Открытое логопедическое занятие для 1-го класса "Дифференциация звуков и букв Ш-Щ" №2
план-конспект по теме

Смирнова Наталия Львовна

На занятии ученики учатся различать звуки и буквы Ш-Щ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedich._zanyatie_dlya_1_klassa.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ  ЗАНЯТИЕ для 1 класса «Дифференциация звуков и букв Ш-Щ» №2

Тема: Дифференциация букв ш-щ, Ш-Щ в словосочетаниях, предложениях и тексте.

Цели: закрепить у детей знания о буквах Ш-Щ; научить детей сравнивать буквы Ш-Щ по начертанию, дифференцировать эти буквы в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте, работать с паронимами, составлять словосочетания; формировать у детей навыки звукового анализа и синтеза; развивать у детей навыки слогового анализ, зрительное восприятие; способствовать преодоление кинетических нарушений.

Оборудование: картинки с изображением мышонка, щенка и лягушонка; буквы занятия (запись на доске); карточки в виде шариков со схемами слогов; пособие "Загадочный Ящик"; пособие "Ветерок".

                   ХОД   ЗАНЯТИЯ.

1.Оргмомент.

1) Упражнение из «Гимнастики для мозга» Пола Деннисона «Кнопки мозга».

2). Развитие фонематического анализа.

     Логопед: Послушайте стихотворение и назовите звук, который встречается в названии всех предметов.

                        На рисунке этом вещи:

                        Ящик, щетка, плащ и клещи.

                        Посмотри и объясни,

                        Для чего нужны они? (Звук щ.)

- Какой буквой обозначается звук Щ на письме? (Буквой Щ)

3). Припоминание темы прошлого занятия.

     Логопед: Припомните букву, сходную по начертанию с буквой Щ, которая отличается тем, что у нее нет " хвостика".

4). Сформулировать и записать тему занятия.

2. Основная часть занятия.

1). Определение сходства и различия в начертании букв Ш-Щ.

2). Припоминание героев занятия.

     Логопед выставляет картинки с изображением мышонка и щенка. Дети припоминают, с какими буквами они "дружат". Логопед выставляет на доску  символы для обозначения букв занятия.

3). Дифференциация букв занятия в слогах.

     Логопед: Прочитайте надписи на шариках, которые принес друзьям лягушонок.

     Слоги: ША, ШУ, УЩ, ЩА, УШ, ЩУ, ШО, ШИ, ЩИ,

- Какое слово спряталось в слогах? (Щи.) Объясните его значение.

4). Дифференциация букв Ш-Щ в словах.

     Игра "Загадочный ящик".

     Логопед: Пока щенок играл с шариками, лягушонок принес загадочный ящик. Все слова, которые попадают в него, меняют свое написание. Было слово с буквой Щ, а стало с буквой Ш, и наоборот: СМЕШУ - СМЕЩУ. ПИШИ - ПИЩИ. А во что превратятся в ящике слова: ПЛЮШ, ШИП, ЧАЩА, ПОМЕЩАТЬ, ПРОШЕНИЕ, ЗАЩИТА?

(Логопед оъясняет детям значение незнакомых слов.)

5). Различение букв занятия в словах.

     Логопед: Лягушонок, мышонок и щенок решили немного пошутить. Они убрали из слов буквы Ш и Щ и просят вас восстановить слова.

ПО...АДА        ПОМО...Ь        ЗА...ЕЛ                  ПИ...А

МАЛЫ...И       ЗА...ЕЛКА        ТИ...ИНА               ...АЛА...

ТА...У               ...ЕКИ               ХИ...НИК              НО...У

...ЕПОТ             И...ЕЙКА         ВЕ...ИЧКА            ВЕ...АЛКА

6). Составление словосочетаний.

     Логопед:Лягушонок принес для своих друзей игру "Ветерок"и подарил им. Друзья приглашают вас поиграть вместе с ними. (Логопед выставляет пособие "Ветерок".)

 - Отгадайте слова, записпнные на полосках "Ветерка", и запишите с ними словосочетания.

Слова: кошка, кашка, чашка, паштет;

             ящик, ящер, овощи, чаща.

7). Физминутка. Упражнения из «Гимнастики для мозга» Пола Деннисона «Перекрёстные шаги», «Ленивые восьмёрки», «Крюки Деннисона».

8). Дифференциация букв Ш-Щ на уровне связной речи.

     Логопед: Помогите друзьям сочинить сказку. Прочитайте начало и попробуйте придумать концовку.

                         Щенок Шарик и его друзья.

     Жил-был щенок. Его звали Шарик. Он жил в широком дворе в новой деревянной будке. Каждое утро хозяйка выносила щенку молоко и кашу. У щенка были друзья мышонок и лягушонок. Каждый день...

(Дети составляют окончание рассказа, затем пересказывают текст целиком. Логопед разбирает с детьми слова, требующие проверки. Дети по цепочке выходят к доске и записывают эти слова под диктовку.

3. ИТОГ  ЗАНЯТИЯ.

    Логопед: Найдите в тексте слова для мышонка, затем для щенка. Выпишите эти слова из текста.

- Чем похожи и чем различаются буквы Ш-Щ ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого логопедического занятия "Звук и буква ц"

здесь представлен подробный конспект группового логопедического занятия для детей с ОНР...

Конспект открытого логопедического занятия "Дифференциация звуков Л - Ль. Буква Л". (подготовительная к школе группа).

Предлагаю Вашему вниманию конспект открытого логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы (ФФНР).Занятие было проведено в рамках методического объединения учителей-логопедов город...

Открытое логопедическое занятие: "Звуки [к], [к’]. Буква Кк" 1 класс.

Знакомство со звуками [к], [к’] и с буквой Кк. Чётко произносить [к], [к’] и определять место положения органов при произнесении звуков....

Открытое логопедическое занятие (индивидуальное) по теме: «Автоматизация звука [л] в словах и предложениях».

Коррекционное занятие по автоматизации звука [Л] в словах и предложениях....

Логопедическое занятие для учащихся 1 класса "Звук и буква С"

Содержит конспект занятия, презентацию и карточки с раздаточным материалом....

Конспект логопедического занятия с учащимися 1 класса "Звук ж, буква Жэ, сочетание ЖИ"

Представлен конспект  логопедического занятия с учащимися 1 класса "Звук ж, буква Жэ, сочетание ЖИ"....