Конспект открытого логопедического занятия "Дифференциация звуков Л - Ль. Буква Л". (подготовительная к школе группа).
план-конспект занятия по теме

Саврасова  Марина  Николаевна

Предлагаю Вашему вниманию конспект открытого логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы (ФФНР).

Занятие было проведено в рамках методического объединения учителей-логопедов городского округа Химки и вызвало большой интерес у коллег.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_na_mmo.docx26.84 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА  № 15 «ЖАР-ПТИЦА»

                                                                             

   

Открытое логопедическое занятие

для учителей-логопедов  г. о. Химки

в подготовительной группе.

Тема:

«Дифференциация звуков Л – ЛЬ. Буква Л. »

                                                                      Подготовила и провела

учитель-логопед

МБДОУ № 15 «Жар-птица»

Саврасова М. Н.

19 февраля 2014 г.

Цель занятия:

Закрепление правильного произношения звука Л и различение на слух звуков Л – ЛЬ (дифференциация); закрепление понятия «буква Л».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Уточнять правильное произношение звуков Л – ЛЬ в слогах, словах, предложениях, скороговорках.

- Упражнять в определении наличия звуков Л – ЛЬ в словах.

Коррекционно-развивающие:

- Совершенствовать подвижность органов артикуляционного аппарата.

- Развивать интонационную выразительность.

-Развивать мышление, внимание, мелкую и общую моторику.

- Развивать коммуникативные навыки.

- Развивать фонематический слух.

- Совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа.

- Развивать способность составлять грамматически правильные предложения     (из предложенных слов в начальной форме).

Коррекционно-воспитательные:

-Воспитывать интерес к занятиям, стремление добиваться поставленных задач.

- Воспитание навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки.

                                                                     ОБОРУДОВАНИЕ.

Зеркала для артикуляционной гимнастики, индивидуальные наборы для  анализа слов, предметные картинки, плоскостные изображения девочки Лады, мальчика Лёвы, Незнайки, шапочки с изображением ёжиков и буквы для игры «Собери слог»,  картинки – яблоки (со слогами) для игры «Собери словечко», демонстрационная схема предложения.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Здравствуйте, ребята!

Сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними!

Отвлекаться не будем!

Какое сегодня число? (19 февраля, среда)

Сядут те дети, чьи имена начинаются на гласный звук.

Сядут те дети, чьи имена начинаются на глухой согласный звук.

Сядут те дети, чьи имена начинаются на звонкий согласный звук.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.

               Ребята! К нам на занятие сегодня пришли гости - девочка ЛАДА и мальчик ЛЁВА.

               Давайте им покажем, как вы умеете делать артикуляционную гимнастику!

Поставьте перед собой зеркала! Поможем нашим язычкам стать    подвижными и    послушными!

ОТКРЫВАЕМ РОТИК-ДОМ.

КТО ХОЗЯИН В ДОМЕ ТОМ?

В НЁМ ХОЗЯИН ЯЗЫЧОК.

ОН УДОБНО В ДОМЕ ЛЁГ.

ДВЕРИ–ГУБЫ –ГИБКИЕ!   МОГУТ СТАТЬ УЛЫБКОЮ.

МОГУТ В ТРУБОЧКУ СОБРАТЬСЯ.     ПОСЛЕ – СНОВА УЛЫБАТЬСЯ!

НА КАЧЕЛЯХ ОКАЗАЛСЯ,

ВВЕРХ ВЗЛЕТАЛ И ВНИЗ СПУСКАЛСЯ!

ЗАХОТЕЛОСЬ УГОЩЕНЬЯ – ЛИЖЕТ ЯЗЫЧОК ВАРЕНЬЕ!

                                                                         

                                            А ТЕПЕРЬ НАШ ЯЗЫЧОК       КРАСИТ НЕБО-ПОТОЛОК!

Молодцы, ребята! Очень хорошо сделали артикуляционную гимнастику!

                 Я думаю, Ладе и Лёве очень понравилось!

               Скажите, пожалуйста, какой первый звук мы слышим в имени девочки?

( Звук Л.) Правильно!

А что нужно сделать, чтобы правильно и красиво произнести этот звук?  (поставить язык за верхние зубки).

Давайте вместе произнесем этот звук: Л-Л-Л-Л.

Кто может дать характеристику этого звука? (Согласный, звонкий, твёрдый) Всё правильно? Давайте вместе! Каким цветом мы обозначим этот звук? (Синим) Правильно! Молодцы!

               А какой первый звук мы слышим в имени мальчика?

( Звук ЛЬ.) Правильно? Кто даст характеристику этому звуку? (Согласный, звонкий, мягкий)   Каким цветом мы обозначим этот звук? (Зелёным)  Правильно! Молодцы!

А кто может сказать, чем отличаются эти звуки – Л и ЛЬ? (Л- твёрдый, ЛЬ – мягкий).

Совершенно верно!

А какой буквой мы обозначаем звуки Л и ЛЬ?

 ( Посмотрите, ребята, на доске вывешены несколько букв. Выбери, (Маша), букву, которой мы обозначаем звуки Л и ЛЬ!)

(Ребёнок из нескольких букв выбирает правильно написанную букву Л и вывешивает её в центре доски.)

Ребята, давайте пофантазируем, на что похожа буква Л?

Давайте сделаем букву Л из пальчиков!

Ой, ребята, Лада и Лёва приготовили для нас разные игры! Давайте поиграем!!

1 игра «ЭХО».

(Дети повторяют за логопедом слоги)

ЛА-ЛО-ЛУ         АЛ-АЛ-ОЛ

ЛИ-ЛА-ЛА         ЛО-ЛИ-ЛУ           ЛУ-ЛА-ЛО и т. д.

2 игра «СКАЖИ НАОБОРОТ».

ЛА-ЛА  -  ля-ля          ЛО –ЛО  -  лё-лё

ЛЫ-ЛЫ  -  ли-ли        ЛУ-ЛУ  - лю-лю

            3 игра  «СОБЕРИ СЛОГ»

Для этой игры дети надевают шапочки с изображением Ёжиков. Каждый ребёнок держит какую-то букву. У одного ребёнка - буква  Л, у остальных –  А, О, У, Э, Ы, И.

Дети по очереди встают либо справа, либо слева от ребёнка, на шапочке которого согласный – Л. Остальные дети читают вслух слоги, которые получаются:

Л + У   (ЛУ)          О + Л   (ОЛ)       Л + О   (ЛО)       И + Л   (ИЛ)      Л + А  (ЛА)

А + Л   (АЛ)          Э + Л  (ЭЛ)         Л + Э   (ЛЭ)        

Л  + И  (ЛИ)

Дополнительный вопрос:

А что нужно сделать, чтобы слог ЛА превратился в слог АЛ? (и т. д.)

Ой,  ребята! Кажется к нам кто-то идёт!

(Появляется новый персонаж – НЕЗНАЙКА.)

Ребята, НЕЗНАЙКА принёс нам какие-то задания, с которыми сам справиться не может. Поможем ему?

Он принёс картинки для Лёвы и Лады!

Давайте посмотрим, какие!

(на доске вывешиваются картинки:  Л - палатка, шалаш, ластик, лампочка, клубок, яблоко, лук; ЛЬ -  лестница,  вафли, сосулька, лимон, пылесос, бублик, колесо)

Выйди, (Денис), к доске  и выбери картинку, которая тебе понравилась!

Кому ты её отдашь, Ладе или Лёве?

Почему?  (Потому что в этом слове есть звук Л/ЛЬ)

Молодцы, ребята! Правильно разделили картинки!

Ребята, а ёжики что-то для нас принесли! Давайте посмотрим! Ой, это яблочки!

Да не простые, а волшебные! На каждом яблочке написан какой-то слог!

Давайте прочитаем каждый слог на яблочке!  (Логопед вывешивает на доску яблочки, дети читают слоги, написанные на них): ЛА, ПА, ЛИ, ПА, БЕЛ, КА, КУК, ЛА.

Ребята, а давайте попробуем составить из этих слогов слова! Только обязательное условие – в этих словах мы обязательно должны услышать звук Л или звук ЛЬ!

 Кто может составить первое слово? Выходи к доске, Олеся!

(Дети подходят к доске и складывают из этих слогов слова: кукла, белка, лапа, липа).

Молодцы, ребята!

Давайте немножко подвигаемся и проведём физминутку!

А СЕЙЧАС ВСЕ ПО ПОРЯДКУ!
ВСТАНЕМ ДРУЖНО НА ЗАРЯДКУ!
РУКИ ПРЯМО ПРОТЯНУЛИ,
ВВЕРХ ПОДНЯЛИ, ПОМАХАЛИ,
СПРЯТАЛИ ЗА СПИНКУ ИХ,
ОГЛЯНУЛИСЬ – ЧЕРЕЗ ПРАВОЕ ПЛЕЧО,

ЧЕРЕЗ ЛЕВОЕ ЕЩЁ!

ДРУЖНО ПРИСЕЛИ, ПЯТОЧКИ ЗАДЕЛИ!

НА НОСОЧКИ ПОДНЯЛИСЬ,

ОПУСТИЛИ РУКИ ВНИЗ!

Ребята, у Лады и Лёвы есть ещё задание для нас!    Они просят нас сделать анализ     слова  ЛИПА. Справитесь?  Достаньте, пожалуйста, из конвертов все, что нам потребуется для этого.

 Итак, слово ЛИПА.

Выкладываем полоску, которая обозначает это слова.

Далее – считаем слоги. Приготовили ладошки, отхлопываем слово ЛИПА. Сколько в нем слогов? (2)

Назовите первый слог. (ЛИ)

Назовите второй слог. (ПА)

Характеристика первого звука в слове: звук ЛЬ – согласный, звонкий, мягкий.

Каким кружком обозначим этот звук? (Зелёным)

Характеристика второго звука: звук И – гласный.

Каким кружком обозначим этот звук? (Красным)

Характеристика третьего звука: звук П – согласный, глухой, твёрдый.

Каким кружком обозначим этот звук? (Синим)

Характеристика четвёртого звука: звук А – гласный.

 Каким кружком обозначим этот звук? (Красным)

Сколько согласных в этом слове? (2)

Сколько гласных звуков в этом слове? (2)

Сколько всего звуков в этом слове? (4)

А сколько слогов? ( 2 ) А почему? (Потому что в слове 2 гласных звука)    

Молодцы, ребята! Уберите все в конверты.

Ребята! У Незнайки не получается собрать из слов предложение! Поможем ему?

Послушайте эти слова: Лёня, забить, молоток, гвоздь.

Кто может составить из этих слов предложение?

«Лёня забил молотком гвоздь.»

Правильно, ребята!

Повтори это предложение, Маша! (Гриша, Лиза)

Посчитайте, сколько слов в  этом предложении:

ЛЁНЯ ЗАБИЛ МОЛОТКОМ ГВОЗДЬ.

Какое в этом предложении 1-ое слово? 2, 3, 4?

 (Выходит ребенок и выкладывает схему предложения:  I_____      ______   ______       _______   .  )

Произнесите предложение, выделяя голосом наиболее важные по смыслу слова.

(Важное слово выделяется фишкой)

ЛЁНЯ ЗАБИЛ МОЛОТКОМ ГВОЗДЬ.

ЛЁНЯ ЗАБИЛ МОЛОТКОМ ГВОЗДЬ.

ЛЁНЯ ЗАБИЛ МОЛОТКОМ ГВОЗДЬ.

ЛЁНЯ ЗАБИЛ МОЛОТКОМ ГВОЗДЬ.  

 Молодцы! Хорошо справились с заданием! Помогли Незнайке!

А теперь, ребята, давайте расскажем всем нашим гостям, и Незнайке, и Лёве с Ладой чистоговорки, скороговорки и стихотворения,  которые мы с вами выучили!

                                                       ЛАМПА УПАЛА И СРАЗУ РАЗБИЛАСЬ.

МЫШЬ ИСПУГАЛАСЬ И В УГОЛ ЗАБИЛАСЬ.

КОТ УБЕЖАЛ И ЗАБЫЛ ПРО ДЕЛА.

ЛАРА ОСКОЛКИ МЕТЛОЙ ПОДМЕЛА.

ЛУ-ЛУ-ЛУ, ЛУ-ЛУ-ЛУ,

ВОЮТ ВОЛКИ НА ЛУНУ.

ОЛ-ОЛ-ОЛ, ОЛ-ОЛ-ОЛ,

ЛОВКИЙ ДЯТЕЛ ДОЛБИТ КОЛ.

ПОШЁЛ К ЛОТКУ ЛУКА,

ЛУК ЛУКА КУПИЛ С ЛОТКА.

МАЛАНЬЯ БОЛТАЛА-БОЛТАЛА,

ДА ВСЁ ВЫБОЛТАЛА.

МОЛОКО ПРОЛИЛ АНТОШКА,

МОЛОКО ЛАКАЛА КОШКА.

ВСЁ ЛАКАЛА И ЛАКАЛА,

ПОКА ЛУЖА НЕ ПРОПАЛА.

КОТ НА КРЕСЛЕ ПОЛЕЖАЛ,

УРОНИЛ НА ПОЛ ЖУРНАЛ.

СЪЕЛ КОЛБАСКИ ПОЛКИЛО

И ЛАКАЕТ МОЛОКО!

ЛЕНА ИСКАЛА БУЛАВКУ,

А БУЛАВКА УПАЛА ПОД ЛАВКУ!

ПОД ЛАВКУ ЗАЛЕЗТЬ БЫЛО ЛЕНЬ,

ИСКАЛА БУЛАВКУ ВЕСЬ ДЕНЬ!

Молодцы, ребята!

  1. Итог занятия.

Ребята, все вы сегодня молодцы!

Очень старались!

А что для вас было самым сложным на занятии?

А что больше всего понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого логопедического занятия "Звук и буква ц"

здесь представлен подробный конспект группового логопедического занятия для детей с ОНР...

Конспект открытого логопедического занятия "ЗВУКИ "Т"-ТЬ"

Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Цель-совершенствование навыков звуко-слогового анализа у старших дошкольников....

Открытое логопедическое занятие: "Звуки [к], [к’]. Буква Кк" 1 класс.

Знакомство со звуками [к], [к’] и с буквой Кк. Чётко произносить [к], [к’] и определять место положения органов при произнесении звуков....

Открытого логопедического занятия: "Звуки [д], [д’]. Буква Д д".

В помощь учителям-логопедам и учителям начальных классов....

Конспект фронтального логопедического занятия. Звук [х] и буква Хх

Тема: Звук [х]. Буква ХхЦель: Закрепить знания детей о звуке [х].Задачи:-научить давать характеристику звука [х];-уточнить его артикуляцию;-научить чётко интонировать звук[х] в словах;-научить выделят...

Конспект фронтального логопедического занятия. Звук [п] и буква Пп

Тема: Звук [п] и Буква ПЦель: закрепить знания детей о звуке [п].Задачи:-учить давать характеристику звука [п];-учить выделять из ряда звуков,слогов,слов;- учить детей звуковому анализу слогов т...

Конспект фронтального логопедического занятия. Звук [т] и буква Тт

Тема: Звук [т] и буква ТЦель: Закрепить знания детей о звуке [т].Задачи:-учить давать характеристику звуку [т];-учить детей определять места звука [т] в слогах, в словах-учить детей искать букву Т сре...