Открытое логопедическое занятие для 1-го класса "Дифференциация звуков и букв Ш-Щ" №1
план-конспект по теме
Занятие на дифференциацию звуков и букв Ш-Щ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_dlya_1_klassa_no1.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие для 1 класса «Дифференция звуков и букв Ш-Щ» №1
Занятие №1.
Тема: Дифференциация звуков и букв ш - щ, Ш - Щ.
Цели: познакомить детей с буквами занятия; научить детей сравнивать буквы ш - щ, Ш - Щ, ш - щ, Ш - Щ по начертанию, дифференцировать буквы занятия изолированно, в слогах, словах; научить детей образовывать существительные при помощи суффикса -ИЩ- ; развивать у детей зрительное внимание, восприятие, умение образовывать существительные от глаголов, кинестетические ощущения; способствовать преодолению кинетических нарушений у детей.
Оборудование: буквы ш - щ, Ш - Щ, ш - щ, Ш - Щ (запись на доске); стилизованные изображения букв занятия; шнурки для выкладывания букв; карточки с символами букв занятия; предметные картинки с изображением щенка, мышонка, дворового кота.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. Оргмомент
1). Сформулировать тему занятия. Записать ее на доске.
2). Развитие зрительного восприятия. Учитель - логопед просит детей по команде зачеркнуть на карточке синей ручкой все буквы Ш, зеленой ручкой - все буквы Щ.
Ш Щ И П Р Ц Р Ц Ш И Б Щ Й Ц И Щ П
Щ Ш Щ Ц Ы Й Ч Ш Ц Щ Щ П Н Ш П Ж
Ю Э Щ О Ш Ц И Щ Ш Ш Щ П С Ш И Ц
2. Основная часть занятия.
1). Произношение звуков, которые обозначают буквы Ш - Щ. Сравнение звуков по артикуляции.
Ш - согласный глухой, твердый.
Щ - согласный глухой, всегда мягкий.
2). Соотнесение звуков с буквами и символами, подходящими для их обозначения.
Ш - для обозначения выбираем синий наушник, на письме обозначаем синим символом.
Щ - для обозначения выбираем зеленый наушник, на письме обозначаем зеленым символом.
3). Сравнение букв по написанию. Конструирование рукописных строчных букв Занятия из шнурков и печатных - из палочек.
4). Развитие слухового внимания.
Логопед: Послушайте звуки, слоги и слова, поднимите символы, когда услышите соответствующий звук. Для звука Ш - синий наушник, для Щ - зеленый наушник.
Ряд звуков: ш, ш, щ, п, и, ц, щ, ч, щ, ш, ч, ть, щ, ш, ш, ц, щ,...
Ряд слогов: ша, ща, ши, що, цо, цу, иш, ищ, ич, ащ, ще, щу,...
Ряд слов: щипать, шить, шерсть, щепка, щетка, ущелье, шапка, часы, шестой, шест.
5).Знакомство с героями занятия.
Логопед: Сегодня я пригласила к нам двух друзей. Вы их сможете без труда назвать, если обведете по контуру их изображения. (После выполнения задания логопед выставляет на доску предметные кортинки с изображением героев занятия.
- Молодцы! Вы справились с заданием. Как вы думаете, почему именно их я пригласила? (В их именах есть буквы, которые мы с вами сегодня сравниваем.)
6). Дифференциация букв занятия в слогах.
Логопед: Щенок и мышонок были большими друзьями. Они вместе пили молоко из миски, шалили, лакомились сыром, играли во дворе. Однажды, когда они играли во дворе, пошел сильный дождь. Огромные капли дождя падали с неба. Малыши кинулись наутек. Они успели спрятаться в будке щенка. Однако детеныши успели порядком промокнуть.
Прочитайте слоги, записанные на капельках дождя, и попробуйте догадаться, какие из этих капель могли намочить мышонка, а какие щенка? Почему?
7) Развитие навыков образования слов при помощи суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением и суффикса -ИЩ-.
Логопед: Дождь не прекращается.Вот блеснула молния, прогремел гром. Страшно стало мышонку. Щенок решил взбодрить своего товарища и начал писать лапкой на песке разный слова. Мышону эти слова казались страшно большими, и он называл их как что-то огромное, а щенок быстро превращал эти слова в маленькие. Вот посмотрите, что у них получалось:
Воробей - воробьище - воробышек.
Догадайтесь, какие цепочки могли получиться у щенка и у мышонка из слов: уши, шкаф, нос, глаза, лапы.
Уши - ушищи - ушки Шкаф - шкафище - шкафчик
Нос - носище - носик Глаза - глазищи - глазки
Лапы - лапищи - лапки
8). Физминутка. Упражнения из «Гимнастики для мозга» Пола Деннисона «Перекрёстные шаги», «Двойные рисунки», «Крюки Деннисона»
9). Образование существительных от глаголов.
Логопед: Дождь прошел. Малыши выбрались из своего убежища и увидели много разных луж.Захотели друзья побегать по Илужам.
Тут во дворе показался кот. Он был черного цвета, всегда появлялся внезапно, дрался со всеми соседскими котами и побеждал их, поэтому его уважали все обитатели двора, а малыши даже немного побаивались. Кот увидел играющих друзей и предложил им посмотреть фокус.
Кот произносил слово, сидя возле огромной лужи, и тут же похожее слово отражалось в луже.
Например: осветить - освещение, поместить - помещение.
Слова: посвятить, простить, просить, носить, известить, укрощать, восхитить, смутить, относить, подносить.
(После записи пар слов логопед проводит с детьми анализ лексических значений всех слов.)
3. Итог занятия
Логопед: Подберите для мышонка и щенка по три слова с их любимыми буквами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект открытого логопедического занятия "Звук и буква ц"
здесь представлен подробный конспект группового логопедического занятия для детей с ОНР...
Конспект открытого логопедического занятия с детьми с нарушениями письменной речи "Волшебная страна звуков и букв"
Закрепелние и дифференциация понятий звук и буква....
Конспект открытого логопедического занятия "Дифференциация звуков Л - Ль. Буква Л". (подготовительная к школе группа).
Предлагаю Вашему вниманию конспект открытого логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы (ФФНР).Занятие было проведено в рамках методического объединения учителей-логопедов город...
Открытое логопедическое занятие: "Звуки [к], [к’]. Буква Кк" 1 класс.
Знакомство со звуками [к], [к’] и с буквой Кк. Чётко произносить [к], [к’] и определять место положения органов при произнесении звуков....
Открытое логопедическое занятие (индивидуальное) по теме: «Автоматизация звука [л] в словах и предложениях».
Коррекционное занятие по автоматизации звука [Л] в словах и предложениях....
Логопедическое занятие для учащихся 1 класса "Звук и буква С"
Содержит конспект занятия, презентацию и карточки с раздаточным материалом....
Конспект логопедического занятия с учащимися 1 класса "Звук ж, буква Жэ, сочетание ЖИ"
Представлен конспект логопедического занятия с учащимися 1 класса "Звук ж, буква Жэ, сочетание ЖИ"....