В. Г. Белинский: «В детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души, главный её деятель и первый посредник между духом ребёнка и вне его находящимся миром действительности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_slovarya.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование словаря и связного высказывания у детей
с общим недоразвитием речи на материале сказок.
Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематического, лексического, грамматического) и недостаточной сформированностью как звуковой, так и смысловой сторон речи.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением вниманием развитию личности ребёнка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики.
Знакомство ребёнка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, сказок. Сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, юмор, образность языка - главные особенности сказок.
Сказка - наиболее действенный инструмент, влияющий на познание ребёнка. В диалоге со сказкой, в творчестве с нею ребёнок впитывает укорённую в веках гуманистическую философию жизни, неизменную веру в победу добра, любви и счастья.
Глубочайшее воспитательное средство видел в сказке В. Г. Белинский: «В детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души, главный её деятель и первый посредник между духом ребёнка и вне его находящимся миром действительности»
Народная сказка в системе воспитания решает следующие задачи:
- донесение в доступной форме до сознания детей общих для всех народов ценностей;
- воспитание любви ко всем людям и природе;
- расширение кругозора и представлений о мире;
- заложение нравственных основ и начал;
- развитие связной речи.
При использовании сказки в системе логопедических занятий преследует такие цели.
- Создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка.
- Совершенствование лексико- грамматических средств языка.
- Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
- Развитие диалогической и монологической речи.
- Эффективность игровой мотивации детской речи.
- Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.
- Сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом.
- Создание на занятий благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально- чувственной сферы ребёнка.
- Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи.
Особенности формирования лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи....
Использование игрового пособия "Угадай -ка" для развития связной речи детей с общим недоразвитием речи
В данной статье даётся подробное описание игрового пособия "Угадай -ка" , направленного на развитие связной речи детей с ОНР. Это игровое пособие является адаптированным и усовершенствованным вар...
Формирование слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи
Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребёнка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и...
Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.
Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...
Сообщение из опыта работы :" Формирование правильного речевого дыхания у детей с общим недоразвитием речи".
Ряд речевых нарушений в своей симптоматике имеют нарушения физиологического и речевого дыхания. -Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого дошкольник иногд...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи «Осень»
В данном конспекте представлено подгрупповое занятие по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Занятие проводится по лексическо...
Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".
Опыт работы по взаимодействию учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей, представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...