Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Социально-бытовая ориентировка" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)
рабочая программа на тему

Материал содержит тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbo_3a.docx57.88 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

На данном этапе развития общества весь процесс обучения и воспитания ребенка с нарушением слуха  направлен на развитие и формирование механизмов, обеспечивающих его адаптацию к различным условиям жизни.   Усвоение  слабослышащих и позднооглохших обучающихсяпринятых в обществе социальных норм и правил происходит через социализацию.    «Социализация — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, прежде всего — системы ролей социальных. Реализуется в общении и деятельности — в семье, дошкольных учреждениях, школе, в трудовых коллективах и пр. Происходит как в условиях стихийного воздействия различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях воспитания — целенаправленного формирования личности. Воспитание — ведущее и определяющее начало социализации.

Позитивная социализация обеспечивает успешную интеграцию ребенка с нарушением слуха в  общество, активное приспособление (адаптацию) его к условиям социальной среды. Уровень социальной адаптации зависит от целей, специфики окружающей среды, от индивидуальных возможностей.  В контексте формирования личности слабослышащих и позднооглохших обучающихся социализация возможна лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания,обеспечивающих их подготовку к самостоятельной жизни.

Одной из основных целей специального образования обучающихся с нарушением слуха является подготовка их к самостоятельной жизни в обществе. Достижение такой цели обеспечивает вся система коррекционной учебно-воспитательной работы образовательного учреждения. Один из важнейший элементов этой системы — занятия по социально-бытовой ориентировке.

Развитие социально-экономических отношений в современной России требует нового качества образования. Это готовность обучающихсяк успешной интеграции в общество, способность реализоваться в жизни.

Для социализации слабослышащих и позднооглохших обучающихсянеобходим определенный уровень сформированности коммуникативной функции речи, умений и навыков. Известно, что дети с отклонениями в развитии испытывают большие трудности в адаптации к окружающему миру, в усвоении общепринятых норм поведения. Особо важное значение имеет социально-бытовая ориентировка в процессе социализации детей с ограниченными возможностями, в том числе и с нарушением слуха.

В отличие от нормально развивающихся сверстников, социальное развитие которых происходит в значительной мере непроизвольно и спонтанно, слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся не в состоянии самостоятельно выделить и освоить образцы решения социальных и бытовых задач. В контексте формирования личности обучающихся с нарушением слуха социализация возможна лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания, обеспечивающих их подготовку к самостоятельной жизни. Социально-бытовая ориентировка имеет своё логическое продолжение в системе внеклассной работы. Воспитатель осуществляет закрепление полученных на уроках знаний и умений в процессе практической работы, формирует на их основе прочные навыки. Только комплексная совместная деятельность учителя и воспитателя позволит достичь желаемых результатов.

На основе вышеизложенного была создана Рабочая программа для слабослышащих и позднооглохших обучающихся «Социально-бытовая ориентировка».

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также в соответствии с требованиями к результатам (личностным, метапредметным, предметным) освоения АООП НОО федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся.

Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как способствует ориентировке обучающихся в современном мире, что является благополучной адаптацией воспитанников в социуме.

Целью данной программы является развитие социальной компетентности слабослышащих и позднооглохших обучающихся и подготовка их к самостоятельной жизни.

Цель  конкретизирована следующими задачами:

  • формировать у воспитанников с нарушением слуха знаний и умений, способствующих социальной адаптации,навыки в области безопасности жизни;
  • развивать коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптациислабослышащих и позднооглохших обучающихся;
  • дать правильные представления и знания о предметах домашнего обихода, которыми необходимо пользоваться в быту, их назначении и правилах обращения с ними;
  • расширять объем имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.

Данная Рабочая программа по социальному направлению позволяет воспитателю использовать опыт обучающихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.

Подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения слабослышащих и позднооглохших обучающихся с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях.

Программа СБО составляется с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений; по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки самообслуживания, ориентировки в окружающем мире.

Рабочая программа  для слабослышащих и позднооглохших обучающихся по социально-бытовой ориентировке направлена на практическое знакомство с предприятиями службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи.В процессе реализации программы обучающиеся с нарушением слуха знакомятся с предприятиями и учреждениями сферы обслуживания населения. В процессе занятий у детей формируются следующие жизненно значимые умения:

  • ориентироваться в услугах, оказываемых различными предприятиями и учреждениями:
  • торговли,
  • службы быта,
  • связи,
  • медицинской помощи,
  • культуры;
  •  различать и узнавать эти предприятия, учреждения по условным обозначениям, витринам, вывескам-названиям и др.
  • ориентироваться в местонахождении ближайших предприятий и учреждений сферы обслуживания населения в районе проживания;
  • осуществлять покупки в универсальных, специализированных магазинах;
  • правильно вести себя в учреждениях культуры;
  • обращаться по телефону в службы экстренной помощи: пожарную, милицию, скорую помощь;
  • знать различные виды опасностей и способы поведения и действия в них.

Дидактические принципы, которые реализуются в образовательном процессе:

 

  • Последовательности и постепенности. Знания по основам безопасности жизнедеятельностиследует давать постепенно, определенными дозами, без перегрузки, с нарастающим объемом информации со 2 по 4 классы.

  • Принцип развивающего обучения. Организация обучающих воздействий на личность и поведение ребенка позволяет управлять темпами и содержанием его развития. Не следует заставлять школьников начальных классов зазубривать сложные термины, определения, схемы, таблицыи т.д.
    Задачей является достижение понимания, осмысления и осознания учащимися смысла конкретных безопасных действий в традиционной обстановке. Успешность обучения определяется способностью ребенка самостоятельно объяснить, почему Он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат — осознанно вести себя в реальных условиях.
  • Доступности. Учебный материал должен быть изложен в доступной форме. Дети не воспринимают сложную информацию с детализацией общепринятых определений и понятий, к ним необходимы комментарии.
  • Наглядности. Этот принцип традиционно используется в работе с учащимися, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. При обучении основам безопасности жизнедеятельности необходимы наглядные средства: учебные книжки-тетради с иллюстрированным материалом, плакаты, макеты, специальное оборудование для проведения игровых занятий, видеофильмы, компьютерныеигры и т.д.
  • Принцип единства воспитания и обучения. На всех этапах обучения необходимо воспитывать у детей культуру поведения на улицах и дорогах, в общественных местах, в домашних условиях.

Основными формами и методамиреализации программных задач являются:

  • практические работы,
  • экскурсии,
  • сюжетно-ролевые игры,
  • беседы;
  • наглядные средства обучения.

Освоение программы предусматривает сочетание аудиторных занятий, и самостоятельной работы, ориентированной на включение освоенного теоретического материала в реальную практику для решения конкретных проблем в повседневной жизни.

Аудиторные формы организации занятий:

Беседа, предполагающая непосредственный контакт педагога с обучающимися. Использование данного вида деятельности позволит привлечь внимание обучающихся к наиболее важным вопросам темы; беседа с разбором конкретных ситуаций, предполагающая в процессе беседы обсуждение конкретных жизненных ситуаций;

Практические занятия: дают возможность обучающимся   снарушением слуха использовать теоретические знания в практической деятельности. Активное участие в практической работе ведет к систематизации и углублению знаний, к выработке умений и навыков.

В рабочей программе большое место отводится экскурсиям. В планировании предусмотрены как  вводные экскурсии, так текущие и итоговые. Ознакомительные экскурсии позволяют  обучающимся с нарушением слухаполучить представление о назначении учреждения (магазин, почта и т.д.), о действиях работающих там людей и посетителей. Текущие экскурсии направлены на конкретизацию  и закрепление изученного материала, а итоговые – проводятся как практическое занятие (например, покупка в магазине, отправление письма на почте). Ценность этого метода заключается в том, что слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся в реальных, естественных условиях наблюдают за объектами окружающего мира, уточняют и расширяют свои представления о них,  закрепляют знания и умения, сформированные на занятиях, учатся общаться с незнакомыми людьми, т.е. в процессе экскурсий формируется и обогащается социальный опыт воспитанников.

Сюжетно-ролевые игры – синтетическая форма организации совместной деятельности преподавателя и обучающихся с нарушением слуха. Сюжеты ситуаций берутся из реальной жизни, но обязательно в соответствии с уровнем знаний, опыта детей и их возможностями.

Рабочей программой определяются следующие основные направления коррекционно-педагогической работы, которые структурируются в виде тематических блоков:

  1. Дом, где я живу.

  2. Будь осторожен!

  3. Мир вокруг нас.

  4. Береги свое здоровье.

Рабочая программа по социальному направлению  «Социально-бытовая ориентировка»» предназначена для обучающихся 3А класса для детей в возрасте от 9 до 10 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями слабослышащих и позднооглохших обучающихся и рассчитана на проведение  1 раз в неделю по 40 минут - 34 часа в год. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся с нарушением слуха.

  1. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ

Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:

  • приобретение обучающимися социального опыта;
  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.        

Показатели усвоения Рабочей программы определены по темам, но для каждого воспитанника определяется свой уровень в зависимости от его возможностей и индивидуальных особенностей.

1 уровень  (начальный уровень) – предполагает, что у обучающихся с нарушением слуха есть элементарное представление о навыке, которое используется им в конкретной деятельности, при устном напоминании. Навык применяется в совместной  со взрослыми  деятельности.

2 уровень (достаточный уровень) – предполагает, что воспитанник  имеет представление о навыке и использует его в тех ситуациях, в которых он отработан на занятиях. В незнакомой (не «проигранной» на занятиях) ситуации ребенок не может использовать имеющийся у него навык. Навык применяется при контроле и частичной помощи взрослого.

3 уровень (самостоятельный уровень) – достаточно высокий уровень развития навыка. Предполагается, что воспитанник свободно использует его в деятельности даже в незнакомых ситуациях, самостоятелен, способен помогать другим. Навык применяется, как самостоятельно, так и при частичном контроле взрослого (или при отсутствии такового).

Система оценивания в конце изучения каждой темы предусматривает тестирование, устные опросы, творческие и контрольные работы.

Прогнозируемые результаты освоения рабочей программы по курсу.

Обучающиеся должны уметь:

  • безопасно общаться с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома;
  • выбрать наиболее безопасный путь в школу и домой;
  • правильно переходить дорогу, перекресток;
  • различать сигналы светофора;
  • правильно переходить дорогу при высадке из транспортного средства;
  • правильно вести себя в общественных местах;
  • правильно вести себя при встрече с животными;
  • оказать первую медицинскую помощь при небольшом кровотечении.

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

№ п/п

Тема

Всего

часов

Кол-во часов

Универсальные учебные действия

Теорет.

Практич.

I.

Вот эта улица, вот этот дом.

9

4

5

1.1

Мои летние каникулы.

1

Учить высказывать своё предположение (версию),

-учить работать по предложенному плану,

-учить отличать верно выполненное задание от неверного,

- выделять источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома.

1.2

Вот эта улица, вот этот дом!

1

1.3

Маршрут в школу и обратно.

1

1.4

Уютный школьный двор.

1

1.5

Прогулка-наблюдение

«Улицы города».

1

1.6

Что может быть опасным в доме?

1

1.7

Если в доме начался пожар…

1

1.8

Опасные электроприборы.

1

1.9

Работа экстренных служб.

1

II.

Внимание! Дети!

7

3

4

Учить различать группы транспорта по способу передвижения, по назначению,

-учить соблюдать правила

 поведения,

-учить выполнять правила дорожного движения:

-дать понятие о дорожных знаках,

-опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми.

2.1

Транспорт нашего города.

1

2.2

«Дорожный лабиринт».

1

2.3

Мы едем, едем, едем…

1

2.4

Специальные знаки на дороге.

1

2.5

Экскурсия к проезжей части.

1

2.6

Что должен знать пешеход?

1

2.7

Если увидели незнакомый предмет...

1

III.

Мир вокруг нас.

10

2

8

Ориентироваться в своей системе знаний:

-отличать новое от  уже известного;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и полученные знания;

-слушать и понимать речь других;

-оформлять свою мысль в устной речи.

3.1

Правила поведения  в общественных местах.

1

3.2

Дидактическая игра.

«Что здесь можно купить?»

1

3.3

Что нужно знать покупателю.

1

3.4

Отделы супермаркета.

1

3.5

Как путешествует письмо.

1

3.6

Мастера в салоне красоты.

1

3.7

Лекарственные средства на прилавках аптеки.

1

3.8

Правила посещения кинотеатра.

1

3.9

Экскурсия в фотоателье.

1

3.10

Красота нашего города.

1

IV.

Береги свое здоровье.

8

5

3

Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации,высказывать предположение о последствиях необдуманных поступков,

участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

4.1

Что должно лежать в домашней аптечке.

1

4.2

Если вы поранились…

1

4.3

Правила общения с животными.

1

4.4

Просмотр мультфильма «Спасик и его друзья»  - Правила поведения на природе.

1

4.5

Опасные клещи.

1

4.6

Чтобы не пришлось спасать.

1

4.7

В гостях у старичка-лесовичка.

1

4.8

Правила поведения во время летних каникул.

1

  1. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Содержание занятий

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

I.

Вот эта улица, вот этот дом.

9

1.1

Мои летние каникулы.

1

Учить составлять связный рассказ о летних каникулах. Проектная деятельность.

1.2

Вот эта улица, вот этот дом!

1

Формировать представления детей об улице; познакомить их с различными видами домов; знать адрес школы и дома.

1.3

Маршрут в школу и обратно.

1

Составить безопасный маршрут от дома до школы.

1.4

Уютный школьный двор.

1

Закрепить у обучающихся знания о месте нахождения школы, правила поведения на пришкольной площадке.

1.5

Прогулка-наблюдение

«Улицы города».

1

Познакомить детей с прилегающим к школе микрорайоном,узнавание и различение социально-значимых объектов.

1.6

Что может быть опасным в доме?

1

Рассмотреть правила безопасного поведения при пользовании бытовых приборов.

1.7

Если в доме начался пожар…

1

Расширять знания о причинах возникновения пожара, повторить номер телефона пожарной службы.

1.8

Опасные электроприборы.

1

Формировать представление об опасных вещах в доме и как с ними обращаться.

1.9

Работа экстренных служб.

1

Повторить телефоны экстренных служб.

II.

Внимание! Дети!

7

2.1

Транспорт нашего города.

1

Расширять  знания ребят о видах транспорта и его назначении; познакомить с опасными объектами города.

2.2

«Дорожный лабиринт».

1

Показать наиболее опасные участки на пути в школу и домой, разобрать  наиболее безопасный путь.

2.3

Мы едем, едем, едем…

1

Формировать правила культуры поведения детей в общественном транспорте.

Сюжетно - ролевая игра «Автобус».

2.4

Специальные знаки на дороге.

1

Формировать знания о предупреждающих, запрещающих и информационных знаках.

2.5

Экскурсия к проезжей части.

1

Добиваться осознанного понимания опасности игр на проезжей части; закрепить навыки правильного поведения на улице.

2.6

Что должен знать пешеход?

1

Закрепить знания о  понятиях «пешеход», «проезжая часть», продолжать знакомить ребят с дорогой, ее элементами, правилами поведения на ней.

2.7

Если увидели незнакомый предмет...

1

Формировать правила поведения при обнаружении незнакомого предмета, учить предпринимать правильные действия.

III.

Мир вокруг нас.

10

3.1

Правила поведения  в общественных местах.

1

Дать понятие «общественное место». Знакомство с правилами поведения в общественных местах.

3.2

Дидактическая игра

«Что здесь можно купить?»

1

Выяснить назначение магазинов, виды магазинов.

3.3

Что нужно знать покупателю.

1

Правила поведения в магазине. Выяснить, кто такой консультант.

3.4

Отделы супермаркета.

1

Учить делать покупки в разных отделах.

3.5

Как путешествует письмо.

1

Познакомить детей с работой отделения связи, с функцией почты.

3.6

Мастера в салоне красоты.

1

Познакомить с назначением данного объекта.

3.7

Лекарственные средства на прилавках аптеки.

1

Закрепить знания о назначении аптеки.

3.8

Правила посещения кинотеатра.

1

Формировать знания о правилах поведения в кинотеатре.

3.9

Экскурсия в фотоателье.

1

Познакомить с помещениями фотоателье; рассмотреть ассортимент товаров и услуг.

3.10

Красота нашего города.

1

Обзорная экскурсия по памятным местам города.

IV.

Береги свое здоровье.

8

4.1

Что должно лежать в домашней аптечке.

1

Использование содержимого аптечки для  оказания первой помощи.

4.2

Если вы поранились…

1

Познакомить с правилами первой медицинской помощи при легких травмах.

4.3

Правила общения с животными.

1

Познакомить с правилами безопасного общения с животными (кошками, собаками).

4.4

Просмотр мультфильма «Спасик и его друзья»  - Правила поведения на природе.

1

Систематизировать знания о правилах безопасного поведения в природе, учить избегать укусов насекомых.

4.5

Опасные клещи.

1

Формировать и прививать элементарные представления о правилах поведения в летний период, воспитывать чувство ответственности за своё здоровье.

4.6

Чтобы не пришлось спасать.

1

Знакомить с правилами безопасного поведения на воде, воспитывать чувство осторожности, ответственного поведения за свою жизнь.

4.7

В гостях у старичка-лесовичка.

1

Познакомить учащихся со съедобными и несъедобными грибами, ядовитыми плодами, растениями; нельзя определять на вкус грибы, плоды, растения.

4.8

Правила поведения во время летних каникул.

1

Закрепить знания о правилах дорожного движения, пожарной безопасности.

  1. МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Библиотечный фонд (для учителя)

  1. Бейкер Б., Брайтман А. Обучение детей бытовым навыкам: Путь к независимости /Пер, и ред. А. Битова. Обнинск, 1999.
  2. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М., 1995.
  3. Тин А.А. Приемы педагогической техники. 4-е изд. М., 2002.
  4. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (проект). М., 1999.
  5. Дементьева Н.Ф. Роль семьи в воспитании и обучение детей с особыми нуждами. М., 1996.. СПб., 1996.
  6. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. М., 1996.
  7. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. М., 2000.

Библиотечный фонд (для обучающихся)

  1. А.И. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для 2 класса. М., 2000.
  2. Форштат М.Л. Учись быть пешеходом: Учебное пособие по ПДД, М., 1998.
  3. “Основы безопасности жизнедеятельности 1 класс” Шевченко Н.Г. – Волгоград: “Учитель”, 2005 г.
  4. “Основы безопасности жизнедеятельности 2 класс” Шевченко Н.Г. – Волгоград: “Учитель”, 2007 г.

Технические средства обучения:

  • компьютер,
  • медиапроектор,
  • интерактивная доска,
  • наглядные материалы, плакаты
  • накопительные папки по отдельным темам,
  • медицинская аптечка,
  • бытовые приборы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Почемучка" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Почемучка" содержит материал, разработанный в соответствии с реализацией ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (для позднооглохших ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Социально-бытовая ориентировка" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Социально-бытовая ориентировка" содержит материал, разработанный в соответствии с реализацией ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (для позд...

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Радость общения" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.3)

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному напралению "Радость общения" содержит материал, разработанный в соответствии с реализацией  ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (для позднооглохших...

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Открытый мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обучающимися на дому

На сегодняшний день проблема культурного воспитания, считается одной из основных проблем в нашем обществе. Человеку приходится бывать в разных ситуациях, встречаться с различными людьми. Чтобы всегда ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Разговоры о важном" ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1), 8 класс

Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.У...