Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Почемучка" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)
рабочая программа на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Почемучка" содержит материал, разработанный в соответствии с реализацией ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (для позднооглохших и слабослышащих детей).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochemuchka_2a.docx | 37.95 КБ |
Предварительный просмотр:
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Коренные преобразования всех сфер жизни общества потребовали настоятельной необходимости глубокого переосмысливания сложившейся системы воспитания и образования подрастающего поколения. А в основе развития аномальных детей, в том числе с нарушенным слухом, лежат те же закономерности, что и в норме. Однако имеются некоторые особенности, которые обусловлены и первичным дефектом, и вторичными нарушениями: замедленным овладением речью, коммуникативными барьерами и своеобразием развития познавательной сферы. Моя рабочая программа «Почемучка» позволяет создать условия для развития интеллектуальных способностей и осознания ребенком своего субъективного опыта.
Рабочая программа «Почемучка» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, на основе примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования (вариант 2.2); авторской «Программы организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО для слабослышащих и позднооглохших, глухих обучающихся», 2015.
При разработке рабочей программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний обучающимися с нарушениями слуха, их доступность, уровень предшествующей подготовки. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, дается возможность для развития нужных умений, познавательный интерес, обеспечивает возможность самим учащимся оценить свои успехи.
Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, применений на практике своих знаний. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего окружения и создают условия для принятия конкретных решений.
Цель: создание условий для расширения интеллектуальных возможностей обучающихся с нарушениями слуха средствами познавательной деятельности.
Задачи:
- усвоить определенный объем научных знаний;
- формировать и развивать словесную речь;
- развивать основные мыслительные операции;
- повышать уровень общего развития.
Программа строится на основе принципов:
- Гуманизма: ребенок является главной ценностью, со своим внутренним миром, интересами, потребностями, способностями, возможностями и особенностями.
- Принцип развития школьного и ученического самоуправления является важнейшим средством развития демократии и социализации личности школьников с нарушениями слуха.
- Принцип деятельностного подхода предполагает включение каждого ребенка в различные виды деятельности.
- Принцип включения личности в значимую деятельность. Подбор таких видов и форм значимой деятельности, при которых каждый из воспитанников будет чувствовать: его роль не только уместна, но и необходима.
- Принцип открытости и диалогичности-это умение выслушать мнение каждого ребенка, согласиться с тем, что это возможный взгляд, возможное решение, которое имеет право быть неоднозначным. Принцип открывает перспективу на реальную свободу развивающейся личности.
Рабочая программа «Почемучка» рассчитана на обучающихся с нарушениями слуха 2А класса, данная программа реализуется 1 год и составляет 34 часа. Занятия проводятся один раз в неделю. Срок проведения 2016-2017 учебный год.
- ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ «ПОЧЕМУЧКА»
На первом уровне школьник должен уметь:
- называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
- называть живые и неживые природные богатства.
На втором уровне школьник должен уметь:
- объяснять, как люди помогают друг другу;
- оценивать правильность поведения людей;
- оценивать правильность поведения в быту.
На третьем уровне школьник должен уметь:
- наблюдать и оценивать явления природы и общественной жизни;
- выполняют практические работы и опыты, в том числе проектной деятельности, различные творческие задания;
- моделировать правильное поведение в общественных местах в различных ситуациях;
- уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям русского народа.
Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников применять полученные знания и определить уровень интеллектуальной сферы у обучающихся с нарушениями слуха.
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Всего часов | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | |
Теор. | Прак. | ||||
Природные явления | 9 | 7 | 2 | Ориентироваться в школе и на пришкольном участке. Выявить опасные ситуации, которые происходят в природе предлагать пути безопасного выхода из таких ситуаций. | |
Почему листья опадают? | 2 | 1 | 1 | ||
Как возникает ветер? | 1 | 1 | |||
Зачем нужна вода? | 1 | 1 | |||
Почему идёт дождь? | 1 | 1 | |||
Почему вода становится льдом? | 2 | 1 | 1 | ||
Что такое звёзды? | 1 | 1 | |||
Почему идёт снег? | 1 | 1 | |||
Наши продукты | 8 | 5 | 3 | Извлекать необходимую информацию.
| |
Что такое «продукты» | 2 | 1 | 1 | ||
Как делают хлеб? | 2 | 1 | 1 | ||
Зачем нужно молоко? | 1 | 1 | |||
Где растут овощи? | 1 | 1 | |||
Где купить продукты? | 1 | 1 | |||
Продукты в нашей жизни | 1 | 1 | |||
Животные и птицы нашей планеты | 12 | 9 | 3 |
| |
Чьи следы? | 2 | 1 | 1 | ||
Что такое зимняя спячка? | 1 | 1 | |||
Детёныши и их мамы. | 1 | 1 | |||
Как живут рыбы зимой. | 2 | 1 | 1 | ||
Городская птица «Голубь». | 1 | 1 | |||
Животные на ферме - зачем их разводят? | 2 | 1 | 1 | ||
Какую пользу приносят дикие животные? | 1 | 1 | |||
Как используют шкуры и шерсть животных? | 1 | 1 | |||
Птичий двор, что это? | 1 | 1 | |||
Как работает наш организм | 5 | 5 |
| Ориентироваться в работе нашего организма. Находить органы чувств. Знать функции скелета и воды. | |
Что отличает человека от животного? | 1 | 1 | |||
Что такое обман чувств? | 1 | 1 | |||
Зачем нам скелет? | 1 | 1 |
| ||
Почему мы болеем? | 1 | 1 |
| ||
Что нового мы узнали | 1 | 1 | |||
Всего часов: | 34 | 26 | 8 |
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Содержание занятий | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
Природные явления 9 | |||||
Почему листья опадают? | 1 | Познакомить с признаком осени и видами листьев. | |||
Почему листья опадают? | 1 | Поговорить о причинах падений листьев. | |||
Как возникает ветер? | 1 | С помощью мельницы определить, что есть ветер и узнать причины ветра. | |||
Зачем нужна вода? | 1 | Изучить значение воды для человека и животных. | |||
Почему идёт дождь? | 1 | Рассмотреть капельки дождя. | |||
Почему вода становится льдом? | 1 | Практическим путем определить, что вода может замерзнуть. | |||
Почему вода становится льдом? | 1 | Изучить свойства воды. | |||
Что такое звёзды? | 1 | Дать понятие « звезды». | |||
Почему идёт снег? | 1 | Изучить виды цветов и их строение. | |||
Наши продукты 8 | |||||
Что такое «продукты» | 1 | Познакомить с продуктами | |||
Откуда берутся продукты? | 1 | Познакомить с источником продуктов | |||
Как делают хлеб? | 1 | Познакомить с зерном, уборкой урожая. | |||
Как делают хлеб? | 1 | Познакомить, какой бывает хлеб. | |||
Зачем нужно молоко? | 1 | Расширять представление о пользе молока. | |||
Где растут овощи? | 1 | Знать, где и как растут овощи. | |||
Где купить продукты? | 1 | Экскурсия в продуктовый магазин. | |||
Продукты в нашей жизни | 1 | Обобщить знания детей о продуктах | |||
Животные и птицы нашей планеты | 12 | ||||
Чьи следы? | 1 | Познакомиться с животными и их следами. | |||
Чьи следы? | 1 | Закрепить полученные знания. | |||
Что такое зимняя спячка? | 1 | Побеседовать о животных и их поведении зимой. | |||
Детёныши и их мамы. | 1 | Закрепить знания о детёнышах животных. | |||
Как живут рыбы зимой | 1 | Познакомиться с тем, как живут зимой рыбы | |||
Кто живет в пруду? | 1 | Знать, кто живёт в пруду. | |||
Городская птица «Голубь» | 1 | Поговорить о голубях, какие они бывают? | |||
Животные на ферме зачем их разводят? | 1 | Поговорить о ферме и домашних животных. | |||
Животные на ферме зачем их разводят? | 1 | Изготовить ферму и животных. | |||
Какую пользу приносят дикие животные? | 1 | Узнать историю диких животных. | |||
Как используют шкуры и шерсть животных? | 1 | Познакомить с использованием шкур и шерсти животных. | |||
Птичий двор, что это? | 1 | Поговорить о видах птиц и их содержании. | |||
Как работает наш организм | 5 | ||||
Что отличает человека от животного? | 1 | Изучить строение человека и его поведение в обществе, сравнить с поведением животных. | |||
Что такое органы чувств? | 1 | Познакомиться с органами чувств человека. | |||
Зачем нам скелет? | 1 | Знать для чего человеку скелет. | |||
Почему мы болеем? | 1 | Знать причины заболеваний. | |||
34. | Что нового мы узнали. | 1 | Обобщить полученные знания. | ||
Всего | 34 |
- МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
Библиотечный фонд. (для учителя) | ||
Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. — Самара: Дом Фёдорова, 2011. | 1 | |
Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. | ||
Л.Экономов. Мир наших чувств | 1 | |
А.А.Воскрушев. О.А.Бурсий. Мир человека | 1 | |
Перельман Я. И. Весёлые задачки и головоломки. — М.: АСТ, 2010. | 1 | |
Библиотечный фонд. (для учеников) | ||
http://www.heraldrybooks.ru -литература по геральдике | 1 | |
Губанов И.А. и др. Популярная энциклопедия растений | 1 | |
Б. Б. Запартович, Э. Н. Криворучко. С любовью к природе: / Под ред.И. Д. Зверева | 1 | |
Леокум А. Скажи мне, почему…? Детская энциклопедия | 1 | |
Леокум А. Все обо всем Популярная энциклопедия для детей | 1 | |
Петров В.В. Из жизни зеленого мира Пособие для учащихся | 1 | |
Плешаков А.А. Зеленые страницы Книга для учащихся начальных классов | 1 | |
Наглядные пособия | ||
1 | изобразительные наглядные пособия – таблицы, плакаты растения, животные. | |
2 | коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых; | 2 |
3 | гербарии; природный материал. | 3 |
4 | предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества | 5 |
Технические средства обучения. | ||
1 | компьютер, | 1 |
2 | Медиапроектор, интерактивная доска. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ (Английский язык) 5 класс «Easy English»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ(Английский язык) 5 класс «Easy English»...
Рабочая программа внеурочной деятельности Направление - общеинтеллектуальное «Развитие логического мышления»
Программа предназначена для учащихся 5 классов ФГОС. Эта программа направлена на развитие логического мышления учащихся.Формирование логического мышления – важная составная час...
Рабочая программа внеурочной деятельности Направление - общеинтеллектуальное «Развитие логического мышления»
Программа предназначена для учащихся 5 классов ФГОС. Эта программа направлена на развитие логического мышления учащихся.Формирование логического мышления – важная составная час...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «ШАХМАТЫ – ШКОЛЕ» для учащихся 1- 4 классов
Программа для 1-4 кл "Шахматы - школе"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «ШАХМАТЫ – ШКОЛЕ» для учащихся 5 класса
Программа для учащихся 5 кл, в которых ранее не преподавался курс "Шахматы" на 2 часа в неделю....
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Живая математика"
Внеурочная деятельность «Живая математика» предназначена для внеурочной работы и рассчитана на обучающихся 5-х классов, интересующихся математикой. Согласно ФГОС нового поколения проведение тако...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Почемучка" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)
Содержит тематическое планирование...