Использование приемов исследования на уроках истории с целью формирования навыков самостоятельной деятельности обучающихся
методическая разработка по истории по теме

Шевченко Любовь Ивановна

Одна из целей преподавания истории - формирование целостного мировоззрения учащихся на основе представления о ми­ре как многогранном процессе, протекающем во времени и пространстве. Однако молодые люди, окончив школу, частенько приходят к выводу, что большая часть полученных знаний - лишний груз и напрасная трата времени: они не умеют видеть действия тех законов, которые изучают в школе, не всегда уме­ют применить полученные знания. Причина данной проблемы - это пассивная позиция ученика в процессе обучения, большая информационная перегрузка программы в старших классах.

Современный урок – это такой урок, когда учащийся может сказать: «Я сам под руководством преподавателя добываю и усваиваю новые знания, сам исследую факты и делаю выводы». Иными словами, высокая эффективность занятия достигается, как доказывает педагогическая практика, тогда, когда сливаются воедино активность и творчество педагога и учащегося. Организация высокой плотности урока вызывает устойчивый интерес к учению. Большинство подростков воспринимает материал не по принципу «трудно» или «легко», а «интересно» или «нет».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_priemov_issledovaniya.doc89.22 КБ

Предварительный просмотр:

Использование приемов  исследования на уроках истории с целью формирования навыков самостоятельной деятельности обучающихся.

Л.И.Шевченко,

учитель истории и обществознания

МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1»

 

Одна из целей преподавания истории - формирование целостного мировоззрения учащихся на основе представления о ми ре как многогранном процессе, протекающем во времени и пространстве. Однако молодые люди, окончив школу, частенько приходят к выводу, что большая часть полученных знаний - лишний груз и напрасная трата времени: они не умеют видеть действия тех законов, которые изучают в школе, не всегда уме ют применить полученные знания. Причина данной проблемы - это пассивная позиция ученика в процессе обучения, большая информационная перегрузка программы в старших классах.

Современный урок – это такой урок, когда учащийся может сказать: «Я сам под руководством преподавателя добываю и усваиваю новые знания, сам исследую факты и делаю выводы». Иными словами, высокая эффективность занятия достигается, как доказывает педагогическая практика, тогда, когда сливаются воедино активность и творчество педагога и учащегося. Организация высокой плотности урока вызывает устойчивый интерес к учению. Большинство подростков воспринимает материал не по принципу «трудно» или «легко», а «интересно» или «нет».

Написание творческой работы (исследовательской) дает возможность ученику изменить свою пассивную роль, взглянуть на себя и оценить полученные знания с активных позиций, форми рует умение и навыки, необходимые для дальнейшей успешной учебы в вузе. Итак, исследовательская деятельность учащихся - это его самостоятельная творческая работа.

Формы творческих работ различны, одна из них - написание реферата. Здесь нужно выбрать цель, а именно: сделать обзор и анализ одной или нескольких работ на интересующую тему. Другой путь - самостоятельный анализ какого-то конкретного текста (исторического источника) с привлечением комментариев и научной литературы. Третье направление - найти источник, например, связанный с каким-нибудь историческим событием, героем, и проанализировать его. [2, 27].

В данной работе ученику придется выполнить ряд самостоятельных операций:

  • самостоятельно сформировать вопросы, которые он счита ет важными, исходя из своего опыта познания истории и жизни;
  • выбрать 2-3 авторов-историков или несколько источников;
  • самостоятельно сравнивать, сопоставлять и систематизировать как данные источников, так и другой литературы;
  • грамотно делать выводы, правильно применять термины и понятия.

Если все это представлено в работе школьника, то его рефе рат является полноценной научной работой по истории.

Более высоким уровнем самостоятельной деятельности учащихся является исследовательская работа.

Написание исследовательской работы проходит следующие общеизвестные этапы:

  • подбор источников и литературы;
  • чтение и конспектирование, анализ источников и литера туры;
  • написание плана;
  • уточнение темы;
  • написание работы;
  • публичное выступление.

Прохождение всех этапов требует от ученика терпения и усидчивости.

Первоначальный момент - выбор темы для исследования - очень важен, так как тема должна отвечать интересам, направленности ученика, а также его возможностям.

Методика  проведения исследования представляет собой подробное описание всех действий, связанных с получением результатов.

Рассмотрим  применяемые методы исследовательской деятельности.

При планировании учебной работы на основе конкретных методик, учитывается то, что результаты в изучении учащимися учебных предметов в значительной мере зависят от владения методами исследования: метод последовательно-текстуального изуче ния источников, интервьюирования, метод поэтапного изучения источников и др.

Акцентируем внимание на методе последовательно-текстуального изуче ния источников.  Это один из методов изучения источников литературы, основанный на ориентировании учащихся в после довательном усвоении необходимой информации.

Последовательно-текстуальный метод изучения источников является наиболее распространенным в общеобразовательных учебных заведениях.

Предлагаемый метод включает реализацию четырех основных ориентиров, составляющих алгоритм действий учащихся.

Первый ориентир - выделение основополагающих идей и положений, формулирование продуктивно-познавательных воп росов на уяснение их сущности составление и запись ответов на них.

Второй ориентир - работа над вопросами, поставленны ми самими авторами источников, и выработка на них ответов.

Третий   ориентир - это анализ упоминаемых автором фак тов, событий, личностей, здесь  учитывается порядок работы с фактами, события ми, личностями.

Четвертый ориентир - соотнесение идей и положений источников с событиями, преобразованиями в жизни нашего об щества, то есть использование исторического опыта предков в вопросах православия  в наше время. [3, 48].

Следует выделить этапы работы по усвоению содержания источника.

На первом этапе работы с источником учащиеся уже сумели выработать некоторые представления о главном - идеях и поло жениях, заложенных в нем. Однако основная работа в этом на правлении осуществляется на втором этапе: выделение основных, узловых вопросов источника, вычленение исторического аспекта изучаемой темы, уяснение идей и положений, оформление конспекта (записи содержания источника).

Элементы пошаговой методики позволяют учащимся самостоятельно проводить исследования по заданной ситуации, по решаемой проблеме. Такой подход эффективен в работе с одаренными детьми. Он обеспечивает самостоятельную и творческую работу школьников.

Успех завершающего этапа отработки источника в значитель ной мере зависит от умелого преодоления двух трудностей: подбор нужных примеров для анализа и соотнесение их друг с другом.

Написание исследовательской работы именно по истории полезно еще и тем, что такая работа не бывает чисто историче ской. Сама специфика истории как науки предполагает, что исследователь должен понимать и основы экономики, и специфи ку разных религий, разбираться в политической жизни, основ ных вопросах философии, понимать особенности социального развития, стремиться узнать черты этнического облика изучае мых народов и т. д. Поэтому исследовательская работа по истории дает возможность старшекласснику выработать целостный взгляд на мир, соединить в процессе создания работы сведения о мире и обществе, почерпнутые из разных наук.

Например, работа на тему «Отечественная война 1812 г. глазами историков и глазами литераторов» (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»). Особенностью работы является то, что литератур ное произведение анализируется как исторический источник и со поставляется с историческими сочинениями. В художественной литературе выбранные сюжеты изображаются не так, как в исто рической литературе, не все во всем согласуются с фактами. Эту проблему и разрешают при исследовании учащиеся. [1, 16].

Исследовательская работа завершается полностью тогда, ко гда ученик выступает с ней перед аудиторией.

Таким образом, написание исследовательской работы по ис тории дает ученику возможность представить историю как многогранный процесс, который можно изучать с разных точек зре ния и нельзя постичь без знания современных наук об обществе, формирует целостное представление о мире. Написание иссле довательской работы дает старшекласснику возможность убедиться в том, что знания, полученные на уроках, - это не «мерт вый» груз, а средство для понимания событий и явлений, кото рые происходят в современном мире.

Выше названные факты говорят о том, что эффективное обучение – не простое запоминание, а активная интеллектуальная деятельность обучающихся.

Список литературы:

  1. Гукова В.В. и др. История 5-11 классы. Технологии современного урока. – Волгоград: Учитель. 2009. – с.6
  2. Кларин, М.В. Школьные технологии. - 2006. - №2 – с. 11-24
  3. Пометун, Е.И. Современные требования в современном преподавании//Кооперативное обучение на уроках истории. - 2009. - №6 – с. 25-30
  4. Шарова, Н. И. Формирование научно-исследовательских умений и навыков учащихся// Преподавание истории в школе. – 2008. - №9 – с. 46-50.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О формировании навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики

Формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся – одна из актуальных задач современного образования. При обучении математике эта задача решается:в процессе восприятия учащимися информации н...

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ.

Опыт работы по организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках с двумя классами одновременно в условиях сельской малокомплектной школы....

Формирование навыков самообразовательной деятельности обучающихся на уроках литературы (статья)

В статье предлагаются различные формы, приёмы и методы работы учителя для организации самообразовательной деятельности на уроках литературы....

Формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики и повышения интереса к предмету.

В данной статье можно ознакомиться с системой  контролирующих вопросов по усвоению новой информации для учащихся 5-9 классов на уроках математики....

Использование активных методов и приемов обучения на уроках истории и обществознания для активизации познавательной деятельности обучающихся.

Использование активных методов и приемов обучения на уроках истории и обществознания  для активизации познавательной деятельности обучающихся....