Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Социально-бытовая ориентировка" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На данном этапе развития общества весь процесс обучения и воспитания ребенка с нарушением слуха направлен на развитие и формирование механизмов, обеспечивающих его адаптацию к различным условиям жизни. Усвоение слабослышащих и позднооглохших обучающихсяпринятых в обществе социальных норм и правил происходит через социализацию. «Социализация — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, прежде всего — системы ролей социальных. Реализуется в общении и деятельности — в семье, дошкольных учреждениях, школе, в трудовых коллективах и пр. Происходит как в условиях стихийного воздействия различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях воспитания — целенаправленного формирования личности. Воспитание — ведущее и определяющее начало социализации.
Позитивная социализация обеспечивает успешную интеграцию ребенка с нарушением слуха в общество, активное приспособление (адаптацию) его к условиям социальной среды. Уровень социальной адаптации зависит от целей, специфики окружающей среды, от индивидуальных возможностей. В контексте формирования личности слабослышащих и позднооглохших обучающихся социализация возможна лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания,обеспечивающих их подготовку к самостоятельной жизни.
Одной из основных целей специального образования обучающихся с нарушением слуха является подготовка их к самостоятельной жизни в обществе. Достижение такой цели обеспечивает вся система коррекционной учебно-воспитательной работы образовательного учреждения. Один из важнейший элементов этой системы — занятия по социально-бытовой ориентировке.
Развитие социально-экономических отношений в современной России требует нового качества образования. Это готовность обучающихсяк успешной интеграции в общество, способность реализоваться в жизни.
Для социализации слабослышащих и позднооглохших обучающихсянеобходим определенный уровень сформированности коммуникативной функции речи, умений и навыков. Известно, что дети с отклонениями в развитии испытывают большие трудности в адаптации к окружающему миру, в усвоении общепринятых норм поведения. Особо важное значение имеет социально-бытовая ориентировка в процессе социализации детей с ограниченными возможностями, в том числе и с нарушением слуха.
В отличие от нормально развивающихся сверстников, социальное развитие которых происходит в значительной мере непроизвольно и спонтанно, слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся не в состоянии самостоятельно выделить и освоить образцы решения социальных и бытовых задач. В контексте формирования личности обучающихся с нарушением слуха социализация возможна лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания, обеспечивающих их подготовку к самостоятельной жизни. Социально-бытовая ориентировка имеет своё логическое продолжение в системе внеклассной работы. Воспитатель осуществляет закрепление полученных на уроках знаний и умений в процессе практической работы, формирует на их основе прочные навыки. Только комплексная совместная деятельность учителя и воспитателя позволит достичь желаемых результатов.
На основе вышеизложенного была создана Рабочая программа для слабослышащих и позднооглохших обучающихся «Социально-бытовая ориентировка».
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также в соответствии с требованиями к результатам (личностным, метапредметным, предметным) освоения АООП НОО федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как способствует ориентировке обучающихся в современном мире, что является благополучной адаптацией воспитанников в социуме.
Целью данной программы является развитие социальной компетентности слабослышащих и позднооглохших обучающихся и подготовка их к самостоятельной жизни.
Цель конкретизирована следующими задачами:
- формировать у воспитанников с нарушением слуха знаний и умений, способствующих социальной адаптации,навыки в области безопасности жизни;
- развивать коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптациислабослышащих и позднооглохших обучающихся;
- дать правильные представления и знания о предметах домашнего обихода, которыми необходимо пользоваться в быту, их назначении и правилах обращения с ними;
- расширять объем имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.
Данная Рабочая программа по социальному направлению позволяет воспитателю использовать опыт обучающихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.
Подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения слабослышащих и позднооглохших обучающихся с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях.
Программа СБО составляется с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений; по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки самообслуживания, ориентировки в окружающем мире.
Рабочая программа для слабослышащих и позднооглохших обучающихся по социально-бытовой ориентировке направлена на практическое знакомство с предприятиями службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи.В процессе реализации программы обучающиеся с нарушением слуха знакомятся с предприятиями и учреждениями сферы обслуживания населения. В процессе занятий у детей формируются следующие жизненно значимые умения:
- ориентироваться в услугах, оказываемых различными предприятиями и учреждениями:
- торговли,
- службы быта,
- связи,
- медицинской помощи,
- культуры;
- различать и узнавать эти предприятия, учреждения по условным обозначениям, витринам, вывескам-названиям и др.
- ориентироваться в местонахождении ближайших предприятий и учреждений сферы обслуживания населения в районе проживания;
- осуществлять покупки в универсальных, специализированных магазинах;
- правильно вести себя в учреждениях культуры;
- обращаться по телефону в службы экстренной помощи: пожарную, милицию, скорую помощь;
- знать различные виды опасностей и способы поведения и действия в них.
Дидактические принципы, которые реализуются в образовательном процессе:
- Последовательности и постепенности. Знания по основам безопасности жизнедеятельностиследует давать постепенно, определенными дозами, без перегрузки, с нарастающим объемом информации со 2 по 4 классы.
- Принцип развивающего обучения. Организация обучающих воздействий на личность и поведение ребенка позволяет управлять темпами и содержанием его развития. Не следует заставлять школьников начальных классов зазубривать сложные термины, определения, схемы, таблицыи т.д.
Задачей является достижение понимания, осмысления и осознания учащимися смысла конкретных безопасных действий в традиционной обстановке. Успешность обучения определяется способностью ребенка самостоятельно объяснить, почему Он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат — осознанно вести себя в реальных условиях. - Доступности. Учебный материал должен быть изложен в доступной форме. Дети не воспринимают сложную информацию с детализацией общепринятых определений и понятий, к ним необходимы комментарии.
- Наглядности. Этот принцип традиционно используется в работе с учащимися, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. При обучении основам безопасности жизнедеятельности необходимы наглядные средства: учебные книжки-тетради с иллюстрированным материалом, плакаты, макеты, специальное оборудование для проведения игровых занятий, видеофильмы, компьютерныеигры и т.д.
- Принцип единства воспитания и обучения. На всех этапах обучения необходимо воспитывать у детей культуру поведения на улицах и дорогах, в общественных местах, в домашних условиях.
Основными формами и методамиреализации программных задач являются:
- практические работы,
- экскурсии,
- сюжетно-ролевые игры,
- беседы;
- наглядные средства обучения.
Освоение программы предусматривает сочетание аудиторных занятий, и самостоятельной работы, ориентированной на включение освоенного теоретического материала в реальную практику для решения конкретных проблем в повседневной жизни.
Аудиторные формы организации занятий:
Беседа, предполагающая непосредственный контакт педагога с обучающимися. Использование данного вида деятельности позволит привлечь внимание обучающихся к наиболее важным вопросам темы; беседа с разбором конкретных ситуаций, предполагающая в процессе беседы обсуждение конкретных жизненных ситуаций;
Практические занятия: дают возможность обучающимся снарушением слуха использовать теоретические знания в практической деятельности. Активное участие в практической работе ведет к систематизации и углублению знаний, к выработке умений и навыков.
В рабочей программе большое место отводится экскурсиям. В планировании предусмотрены как вводные экскурсии, так текущие и итоговые. Ознакомительные экскурсии позволяют обучающимся с нарушением слухаполучить представление о назначении учреждения (магазин, почта и т.д.), о действиях работающих там людей и посетителей. Текущие экскурсии направлены на конкретизацию и закрепление изученного материала, а итоговые – проводятся как практическое занятие (например, покупка в магазине, отправление письма на почте). Ценность этого метода заключается в том, что слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся в реальных, естественных условиях наблюдают за объектами окружающего мира, уточняют и расширяют свои представления о них, закрепляют знания и умения, сформированные на занятиях, учатся общаться с незнакомыми людьми, т.е. в процессе экскурсий формируется и обогащается социальный опыт воспитанников.
Сюжетно-ролевые игры – синтетическая форма организации совместной деятельности преподавателя и обучающихся с нарушением слуха. Сюжеты ситуаций берутся из реальной жизни, но обязательно в соответствии с уровнем знаний, опыта детей и их возможностями.
Рабочей программой определяются следующие основные направления коррекционно-педагогической работы, которые структурируются в виде тематических блоков:
Дом, где я живу.
Будь осторожен!
Мир вокруг нас.
Береги свое здоровье.
Рабочая программа по социальному направлению «Социально-бытовая ориентировка»» предназначена для обучающихся 3А класса для детей в возрасте от 9 до 10 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями слабослышащих и позднооглохших обучающихся и рассчитана на проведение 1 раз в неделю по 40 минут - 34 часа в год. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся с нарушением слуха.
- ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
- приобретение обучающимися социального опыта;
- формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
- приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
Показатели усвоения Рабочей программы определены по темам, но для каждого воспитанника определяется свой уровень в зависимости от его возможностей и индивидуальных особенностей.
1 уровень (начальный уровень) – предполагает, что у обучающихся с нарушением слуха есть элементарное представление о навыке, которое используется им в конкретной деятельности, при устном напоминании. Навык применяется в совместной со взрослыми деятельности.
2 уровень (достаточный уровень) – предполагает, что воспитанник имеет представление о навыке и использует его в тех ситуациях, в которых он отработан на занятиях. В незнакомой (не «проигранной» на занятиях) ситуации ребенок не может использовать имеющийся у него навык. Навык применяется при контроле и частичной помощи взрослого.
3 уровень (самостоятельный уровень) – достаточно высокий уровень развития навыка. Предполагается, что воспитанник свободно использует его в деятельности даже в незнакомых ситуациях, самостоятелен, способен помогать другим. Навык применяется, как самостоятельно, так и при частичном контроле взрослого (или при отсутствии такового).
Система оценивания в конце изучения каждой темы предусматривает тестирование, устные опросы, творческие и контрольные работы.
Прогнозируемые результаты освоения рабочей программы по курсу.
Обучающиеся должны уметь:
- безопасно общаться с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома;
- выбрать наиболее безопасный путь в школу и домой;
- правильно переходить дорогу, перекресток;
- различать сигналы светофора;
- правильно переходить дорогу при высадке из транспортного средства;
- правильно вести себя в общественных местах;
- правильно вести себя при встрече с животными;
- оказать первую медицинскую помощь при небольшом кровотечении.
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Всего часов | Кол-во часов | Универсальные учебные действия | |
Теорет. | Практич. | ||||
I. | Вот эта улица, вот этот дом. | 9 | 4 | 5 | |
1.1 | Мои летние каникулы. | 1 | Учить высказывать своё предположение (версию), -учить работать по предложенному плану, -учить отличать верно выполненное задание от неверного, - выделять источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома. | ||
1.2 | Вот эта улица, вот этот дом! | 1 | |||
1.3 | Маршрут в школу и обратно. | 1 | |||
1.4 | Уютный школьный двор. | 1 | |||
1.5 | Прогулка-наблюдение «Улицы города». | 1 | |||
1.6 | Что может быть опасным в доме? | 1 | |||
1.7 | Если в доме начался пожар… | 1 | |||
1.8 | Опасные электроприборы. | 1 | |||
1.9 | Работа экстренных служб. | 1 | |||
II. | Внимание! Дети! | 7 | 3 | 4 | Учить различать группы транспорта по способу передвижения, по назначению, -учить соблюдать правила поведения, -учить выполнять правила дорожного движения: -дать понятие о дорожных знаках, -опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми. |
2.1 | Транспорт нашего города. | 1 | |||
2.2 | «Дорожный лабиринт». | 1 | |||
2.3 | Мы едем, едем, едем… | 1 | |||
2.4 | Специальные знаки на дороге. | 1 | |||
2.5 | Экскурсия к проезжей части. | 1 | |||
2.6 | Что должен знать пешеход? | 1 | |||
2.7 | Если увидели незнакомый предмет... | 1 | |||
III. | Мир вокруг нас. | 10 | 2 | 8 | Ориентироваться в своей системе знаний: -отличать новое от уже известного; - находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и полученные знания; -слушать и понимать речь других; -оформлять свою мысль в устной речи. |
3.1 | Правила поведения в общественных местах. | 1 | |||
3.2 | Дидактическая игра. «Что здесь можно купить?» | 1 | |||
3.3 | Что нужно знать покупателю. | 1 | |||
3.4 | Отделы супермаркета. | 1 | |||
3.5 | Как путешествует письмо. | 1 | |||
3.6 | Мастера в салоне красоты. | 1 | |||
3.7 | Лекарственные средства на прилавках аптеки. | 1 | |||
3.8 | Правила посещения кинотеатра. | 1 | |||
3.9 | Экскурсия в фотоателье. | 1 | |||
3.10 | Красота нашего города. | 1 | |||
IV. | Береги свое здоровье. | 8 | 5 | 3 | Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации,высказывать предположение о последствиях необдуманных поступков, участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. |
4.1 | Что должно лежать в домашней аптечке. | 1 | |||
4.2 | Если вы поранились… | 1 | |||
4.3 | Правила общения с животными. | 1 | |||
4.4 | Просмотр мультфильма «Спасик и его друзья» - Правила поведения на природе. | 1 | |||
4.5 | Опасные клещи. | 1 | |||
4.6 | Чтобы не пришлось спасать. | 1 | |||
4.7 | В гостях у старичка-лесовичка. | 1 | |||
4.8 | Правила поведения во время летних каникул. | 1 |
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Содержание занятий | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
I. | Вот эта улица, вот этот дом. | 9 | |||
1.1 | Мои летние каникулы. | 1 | Учить составлять связный рассказ о летних каникулах. Проектная деятельность. | ||
1.2 | Вот эта улица, вот этот дом! | 1 | Формировать представления детей об улице; познакомить их с различными видами домов; знать адрес школы и дома. | ||
1.3 | Маршрут в школу и обратно. | 1 | Составить безопасный маршрут от дома до школы. | ||
1.4 | Уютный школьный двор. | 1 | Закрепить у обучающихся знания о месте нахождения школы, правила поведения на пришкольной площадке. | ||
1.5 | Прогулка-наблюдение «Улицы города». | 1 | Познакомить детей с прилегающим к школе микрорайоном,узнавание и различение социально-значимых объектов. | ||
1.6 | Что может быть опасным в доме? | 1 | Рассмотреть правила безопасного поведения при пользовании бытовых приборов. | ||
1.7 | Если в доме начался пожар… | 1 | Расширять знания о причинах возникновения пожара, повторить номер телефона пожарной службы. | ||
1.8 | Опасные электроприборы. | 1 | Формировать представление об опасных вещах в доме и как с ними обращаться. | ||
1.9 | Работа экстренных служб. | 1 | Повторить телефоны экстренных служб. | ||
II. | Внимание! Дети! | 7 | |||
2.1 | Транспорт нашего города. | 1 | Расширять знания ребят о видах транспорта и его назначении; познакомить с опасными объектами города. | ||
2.2 | «Дорожный лабиринт». | 1 | Показать наиболее опасные участки на пути в школу и домой, разобрать наиболее безопасный путь. | ||
2.3 | Мы едем, едем, едем… | 1 | Формировать правила культуры поведения детей в общественном транспорте. Сюжетно - ролевая игра «Автобус». | ||
2.4 | Специальные знаки на дороге. | 1 | Формировать знания о предупреждающих, запрещающих и информационных знаках. | ||
2.5 | Экскурсия к проезжей части. | 1 | Добиваться осознанного понимания опасности игр на проезжей части; закрепить навыки правильного поведения на улице. | ||
2.6 | Что должен знать пешеход? | 1 | Закрепить знания о понятиях «пешеход», «проезжая часть», продолжать знакомить ребят с дорогой, ее элементами, правилами поведения на ней. | ||
2.7 | Если увидели незнакомый предмет... | 1 | Формировать правила поведения при обнаружении незнакомого предмета, учить предпринимать правильные действия. | ||
III. | Мир вокруг нас. | 10 | |||
3.1 | Правила поведения в общественных местах. | 1 | Дать понятие «общественное место». Знакомство с правилами поведения в общественных местах. | ||
3.2 | Дидактическая игра «Что здесь можно купить?» | 1 | Выяснить назначение магазинов, виды магазинов. | ||
3.3 | Что нужно знать покупателю. | 1 | Правила поведения в магазине. Выяснить, кто такой консультант. | ||
3.4 | Отделы супермаркета. | 1 | Учить делать покупки в разных отделах. | ||
3.5 | Как путешествует письмо. | 1 | Познакомить детей с работой отделения связи, с функцией почты. | ||
3.6 | Мастера в салоне красоты. | 1 | Познакомить с назначением данного объекта. | ||
3.7 | Лекарственные средства на прилавках аптеки. | 1 | Закрепить знания о назначении аптеки. | ||
3.8 | Правила посещения кинотеатра. | 1 | Формировать знания о правилах поведения в кинотеатре. | ||
3.9 | Экскурсия в фотоателье. | 1 | Познакомить с помещениями фотоателье; рассмотреть ассортимент товаров и услуг. | ||
3.10 | Красота нашего города. | 1 | Обзорная экскурсия по памятным местам города. | ||
IV. | Береги свое здоровье. | 8 | |||
4.1 | Что должно лежать в домашней аптечке. | 1 | Использование содержимого аптечки для оказания первой помощи. | ||
4.2 | Если вы поранились… | 1 | Познакомить с правилами первой медицинской помощи при легких травмах. | ||
4.3 | Правила общения с животными. | 1 | Познакомить с правилами безопасного общения с животными (кошками, собаками). | ||
4.4 | Просмотр мультфильма «Спасик и его друзья» - Правила поведения на природе. | 1 | Систематизировать знания о правилах безопасного поведения в природе, учить избегать укусов насекомых. | ||
4.5 | Опасные клещи. | 1 | Формировать и прививать элементарные представления о правилах поведения в летний период, воспитывать чувство ответственности за своё здоровье. | ||
4.6 | Чтобы не пришлось спасать. | 1 | Знакомить с правилами безопасного поведения на воде, воспитывать чувство осторожности, ответственного поведения за свою жизнь. | ||
4.7 | В гостях у старичка-лесовичка. | 1 | Познакомить учащихся со съедобными и несъедобными грибами, ядовитыми плодами, растениями; нельзя определять на вкус грибы, плоды, растения. | ||
4.8 | Правила поведения во время летних каникул. | 1 | Закрепить знания о правилах дорожного движения, пожарной безопасности. |
- МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Библиотечный фонд (для учителя)
- Бейкер Б., Брайтман А. Обучение детей бытовым навыкам: Путь к независимости /Пер, и ред. А. Битова. Обнинск, 1999.
- Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М., 1995.
- Тин А.А. Приемы педагогической техники. 4-е изд. М., 2002.
- Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (проект). М., 1999.
- Дементьева Н.Ф. Роль семьи в воспитании и обучение детей с особыми нуждами. М., 1996.. СПб., 1996.
- Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. М., 1996.
- Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. М., 2000.
Библиотечный фонд (для обучающихся)
- А.И. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для 2 класса. М., 2000.
- Форштат М.Л. Учись быть пешеходом: Учебное пособие по ПДД, М., 1998.
- “Основы безопасности жизнедеятельности 1 класс” Шевченко Н.Г. – Волгоград: “Учитель”, 2005 г.
- “Основы безопасности жизнедеятельности 2 класс” Шевченко Н.Г. – Волгоград: “Учитель”, 2007 г.
Технические средства обучения:
- компьютер,
- медиапроектор,
- интерактивная доска,
- наглядные материалы, плакаты
- накопительные папки по отдельным темам,
- медицинская аптечка,
- бытовые приборы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Почемучка" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Почемучка" содержит материал, разработанный в соответствии с реализацией ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (для позднооглохших ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Социально-бытовая ориентировка" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Социально-бытовая ориентировка" содержит материал, разработанный в соответствии с реализацией ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (для позд...
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Радость общения" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.3)
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному напралению "Радость общения" содержит материал, разработанный в соответствии с реализацией ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (для позднооглохших...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Почемучка" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)
Содержит тематическое планирование...
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Открытый мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обучающимися на дому
На сегодняшний день проблема культурного воспитания, считается одной из основных проблем в нашем обществе. Человеку приходится бывать в разных ситуациях, встречаться с различными людьми. Чтобы всегда ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Разговоры о важном" ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1), 8 класс
Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.У...