Анализ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса учащихся СОШ№3 за 2011-2012 учебный год
статья по психологии по теме
Отчёт психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса учащихся СОШ №3 ЗА 2011-2012 учебный год педагога-психолога Жакуповой М.И. по основным направлениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_psihol_2012_god.doc | 175 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ
психолого-педагогического сопровождения
учебно-воспитательного процесса
учащихся СОШ№3
за 2011-2012 учебный год
Цель: обеспечение психолого-педагогическое сопровождение учащихся и педагогического коллектива школы, способствующее их психическому и личностному развитию.
За период 2011-2012 учебного года проводилась следующая работа и решались такие задачи:
- выявление:
- сформированности общеучебных умений и навыков, особенности мотивации первоклассников и пятиклассников, профессиональные интересы и склонности учащихся 9 классов;
- трудности в межличностных отношениях педагогического и школьного коллектива 10 класса;
- причины возможных затруднений в освоении учебной программы школы и адаптации учащихся 1, 5 и 10 классов;
- осуществление:
- профилактики нежелательных негативных тенденций личностного и интеллектуального развития учащихся;
- просветительской и консультационной деятельность, направленной на приобщение учителей, учащихся и родителей к психологическим знаниям;
- содействие:
- созданию в 1ых, 5м классах оптимальной приспособляемости к учебному процессу,
- гармонизации социально-психологического климата.
Психологическое направление
Диагностическая работа проводилась по намеченному годовому плану, а также в соответствии с запросами педагогов, учеников, родителей.
1. Готовность к школьному обучению -1- х классов
Отчёт
о результатах исследования
социальной и психологической готовности
учащихся к школе
1-х классов
Исследование проводилось в октябре ноябре 2011 года в кабинете психолога.
В исследовании участвовало 36 учащихся по общему списку, что составило 100%
Диагностика включала две методики:
1. Проективная методика – рисунок «Что тебе нравится в школе»;
2.Психологическая готовность – по шести показателям:
-Умственная активность
-Саморегуляция
-Фонематический слух
-Словарное развитие
-Кратковр. память
-Мышление
Результаты исследования следующие:
Психологическая готовность:
1. Высокий уровень – 24 человека (67%)
Данный уровень говорит о высокой познавательной мотивации, учебной активности с учебным ведущим мотивом.
2. Средний уровень – 12 человек (33%)
Данный уровень говорит о средней познавательной активности с положительным отношением к школе с ведущим мотивом – внешним, т.е. дети хотят учиться, но школа привлекает их пока как внешняя атрибутика с красивыми школьными принадлежностями.
Социальная готовность:
1 Высокий уровень – 12 человек (57%)
2. Средний уровень – 9 учащихся (43%)
- Определение мотивов учения – 5-8 кл
Личностно-ориентированное обучение предполагает, прежде всего, активизацию внутренних стимулов учения. Такой внутренней побудительной силой является мотивация учения. По изменениям этого параметра можно судить об уровне школьной адаптации ребенка, степени овладения учебной деятельностью и об удовлетворенности ребенка ею.
Определение уровня мотивации проходило по специально валидной и надежной анкете «Определение уровня мотивации для учащихся 5-8 классов», которая включала 13 утверждений различного направления.
Из полученных данных видно, что познавательная мотивация устойчива в 7-8 классах основного звена, хотя отрадно отметить, что ребята этих классов в большей степени занимаются и самосовершенствованием при помощи дополнительной литературы, возможностью сети интернет. А вот в начальном звене основной школы мотив долга и благополучия превалирует над основными направлениями учебной мотивации.
- Исследование профессиональных интересов и склонностей - 9 кл
Информация
о результатах проведенного обследования
на уровень готовности к выбору профессии
в классах предпрофильной подготовки (9-е классы)
17-18 октября 2011 года в кабинете психолога было проведено диагностическое обследование на выявление уровня готовности к выбору будущей профессии.
Диагностический инструментарий:
- Анкета «Определение уровня учебной мотивации у учащихся 9-х классов»
Если посмотреть на результаты, то можно увидеть, что достаточно высокая мотивация в обоих девятых классах, что говорит о высокой познавательной и учебной активности, отсюда и может быть осознанный выбор своего будущего профессионального пути.
- Анкета «Определение уровня готовности к выбору профессии школьников 9-х классов».
Результаты показали, что общий уровень готовности к выбору будущей профессии в двух девятых классах - средний (17%; 16% соответственно).
Если посмотреть в разрезе показателей по уровням, то высокий уровень в двух девятых классах имеет показатель – 64%. Это означает, что большая половина школьников уже определила свой будущий профессиональный путь как в плане продолжения учебы (ВУЗ, колледж), так и в плане выбора будущей профессии. Есть учащиеся, которые еще не могут определиться в профессиональном самоопределении.Такие составляют 27% по результатам двух девятых классов. Эти ребята будут дополнительно проходить консультацию у психолога.
- Исследование уровня готовности школьников
к выбору профессии – 10, 11кл
Профильное обучение предусматривает организацию предпрофильной подготовки в 9-х классах. Основная цель психолого- педагогического сопровождения предпрофильной подготовки – оказание поддержки учащимся в принятии решения о выборе профиля обучения. Для профессионального самоопределения составлена программа работы с учащимися 9-ых классов «Твой выбор», который даёт школьникам представление об основах выбора профиля обучения, о возможностях получения образования по избранному профилю, стимулирует самопознание учащимися своих склонностей, способностей в соответствии с избираемым профилем. Дополнительно по запросу учащихся 9 – х классов проводилась консультационно – разъяснительная работа по выбору профессии согласно учёту ЗУНов.
Таблица количества консультаций по выбору профессии в 9 - х классах
Проведено индивидуальных консультаций | Проведено групповых консультаций |
учащиеся | родители 5 | учащиеся | родители 3 |
2011-2012 | 9 | 3 |
С родителями учащихся 9-х классов ежегодно проводится классное родительское собрание на тему «Предпрофильное и профильное обучение».
В ноябре - декабре 2011 года в кабинете психолога проходило диагностическое обследование на выявление уровня готовности к выбору будущей профессии в 10-11 – х классах.
Результаты диагностики
профессиональной направленности
учащихся 10 класса 2011-2012 учебного года
Диагностическое обеспечение:
1. Анкета «Как ты развиваешь свои способности »
2. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)
«Я предпочту»
1. Анкета
« Как ты развиваешь свои склонности, способности?»
№ п/п | Ф.И. | Никак не развиваю | Дополнительное образование | Самообразование |
1 | Ананьева Е. | + | + |
2 | Бабило И. | + | + |
3 | Гавриш С. | + | + |
4 | Головачев Д. | + | + |
5 | Жумадилов С. | + | + |
6 | Зырянова В. | + |
7 | Насонова Р. | + | + |
8 | Обухов С. | + |
9 | Огнев М. | + | + |
10 | Оспанов В. | + | + |
11 | Рысболатов Д. | + | + |
12 | Тойымбекова Н. | + | + |
13 | Шлегель К. | + |
Всего | 10 | 13 |
2.Методика ДДО ( Климова)
№ п/п | Ф.И. | Человек природа | Человек техника | Человек-человек | Человек- Знаковая система | Человек- Худ. образ |
1 | Ананьева Е. | + |
2 | Бабило И. | + |
3 | Гавриш С. | + |
4 | Головачев Д. | + |
5 | Жумадилов С. | + |
6 | Зырянова В. | + |
7 | Насонова Р. | + |
8 | Обухов С. | + |
9 | Огнев М. | + |
10 | Оспанов В. | + |
11 | Рысболатов Д. | + |
12 | Тойымбекова Н. | + |
13 | Шлегель К. | + |
Всего | - | 3 | 8 | 3 | - |
Естественно-математический профиль – учащихся - 9
Общественно-гуманитарный профиль – учащихся - 4
ЕМН ОГН
- Ананьева Е. 1. Гавриш С.
- Бабило И. 2. Оспанов В.
- Головачев Д. 3. Рысболатов Д.
- Жумадилов С. 4. Шлегель К.
- Зырянова В.
- Насонова Р.
- Обухов С.
- Огнев М.
- Тойымбекова Н.
СПИСОК УЧАЩИХСЯ 11-«а» КЛАССА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОФИЛЯМ
НА 2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД
ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
№ П/П | Ф.И. | ПРОФЕССИЯ | ОБУЧЕНИЕ | 5-Й ПРЕДМЕТ |
1. | Бектыбаев Д. | МГУ(местное гос управление) | КЭУ | География |
2. | Кадухина К. | Учитель начальных классов | Колледж (пед) | Биология |
3. | Мотейко В. | Машиностроительный фак-т | КарГТУ | Физика |
4. | Шестакова Н. | Химический фак-т | КарГТУ | Химия |
5. | Смычковский В. | Экзамены в школе |
6. | Алёхина А. | Экзамены в школе |
7. | Жовнер С. | Экзамены в школе |
8. | Чен А. | Горный фак-т | КарГТУ | Физика |
ОБЩЕСТВЕННО-ГУМАНИТАРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
№ П/П | Ф.И. | ПРОФЕССИЯ | ОБУЧЕНИЕ | 5-Й ПРЕДМЕТ |
1. | Булатов А. | Юрист | Колледж | ВСИ |
2. | Барлыбаев Е. | Юрфак | ВУЗ | ВСИ |
3. | Кулагина Е. | Юрфак | Колледж | ВСИ |
4. | Исмаилова С. | Юрфак | КЭУ | ВСИ |
5. | Цой Л. | Переводчик | КарГУ | Ин-яз |
Список учащихся 11«А» класса СОШ№3
по образовательным профилям
Естественно-математическое Общественно-гуманитарное
направление направление
1. Бектыбаев Данияр 1.Булатов Абылкасым
2. Кадухина Кристина 2.Барлыбаев Еркебулан
3. Мотейко Василий 3. Кулагина Екатерина
4. Шестакова Надежда 4.Исмаилова Софья
5. Чен Александр 5.Цой Валерия
5. Обследование уровня готовности к школьному обучению класса предшкольной подготовки
Психологическое просвещение
Оформлены три стенда:
- для учащихся всех ступеней образования – информационный модуль об авторе предмета «Самопознание»;
- для педагогов – информационный стенд «Одарённые дети» ( в учительской);
- действующая стена в кабинете самопознания «Творчество учащихся на уроках самопознания»;
Были составлены и оформлены четыре новые папки:
- «Советы психолога», в которой есть подборка материала отдельно для родителей, педагогов, учащихся на проблемы актуального характера:
- «Психологическое сопровождение класса предпрофильной подготовки и профильного обучения», в которой отражена информация текущего периода, а также подборка материала отдельно для родителей, учащихся 9-11 классов по профессиональному самоопределению
- Создан банк презентаций по различным видам профессий.
- Папка по профилактике религиозного экстремизма среди подростков.
- выступление на Августовской конференции (26.08.2011г) .Тренинг для родителей «Тепло семьи»;
- Общешкольное родительское собрание по теме: "Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения"
- выступление на педсовете (11.01.2012г). Тема «Современные образовательные технологии – необходимое условие развития одарённости у современных детей»;
- Тренинг «Уверенность» для учащихся 9, 11-х классов на снятие психологической тревожности в период сдачи экзаменов и ЕНТ;
- Выступление на городском заседании круглого стола «Осторожно – религиозный экстремизм!». Тема выступления + презентация «Деструктивный культ: как уберечь ребёнка».
Психологическая профилактика
Большое внимание уделяется учащимся с девиантным поведением: учащимся, состоящим на учете в ГДН и ВШК. В начале года с целью выявления микросреды, круга общения данных учащихся и диагностика внутрисемейных отношений в семьях с детьми девиантного поведения, совместно со школьным инспектором было проведено:
1.Посещение квартир учащихся, состоящих на учете в ГДН
2.Беседа с родителями
Для психологической разгрузки учащихся проводятся тренинговые упражнения и игры: «Мои вредные привычки», «Маска заговорила», составляются памятки, как во время сказать «Нет», «Ярмарка достоинств», «Айсберг», «Объявление в газету», «Письмо другу» и т.д.
Совместно с завучем по воспитательной работе разработаны и составлены методические рекомендации воспитательной работы в направлении «Профилактика правонарушений», проведён тренинг для старшеклассников «Конвенция о правах ребёнка».
Психологом совместно с классными руководителями проводились следующие мероприятия:
- Круглый стол «Право на образование» с учащимися 9Б класса;
- Тренинг «Право на защиту от жестокого насилия» с учащимися 11 класса.
Подростковый возраст известен как возраст увеличения протеста против существующих в обществе взрослых людей моральных норм и принципов. Изучение проблемы суицида среди подростков и молодёжи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы. С целью профилактики суицидального поведения и позитивного восприятия окружающего в СОШ №3 проводится декада «о мерах профилактики суицида среди детей и подростков». Тематические классные часы, написания эссе «Я люблю тебя, жизнь!», «Декларация моей самоценности», работа над плакатами и рисунками «Я выбираю жизнь!» заставили ребят задуматься над самым ценным, что у нас есть – ЖИЗНЬ!
Консультативное направление
Консультационная работа велась по запросам педагогов, учеников, родителей. В период с сентября по май проведено 62 консультации, из них с учителями - 22, с учениками – 27, с родителями - 13 .
Проблемы, затронутые на консультациях, имели следующее направление:
- поведенческие
- эмоциональные
- проблемы воспитания
- проблемы отношений с родителями, педагогами
- проблемы обучения
- проблемы самоопределения
- проблемы в построении отношений со сверстниками
По данному направлению была заведена папка «Советы психолога», в которую вошли следующие темы:
1.Конфликты с детьми и пути их разрешения
2. Психологическое влияние ТВ и компьютера на ребенка
3. Как помочь ребенку быть успешным в обучении
4. Тренинг «Педагоги и родители»
5. Возрастные особенности младших школьников. Причины дезадаптации
6. Тест для родителей – настоящих и будущих
7. Психологическая помощь семье в воспитании ребенка
8. Требования семьи и школы
9. Семья и школа: пути взаимодействия
10. Адаптация учащихся 5-х классов к процессу обучения в средней школе
11. Профильное самоопределение
Процент положительной динамики консультаций составляет примерно 40-45% от количества всех консультаций.
Преподавательская деятельность
Практическим решением развития гармоничной личности в условиях современного образования РК стала реализация проекта нравственно-духовного образования «Самопознание», автором которого является первая леди Сара Алпыскызы. Это уникальная, уже апробированная в ходе эксперимента в детских садах, школах и вузах республики модель личностно-ориентированного, развивающего обучения, которая возвращает нас к духовным истокам, гуманности, человечности.
В СОШ №3 преподавание предмета «Самопознание» ведётся во всех классах начальной школы, среднего звена и основной школы. В 2 «А» и 4 «А» предмет ведётся самими учителями начальных классов: Головачёвой В.С. и Андреевой И.С. соответственно.
В остальных классах школы преподаёт предмет педагог-психолог Жакупова М.И., имеются календарные планы, заверенные директором школы, поурочные планы соответствуют дате проведения и записи в журналах, имеются папkи «Инструктивно-методическое обеспечение предмета «Самопознание»», «Дидактический материал».
Все учителя прошли курсы переподготовки по введению данного предмета при ИПК г. Караганды в сентябре 2010 года и получили сертификат на право преподавания данного предмета в общеобразовательной школе.
На уроках самопознания дети приобщаются к истинным ценностям и нравственным идеалам человечества, у них появляется уверенность в себе, стремление делать добро.
Кабинет для преподавания предмета «Самопознания» в школе имеется, оснащен мебелью,телевизором, компьютером, ковровым покрытием..
Жакуповой М.И. оформлен действующий стенд «Самопознание», в кабинете есть информационный стенд, на котором имеется вся информация по предмету «Самопознание», уголок - выставка для творческих работ, выполненных учащимися разных классов.
В настоящее время многие родители постоянно стремятся улучшить свои взаимоотношения с детьми. Очень важно, чтобы в семье каждый умел по-настоящему слушать, искренне выражать свои эмоции, мирно разрешать конфликты, уважать уникальность и достоинство друг друга. Невозможно создать правильные отношения с ребенком, если нет мирной и доброжелательной атмосферы в семье в целом. Так, в СОШ №3 с 21.04.-27.04.2011 проводились мероприятия в рамках недели «Школы самопознания для родителей». Была составлена и осуществлена программа проводимых мероприятий.
В конце учебного года проведён мониторинг (презентация) к предмету «Самопознание» в проводимых классах по методикам, согласно ступени обучения в общеобразовательной школе по диагностическим материалам (ННПООЦ «Бобек»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная программа по психологическому развитию учащихся 5-11классов на 2011-2012 учебный год
Основная цель программы – формирование гуманистического мировоззрения и психологической культуры учащихся, формирование человека, способного к самовоспитанию и саморазвитию, человека самосоверше...
Качественный анализ педагогических кадров МБ ОУ Пеля-Хованской СОШ за 2010-2011, 2011-2012, 2012-2013 учебные годы
Возможно данная информация вам поможет для составления справок по состоянию педагогических кадров в школе....
АНАЛИЗ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ САДОВОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ ЗА 2011/2012 УЧЕБНЫЙ ГОД и задачи на новый учебный год
Анализ работы МО...
Анализ мониторинга оценки качества учебно - воспитательной деятельности родителями учащихся класса цимбал за 2015-2016 учебный год
Данным документом представлены результаты мониторинга оценки качества муниципальных услуг и работ в сфере культуры класса цимбал 2015 - 2016 года....
Анализ психолого-педагогического сопровождения внедрения и реализации программы ФГОС ООО за 2013-2017 годы
Система психологического сопровождения образовательного процесса в общеобразовательной организации разработана с учетом современных требований и задач образования, основана на идее психолого-педагогич...
ПЛАН УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ с учащимися 6 класса на 2017-2018 учебный год
ПЛАН УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ с учащимися 6 класса на 2017-2018 учебный год...
Анализ психолого-педагогического сопровождения обучающихся в 2019-2020 учебном году
Анализ психолого-педагогического сопровождения обучающихся в 2019-2020 учебном году в МБОУ "СШ №19"....