Конспект логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений (подготовительная к школе группа для детей с ОНР, НВОНР) «Дательный падеж множественного числа существительных»
план-конспект по русскому языку на тему
Цели: учить детей образовывать существительные в дательном падеже множественного числа, согласовывая их с глаголом, учить замечать и исправлять ошибки в падежном согласовании глагола и существительного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
datelnyy_padezh_mnozhestvennogo_chisla_sushchestvitelnyh.docx | 15.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия
по совершенствованию лексико-грамматических представлений
(подготовительная к школе группа для детей с ОНР, НВОНР)
«Дательный падеж множественного числа существительных»
Учитель-логопед: Куликовская Е.В.
Цели: учить детей образовывать существительные в дательном падеже множественного числа, согласовывая их с глаголом, учить замечать и исправлять ошибки в падежном согласовании глагола и существительного.
Ход занятия
Организационный момент. Садится тот из детей, кто полным предложением и правильно скажет, кому нужны: тетради, учебники, пеналы, ранцы? (Школьникам), соски и коляски? (Малышам), станки? (Рабочим), талоны на автобус? (Пассажирам), губная помада и тушь для ресниц? (Женщинам), игрушки? (Детям), галстуки и бритвы? (Мужчинам) и пр.
1.Логопед объявляет детям, что сегодня на занятии они будут подбирать слова и четко произносить конец названного слова (так как выделить произносительно только окончание слова трудно: окно, девочкам, топором и пр., здесь и далее мы будем выделять последний слог — так, как удобнее произнести детям).
На доску выставляются картинки из лото, изображающие людей разных профессий и атрибуты их деятельности.
Выставляя изображения различных предметов, логопед спрашивает: «Кому нужны для работы эти вещи?»
Молоток, рубанок, гвозди — столярам. Мел, указка, доска — учителям. Разделочная доска, ножи, кастрюли, сковородки — поварам. Дирижерская палочка — дирижерам. И т. п.
В названия профессий полезно включить существительные с различными типами окончаний, воспринять которые поможет утрированное произнесение последнего слога (носильщикам, няням, слесарям, портнихам и пр.).
2.На доску выставляются картинки, изображающие различных животных жарких стран и доктора Айболита.
Логопед рассказывает: «В Африке заболели звери. На корабле приплыл к ним доктор Айболит. Он поможет животным, если вы правильно скажете слова». Логопед показывает изображение животного, напоминает, что в Африке много таких животных, и спрашивает: «Кому поможет Айболит?» Задача непростая, так как форму множественного числа именительного падежа существительного необходимо преобразовать в форму множественного числа дательного падежа.
Если название животного изменено правильно, картинка переставляется на другую сторону доски, если нет — в работу включаются все дети группы, пока нужный вариант окончания не будет найден.
Дополнительным стимулом в поиске нужной формы слова может быть то, что правильно названных зверей Айболит сможет вылечить.
Каждый раз необходимо, чтобы дети отвечали целым предложением, а не одним словом или словосочетанием: Айболит поможет слонам (тиграм, жирафам, бегемотам и пр.).
3.Динамическая пауза. Игра с мячом.
Логопед напоминает, что нужно отвечать полным предложением и, называя животных, выделять голосом конец слова. Перед тем как бросить мяч, логопед спрашивает: Кому из животных помогают когти (рога, копыта, острые зубы, сильные лапы, быстрые ноги, длинные хвосты, теплая шерсть, клювы, пушистые хвосты, перья, колючки, горбы, длинные шеи, полосатые шкуры, пятнистые шкуры и пр.)?
Ответы детей: Пушистые хвосты помогают лисицам заметать след. Полосатые шкуры помогают тиграм прятаться в зарослях. И пр.
4.Работа с индивидуальным наглядным материалом.
У детей на столах картинки с изображениями нескольких одинаковых животных. Логопед рассказывает сказку о том, как в волшебном лесу жила-была Сорока-белобока. Она везде летала и собирала все новости, а потом рассказывала их жителям леса. Логопед предлагает детям подумать и, посмотрев на свою картинку, ответить, к кому прилетала Сорока-белобока?
Ответы детей: Сорока прилетала к лосям (...к зайцам, ...к оленям, ...к кротам, ...к воробьям, ...к волкам, ...к синицам, ...к бабочкам и пр.).
5.Итог занятия, оценка деятельности детей.
Литература
- Косинова Е.М. Грамматическая тетрадь №2 Изд. «Сфера», 2009
- Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. - СПб. Детство-пресс, 2007
- Ткаченко Т. А. В первый класс — без дефектов речи: методическое пособие. - СПб.: Детство-пресс, 1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия по совершенствованию лексико - грамматической компетенции в подготовительной к школе группе для детей с ОНР
Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматической компетенции у детей с ОНР...
Занятие учителя-дефектолога по развитию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР Тема : « Состав числа 4. Решение логических задач. Шар,
развитие познавательной деятельности и мыслительных операций на занятии по математике посредством закрепления знаний о цифрах от 0 до 5 и составе числа из 2 меньших чисел....
Конспект логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений (подготовительная к школе группа для детей с ОНР, НВОНР) «Согласование числительного и существительного в П.п » зан.1
Цель: учить детей образовывать словосочетание из числительного и существительного в предложном падеже от исходной формы – именительного падежа, согласовывая их между глаголом и с глаголом в предл...
Конспект логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений (подготовительная к школе группа для детей с ОНР, НВОНР) «Согласование числительного и существительного в П.п » зан.2
Цель: учить детей образовывать словосочетания из числительного и существительного в предложном падеже от исходной формы – именительного падежа, согласовывая их между глаголом и с глаголом в предл...
Конспект индивидуального занятия «Звуки К и Кь, буква К, Дательный падеж множественного числа существительных».
Конспект индивидуального занятия «Звуки К и Кь, буква К, Дательный падеж множественного числа существительных»....
Конспект индивидуального занятия «Звуки Н и Нь, буква Н, Дательный падеж множественного числа существительных».
Конспект индивидуального занятия «Звуки Н и Нь, буква Н, Дательный падеж множественного числа существительных»....