Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС)»
статья
Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС)»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ovz.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС)»
Подготовила учитель русского языка и литературы
МБОУ «Ябоганская СОШ»
«Мы живём в век информации, в век,
когда происходит компьютерная революция.
В связи с этим становится понятной актуальность
не только изучения, но и применения современных методик и
новых образовательных технологий в деятельности педагога».
Современный урок невозможно представить без применения информационно – коммуникационных технологий, а учителю все сложнее видеть себя в образовательном процессе без помощи компьютера. Поэтому в своей педагогической деятельности активно применяю ИКТ технологии на уроках русского языка и литературы.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка и литературы ИКТ являются помощником в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации. Дети с ОВЗ - это дети, у которых наблюдается нарушение психо-физического развития (речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта и др.), которым чаще всего требуется корректирующее обучение и воспитание.
В последние годы отмечается увеличение числа детей с ОВЗ, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей.
Для этого как нельзя лучше подходят информационно – коммуникационные технологии (ИКТ).
Под информационно-коммуникативными технологиями подразумевается использование компьютера, телевизора, интернета, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации. Получение знаний с помощью информационно-компьютерной среды предоставляет ребенку возможность приобрести соответствующие профессиональные навыки, необходимые ему в дальнейшем и для работы и достойного существования в целом.
Использование ИКТ при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью должно быть ориентировано на ведущую деятельность ребёнка – игру, все задания носить игровой, занимательный характер. Задания должны удовлетворять возрастным интеллектуальным потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья и развивать их способности. Для сохранения здоровья учащихся и эффективной работы необходимо на уроках русского языка и литературы с применением ИКТ использовать здоровьесберегающие технологии.
Цель применения информационно – коммуникационных технологий: развитие и коррекция познавательных процессов обучающегося с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного материала, повышение уровня обучаемости учащихся имеющих низкий и ниже возрастной нормы уровень познавательной сферы детей с ОВЗ.
Задачи применения информационно – коммуникационных технологий в коррекционном обучении:
* развитие основных психических функций: мышление, внимание, память;
* формирование общеинтеллектуальных умений (операции сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, анализа, гибкость мыслительных процессов);
* развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
* развитие речи и словарного запаса учащихся;
* развитие быстроты реакции;
* формирование положительной мотивации к учению.
Обучение детей с ОВЗ посредством дистанционных форм позволяет обеспечить каждого ребенка высококачественным образованием независимо от конкретного места обучения. Что же такое дистанционное обучение .
Дистанционное обучение – это новая специфичная форма обучения, включающая совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала.
К технологиям дистанционного обучения относятся следующие технологии:
Кейсовые технологии. Сетевые технологии. Тв- технология.
Коммуникационные технологии в дистанционном обучении могут быть разделены на 2 категории:
off-line - технологии on-line – технологии
Что это такое?
Оff-line - технологии, не требующие чтобы участники взаимодействия были в сети одновременно (электронная почта, форумы).
Оn-line – технологии, реализуемые в режиме реального времени, которые предполагают, что участники вступают во взаимодействие в одно и тоже время, как правило, заранее запланированное (телефония, аудиоконференции, видеоконференции, многопользовательские объектно- ориентированные среды).
Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Для успешного обучения детей с ОВЗ необходимо применение компьютера, компьютерных программ, электронных учебных материалов, интерактивной доски, учебно-игровых средств и тренажеров в коррекционно-развивающей работе, пакет Microsoft Office, электронные презентации, можно использовать портал дистанционного обучения РЦОКОиИТ, документы совместного доступа в Google, видеоурок, работу в Skype, систему Moodle. Можно разместить тексты, веб-страницы, аудио-видео, - и произвольные файлы.
Развитие познавательной деятельности ребенка с ОВЗ зависит от множества факторов, в том числе и от того , насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Средства информационных и коммуникационных технологий: обучающие, тренажеры, информационно-поисковые и справочные, демонстрационные, имитационные, лабораторные, моделирующие, расчетные, игровые. Применение электронных учебных материалов на уроках русского языка и литературы не только знакомит детей с предметным миром, но и способствует развитию их информационной компетентности и коррекционной сферы. Используя систему Moodle можно создавать уроки на портале дистанционного обучения. Он позволяет выложить необходимый теоретический материал урока и сделать его интересным, используя вышеперечисленные возможности. Ребенок, находящийся на домашнем обучении, получает возможность общения с педагогами –профессионалами, со сверстниками, независимо от их территориальной расположенности. Учитель русского языка и литературы может проводить уроки с помощью специальной технологической карты, которая используется в качестве механизма индивидуализации учебного процесса посредством разнообразных индивидуально – ориентированных моделей организации учебного плана и урока, обращается внимание на индивидуальность ребенка, его самовыражение. Это может быть достигнуто благодаря дифференцированному обучению.
Реализуя здоровьесберегающие технологии можно вставлять музыкальные паузы, упражнения для глаз, фикультминутки. Освоение компьютерных технологий учащимися с ОВЗ позволяет им участвовать в дистанционных конкурсах и проектах (олимпиадах, конференциях). Работа на компьютере с дистанционными образовательными ресурсами развивает пространственное мышление, память, логику внимание, приучает работать самостоятельно, принимать решения и самому справляться с поставленной задачей, помогает лучше развивать мелкую моторику.
Таким образом, учителям, работающим с учащимися с ОВЗ рекомендую при подготовке к урокам русского языка и литературы использовать указанные мной информационно-коммуникационные технологии, текстовой материал Word, который позволяет подготовить раздаточный и дидактический материал, что позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционального отношения к заданию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности преподавания музыки на первом этапе обучения в соответствии с федеральным Государственным образовательным стандартом Начального Общего Образования
Особенности преподавания предмета "Музыка" в начальной школе, инновационный подход к преподаванию предмета, применение новых методов развития школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО...
Использование современных образовательных технологий в дистанционном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье рассматриваются технологии и методы обучения детей-инвалидов в дистанционной школе. К статье прилагается конспект урока по русскому языку "Повелительное наклонение глагола", созданный с приме...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Учителю и ученикам недостаточно использования презентации просто как иллюстрации к объяснению материала. Эффективнее всего использование на уроках интерактивных презентаций, которые делают учеников не...
Использование возможностей информационных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
Перспективным направлением развития коррекционного образования является использование возможностей информационных технологий, которые должны помочь педагогам сделать знакомую и уже надоевшую (ведь кор...
Новые учебники технологии для основного общего образования, соответствующие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС )
Презентация на районном методическом объединении учителей технологии...
Информационно-коммуникационные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации. В Конституции РФ и Законе «Об...
Выступление на МО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Выступление на МО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ...