Тема выступления: Психолого – педагогическое сопровождение учебно – воспитательного процесса детей с ОВЗ в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
статья по теме
В рамках курсов повышения квалификации руководителей адаптивных образовательных учреждений Омской области, 12 апреля 2016 года.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Слайд № 1
Тема выступления: Психолого – педагогическое сопровождение учебно – воспитательного процесса детей с ОВЗ в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
Слайд № 2
Коррекционная работа в соответствии с ФГОС
Коррекционная работа в соответствии с ФГОС представлена в плане адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП) следующими обязательными коррекционными курсами: «Ритмика», «Коррекционные занятия (логопедические и психокоррекционные)». Выбор коррекционных курсов и их количественное соотношение самостоятельно определяется КОУ «Исилькульская школа – интернат», исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с учетом рекомендаций ПМПК и ИПР инвалидов. Специалистами учреждения разработаны коррекционные программы, которые направлены на обеспечение успешности освоения АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). С целью реализации системы комплексного психолого – педагогического сопровождения должно быть проведено комплексное психолого – педагогическое обследование детей для выявления их особых образовательных потребностей и мониторинг динамики развития. Для того чтобы коррекционные программы были реализованы в полном объёме, в программах должен быть раскрыт механизм взаимодействия учителей и других специалистов в области сопровождения.
Основными задачами коррекционных программ являются:
- Своевременное выявление и ранняя диагностика развития ребенка;
- Профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально – личностных перегрузок;
- Выявление резервных возможностей развития ребенка;
- Определение характера, продолжительности и эффективности коррекционной помощи, в рамках, имеющихся в учреждении возможностей;
- Обеспечение общей и индивидуальной коррекционно – развивающей направленности учебно – воспитательного процесса.
Слайд № 3
На слайде представлены основные направления психолого – педагогического сопровождения:
- диагностическая работа
- профилактическая работа
- индивидуальная и групповая коррекционная работа
- просветительская работа
- экспертная работа
- консультативная работа с учащимися, родителями, педагогами
- организация профориентационной работы
- профилактика суицидальных наклонностей учащихся
Слайд № 4
Коррекционные занятия — это специальная пропедевтическая работа, основанная на использовании практических упражнений, игр, элементов продуктивной и других видов и форм деятельности, в итоге способствующая усвоению школьных базисных знаний и умений. Коррекционная направленность их проявляется в исправлении нарушенных психических функций (недостаточность зрительного, слухового восприятия, нарушения пространственной ориентировки и др.), вызывающих у детей так называемые школьные трудности, в развитии познавательных процессов.
Слайд № 5
Важным фактором является определение структуры занятия, которая должна предусматривать чередование различных видов деятельности: организацию практических действий, использование дидактических игр, музыкально-ритмических упражнений, графических заданий и др.
Слайд № 6
Каждое занятие должно быть направлено на развитие умственной активности ребенка, его самостоятельности, работоспособности, способствовать усвоению программного материала. Коррекционная направленность занятий не заменяет учебную работу на уроке, а дополняет ее.
Содержание и организационные формы занятий определяются конкретными задачами обучения, этапом работы.
Слайд № 7
Материально – техническое обеспечение коррекционных курсов включает технические средства, в том числе электронные, специальное программное обеспечение, предназначенное для коррекции и развития движения, коммуникации, познавательной деятельности, сенсомоторных действий. Для обеспечения занятий по сенсорному развитию необходимы наборы средств, воздействующих на различные анализаторы и вызывающих положительные реакции обучающихся на окружающую действительность. Для формирования предметно – практических действий необходимы разнообразные по свойствам и внешним признакам материалы, игрушки и прочие предметы. Двигательное развитие происходит с использованием разнообразного оборудования и инвентаря.
В настоящее время в практической психологии существует достаточное количество методик, которые являются хорошими помощниками в работе педагога – психолога. Для работы были закуплены комплексы методик:
- Диагностика агрессивности «Hand – тест» (очень удобная методика в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями. Дети не очень любят писать, а посмотреть на рисунок и сказать что видишь – это очень просто.)
- Экспресс – диагностика работоспособности и функционального состояния (Методика М. П. Мороз)
Слайд № 8, 9
- Методика «Домики» для диагностики дифференциации эмоциональной сферы ребенка;
Слайд № 10
- Цветодиагностика и психотерапия произведениями искусства. Методика В. М. Элькина (детей не всегда можно чем-то удивить, но использование мелодий из подборок, вызывает у детей вопросы, а что и такая музыка бывает? Прослушивание классической музыки вне уроков, заставляет детей прислушиваться к содержанию музыки)
Применяемые технические средства:
Слайд №11
Электронный комплект ПроКубики (по изучению алгоритмики). Комплект знакомит детей с составлением последовательности движения. Развивает умение планировать свои действия.
Слайд №12
Фиброоптическое волокно. За счет того, что крепеж волокна к потолку, можно стать как под «сухой» душ. Длинные почти прозрачные трубочки в которых бегают разноцветные огоньки. На концах волокна цвет более насыщенный. Можно просто перебирать в руках, делать занавес перед ребенком, плести косы.
Слайд № 13, 14
Интерактивная воздушно-пузырьковая труба, возможно использование: 1 вариант - цветовые эффекты, 2 вариант - цветовые эффекты и пузырьки (легкая вибрация). Дети трогают трубу, обнимают руками, прижимаются спиной.
Слайд № 15, 16, 17
Основание напольное для панелей: панели Мишень колокольчик, Кольцеброс, Охотник. (Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий.)
Слайд № 18
Панель Шнуровка и вышивание. (Развитие координации движений руки и глаза.)
Слайд № 19
Сухой бассейн (снятие мышечного напряжения, релаксация).
Слайд № 20
Цветодинамический проектор «Плазма – 250», заливка цветом. (Формирование понятия цвет, снятие психоэмоционального напряжение, развитие согласованности движений пальцев).
Слайд № 21
Настенный лабиринт развивает координацию, мелкую моторику и отлично укрепляет мышцы глаз ребенка.
Слайд № 22
Комплект лабиринтов для развития моторики, тренируют ловкость, развивают мелкую моторику и укрепляют зрение.
Слайд № 23 Балансированная доска лабиринт. Возможно использование в 2 вариантах. Встать на ноги и балансировать всем корпусом. Тренировать ловкость, развивать мелкую моторику.
Слайд №24
Рабочая учебная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов реализуется в рамках апробации проекта Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью в соответствии с Адаптированной основной образовательной программой общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (I вариант)
на 2015 - 2016 учебный год
Слайд №25
Программа разработана в соответствии:
- с Федеральным законом от 29.12.2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- с Приказом от 19.12.1014г. №1599 «Об утверждении Федерального государственного Образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
- на основе авторской программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов в 1-4 классах специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения VIII вида» Попова С.А. (Рецензия БОУ ДПО ИРООО, апрель 2014 года)
Слайд №26
Цель программы: создание оптимальных условий для познания ребёнком объектов в совокупности сенсорных свойств, качеств и признаков для формирования правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности, способствующего оптимизации психического развития ребёнка и эффективной социализации в обществе.
Слайд №27
Программа решает следующие задачи:
- подготовка детей к восприятию учебного материала на уроках;
- восполнение имеющихся пробелов в знаниях, что в итоге будет способствовать более успешному овладению учащимися содержанием начальной ступени обучения;
- коррекция (ослабление или исправление) имеющихся отклонений в развитии ребенка.
Программа рассчитана:
В 1 классах - на 65 часов;
Занятия проводятся по расписанию продолжительностью 15—25 минут, на класс учебным планом выделены 2 занятия в неделю.
Форма работы: индивидуально-групповая.
Срок освоения программы: 1 год.
Слайд №28 Рабочая программа построена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, их потенциальных возможностей. Занятия имеют коррекционную направленность, которая реализуется через организацию предметно-практической, музыкально-ритмической, изобразительной деятельности, конструирование, различного рода упражнения и игры.
Слайд №29 Структура программы коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:
- Развитие моторики, графомоторных навыков;
- Тактильно-двигательное восприятие;
- Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти;
- Развитие слухового восприятия и слуховой памяти;
- Восприятие пространства;
- Восприятие времени;
- Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств; барических ощущений);
- Кинестетическое и кинетическое развитие;
- Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Своевременная психолого-педагогическая помощь младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью является необходимой предпосылкой их успешного обучения.
В результате коррекционно-развивающей работы у ребёнка поддерживается оптимальный уровень активности, он учится регулировать свое поведение, концентрировать внимание на предложенной деятельности (игре, задании). Добиваются положительной динамики в развитии моторной, сенсорной, мнестической сфер речи.
Слайд №30
Выводы о происходящей динамике можно сделать следующими способами:
- Сравнительный анализ первичной и повторной диагностики. Результат фиксируется в карте динамического наблюдения ребенка (дважды за учебный год). Анализ доступных ребенку видов деятельности; особенностей двигательной, сенсорной и эмоциональной сферы, пассивного и активного словаря, понимания обращенной речи.
- Наблюдение за поведением и деятельностью ребенка в свободной ситуации и на занятии: устойчивость к психическим нагрузкам, время сосредоточения на предлагаемой деятельности, соотношение целенаправленной и хаотичной активности, скорость усвоения нового материала и приобретения навыков.
- Отзывы родителей и специалистов об изменениях в поведении и деятельности ребёнка.
Курс имеет безоценочную систему прохождения материала. Своевременная психолого-педагогическая помощь учащимся 1 классов является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания в среднем и старшем звене.
Предварительный просмотр:
Слайд №1Рабочая учебная программа коррекционной работы по развитию психомоторики и сенсорных процессов реализуется в рамках апробации проекта Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью в соответствии с Адаптированной основной образовательной программой общего образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант «С») для 1 классов на 2015-2016 учебный год.
Слайд №2Программа разработана в соответствии:
- с Федеральным законом от 29.12.2012г. N 273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации»;
- в соответствии с требованиями ФГОС для детей с ОВЗ;
- на основе авторской программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов в 1-4 классах специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения VIII вида» Попова С.А. (Рецензия БОУ ДПО ИРООО, апрель 2014 года)
Цель программы: создание оптимальных условий для познания ребёнком объектов в совокупности сенсорных свойств, качеств и признаков для формирования правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности, способствующего оптимизации психического развития ребёнка и эффективной социализации в обществе.
Слайд №3, 4Программа решает следующие задачи:
- подготовка детей к восприятию учебного материала на уроках;
- восполнение имеющихся пробелов в знаниях, что в итоге будет способствовать более успешному овладению учащимися содержанием начальной ступени обучения;
- коррекция (ослабление или исправление) имеющихся отклонений в развитии ребенка.
Программа рассчитана:
В 1 классах - на 65 часов;
Занятия проводятся по расписанию продолжительностью 15—25 минут, на класс учебным планом выделены 2 занятия в неделю.
Форма работы: индивидуально-групповая.
Срок освоения программы: 1 год.
Слайд №5Рабочая программа построена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, их потенциальных возможностей. Занятия имеют коррекционную направленность, которая реализуется через организацию предметно-практической, музыкально-ритмической, изобразительной деятельности, конструирование, различного рода упражнения и игры.
Слайд №6Коррекционные занятия — это специальная пропедевтическая работа, основанная на использовании практических упражнений, игр, элементов продуктивной и других видов и форм деятельности, в итоге способствующая усвоению школьных базисных знаний и умений. Коррекционная направленность их проявляется в исправлении нарушенных психических функций (недостаточность зрительного, слухового восприятия, нарушения пространственной ориентировки и др.), вызывающих у детей так называемые школьные трудности, в развитии познавательных процессов.
Слайд №7Важным фактором является определение структуры занятия, которая должна предусматривать чередование различных видов деятельности: организацию практических действий, использование дидактических игр, музыкально-ритмических упражнений, графических заданий и др.
Слайд №8Каждое занятие должно быть направлено на развитие умственной активности ребенка, его самостоятельности, работоспособности, способствовать усвоению программного материала. Коррекционная направленность занятий не заменяет учебную работу на уроке, а дополняет ее.
Содержание и организационные формы занятий определяются конкретными задачами обучения, этапом работы.
Слайд №9Структура программы коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:
- Развитие моторики, графомоторных навыков;
- Тактильно-двигательное восприятие;
- Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти;
- Развитие слухового восприятия и слуховой памяти;
- Восприятие пространства;
- Восприятие времени;
- Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств; барических ощущений);
- Кинестетическое и кинетическое развитие;
- Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.
Слайд №10Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Своевременная психолого-педагогическая помощь младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью является необходимой предпосылкой их успешного обучения.
Слайд №11В результате коррекционно-развивающей работы у ребёнка поддерживается оптимальный уровень активности, он учится регулировать свое поведение, концентрировать внимание на предложенной деятельности (игре, задании). Добиваются положительной динамики в развитии моторной, сенсорной, мнестической сфер речи.
Слайд №12Достижение этих целей делает возможным переход ребенка на новый уровень развития, что предполагает готовность его к элементарной целенаправленной учебной деятельности.
Выводы о происходящей динамике можно сделать следующими способами:
- Сравнительный анализ первичной и повторной диагностики. Результат фиксируется в карте динамического наблюдения ребенка (дважды за учебный год). Анализ доступных ребенку видов деятельности; особенностей двигательной, сенсорной и эмоциональной сферы, пассивного и активного словаря, понимания обращенной речи.
- Наблюдение за поведением и деятельностью ребенка в свободной ситуации и на занятии: устойчивость к психическим нагрузкам, время сосредоточения на предлагаемой деятельности, соотношение целенаправленной и хаотичной активности, скорость усвоения нового материала и приобретения навыков.
- Отзывы родителей и специалистов об изменениях в поведении и деятельности ребёнка.
Слайд №13В начале и по окончании учебного года отводится по 4 часа на обследование детей.Часть заданийобследованияможно проводить индивидуально и группой.
Курс имеет безоценочную систему прохождения материала. Своевременная психолого-педагогическая помощь учащимся 1 классовявляется необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания в среднем и старшем звене.
Применяемыетехнические средства:
Слайд №14, 15Фиброоптическое волокно, за счет того, что крепеж к потолку, можно стать как под «сухой» душ. Длинные почти прозрачные трубочки в которых бегают разноцветные огоньки. На концах волокна цвет более насыщенный. Можно просто перебирать в руках, делать занавес перед ребенком, плести косы.
Слайд № 16, 17, 18 Интерактивная воздушно-пузырьковая труба, возможно использование: 1 вариант - цветовые эффекты, 2 вариант - цветовые эффекты и пузырьки (легкая вибрация).Дети трогают трубу, обнимают руками, прижимаются спиной.
Слайд № 19, 20, 21, 22Балансированная доска лабиринт
Слайд № 23Комплект лабиринтов для развития моторики, тренируют ловкость, развивают мелкую моторику и укрепляют зрение.
Слайд № 24Настенный лабиринт квадратный развивает координацию, мелкую моторику и отлично укрепляет мышцы глаз ребенка.
Слайд № 25Игровая панель «Попади в цель».
Слайд № 26 Игровая панель «Шнуровка – вышивание».
Слайд № 27 Игровая панель «Кольцеброс».
Слайд № 28 Игровая панель «Охотник».
Слайд № 29, 30 Комплекты диагностик: диагностика дифференциации эмоциональной сферы ребенка «Домики» (методика О. А. Ореховой), проективная методика «Hand–тест» кабинетный вариант, экспресс – диагностика работоспособности и функционального состояния человека (методика М. П. Мороз), методика цветодиагностики и психотерапии произведениями искусства (методика В. М. Элькина).
Слайд 31, 32 набор «ПроКубики» по изучению алгоритмики.
Слайд № 33Светодиодный светильник
Слайд № 34, 35Цветодинамический проектор «Плазма – 250», заливка цветом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности преподавания музыки на первом этапе обучения в соответствии с федеральным Государственным образовательным стандартом Начального Общего Образования
Особенности преподавания предмета "Музыка" в начальной школе, инновационный подход к преподаванию предмета, применение новых методов развития школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО...
Анализ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса учащихся СОШ№3 за 2011-2012 учебный год
Отчёт психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса учащихся СОШ №3 ЗА 2011-2012 учебный год педагога-психолога Жакуповой М.И. по основным направлениям....
Материал к выступлению на конференции: "Организация внеурочной деятельности в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами"
Выступление подготовлено к августовской конференции педагогов. Цель доклада: рассказать о деятельности УДОД, об организации внеурочной деятельности, воспитательного процесса, о формах и методах органи...
Календарно-тематическое планирование по английскому языку для УМК «Английский язык» И. Н. Верещагиной для 2 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения
Календарно-тематическое планирование рассчитано на 68 учебных часов....
Программа психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
В последние десятилетия в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педаг...
Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС)»
Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом...
Организация учебно-воспитательного процесса на уроках математики в свете требований Федерального государственного стандарта основного общего образования 2020-2021
На уроках математики мы можем не только обучать, но и воспитывать обучая. Задача каждого педагога вырастить полностью реализовавшуюся, самостоятельную личность, знающую и уважающую законы и национальн...