Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС)»
статья

Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС)»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ovz.doc47 КБ

Предварительный просмотр:


«Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС)»

Подготовила учитель русского языка и литературы

 МБОУ «Ябоганская СОШ»

«Мы живём в век информации, в век,

 когда происходит  компьютерная революция.

В связи с этим становится понятной актуальность

 не только изучения, но и применения современных методик и

новых образовательных технологий в деятельности педагога».

Современный урок невозможно представить без применения информационно – коммуникационных технологий, а учителю все сложнее видеть себя в образовательном процессе без помощи компьютера.  Поэтому в своей педагогической деятельности активно применяю ИКТ технологии на уроках русского языка и литературы.  

Для детей с ограниченными возможностями здоровья  на уроках русского языка и литературы  ИКТ являются помощником в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации. Дети с ОВЗ  - это дети, у которых наблюдается нарушение психо-физического развития (речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта и др.), которым чаще всего требуется корректирующее обучение и воспитание.

В последние годы отмечается увеличение числа детей с ОВЗ, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей.
Для этого как нельзя лучше подходят информационно – коммуникационные технологии (ИКТ).
Под информационно-коммуникативными технологиями подразумевается использование компьютера, телевизора, интернета, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации. Получение знаний с помощью информационно-компьютерной среды предоставляет ребенку возможность приобрести соответствующие профессиональные навыки, необходимые ему в дальнейшем и для работы и достойного существования в целом.  


Использование ИКТ при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью должно быть ориентировано на ведущую деятельность ребёнка – игру, все задания носить игровой, занимательный характер. Задания должны удовлетворять возрастным интеллектуальным потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья и развивать их способности. Для сохранения здоровья учащихся и эффективной работы необходимо на уроках русского языка и литературы  с применением ИКТ использовать здоровьесберегающие технологии.

Цель применения информационно – коммуникационных технологий: развитие и коррекция познавательных процессов обучающегося с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного материала, повышение уровня обучаемости учащихся имеющих низкий и ниже возрастной нормы уровень познавательной сферы детей с ОВЗ.
Задачи применения информационно – коммуникационных технологий в коррекционном обучении:
* развитие основных психических функций: мышление, внимание, память;
* формирование общеинтеллектуальных умений (операции сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, анализа, гибкость мыслительных процессов);
* развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
* развитие речи и словарного запаса учащихся;
* развитие быстроты реакции;
* формирование положительной мотивации к учению.

Обучение детей с ОВЗ посредством дистанционных форм позволяет обеспечить каждого ребенка высококачественным образованием независимо от конкретного места обучения. Что же такое дистанционное обучение .

Дистанционное обучение – это новая специфичная форма обучения, включающая совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала.

К технологиям дистанционного обучения относятся следующие технологии:

Кейсовые технологии.                   Сетевые технологии.                                            Тв- технология.

Коммуникационные технологии  в дистанционном обучении могут быть разделены на 2 категории:

  off-line  - технологии                                                                            on-line – технологии

Что это такое?

 Оff-line  - технологии, не требующие  чтобы участники взаимодействия были в сети одновременно (электронная почта, форумы).

Оn-line – технологии, реализуемые в режиме реального времени, которые предполагают, что участники вступают во взаимодействие в одно и тоже время, как правило, заранее запланированное (телефония, аудиоконференции, видеоконференции, многопользовательские объектно- ориентированные среды).

 Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Для успешного обучения детей с ОВЗ необходимо применение  компьютера, компьютерных программ,  электронных учебных материалов, интерактивной доски, учебно-игровых средств и тренажеров в коррекционно-развивающей работе, пакет Microsoft Office, электронные презентации, можно использовать портал дистанционного обучения РЦОКОиИТ, документы совместного доступа в Google, видеоурок, работу в Skype, систему Moodle.  Можно разместить тексты, веб-страницы, аудио-видео, - и произвольные  файлы.

  Развитие познавательной деятельности ребенка с ОВЗ зависит от множества факторов, в том числе и от того , насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Средства информационных и коммуникационных технологий: обучающие, тренажеры, информационно-поисковые и справочные, демонстрационные, имитационные, лабораторные, моделирующие, расчетные, игровые. Применение электронных учебных материалов на уроках русского языка и литературы  не только знакомит детей с предметным миром, но и способствует развитию их информационной компетентности и коррекционной сферы. Используя систему Moodle можно создавать уроки на портале дистанционного обучения. Он позволяет выложить необходимый теоретический материал урока и сделать его интересным, используя вышеперечисленные возможности. Ребенок, находящийся на домашнем обучении, получает возможность общения с педагогами –профессионалами, со сверстниками, независимо от их территориальной расположенности. Учитель русского языка и литературы  может проводить уроки с помощью специальной технологической карты,  которая используется в качестве механизма индивидуализации учебного процесса посредством разнообразных индивидуально – ориентированных моделей организации учебного плана и урока, обращается внимание на индивидуальность ребенка, его самовыражение. Это может быть достигнуто благодаря дифференцированному обучению.

Реализуя здоровьесберегающие технологии можно вставлять музыкальные паузы, упражнения для глаз, фикультминутки. Освоение компьютерных технологий учащимися с ОВЗ позволяет им участвовать в дистанционных конкурсах и проектах (олимпиадах, конференциях).  Работа на компьютере с дистанционными образовательными ресурсами развивает пространственное мышление, память, логику внимание, приучает работать самостоятельно, принимать решения и самому справляться с поставленной задачей, помогает лучше развивать мелкую моторику.

Таким образом,  учителям, работающим с учащимися с ОВЗ  рекомендую при подготовке к урокам  русского языка и  литературы использовать указанные мной информационно-коммуникационные технологии, текстовой материал Word, который позволяет подготовить раздаточный и дидактический материал, что позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционального отношения к заданию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности преподавания музыки на первом этапе обучения в соответствии с федеральным Государственным образовательным стандартом Начального Общего Образования

Особенности преподавания предмета "Музыка" в начальной школе, инновационный подход к преподаванию предмета, применение новых методов развития школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Использование современных образовательных технологий в дистанционном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматриваются технологии и методы обучения детей-инвалидов в дистанционной школе. К статье прилагается конспект урока по русскому языку "Повелительное наклонение глагола", созданный с приме...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Учителю и ученикам недостаточно использования презентации просто как иллюстрации к объяснению материала. Эффективнее всего использование на уроках интерактивных презентаций, которые делают учеников не...

Использование возможностей информационных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Перспективным направлением развития коррекционного образования является использование возможностей информационных технологий, которые должны помочь педагогам сделать знакомую и уже надоевшую (ведь кор...

Информационно-коммуникационные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации. В Конституции РФ и Законе «Об...

Выступление на МО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Выступление на МО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  В  ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ...