Использование приемов исследования на уроках истории с целью формирования навыков самостоятельной деятельности обучающихся
методическая разработка по истории по теме
Одна из целей преподавания истории - формирование целостного мировоззрения учащихся на основе представления о мире как многогранном процессе, протекающем во времени и пространстве. Однако молодые люди, окончив школу, частенько приходят к выводу, что большая часть полученных знаний - лишний груз и напрасная трата времени: они не умеют видеть действия тех законов, которые изучают в школе, не всегда умеют применить полученные знания. Причина данной проблемы - это пассивная позиция ученика в процессе обучения, большая информационная перегрузка программы в старших классах.
Современный урок – это такой урок, когда учащийся может сказать: «Я сам под руководством преподавателя добываю и усваиваю новые знания, сам исследую факты и делаю выводы». Иными словами, высокая эффективность занятия достигается, как доказывает педагогическая практика, тогда, когда сливаются воедино активность и творчество педагога и учащегося. Организация высокой плотности урока вызывает устойчивый интерес к учению. Большинство подростков воспринимает материал не по принципу «трудно» или «легко», а «интересно» или «нет».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_priemov_issledovaniya.doc | 89.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование приемов исследования на уроках истории с целью формирования навыков самостоятельной деятельности обучающихся.
Л.И.Шевченко,
учитель истории и обществознания
МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1»
Одна из целей преподавания истории - формирование целостного мировоззрения учащихся на основе представления о ми ре как многогранном процессе, протекающем во времени и пространстве. Однако молодые люди, окончив школу, частенько приходят к выводу, что большая часть полученных знаний - лишний груз и напрасная трата времени: они не умеют видеть действия тех законов, которые изучают в школе, не всегда уме ют применить полученные знания. Причина данной проблемы - это пассивная позиция ученика в процессе обучения, большая информационная перегрузка программы в старших классах.
Современный урок – это такой урок, когда учащийся может сказать: «Я сам под руководством преподавателя добываю и усваиваю новые знания, сам исследую факты и делаю выводы». Иными словами, высокая эффективность занятия достигается, как доказывает педагогическая практика, тогда, когда сливаются воедино активность и творчество педагога и учащегося. Организация высокой плотности урока вызывает устойчивый интерес к учению. Большинство подростков воспринимает материал не по принципу «трудно» или «легко», а «интересно» или «нет».
Написание творческой работы (исследовательской) дает возможность ученику изменить свою пассивную роль, взглянуть на себя и оценить полученные знания с активных позиций, форми рует умение и навыки, необходимые для дальнейшей успешной учебы в вузе. Итак, исследовательская деятельность учащихся - это его самостоятельная творческая работа.
Формы творческих работ различны, одна из них - написание реферата. Здесь нужно выбрать цель, а именно: сделать обзор и анализ одной или нескольких работ на интересующую тему. Другой путь - самостоятельный анализ какого-то конкретного текста (исторического источника) с привлечением комментариев и научной литературы. Третье направление - найти источник, например, связанный с каким-нибудь историческим событием, героем, и проанализировать его. [2, 27].
В данной работе ученику придется выполнить ряд самостоятельных операций:
- самостоятельно сформировать вопросы, которые он счита ет важными, исходя из своего опыта познания истории и жизни;
- выбрать 2-3 авторов-историков или несколько источников;
- самостоятельно сравнивать, сопоставлять и систематизировать как данные источников, так и другой литературы;
- грамотно делать выводы, правильно применять термины и понятия.
Если все это представлено в работе школьника, то его рефе рат является полноценной научной работой по истории.
Более высоким уровнем самостоятельной деятельности учащихся является исследовательская работа.
Написание исследовательской работы проходит следующие общеизвестные этапы:
- подбор источников и литературы;
- чтение и конспектирование, анализ источников и литера туры;
- написание плана;
- уточнение темы;
- написание работы;
- публичное выступление.
Прохождение всех этапов требует от ученика терпения и усидчивости.
Первоначальный момент - выбор темы для исследования - очень важен, так как тема должна отвечать интересам, направленности ученика, а также его возможностям.
Методика проведения исследования представляет собой подробное описание всех действий, связанных с получением результатов.
Рассмотрим применяемые методы исследовательской деятельности.
При планировании учебной работы на основе конкретных методик, учитывается то, что результаты в изучении учащимися учебных предметов в значительной мере зависят от владения методами исследования: метод последовательно-текстуального изуче ния источников, интервьюирования, метод поэтапного изучения источников и др.
Акцентируем внимание на методе последовательно-текстуального изуче ния источников. Это один из методов изучения источников литературы, основанный на ориентировании учащихся в после довательном усвоении необходимой информации.
Последовательно-текстуальный метод изучения источников является наиболее распространенным в общеобразовательных учебных заведениях.
Предлагаемый метод включает реализацию четырех основных ориентиров, составляющих алгоритм действий учащихся.
Первый ориентир - выделение основополагающих идей и положений, формулирование продуктивно-познавательных воп росов на уяснение их сущности составление и запись ответов на них.
Второй ориентир - работа над вопросами, поставленны ми самими авторами источников, и выработка на них ответов.
Третий ориентир - это анализ упоминаемых автором фак тов, событий, личностей, здесь учитывается порядок работы с фактами, события ми, личностями.
Четвертый ориентир - соотнесение идей и положений источников с событиями, преобразованиями в жизни нашего об щества, то есть использование исторического опыта предков в вопросах православия в наше время. [3, 48].
Следует выделить этапы работы по усвоению содержания источника.
На первом этапе работы с источником учащиеся уже сумели выработать некоторые представления о главном - идеях и поло жениях, заложенных в нем. Однако основная работа в этом на правлении осуществляется на втором этапе: выделение основных, узловых вопросов источника, вычленение исторического аспекта изучаемой темы, уяснение идей и положений, оформление конспекта (записи содержания источника).
Элементы пошаговой методики позволяют учащимся самостоятельно проводить исследования по заданной ситуации, по решаемой проблеме. Такой подход эффективен в работе с одаренными детьми. Он обеспечивает самостоятельную и творческую работу школьников.
Успех завершающего этапа отработки источника в значитель ной мере зависит от умелого преодоления двух трудностей: подбор нужных примеров для анализа и соотнесение их друг с другом.
Написание исследовательской работы именно по истории полезно еще и тем, что такая работа не бывает чисто историче ской. Сама специфика истории как науки предполагает, что исследователь должен понимать и основы экономики, и специфи ку разных религий, разбираться в политической жизни, основ ных вопросах философии, понимать особенности социального развития, стремиться узнать черты этнического облика изучае мых народов и т. д. Поэтому исследовательская работа по истории дает возможность старшекласснику выработать целостный взгляд на мир, соединить в процессе создания работы сведения о мире и обществе, почерпнутые из разных наук.
Например, работа на тему «Отечественная война 1812 г. глазами историков и глазами литераторов» (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»). Особенностью работы является то, что литератур ное произведение анализируется как исторический источник и со поставляется с историческими сочинениями. В художественной литературе выбранные сюжеты изображаются не так, как в исто рической литературе, не все во всем согласуются с фактами. Эту проблему и разрешают при исследовании учащиеся. [1, 16].
Исследовательская работа завершается полностью тогда, ко гда ученик выступает с ней перед аудиторией.
Таким образом, написание исследовательской работы по ис тории дает ученику возможность представить историю как многогранный процесс, который можно изучать с разных точек зре ния и нельзя постичь без знания современных наук об обществе, формирует целостное представление о мире. Написание иссле довательской работы дает старшекласснику возможность убедиться в том, что знания, полученные на уроках, - это не «мерт вый» груз, а средство для понимания событий и явлений, кото рые происходят в современном мире.
Выше названные факты говорят о том, что эффективное обучение – не простое запоминание, а активная интеллектуальная деятельность обучающихся.
Список литературы:
- Гукова В.В. и др. История 5-11 классы. Технологии современного урока. – Волгоград: Учитель. 2009. – с.6
- Кларин, М.В. Школьные технологии. - 2006. - №2 – с. 11-24
- Пометун, Е.И. Современные требования в современном преподавании//Кооперативное обучение на уроках истории. - 2009. - №6 – с. 25-30
- Шарова, Н. И. Формирование научно-исследовательских умений и навыков учащихся// Преподавание истории в школе. – 2008. - №9 – с. 46-50.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О формировании навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики
Формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся – одна из актуальных задач современного образования. При обучении математике эта задача решается:в процессе восприятия учащимися информации н...
Технология формирования навыков самостоятельной работы обучающихся как необходимое условие формирования универсальных учебных действий
Выступление на совместном заседании родственных ОД в ТвСВУ...
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ.
Опыт работы по организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках с двумя классами одновременно в условиях сельской малокомплектной школы....
Применение образовательных технологий – результат создания условий по формированию навыков исследовательской деятельности обучающихся.
Образовательные технологии...
Формирование навыков самообразовательной деятельности обучающихся на уроках литературы (статья)
В статье предлагаются различные формы, приёмы и методы работы учителя для организации самообразовательной деятельности на уроках литературы....
Формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики и повышения интереса к предмету.
В данной статье можно ознакомиться с системой контролирующих вопросов по усвоению новой информации для учащихся 5-9 классов на уроках математики....
Использование активных методов и приемов обучения на уроках истории и обществознания для активизации познавательной деятельности обучающихся.
Использование активных методов и приемов обучения на уроках истории и обществознания для активизации познавательной деятельности обучающихся....