Профильный труд. Адаптированная программа для учащихся со сложной структурой дефекта 10 класс
методическая разработка (10 класс) по теме

Алексеенко Ольга Вячеславовна

Данная программа составлена на основе изучения и анализа научно- методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими тяжелую умственную отсталость, в условиях школы. Цель: успешная подготовка ребенка с ограниченными возможностями здоровья к условиям самостоятельной жизни, в том числе и труда 1. коррекция личности умственно отсталого ребенка; 2. формирование социального опыта и поведения; 3. практическая подготовка к самостоятельной жизни и труду; 4. формирование знаний, умений и навыков, способствующих обслуживанию себя и других.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_10_klass.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное образовательное учреждение

Школа 2124

Центрального окружного управления образования

Департамента образования г. Москвы

«Утверждаю»                                                                                                                                                                                                                  Директор ГКОУ Школа 2124

        Л.Л.Рыжих                                                                                    «___»____________________2015г.

ПРОГРАММА

«профильный труд»

для учащихся со сложной структурой дефекта

10класс

                                           

 

«СОГЛАСОВАНО»

                                                                                на МО учителейГКОУ Школа 2124

                                                                               

 «__» ______________ 2015 г.

Председатель МО ______ Манцерева Е.Б.

2015 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2015-2016 учебный год, рассчитана на 204 часов (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.

Данная программа составлена на основе изучения и анализа научно- методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими тяжелую умственную отсталость, в условиях школы.

Цель: успешная подготовка ребенка с ограниченными возможностями здоровья   к условиям самостоятельной жизни, в том числе и труда

  1. коррекция личности умственно отсталого ребенка;
  2. формирование социального опыта и поведения;
  3. практическая подготовка к самостоятельной жизни и труду;
  4. формирование знаний, умений и навыков, способствующих обслуживанию себя и других.

В связи с этим обучение обслуживающему труду идет по двум направлениям:

  1. Обслуживание себя (домашний труд).
  2. Обслуживание других, профессиональный труд.

Программа учитывает требования отдельных, наиболее доступных видов работ для детей со сложной структурой дефекта, по которым возможно трудоустройство выпускников, что имеет огромное значение для социальной адаптации учащихся с отклонениями в развитии. Образовательной целью программы является формирование социальных навыков, которые помогут учащимся со сложной структурой дефекта приобрести доступную им степень самостоятельности в трудовой деятельности.

Задачи:

Воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.)

воспитание уважения к рабочему человеку;

Воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и на производстве;

Формирование у школьников эстетического отношения к труду;

Наряду с этими задачами на занятиях по обслуживающему труду в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся. Коррекционная работа выражается в формировании умений:

  • ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
  • предварительно планировать ход работы (устанавливать логическую последовательность этапов выполняемой работы, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения, отчитываться о проделанной работе);
  • контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество выполненной работы).

Обучение учащихся по программе «Обслуживающий труд» предусматривает сообщение учащимся специальных знаний, выработку умений и навыков, необходимых для обслуживания себя и близких, ведения домашнего хозяйства, а также подготовку учащихся к профессиям обслуживающего труда, основным содержанием которых является уборка помещений различного назначения (детский сад, школа, частная квартира), уборка уличных территорий.

В программу по обслуживающему труду включены следующие разделы:

  • Осенние хозяйственные  работы на пришкольной территории;
  • Уборка пришкольной территории
  • Уход за различными видами посуды.
  • уборка  помещения;
  • Генеральная  уборка помещения  
  • Правила безопасной работы.

Изучение этих разделов позволяет практически знакомить учащихся с окружающим их социумом, формировать у них навыки самостоятельности в обслуживании себя и близких.

Распределение тем и часов по конкретному разделу может варьироваться учителем в зависимости от степени подготовленности учащихся к восприятию предлагаемого материала. Учитель вправе сокращать предлагаемый материал, или, наоборот, добавлять новые темы. Большее количество часов отводится на практическую работу, сюжетно - ролевые игры, тренинги.

Данный предмет интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-развивающей работы.

В процессе обучения на уроках предусмотрены многократные упражнения на повторение умственных и практических действий заданного содержания. Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от учащихся соблюдения четких правил.

Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.

Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:

- проявлять познавательный интерес;

- проявлять и выражать свои эмоции;

- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;

- участвовать в совместной, коллективной деятельности;

- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;

- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

Метапредметные результаты.  Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:

- умение слушать и слышать учителя;

- умение работать по предложенному учителем плану;

- умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;

- умение оценить собственные чувства, поведение, способности;

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни;

- умение находить ответы на картинке;

- умение работать в паре и микрогруппе;

- умение следовать правилам поведения.

Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.

Уровни освоения деятельности:

- совместные действия с педагогом;

- деятельность по подражанию;

- деятельность по образцу;

- деятельность по последовательной инструкции;

- самостоятельная деятельность воспитанника;

- умение ребенка исправить допущенные ошибки.

Предполагаемые результаты освоения программы:

Сезонные работы на пришкольной территории.

предполагается то, что учащиеся будут знать:

  • понятие о функциональных обязанностях дворника;
  • виды зеленых насаждений общего и ограниченного пользования;
  • названия и виды деревьев и кустарников на школьном участке;
  • породы деревьев и кустарников (лиственные и хвойные);
  • правила ухода за многолетними цветковыми растениями;
  • названия, назначение, порядок хранения предметов садового и хозяйственного инвентаря и спецодежды в зависимости от сезона;
  • правила безопасной работы с инвентарем;
  • правила безопасной работы при уборке территории;
  • правила перекопки земли под деревьями и кустарниками;
  • правила обрезания сухих веток секатором;
  • правила дорожной безопасности в отношении себя и пешеходов;
  • порядок вызова служб «01», «02», «04»;
  • порядок сообщения информации в экстренном случае;

Предполагается то, что учащиеся будут  уметь:

  • определять деревья и кустарники по листьям, плодам, побегам коры;
  • ориентироваться в задании по образцу убранного участка территории;
  • планировать работу;
  • применять хозяйственный инвентарь по назначению  и готовить его к хранению;
  • использовать спецодежду по назначению  и готовить её к хранению;
  • технологически правильно держать инструменты во время работы и следить за своей осанкой при:

-подметании дорожек с твердым покрытием;

-сгребании листвы и мусора, его переноске, сборе в валки и кучи;

-перекапывании приствольных кругов и почвы под деревьями;

-укрывание почвы под деревьями и кустарниками на зиму листвой;

- уходе за зимующими многолетниками

  • применять правила безопасной работы на практике;
  • набирать номер телефона служб экстренного вызова и четко сообщать информацию;

Практические работы:

  • выбор спецодежды и инвентаря, в зависимости от вида работы и времени года;
  • осенние работы:

-подметание дорожек и площадок с различным видом покрытий;

-сбор, переноска и утилизация листвы и мусора;

-перекопка почвы под деревьями и кустарниками;

- пересадка флоксов.

  • Весенние работы:

- подметание дорожек и площадок с различным видом покрытий;

- сбор, переноска и утилизация мусора;

- перекопка почвы под деревьями и кустарниками;

-весенний уход за многолетними цветковыми растениями;

 Ролевые игры: «вызов аварийных служб», «культура общения».

     

Работа в столовой.

предполагается то, что учащиеся будут знать:

  • требования к санитарно- эпидемиологическому режиму (наличие медицинской книжки);
  • название, назначение  предметов кухонного оборудования;
  • правила и последовательность уборки столовой;
  • виды кухонной посуды и инвентаря;
  • способы ухода за металлической кухонной посудой с различными видами поверхностей (тефаль, тефлон, эмаль);
  • способы ухода за стеклянной, фарфоровой, и фаянсовой посудой;
  • способы чистки столовых приборов;
  • названия назначение  и порядок хранения спецодежды;
  • способы защиты и ухода за кожей рук;
  • правила и последовательность мытья столовой посуды и столовых приборов.
  • правила безопасной работы с моющими и чистящими средствами;

Предполагается то, что учащиеся будут  уметь:

  • соблюдать санитарно-гигиенические требования к состоянию кухни;
  • соблюдать правила безопасной работы с моющими средствами;
  • соблюдать правила техники безопасности и пожарной безопасности;
  • использовать спецодежду по назначению  и готовить её к хранению;
  • убирать помещение столовой;
  • мыть эмалевые, оцинкованные, стальные поверхности кухонного оборудования;
  • выбирать соответствующие поверхности, чистящие и моющие средства
  • называть и различать кухонную посуду и инвентарь;
  • использовать приспособления и материалы для мытья посуды по назначению;
  • чистить и мыть посуду различного вида и назначения;

Практические работы:

  • Экскурсия в школьную столовую.
  • Выбор моющих и чистящих средств для уборки столовой.
  • Обработка инвентаря моющими растворами.
  • Организация рабочего места для мытья посуды.
  • Уборка стола после еды.
  • Уход за металлической кухонной  посудой с различными видами поверхностей: тефаль, тефлон, эмаль.
  • Уход за металлической посудой без покрытия: чугун, алюминий, нержавеющая сталь, оцинкованное железо.
  • Уход за стеклянной посудой.
  • Уход за фарфоровой и фаянсовой посудой.
  • Чистка столовых приборов.
  • Выбор спецодежды для мытья посуды.
  • Выбор моющих и чистящих средств.
  • Очистка посуды от остатков пищи.
  • Уход за салфетками, щетками для мытья и чистки посуды.
  • Уход за руками до и после уборки.

Уборка школьных помещений (библиотека, класс, кабинет, рекреация, лестница).

предполагается то, что учащиеся будут знать:

  • понятие о функциональных обязанностях уборщика служебного помещения;
  • виды служебных помещений;
  • названия и функциональное назначение элементов помещения (пол, стены, плинтус, дверной проем и т. д.)  и технических конструкций (лестничная клетка, вентиляционная решетка, электрическая розетка);
  • виды покрытий  пола (линолеум, метлахская плитка, паркет, ковровое покрытие);
  • технологию ухода за половыми покрытиями (линолеум, метлахская плитка, паркет, ковровые покрытия);
  • правилах и последовательности уборки помещения;
  • назначении пылесоса;
  • технике безопасности при работе с пылесосом;
  • особенности уборки трудовых мастерских, коридора, лестничных пролетов;
  • названия и назначение предметов инвентаря и приспособления для ухода за полами (линолеум, метлахская плитка, паркет);
  • правила хранения инвентаря и приспособлений и уход за ними;
  • как пользоваться инструкцией к моющим и чистящим средствам;
  • правила техники безопасности при мытье окон;
  • правилах и последовательности мытья окон;
  • правила безопасной работы с чистящими и моющими средствами;
  • названия назначение  и порядок хранения спецодежды;
  • названия элементов конструкции лестницы.
  • чистящие и моющие средства для уборки лестницы;
  • инвентарь и приспособления для уборки лестницы;
  • правила и последовательность обработки поверхностей стен, перил, ступеней;
  • технику безопасности при работе на лестнице;
  • правила мытья оконных переплетов;
  • правила ухода за руками после уборки.

Предполагается то, что учащиеся будут  уметь:

  • ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу;
  • находить, называть и показывать элементы служебных помещений и технических конструкций;
  • выбирать соответствующую работе спецодежду;
  • подбирать необходимый для данной работы инвентарь и приспособления;
  • подбирать чистящие и моющие средства по инструкции на упаковке;
  • осуществлять уход за инвентарем и правильно его хранить;
  • определять виды полов и покрытий;
  • технологически правильно обрабатывать полы;
  • пользоваться пылесосом;
  • определять степень загрязнения окон;
  • пользоваться различными приспособлениями и стеклоочистителями при мытье окон;
  • технологически правильно пользоваться инвентарем и приспособлениями;
  • соблюдать правила безопасности с чистящими и моющими средствами;
  • технологически правильно мыть перила, лестничные ступени;
  • применять правила безопасной работы на практике;

Практические работы:

  • подбор спецодежды  по назначению;
  • выбор моющих и чистящих средств по инструкции;
  • уход за инвентарем и приспособлениями;
  • мытье окон согласно инструкции;
  • мытье полов (линолеум, метлахская плитка, паркет);
  • уборка ковровых покрытий с применением пылесоса;
  • уборка коридора, библиотеки, трудовой мастерской;
  • сухая и влажная уборка лестничных маршей, мытье перил, мытье ступеней;
  • уход за руками до и после уборки.

Трудоустройство.

предполагается то, что учащиеся будут знать:

  • наличие трудового договора как официального документа;
  • права и обязанности работника в соответствии с ТК РФ;
  • отличительные особенности деловой и рабочей одежды;
  • правила поведения на рабочем месте;
  • правила поведения с администрацией;
  • правила поведения с коллегами по работе;

Предполагается то, что учащиеся будут  уметь:

  • вести диалог по телефону;
  • подбирать одежду и прическу в зависимости от ситуации;
  • подбирать деловую и рабочую одежду;
  • следить за своим внешним видом;
  • следить за своей речью.

Практические работы:

Ролевые игры: «я собираюсь на работу»; « разговор по телефону с социальными службами»; «давайте познакомимся»,  «мой первый рабочий день»,

Учебно-тематический план

10 класс (204 час)

Название темы

Теоретические занятия

Практическая деятельность

1.

Значение труда в жизни человека и общества. Виды труда, выполняемые людьми с ограниченными возможностями.

4

-

3.

Сезонные работы на пришкольной территории.

16

48

4.

Правила безопасной работы.

8

16

6.

Работа в пищеблоке

12

24

7.

Уборка школьных помещений (библиотека, класс, кабинет, рекреация, лестница).

12

24

8.

Трудовые отношения.

8

8

9.

Повторение трудных тем.

8

16

Всего

68

136

ИТОГО

204

                       

Содержание изучаемого курса.

Вводное занятие.

Профессии обслуживающего труда. Дворник, уборщик производственных помещений. Значение культуры общения в отношениях людей. Соблюдение правил поведения при исполнении должностных обязанностей.

Сезонные работы на пришкольной территории.

Предметное содержание.

  • Функциональные обязанности дворника.
  • Зеленые насаждения: виды, значение.
  • Многолетние цветочные растения, названия, уход.
  • Деревья, кустарники, характеристика видов.
  • Вызов пожарной команды, милиции и аварийных служб.
  • Хозяйственный инвентарь, используемый  в разное время года.
  • Назначение, хранение садового и хозяйственного инвентаря и техника безопасности при работе с ним.
  • Спецодежда в зависимости от вида работ.
  • Осенние работы (уборка в осеннее время дорожек, газонов и территорий, прилегающих к школе).
  • Весенние работы (уход за деревьями и кустарниками, уборка в весеннее - летнее время дорожек, газонов территорий, прилегающих к школе, уход за зимующими многолетниками. ).
  • Правила безопасной работы с инвентарем, во время работы.

 

Предполагаемые результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • понятие о функциональных обязанностях дворника;
  • виды зеленых насаждений общего и ограниченного пользования;
  • названия и виды деревьев и кустарников на школьном участке;
  • породы деревьев и кустарников (лиственные и хвойные);
  • правила ухода за многолетними цветковыми растениями;
  • названия, назначение, порядок хранения предметов садового и хозяйственного инвентаря и спецодежды в зависимости от сезона;
  • правила безопасной работы с инвентарем;
  • правила безопасной работы при уборке территории;
  • правила перекопки земли под деревьями и кустарниками;
  • правила обрезания сухих веток секатором;
  • правила дорожной безопасности в отношении себя и пешеходов;
  • порядок вызова служб «01», «02», «04»;
  • порядок сообщения информации в экстренном случае;

Учащиеся получают навыки:

  • определять деревья и кустарники по листьям, плодам, побегам коры;
  • ориентироваться в задании по образцу убранного участка территории;
  • планировать работу;
  • применять хозяйственный инвентарь по назначению  и готовить его к хранению;
  • использовать спецодежду по назначению  и готовить её к хранению;
  • технологически правильно держать инструменты во время работы и следить за своей осанкой при:

-подметании дорожек с твердым покрытием;

-сгребании листвы и мусора, его переноске, сборе в валки и кучи;

-перекапывании приствольных кругов и почвы под деревьями;

-укрывание почвы под деревьями и кустарниками на зиму листвой;

- уходе за зимующими многолетниками

  • применять правила безопасной работы на практике;
  • набирать номер телефона служб экстренного вызова и четко сообщать информацию;

Практические работы:

  • выбор спецодежды и инвентаря, в зависимости от вида работы и времени года;
  • осенние работы:

-подметание дорожек и площадок с различным видом покрытий;

-сбор, переноска и утилизация листвы и мусора;

-перекопка почвы под деревьями и кустарниками;

- пересадка флоксов.

  • Весенние работы:

- подметание дорожек и площадок с различным видом покрытий;

- сбор, переноска и утилизация мусора;

- перекопка почвы под деревьями и кустарниками;

-весенний уход за многолетними цветковыми растениями;

 Ролевые игры: «вызов аварийных служб», «культура общения».

     

Работа в столовой.

Предметное содержание.

  • Виды предприятий общественного питания, назначение.
  • Функциональные обязанности  рабочего по кухне в детском учреждении.
  • Санитарно-гигиенические требования при работе в столовой.
  • Чистящие и моющие средства.
  • Спецодежда, ее назначение, уход за ней.
  • Понятие о санитарии и личной гигиене.
  • Кухонное оборудование, назначение.
  • Инвентарь и приспособления для уборки столовой в детском учреждении;
  • Оборудование и приспособления для мытья посуды.
  • Кухонная посуда (металлическая, стеклянная, фарфоровая, фаянсовая);
  • Кухонные приборы: ножи, половники, доски, миски;
  • Столовые приборы.
  • Уход за посудой и кухонной утварью.
  • Инвентарь и приспособления для мытья посуды.
  • Моющие и чистящие средства для мытья посуды.
  • Правила безопасной работы кухне.

 Предполагаемые результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • требования к санитарно- эпидемиологическому режиму (наличие медицинской книжки);
  • название, назначение  предметов кухонного оборудования;
  • правила и последовательность уборки столовой;
  • виды кухонной посуды и инвентаря;
  • способы ухода за металлической кухонной посудой с различными видами поверхностей (тефаль, тефлон, эмаль);
  • способы ухода за стеклянной, фарфоровой, и фаянсовой посудой;
  • способы чистки столовых приборов;
  • названия назначение  и порядок хранения спецодежды;
  • способы защиты и ухода за кожей рук;
  • правила и последовательность мытья столовой посуды и столовых приборов.
  • правила безопасной работы с моющими и чистящими средствами;

Учащиеся получают навыки:

  • соблюдать санитарно-гигиенические требования к состоянию кухни;
  • соблюдать правила безопасной работы с моющими средствами;
  • соблюдать правила техники безопасности и пожарной безопасности;
  • использовать спецодежду по назначению  и готовить её к хранению;
  • убирать помещение столовой;
  • мыть эмалевые, оцинкованные, стальные поверхности кухонного оборудования;
  • выбирать соответствующие поверхности, чистящие и моющие средства
  • называть и различать кухонную посуду и инвентарь;
  • использовать приспособления и материалы для мытья посуды по назначению;
  • чистить и мыть посуду различного вида и назначения;

Практические работы:

  • Экскурсия в школьную столовую.
  • Выбор моющих и чистящих средств для уборки столовой.
  • Обработка инвентаря моющими растворами.
  • Организация рабочего места для мытья посуды.
  • Уборка стола после еды.
  • Уход за металлической кухонной  посудой с различными видами поверхностей: тефаль, тефлон, эмаль.
  • Уход за металлической посудой без покрытия: чугун, алюминий, нержавеющая сталь, оцинкованное железо.
  • Уход за стеклянной посудой.
  • Уход за фарфоровой и фаянсовой посудой.
  • Чистка столовых приборов.
  • Выбор спецодежды для мытья посуды.
  • Выбор моющих и чистящих средств.
  • Очистка посуды от остатков пищи.
  • Уход за салфетками, щетками для мытья и чистки посуды.
  • Уход за руками до и после уборки.

Уборка школьных помещений (библиотека, класс, кабинет, рекреация, лестница).

Предметное содержание.

  • Функциональные обязанности уборщика служебных помещений.
  • Виды служебных помещений.
  • Элементы помещений и технических конструкций.
  • Гигиенические требования к состоянию служебного помещения.
  • Виды половых покрытий: паркет, линолеум, напольная плитка, ковровые покрытия.
  • Уход за полами, покрытыми линолеумом и напольной плиткой, паркетом (сухая и влажная обработка полов).
  • Уход за полами, покрытыми ковровыми покрытиями.
  • Пылесос: назначение, эксплуатация, уход за ним.
  • Конструкция лестниц (марши, пролеты, ступени, перила).
  • Технология обработки поверхностей стен, перил, ступеней.
  • Техника безопасности при работе на лестнице.
  • Приспособления и инвентарь для ухода за окнами.
  • Технология мытья окон согласно инструкции к моющим средствам.
  • Правила техники безопасности при мытье окон.
  •  Правила безопасной работы с инвентарем, приспособлениями, моющими средствами.
  • Инвентарь, приспособления и спецодежда для уборки.
  • Уход за инвентарем и его хранение.
  • Моющие средства для уборки служебного помещения,  назначение.
  • Правила техники безопасности при работе с моющими и чистящими средствами.

Предполагаемые результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • понятие о функциональных обязанностях уборщика служебного помещения;
  • виды служебных помещений;
  • названия и функциональное назначение элементов помещения (пол, стены, плинтус, дверной проем и т. д.)  и технических конструкций (лестничная клетка, вентиляционная решетка, электрическая розетка);
  • виды покрытий  пола (линолеум, метлахская плитка, паркет, ковровое покрытие);
  • технологию ухода за половыми покрытиями (линолеум, метлахская плитка, паркет, ковровые покрытия);
  • правилах и последовательности уборки помещения;
  • назначении пылесоса;
  • технике безопасности при работе с пылесосом;
  • особенности уборки трудовых мастерских, коридора, лестничных пролетов;
  • названия и назначение предметов инвентаря и приспособления для ухода за полами (линолеум, метлахская плитка, паркет);
  • правила хранения инвентаря и приспособлений и уход за ними;
  • как пользоваться инструкцией к моющим и чистящим средствам;
  • правила техники безопасности при мытье окон;
  • правилах и последовательности мытья окон;
  • правила безопасной работы с чистящими и моющими средствами;
  • названия назначение  и порядок хранения спецодежды;
  • названия элементов конструкции лестницы.
  • чистящие и моющие средства для уборки лестницы;
  • инвентарь и приспособления для уборки лестницы;
  • правила и последовательность обработки поверхностей стен, перил, ступеней;
  • технику безопасности при работе на лестнице;
  • правила мытья оконных переплетов;
  • правила ухода за руками после уборки.

Учащиеся получают навыки:

  • ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу;
  • находить, называть и показывать элементы служебных помещений и технических конструкций;
  • выбирать соответствующую работе спецодежду;
  • подбирать необходимый для данной работы инвентарь и приспособления;
  • подбирать чистящие и моющие средства по инструкции на упаковке;
  • осуществлять уход за инвентарем и правильно его хранить;
  • определять виды полов и покрытий;
  • технологически правильно обрабатывать полы;
  • пользоваться пылесосом;
  • определять степень загрязнения окон;
  • пользоваться различными приспособлениями и стеклоочистителями при мытье окон;
  • технологически правильно пользоваться инвентарем и приспособлениями;
  • соблюдать правила безопасности с чистящими и моющими средствами;
  • технологически правильно мыть перила, лестничные ступени;
  • применять правила безопасной работы на практике;

Практические работы:

  • подбор спецодежды  по назначению;
  • выбор моющих и чистящих средств по инструкции;
  • уход за инвентарем и приспособлениями;
  • мытье окон согласно инструкции;
  • мытье полов (линолеум, метлахская плитка, паркет);
  • уборка ковровых покрытий с применением пылесоса;
  • уборка коридора, библиотеки, трудовой мастерской;
  • сухая и влажная уборка лестничных маршей, мытье перил, мытье ступеней;
  • уход за руками до и после уборки.

Трудоустройство.

Предметное содержание.

  • Ознакомление с трудовым кодексом Российской Федерации.
  • Краткая характеристика профессий обслуживающего труда: «мойщик посуды», «дворник», «уборщик производственных помещений».
  • Имидж молодого человека.

Предполагаемые результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • наличие трудового договора как официального документа;
  • права и обязанности работника в соответствии с ТК РФ;
  • отличительные особенности деловой и рабочей одежды;
  • правила поведения на рабочем месте;
  • правила поведения с администрацией;
  • правила поведения с коллегами по работе;

Учащиеся получают навыки:

  • вести диалог по телефону;
  • подбирать одежду и прическу в зависимости от ситуации;
  • подбирать деловую и рабочую одежду;
  • следить за своим внешним видом;
  • следить за своей речью.

Практические работы:

  • Ролевые игры: «я собираюсь на работу»; « разговор по телефону с социальными службами»; «давайте познакомимся»,  «мой первый рабочий день»,

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

        Для усвоения содержания изучаемого курса занятия проводятся в форме урока, лабораторной, практической  работы, экскурсии.

        Используются учебно-методический комплект по обслуживающему труду под редакцией Галле А.Г., Кочетовой Л.Л., наглядные пособия, технологические карты.

        Для подведения итогов в конце каждой четверти проводятся зачетные занятия: выполнение отдельной операции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 классы, в 2 сб., под редакцией В.В. Воронковой.- М.: Владос,2001.- 240с.
  2. Галле А.Г., Кочетова Л.Л. Программа по обслуживающему труду для детей с умеренной умственной отсталостью 6-9 классы. - М.:Аркти,2009.-71с
  3. Девятков А.С., Девяткова Т.А., Матвеева Н.Б., Мыльников И.И., Платонова Н.М., Щербакова А.М. Программно - методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой  подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. - М.2003.- 160 с.
  4.  Трудовое обучение в специальных (коррекционных) школах VIII вида. Новые учебные программы, под редакцией А.М. Щербаковой,  М.: Энас, 2001.
  5. Галле А.Г., Кочетова Л.Л. Тетради по обслуживающему труду (для учащихся коррекционных школ VIII вида) 6-9 классы. - М.:Аркти,2009.
  6. Зырянова В.А., Хаминова И.А.Подготовка младшего обслуживающего персонала 8 класс учебник для специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида по курсу «Технология», Самара 2011.-144с.
  7. Зырянова В.А., Хаминова И.А.Подготовка младшего обслуживающего персонала 9 класс учебник для специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида по курсу «Технология», Самара 2012.-112с.
  8. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития, под редакцией И.М. Бгажноковой. М.: Владос, 2007
  9.  Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта, под редакцией И.М. Бгажноковой, Москва, Владос, 2007
  10.  Маллер А.Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей.-М.:Просвещение, 1990.-128с.
  11.  Пинский Б.И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития уч-ся вспомогательной школы. -М.:Педагогика, 1985.-128с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности контроля и оценки учащихся со сложной структурой дефекта в первом классе: безотметочное обучение.

Статья посвещена проблеме несформированности адекватной оценки учащихся со сложной структурой дефекта своей учебной деятельности. Предлагаются пути решения указанной проблемы....

Рабочая программа по предмету ремесло (кулинария) 5-9 класса для учащихся со сложной структурой дефекта.

Данная программа нацелена на обучение детей с тяжёлыми и множественными нарушениями (интеллекта, моторики, зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы)....

Тематическое планирование по предмету «Обществоведение», адаптированное для ребенка со сложной структурой дефекта

Предлагаю вашему вниманмю методическую разработку - тематическое планирование по предмету "Обществоведение", адаптированное для ребенка со сложной структурой дефекта (сочетание средней степени умствен...

Профильный труд. Программа для учащихся со сложной структурой дефекта 5-9 классы

Данная программа составлена на основе изучения и анализа научно- методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического на...

Профильный труд. Экзаменационные билеты 9 класс для учащихся со сложной структурой дефекта.

Экзаменационные билеты 9 класс для учащихся со сложной структурой дефекта "Профильный труд" позволяют выявить и оценить результаты обучения по предмету....

Профильный труд. Адаптированнная программа для учащихся со сложной структурой дефекта 11класс.

Рабочая программа по профильному труду составлена на основе:авторской учебной программы для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2001 г.,.программно - методич...

Адаптированная рабочая программа по математике для учащихся со сложной структурой дефекта 9 класс

Рабочая программа  составлена на основе адаптированных основных образовательных программ для детей с умственной отсталостью. В основу адаптации  положены рекомендации, данные ...