Программа психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
рабочая программа по психологии по теме

Ларина Мария Ивановна

   В последние десятилетия в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является -  определение и обеспечение социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

· предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

· помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

· динамическое отслеживание развития школьников в процессе обучения (мониторинг психологического статуса ученика)

· развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

· психологическая поддержка педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Автор программы: педагог-психолог Ларина Мария Ивановна

   В последние десятилетия в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является -  определение и обеспечение социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  • предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
  • помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
  • динамическое отслеживание развития школьников в процессе обучения (мониторинг психологического статуса ученика)
  • развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
  • психологическая поддержка педагогов.

Направления работы по психолого-педагогическому сопровождению:

1. Психологическая диагностика

Психологическая диагностика определяется задачами школы и запросом участников учебно-воспитательного процесса (администрацией, педагогами, родителями, учащимися), проводится как индивидуально, так и с группами учащихся. Но главный смысл исследования – это разработка практических рекомендаций по преодолению трудностей в интеллектуальном или личностном развитии ребенка, его социальной адаптации в коллективе.

Систематичность проведения диагностических процедур позволяет создать

банк данных для сравнительного анализа развивающего эффекта в системе

воспитания и обучения в школе, используя следующие диагностики:

  • изучение процесса адаптации первоклассников и пятиклассников (наличие тревожности, страхов).
  • выявление эмоциональных связей и сплоченности группы
  • определение уровня умственного развития на разных этапах обучения
  • диагностика профессионального самоопределения учащихся и др.

Психологическое исследование включает комплекс мероприятий, проводимых в определенной последовательности:

1. Подготовительный этап, включающий в себя:

– изучение практического запроса и переформулировка его в психологическую проблему;

– составление плана и стратегии исследования;

– выбор методического материала.

2. Проведение исследования.

3. Анализ полученных результатов, подготовка и написания заключения.

4. Составление рекомендаций для педагогического коллектива, подбор и

разработка коррекционно-развивающих программ.

2. Коррекционно-развивающая деятельность

Данная работа направлена на создание социально-психологических условий

для развития личности каждого ученика.

Задачи:

  • оказание психологической поддержки;
  • формирование позитивной самооценки;
  • помощь в осознании своих возможностей;
  • формирование универсальных учебных действий.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Коррекционная работа осуществляется на основании результатов углубленной психодиагностики по запросу родителей, педагогов и учащихся.

Развивающая работа с учащимися проводится по программам:

  • «Как помочь слабоуспевающему школьнику» Н.П. Локалова «120 уроков психологического развития младших школьников» Н.П Локалова.
  • Программа психологического сопровождения обучающихся « группы риска».

3.Профилактика

Предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся школы, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития детей;

4.Консультативная помощь (индивидуальное и групповое) – оказание помощи обучающимся, их родителям, педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования. В начале учебного года составляется план работы с родителями, педагогами, в течении учебного года осуществляются индивидуальные консультации по запросам.

5.Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей.

Основные циклы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса

  1.       Диагностика уровня готовности к школьному обучению детей, посещавших ДОУ.
  2. Проведение мониторинга «Исследование базового потенциала одаренности  и предрасположенности учащихся к креативному мышлению»
  3. Диагностика уровня адаптации первоклассников.
  4. Проведение мониторинга «Исследование предпосылок  личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования»  (среди учащихся 1–х, 4-х, 10-х классов)
  5. Мониторинг «Изучение межличностного взаимодействия учащихся 8-х классов и проявление жестокости в детско - родительских отношений».
  6. Индивидуальная диагностика учащихся состоящих на ВШУ.
  7. Индивидуальные и групповые занятия с детьми.
  8. Индивидуальные и групповые  занятия с детьми с ОВЗ.
  9. Диагностика будущих первоклассников.
  10. Психологическое сопровождение обучения в начальной школе.
  11. Работа с детьми «группы риска» -  (программа психологического сопровождения обучающихся « группы риска»).
  12. Психологическое обеспечение профориентации.

Уровни внедрения системы психолого-педагогического

сопровождения УВП

Уровень класса (группы). На данном уровне ведущую роль играют учителя и классный руководитель, обеспечивающие необходимую педагогическую поддержку ребенку в решении задач обучения, воспитания и развития. Основная цель их деятельности – развитие самостоятельности в решении проблемных ситуаций, предотвращение дезадаптации ребенка, возникновения острых проблемных ситуаций.

Для достижения данной цели классный руководитель совместно с  психологом разрабатывает план развития класса и каждого ученика. Корректируется план воспитательной работы в классе на основе психологических характеристик класса и учащихся.

        Уровень учреждения. На данном уровне ведется педагого-психологом, учителями-предметниками, классными руководителями, социальными педагогами, выявляющими проблемами в развитии детей и оказывающими первичную помощь в преодолении трудностей в обучении, взаимодействии с учителями, родителями, сверстниками. В рамках психолого-медико-педагогического консилиума разрабатываются план дальнейших действий, направленный на решение возникших трудностей ребенка.  На данном уровне также реализуется профилактические программы, охватывающие значительные группы учащихся, осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа с администрацией и учителями.

 Этапы внедрения системы психолого-педагогического

сопровождения  УВП

1 этап -  подготовительный (2015-2016 учебный год)

- изучение и анализ  модели сопровождения УВП;

- поиск и корректировка методических материалов, необходимых для внедрения в школьную практику идеи психолого-педагогического сопровождения;

- определение стратегии и тактики дальнейшей деятельности;

- корректировка программы в связи с введением ФГОСов;

- материально-техническое оснащение психологической службы (диагностическое и методическое  оснащение).

- разработка программ.

2 этап – практический (2016-2017 учебный год.)

 - введение в школьную практику проведение психолого-медико-педагогических консилиумов, отработка навыка ведения консилиума;

- поиск оптимальных способов контроля за реализацией решений психолого-медико-педагогического консилиума;

- внедрение в УВП основных циклов психолого-педагогического сопровождения (апробация диагностического инструментария в каждом цикле, разработка форм регистрации результатов сопроводительной деятельности)

3 этап – корректирующий (2017-2018 учебный год)

-   создание и внедрение мониторинга психологического статуса школьника;

- обработка и интерпретация результатов внедрения основных циклов психолого – педагогического сопровождения;

- корректировка системы психолого – педагогического сопровождения УВП

- определение и внедрение инновационных направлений психолого-педагогического сопровождения УВП;

4 этап – обобщающий (2018-2019 учебный год)

-обработка и интерпретация результатов внедрения психолого – педагогического сопровождения;

- определение перспектив и путей дальнейшего развития системы психолого-педагогического сопровождения.

Ожидаемые результаты внедрения системы психолого-педагогического

сопровождения УВП:

- успешная адаптация учащихся в УВП;

- гармоничное развитие учащихся, способных к дальнейшему развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов;

- успешная адаптация и социализация детей «Группы риска»;

- создание мониторинга психологического статуса школьников.

План реализации 

программы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса

Ответственные за реализацию плана программы:  социально-психологическая служба школы

Содержание деятельности

Сроки

Психологическая диагностика

1

Диагностика уровня готовности к школьному обучению детей, посещавших ДОУ.

Сентябрь

2

Диагностика уровня адаптации первоклассников

Сентябрь

3

Мониторинг «Исследование базового потенциала одаренности  и предрасположенности учащихся к креативному мышлению»

Октябрь

4

Индивидуальная диагностика учащихся состоящих на ВШУ.

Октябрь

5

Мониторинг «Исследование предпосылок  личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования»  (среди учащихся 1–х классов)

Ноябрь

6

Мониторинг «Изучение межличностного взаимодействия учащихся 8-х классов и проявление жестокости в детско - родительских отношений».

Ноябрь

7

Мониторинг «Исследование предпосылок  личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования»  (среди учащихся 10-х классов)

Февраль

8

Мониторинг «Исследование предпосылок  личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования»  (среди учащихся 4-х классов)

Март

9

Индивидуальная диагностика учащихся состоящих на ВШУ.

Апрель

10

Психологическое обеспечение профориентации.

Март

11

Диагностика учащихся по запросу классных руководителей, администрации школы

Постоянно

Коррекционно-развивающая деятельность

1

Составление и обновление коррекционно-развивающих программ

Сентябрь

2

Индивидуальные занятия с детьми, состоящими на ВШУ

В соответствии с индивидуальным планом программы реабилитации

3

Групповые занятия с детьми, состоящими на ВШУ

Один раз в месяц

4

Индивидуальные занятия с детьми с ОВЗ

В соответствии с планом реализации коррекционно-развивающей программы  для детей с ОВЗ

5

Индивидуальные и групповые занятия с учащимися по запросу классных руководителей и администрации школы

Постоянно

6

Психологическое сопровождение обучения в начальной школе

Постоянно

7

Работа с родителями по запросам

Постоянно

Профилактическая деятельность

1

Проведение классных часов в 1-11 классах по различным темам

Постоянно

2

Индивидуальная просветительская работа с  учащимися различных категорий

Постоянно

3

Выступление на классных родительских собраниях

По запросу классных руководителей

4

Выступление на общешкольных родительских собраниях

В соответствии с планом работы школы

5

Индивидуальная просветительская работа с родителями учащихся различных категорий

Постоянно

6

Оформление стенда СПС по различным темам

В соответствии с планом работы СПС

7

Размещение информации на сайте школы

В соответствии с планом работы СПС

8

Распространение информационных листовок соответственно тематике проводимых мероприятий

В соответствии с планом работы СПС

Консультативная помощь

1

Индивидуальные консультации учащихся по запросам

Постоянно

2

Индивидуальные консультации родителей по запросам

Постоянно

3

Индивидуальные консультации педагогов по запросам

Постоянно

Психологическое просвещение и образование

1

Проведение классных часов в 1-11 классах

В соответствии с планом СПС

2

Выступление на педагогических советах школы

В соответствии с планом работы школы

3

Выступление на общешкольных родительских собраниях

В соответствии с планом работы школы

Литература:

1.     Психологическая служба школы.  Под ред. И.В. Дубровиной – М., 1995

2.     Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации. Библиотека федеральной программы развития образования. Издательский дом «Новый учебник», 2005

3.     Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования – М.: Изд-во «Аркти», 2005

4.     Система образования для детей с проблемами в здоровье. Под ред. Л.Е. Курнешовой – Центр «Школьная книга», 2008



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса учащихся СОШ№3 за 2011-2012 учебный год

Отчёт психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса учащихся СОШ №3 ЗА 2011-2012 учебный год педагога-психолога Жакуповой М.И. по основным направлениям....

Программа психолого педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС ООО на 2013-2018 г.г.

Программа психолого педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС ООО на 2013-2018 г.г....

Программа психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО

На современном этапе развития системы образования   возникает необходимость разработки и организации системы психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС  в среднем и старшем з...

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС

Программа «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях введения ФГОС» на 2013-2018 год. Цель программы:Создание оптимальных психолого-педагогических условий для ра...

Тема выступления: Психолого – педагогическое сопровождение учебно – воспитательного процесса детей с ОВЗ в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом

В рамках курсов повышения квалификации руководителей адаптивных образовательных учреждений Омской области, 12 апреля 2016 года....