Конспект фронтального занятия по совершенствованию лексико - грамматической компетенции в подготовительной к школе группе для детей с ОНР
план-конспект занятия по теме
Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматической компетенции у детей с ОНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_materialy.doc | 46 КБ |
metodicheskie_materialy2.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального логопедического занятия
по формированию
лексико – грамматической компетенции у детей с ОНР
(старшая группа, второй год обучения)
Провела учитель – логопед Ракитянская Елена Николаевна
Цель: совершенствование лексико – грамматических представлений
Задачи: упражнять в согласовании и управлении слов в словосочетаниях и предложениях; уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами В, НА, ПОД; учить детей правильно употреблять эти предлоги в речи и составлять предложения по опорным предметным картинкам, схеме предлога и сюжетным картинкам; совершенствовать диалогическую речь детей; развивать восприятие, внимание, мышление.
Оборудование: игрушка Лесовичок; голубые, зелёные конверты по числу детей, шесть жёлтых конвертов для работы в парах; графические схемы предлогов В, НА, ПОД по числу детей; графические схемы слов – действий по числу детей; предметные картинки с изображением скамейки, ветки, шапки, крыши, антенны, забора, машины, варежки, котёнка, кормушки, ёлки, куста, снежинка, сюжетная картинка по теме «Зима»; предметные картинки с изображением насекомых (бабочки, жука, муравья, стрекозы, пчелы, кузнечика), предметные картинки с изображением листочка, травинки, цветка, ветки, кустика, грибка; сюжетные картинки с изображением лисы в норе, белки в дупле, пчёл в улье, муравьёв в муравейнике, птицы в гнезде, лягушки в пруду; сюжетные картинки «Осень в лесу», «Сбор урожая в саду», «Уборка урожая в огороде», «В парке».
Предварительная работа: беседа о временах года; разучивание гимнастики «Снег», «На горе растут дубы…», «Дождик».
Ход занятия:
1. Организационный момент: объявление темы занятия, создание эмоционально положительного фона, атмосферы сказочности и таинственности.
- Сегодня у нас с вами необычный гость. Знаете, кто это? Он пришёл из леса и принёс нам приглашение. Давайте посмотрим, что в этом конверте. (Логопед открывает конверт и достаёт открытку).
- Ребята, Лесовичок приглашает нас в удивительное путешествие. Попробуйте догадаться, куда мы отправимся?
Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвёртый плачет (времена года)
2. Закрепление правильного употребления в речи предлога НА. Составление предложений с предлогом НА.
- Кто же первый встретит нас? Может быть, нам поможет Лесовичок? (Из «Чудесного мешочка» логопед достаёт белый конверт с сюжетной картинкой по теме «Зима»)
Дел у меня немало - я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
Белю поля, дома… Зовут меня … (зима)
- Какие приметы зимы вы знаете?
- Зима – проказница загадала нам загадку. Давайте попробуем её отгадать.
С неба падают зимою и кружатся над землёю
Лёгкие пушинки, белые … (снежинки)
- Какая же зима без снега? Снег укрывает всё вокруг. А маленькие любопытные снежинки – настоящие путешественницы. Давайте расскажем зиме, где оказались любопытные снежинки.
(Работа с демонстрационным материалом: составление предложений по двум опорным предметным картинкам и графической схеме предлога НА)
- Какое маленькое слово помогло нам рассказать о путешествии снежинок? Что нам подсказывает это маленькое слово?
Динамическая пауза. Упражнение «Снег»
(развитие общей моторики, координация речи с движением)
Снег сегодня шёл с утра, Поднимают руки вверх и медленно опускают
их вниз, шевеля пальцами
Снегу рада детвора. Хлопают в ладоши
Снег на ветках, Поднимают руки вверх
На дорожках, Ставят ладони на ребро параллельно друг другу и
плавно двигают ладони вперёд
На носах Дотрагиваются до носа
И на ладошках. Показывают ладошки вытянутых вперёд рук
3. Закрепление правильного употребления в речи предлога ПОД. Составление предложений с предлогом ПОД.
- Зима – замечательное время года, но нам пора отправляться дальше. Кто же ждёт нас теперь?
Я раскрываю почки, в зелёные листочки
Деревья одеваю, посевы поливаю.
Движенья я полна… Зовут меня … (весна)
- Как вам кажется, какого цвета весна? Мне кажется, весна голубая: голубым становится небо, солнышко отражается в голубых лужах, журчат голубые ручейки…Весна тоже приготовила нам задание. Послушайте загадки и попробуйте догадаться, кого пригласила к себе весна?
Не жужжу, когда сижу, Домовитая хозяйка
Не жужжу, когда хожу, Полетела над лужайкой,
Не жужжу, когда тружусь, Похлопочет над цветком –
А жужжу, когда кружусь. (жук) Он поделится медком. (пчела)
Мы – лесные жители, Шевелились у цветка
Мудрые строители. Все четыре лепестка.
Из иголок всей артелью Я сорвать его хотел –
Строим дом себе под елью. (муравьи) Он вспорхнул и улетел. (бабочка)
На лугу живёт скрипач, Голубой аэропланчик
Носит фрак и ходит вскачь. (кузнечик) Сел на жёлтый одуванчик. (стрекоза)
- Весной погода очень переменчива. Вот только что светило солнышко, и вдруг… Что случилось?
По небесам оравою бредут мешки дырявые,
И бывает – иногда из мешков течёт вода.
Спрячемся получше от дырявой … (тучи)
- А что бывает, когда на небе появляются тучи? Маленькие друзья весны боятся дождика. Давайте поможем им спрятаться.
(Работа парами с индивидуальным раздаточным материалом из голубых конвертов: составление предложений по двум опорным предметным картинкам и графической схеме предлога ПОД; составление схемы предложения)
- Какое маленькое слово помогло нашим друзьям спрятаться от дождя? О чём нам рассказывает маленькое слово ПОД?
Динамическая пауза. Упражнение «На горе растут дубы…»
(развитие общей моторики, координация речи с движением)
На горе растут дубы, Подняться на носочки, потянуться вверх
Под горой растут грибы. Присесть
Мы грибочки соберём, Имитируют сбор грибов
Милой маме отнесём. Бег на месте
4. Упражнение в правильном употреблении в речи предлога В. Составление предложений с предлогом В.
- Что – то стало жарко… Куда это мы попали?
Я соткано из зноя, несу тепло с собою,
Я реки согреваю, «Купайтесь!» - приглашаю…
И любите за это вы все меня. Я … (лето)
- Лето – самое любимое время года взрослых и детей. За что вы любите лето?
- От летней жары лучше всего прятаться в лесу. Давайте посмотрим, где прячутся от зноя лесные обитатели?
(Работа парами с индивидуальным раздаточным материалом из зелёных конвертов: составление предложений по сюжетной картинке и графической схеме предлога В)
- Летом у всех лесных обитателей очень много забот и хлопот: они заботятся о своих малышах, кормят их, учат всему, что умеют сами. Мы с вами вспомнили, где живут лесные обитатели. А рассказать об этом нам помогло маленькое слово. Какое? О чём оно нам сообщает?
5. Дифференциация предлогов В, НА, ПОД. Составление предложений с предлогами В, НА, ПОД.
- Нам пора отправляться дальше. Посмотрите, всё вокруг снова изменилось. Кто же встречает нас?
Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и ёлочек. Я … (осень)
- Осенью часто идут дожди. Вот и сейчас небо затянулось тучами. Давайте посмотрим, что происходит в дождливый день.
Динамическая пауза. Упражнение «Дождик»
(развитие общей моторики, координация речи с движением)
Дождик застучал по крыше… Удары кулачками друг о друга
В комнате сижу и слышу: Присесть, ладонь приложить к уху
Под крыльцо петух полез, Хлопки руками по бокам
В будке громко лает Рекс. Руки над головой « крышей»
- Осень – щедрое время года. А что оно дарит нам?
(Работа с индивидуальным раздаточным материалом из жёлтых конвертов: составление предложений по сюжетным картинкам, выделение предлога из предложения и соотнесение картинки с графической схемой изученных предлогов)
6. Итог занятия. Оценка деятельности детей.
- Пришло время возвращаться обратно. Мы с вами хорошо потрудились и выполнили все задания времён года. Думаю, Лесовичок обязательно расскажет временам года о наших успехах. А мы будем ждать встречи с ними.
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального логопедического занятия
по формированию
лексико – грамматической компетенции у детей с ОНР
(старшая возрастная группа, первый год обучения)
Провела учитель – логопед Ракитянская Елена Николаевна
Цель: совершенствование лексико–грамматических представлений
(на материале лексических тем «Осень», «Деревья», «Овощи», «Фрукты», «Грибы»)
Задачи: совершенствовать навык образования и употребления относительных прилагательных; упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе; закрепить навык употребления в самостоятельной речи предлогов В, НА, ПОД; совершенствовать навык употребления форм косвенных падежей существительных в единственном числе; активизировать глагольный и предметный словарь; совершенствовать навык развёрнутого ответа на вопрос педагога; развивать внимание, мышление, общую моторику.
Оборудование: сюжетные картины по темам «Осень», «Приусадебный участок», «Лес»; предметные картинки с изображениями «загадочных плодов», овощей и фруктов; вырезанные из разноцветной бумаги листья; ветка; ёжик; корзинка; муляжи грибов; опорные картинки для составления предложений; портрет старичка; предметные картинки с изображениями кастрюли, салатницы, стакана, банки; клубок.
Ход занятия:
1. Организационный момент: чтение стихотворения об осени, игра «Кто внимательнее?» (создание эмоционального фона, развитие внимания, мышления, активизация предметного словаря).
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А кто нас пригласил, вы узнаете, послушав стихотворение. Закройте глаза и попробуйте представить себе картину, которую рисует поэт.
Поспевает брусника, Стаи птиц улетают
Стали дни холоднее, За далёкое море…
И от птичьего крика И деревья стоят
На душе всё грустнее… В разноцветном уборе….
- О каком времени года говорится в стихотворении? Что вам подсказало, что в стихотворении говорится об осени? Сегодня Осень хочет попрощаться с нами и приглашает нас в своё царство. Она приготовила нам задания и просит выполнить их. А вот и первое задание. Посмотрите внимательно на картинку, послушайте слова и хлопните в ладоши, если слово подходит к картинке: листопад, разноцветные листья, серые облака, снегопад, журавлиный клин, коньки, пасмурный день, моросящий дождь, зонтик.
- Молодцы! Вы были очень внимательными и справились с первым заданием Осени.
2. Объявление темы (развитие слухового внимания).
- Ребята, чтобы мы с вами не заблудились в царстве Осени, она прислала нам волшебный клубочек. Он покажет нам дорогу. Давайте бросим его и отправимся в путь.
3. Игра «Осенний букет» (актуализация словаря по лексической теме «Деревья», образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде и числе, совершенствование навыка развёрнутого ответа на вопрос педагога).
- Куда же привёл нас волшебный клубочек? Да, мы попали в осенний лес. И Осень предлагает вам украсить ветку и рассказать, какие листочки она нам подарила.
4. Игра «Грибники» (актуализация словаря по лексической теме «Грибы», употребление предлогов, совершенствование навыка развёрнутого ответа на вопрос педагога).
- А что же ещё дарит нам осенний лес? Правильно, в лесу можно набрать полную корзину грибов. А вот и ёжик. Он принёс нам полную корзинку грибов. Давайте подумаем, где ёжик нашёл грибы? Рассмотрите картинки и составьте предложения.
- Молодцы! Вы справились со сложными заданиями Осени. Давайте прогуляемся по осеннему лесу и немного отдохнём.
Динамическая пауза. Упражнение «Листопад»
(развитие общей моторики, координация речи с движением)
Мы вокруг берёзы весело пойдём, Идут по кругу, взявшись за руки
Листьев разноцветных в руки наберём. Наклоняются, «собирают» листья
Руки вверх поднимем, Встают на носочки, тянутся вверх
Покружимся слегка Кружатся на месте
И подбросим листья вверх под облака! Делают движение подбрасывания
5. Игра «Странный урожай» (формирование навыков языкового анализа, употребление формы родительного падежа существительных в единственном числе).
- Постойте, кто – то звонит мне (логопед достаёт телефон и несколько секунд слушает). Подождите, не кричите, всё ещё раз повторите (включается запись голоса старичка – огородника).
- Ребята, поможем дедушке Егору разобраться, что же произошло? Давайте поспешим к нему на приусадебный участок.
- Посмотрите, что за странный урожай? Как вы думаете, почему так произошло? Из чего получился грумидор? Баклачок? Моркофель? Редисвёкла? Банагорох? Грутыква? Сливамон?
6. Игра «Повара» (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде и числе, совершенствование навыка развёрнутого ответа на вопрос педагога).
- Вы помогли разобраться со странным урожаем дедушки Егора. Давайте теперь подумаем и расскажем, что можно приготовить из овощей и фруктов?
- Молодцы, вы выполнили все задания! Нам пора возвращаться домой.
7. Итог занятия, оценка деятельность детей (развитие мышления, речевой активности детей, активизация самостоятельной речевой деятельности детей).
- Куда пригласила нас сегодня Осень? Осень – это хорошо или плохо? Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий «ФРУКТЫ» (старшая группа)
Цель: Закрепить и обобщить знания и представления детей о фруктах.Задачи: Образовательныеактивизировать в речи детей номинативный словарь названий фруктов;упражнять в образовании относитель...
Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тематический цикл «Дом, квартира, мебель».
Конспект фронтального занятияпо формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР.Тематический цикл «Дом, квартира, мебель». Старшаяя...
Конспект логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений (подготовительная к школе группа для детей с ОНР, НВОНР) «Дательный падеж множественного числа существительных»
Цели: учить детей образовывать существительные в дательном падеже множественного числа, согласовывая их с глаголом, учить замечать и исправлять ошибки в падежном согласовании глагола и существительног...
Конспект логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений (подготовительная к школе группа для детей с ОНР, НВОНР) «Согласование числительного и существительного в П.п » зан.1
Цель: учить детей образовывать словосочетание из числительного и существительного в предложном падеже от исходной формы – именительного падежа, согласовывая их между глаголом и с глаголом в предл...
Конспект логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений (подготовительная к школе группа для детей с ОНР, НВОНР) «Согласование числительного и существительного в П.п » зан.2
Цель: учить детей образовывать словосочетания из числительного и существительного в предложном падеже от исходной формы – именительного падежа, согласовывая их между глаголом и с глаголом в предл...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР "Слог. Деление слов на слоги"
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР «Слог. Деление слов на слоги»...
Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для воспитанников с ТНР и ДЦП
Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для воспитанников с ТНР и ДЦП...