Программа психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
рабочая программа по психологии по теме
В последние десятилетия в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение.
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является - определение и обеспечение социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
· предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
· помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
· динамическое отслеживание развития школьников в процессе обучения (мониторинг психологического статуса ученика)
· развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
· психологическая поддержка педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа психолого-педагогического сопровождения психолого-педагогического процесса | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Автор программы: педагог-психолог Ларина Мария Ивановна
В последние десятилетия в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение.
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является - определение и обеспечение социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
- динамическое отслеживание развития школьников в процессе обучения (мониторинг психологического статуса ученика)
- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
- психологическая поддержка педагогов.
Направления работы по психолого-педагогическому сопровождению:
1. Психологическая диагностика
Психологическая диагностика определяется задачами школы и запросом участников учебно-воспитательного процесса (администрацией, педагогами, родителями, учащимися), проводится как индивидуально, так и с группами учащихся. Но главный смысл исследования – это разработка практических рекомендаций по преодолению трудностей в интеллектуальном или личностном развитии ребенка, его социальной адаптации в коллективе.
Систематичность проведения диагностических процедур позволяет создать
банк данных для сравнительного анализа развивающего эффекта в системе
воспитания и обучения в школе, используя следующие диагностики:
- изучение процесса адаптации первоклассников и пятиклассников (наличие тревожности, страхов).
- выявление эмоциональных связей и сплоченности группы
- определение уровня умственного развития на разных этапах обучения
- диагностика профессионального самоопределения учащихся и др.
Психологическое исследование включает комплекс мероприятий, проводимых в определенной последовательности:
1. Подготовительный этап, включающий в себя:
– изучение практического запроса и переформулировка его в психологическую проблему;
– составление плана и стратегии исследования;
– выбор методического материала.
2. Проведение исследования.
3. Анализ полученных результатов, подготовка и написания заключения.
4. Составление рекомендаций для педагогического коллектива, подбор и
разработка коррекционно-развивающих программ.
2. Коррекционно-развивающая деятельность
Данная работа направлена на создание социально-психологических условий
для развития личности каждого ученика.
Задачи:
- оказание психологической поддержки;
- формирование позитивной самооценки;
- помощь в осознании своих возможностей;
- формирование универсальных учебных действий.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Коррекционная работа осуществляется на основании результатов углубленной психодиагностики по запросу родителей, педагогов и учащихся.
Развивающая работа с учащимися проводится по программам:
- «Как помочь слабоуспевающему школьнику» Н.П. Локалова «120 уроков психологического развития младших школьников» Н.П Локалова.
- Программа психологического сопровождения обучающихся « группы риска».
3.Профилактика
Предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся школы, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития детей;
4.Консультативная помощь (индивидуальное и групповое) – оказание помощи обучающимся, их родителям, педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования. В начале учебного года составляется план работы с родителями, педагогами, в течении учебного года осуществляются индивидуальные консультации по запросам.
5.Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей.
Основные циклы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
- Диагностика уровня готовности к школьному обучению детей, посещавших ДОУ.
- Проведение мониторинга «Исследование базового потенциала одаренности и предрасположенности учащихся к креативному мышлению»
- Диагностика уровня адаптации первоклассников.
- Проведение мониторинга «Исследование предпосылок личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования» (среди учащихся 1–х, 4-х, 10-х классов)
- Мониторинг «Изучение межличностного взаимодействия учащихся 8-х классов и проявление жестокости в детско - родительских отношений».
- Индивидуальная диагностика учащихся состоящих на ВШУ.
- Индивидуальные и групповые занятия с детьми.
- Индивидуальные и групповые занятия с детьми с ОВЗ.
- Диагностика будущих первоклассников.
- Психологическое сопровождение обучения в начальной школе.
- Работа с детьми «группы риска» - (программа психологического сопровождения обучающихся « группы риска»).
- Психологическое обеспечение профориентации.
Уровни внедрения системы психолого-педагогического
сопровождения УВП
Уровень класса (группы). На данном уровне ведущую роль играют учителя и классный руководитель, обеспечивающие необходимую педагогическую поддержку ребенку в решении задач обучения, воспитания и развития. Основная цель их деятельности – развитие самостоятельности в решении проблемных ситуаций, предотвращение дезадаптации ребенка, возникновения острых проблемных ситуаций.
Для достижения данной цели классный руководитель совместно с психологом разрабатывает план развития класса и каждого ученика. Корректируется план воспитательной работы в классе на основе психологических характеристик класса и учащихся.
Уровень учреждения. На данном уровне ведется педагого-психологом, учителями-предметниками, классными руководителями, социальными педагогами, выявляющими проблемами в развитии детей и оказывающими первичную помощь в преодолении трудностей в обучении, взаимодействии с учителями, родителями, сверстниками. В рамках психолого-медико-педагогического консилиума разрабатываются план дальнейших действий, направленный на решение возникших трудностей ребенка. На данном уровне также реализуется профилактические программы, охватывающие значительные группы учащихся, осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа с администрацией и учителями.
Этапы внедрения системы психолого-педагогического
сопровождения УВП
1 этап - подготовительный (2015-2016 учебный год)
- изучение и анализ модели сопровождения УВП;
- поиск и корректировка методических материалов, необходимых для внедрения в школьную практику идеи психолого-педагогического сопровождения;
- определение стратегии и тактики дальнейшей деятельности;
- корректировка программы в связи с введением ФГОСов;
- материально-техническое оснащение психологической службы (диагностическое и методическое оснащение).
- разработка программ.
2 этап – практический (2016-2017 учебный год.)
- введение в школьную практику проведение психолого-медико-педагогических консилиумов, отработка навыка ведения консилиума;
- поиск оптимальных способов контроля за реализацией решений психолого-медико-педагогического консилиума;
- внедрение в УВП основных циклов психолого-педагогического сопровождения (апробация диагностического инструментария в каждом цикле, разработка форм регистрации результатов сопроводительной деятельности)
3 этап – корректирующий (2017-2018 учебный год)
- создание и внедрение мониторинга психологического статуса школьника;
- обработка и интерпретация результатов внедрения основных циклов психолого – педагогического сопровождения;
- корректировка системы психолого – педагогического сопровождения УВП
- определение и внедрение инновационных направлений психолого-педагогического сопровождения УВП;
4 этап – обобщающий (2018-2019 учебный год)
-обработка и интерпретация результатов внедрения психолого – педагогического сопровождения;
- определение перспектив и путей дальнейшего развития системы психолого-педагогического сопровождения.
Ожидаемые результаты внедрения системы психолого-педагогического
сопровождения УВП:
- успешная адаптация учащихся в УВП;
- гармоничное развитие учащихся, способных к дальнейшему развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов;
- успешная адаптация и социализация детей «Группы риска»;
- создание мониторинга психологического статуса школьников.
План реализации
программы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
Ответственные за реализацию плана программы: социально-психологическая служба школы
№ | Содержание деятельности | Сроки |
Психологическая диагностика | ||
1 | Диагностика уровня готовности к школьному обучению детей, посещавших ДОУ. | Сентябрь |
2 | Диагностика уровня адаптации первоклассников | Сентябрь |
3 | Мониторинг «Исследование базового потенциала одаренности и предрасположенности учащихся к креативному мышлению» | Октябрь |
4 | Индивидуальная диагностика учащихся состоящих на ВШУ. | Октябрь |
5 | Мониторинг «Исследование предпосылок личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования» (среди учащихся 1–х классов) | Ноябрь |
6 | Мониторинг «Изучение межличностного взаимодействия учащихся 8-х классов и проявление жестокости в детско - родительских отношений». | Ноябрь |
7 | Мониторинг «Исследование предпосылок личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования» (среди учащихся 10-х классов) | Февраль |
8 | Мониторинг «Исследование предпосылок личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования» (среди учащихся 4-х классов) | Март |
9 | Индивидуальная диагностика учащихся состоящих на ВШУ. | Апрель |
10 | Психологическое обеспечение профориентации. | Март |
11 | Диагностика учащихся по запросу классных руководителей, администрации школы | Постоянно |
Коррекционно-развивающая деятельность | ||
1 | Составление и обновление коррекционно-развивающих программ | Сентябрь |
2 | Индивидуальные занятия с детьми, состоящими на ВШУ | В соответствии с индивидуальным планом программы реабилитации |
3 | Групповые занятия с детьми, состоящими на ВШУ | Один раз в месяц |
4 | Индивидуальные занятия с детьми с ОВЗ | В соответствии с планом реализации коррекционно-развивающей программы для детей с ОВЗ |
5 | Индивидуальные и групповые занятия с учащимися по запросу классных руководителей и администрации школы | Постоянно |
6 | Психологическое сопровождение обучения в начальной школе | Постоянно |
7 | Работа с родителями по запросам | Постоянно |
Профилактическая деятельность | ||
1 | Проведение классных часов в 1-11 классах по различным темам | Постоянно |
2 | Индивидуальная просветительская работа с учащимися различных категорий | Постоянно |
3 | Выступление на классных родительских собраниях | По запросу классных руководителей |
4 | Выступление на общешкольных родительских собраниях | В соответствии с планом работы школы |
5 | Индивидуальная просветительская работа с родителями учащихся различных категорий | Постоянно |
6 | Оформление стенда СПС по различным темам | В соответствии с планом работы СПС |
7 | Размещение информации на сайте школы | В соответствии с планом работы СПС |
8 | Распространение информационных листовок соответственно тематике проводимых мероприятий | В соответствии с планом работы СПС |
Консультативная помощь | ||
1 | Индивидуальные консультации учащихся по запросам | Постоянно |
2 | Индивидуальные консультации родителей по запросам | Постоянно |
3 | Индивидуальные консультации педагогов по запросам | Постоянно |
Психологическое просвещение и образование | ||
1 | Проведение классных часов в 1-11 классах | В соответствии с планом СПС |
2 | Выступление на педагогических советах школы | В соответствии с планом работы школы |
3 | Выступление на общешкольных родительских собраниях | В соответствии с планом работы школы |
Литература:
1. Психологическая служба школы. Под ред. И.В. Дубровиной – М., 1995
2. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации. Библиотека федеральной программы развития образования. Издательский дом «Новый учебник», 2005
3. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования – М.: Изд-во «Аркти», 2005
4. Система образования для детей с проблемами в здоровье. Под ред. Л.Е. Курнешовой – Центр «Школьная книга», 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса учащихся СОШ№3 за 2011-2012 учебный год
Отчёт психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса учащихся СОШ №3 ЗА 2011-2012 учебный год педагога-психолога Жакуповой М.И. по основным направлениям....
Программа психолого педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС ООО на 2013-2018 г.г.
Программа психолого педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС ООО на 2013-2018 г.г....
Программа психолого-педагогического сопровождения процесса социально- психологической адаптации детей-мигрантов
Прграмма сопровождения детей-мигрантов...
Программа психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО
На современном этапе развития системы образования возникает необходимость разработки и организации системы психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС в среднем и старшем з...
Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС
Программа «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях введения ФГОС» на 2013-2018 год. Цель программы:Создание оптимальных психолого-педагогических условий для ра...
Тема выступления: Психолого – педагогическое сопровождение учебно – воспитательного процесса детей с ОВЗ в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
В рамках курсов повышения квалификации руководителей адаптивных образовательных учреждений Омской области, 12 апреля 2016 года....