Профильный труд. Программа для учащихся со сложной структурой дефекта 5-9 классы
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме
Данная программа составлена на основе изучения и анализа научно- методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими тяжелую умственную отсталость, в условиях школы. Цель: успешная подготовка ребенка с ограниченными возможностями здоровья к условиям самостоятельной жизни, в том числе и труда 1. коррекция личности умственно отсталого ребенка; 2. формирование социального опыта и поведения; 3. практическая подготовка к самостоятельной жизни и труду; 4. формирование знаний, умений и навыков, способствующих обслуживанию себя и других. В связи с этим обучение обслуживающему труду идет по двум направлениям: 1. Обслуживание себя (домашний труд). 2. Обслуживание других, профессиональный труд. Образовательной целью программы является формирование социальных навыков, которые помогут учащимся со сложной структурой дефекта приобрести доступную им степень самостоятельности в трудовой деятельности. Завершающем этапом обучения является итоговая аттестация в 9 классе в форме экзамена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Профильный труд" 5- 9 класс (сложная структура дефекта) | 200.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное образовательное учреждение
школа 2124 сп30
Центрального окружного управления образования
Департамента образования г. Москвы
ПРОГРАММА
«ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД»
для учащихся со сложной структурой дефекта
5- 9 классы
«СОГЛАСОВАНО»
на МО учителей
трудового обучения
ГКОУ школа 2124 сп 30
«__» ______________ 2016 г.
Председатель МО ______ Хандажапова С.Б.
2011 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В качестве базовой основы при создании программы для детей со сложной структурой дефекта взяты программы «Подготовка младшего обслуживающего персонала 5-9 классы, сборник 2», под редакцией Воронковой В.В. и программа Галле А.Г., Кочетовой Л.Л. по обслуживающему труду ля детей с умеренной умственной отсталостью. 6-9 классы. Данная программа предусматривает подготовку учащихся со сложной структурой дефекта к выполнению обязанностей уборщиков служебных и производственных помещений, рабочих по кухне, дворников, озеленителей позволяет обеспечить доступную для них степень социальной адаптации и независимости для последующей интеграции в современное общество. Цель образовательного процесса на уроках обслуживающего труда - сформировать навыки, которые помогут выпускнику школы обрести максимальную независимость в трудовой деятельности и социально адаптироваться в обществе.
Программа учитывает требования отдельных, наиболее доступных видов работ для детей со сложной структурой дефекта, по которым возможно трудоустройство выпускников, что имеет огромное значение для социальной адаптации учащихся с отклонениями в развитии. Образовательной целью программы является формирование социальных навыков, которые помогут учащимся со сложной структурой дефекта приобрести доступную им степень самостоятельности в трудовой деятельности.
Обучение данной программе предусматривает решение следующих задач:
- овладение учащимися теоретическими знаниями, трудовыми умениями и навыками достаточными для самообслуживания, помощи семье, адаптации в современном обществе, ориентации в социуме и в быту;
- коррекция недостатков психофизического развития (психических функций и познавательной деятельности);
- развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации;
- формирование социально - нормативного поведения в окружающей среде;
- содействие физическому развитию умственно - отсталого ученика.
Программа предусматривает снижение требований к знаниям и умениям учащихся, поскольку у детей со сложной структурой дефекта:
- недостаточно развита зрительно - двигательная координация;
- наблюдаются трудности при самостоятельном выполнении действий по самообслуживанию и овладению различными бытовыми и трудовыми навыками;
- низкий уровень ориентирования в окружающей действительности;
- снижено понимание обращенной речи – предпочтение отдается невербальным средствам коммуникации;
- слабо выражен и неустойчив интерес к деятельности взрослого;
- снижена мотивация к любой трудовой деятельности.
Необходимо учитывать уровень возможностей детей с проблемами развития, влияющий на степень освоения трудовых навыков:
1 уровень: изученный материал частично сохраняется в долговременной памяти и может использоваться в предложенной ситуации. Практические навыки сформированы в достаточной степени.
2 уровень: ученик способен воспроизводить и использовать учебный материал с небольшой помощью учителя. Практические навыки сформированы слабо.
3 уровень: ученик воспроизводит изученный материал только с помощью учителя. Самостоятельные навыки практической работы отсутствуют.
Во время подготовки и проведения уроков учитель должен обязательно учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ученика при установлении объема требований к усвоению учебного материала. Должны быть предусмотрены вариативность практических заданий, время их выполнения, а также формы общения с ребенком. Особенно важны для этой категории детей паузы отдыха и физкультминутки в ходе урока.
Поскольку у учащихся со сложной структурой дефекта снижены охранные рефлексы, предусмотрено большое количество часов на изучение правил техники безопасности при работе, более детальное и глубокое ознакомление со всеми инструкциями по каждому трудовому действию.
В программу по обслуживающему труду включены следующие разделы:
- сезонные работы по уборке пришкольной территории;
- садовые работы;
- уборка помещения;
- посуда: виды, мытье, хранение;
- профессии обслуживающего труда;
- трудоустройство.
Изучение этих разделов позволяет практически знакомить учащихся с окружающим их социумом, формировать у них навыки самостоятельности в обслуживании себя и близких.
Завершающем этапом обучения является итоговая аттестация в 9 классе в форме экзамена. Экзамен проводится в щадящем режиме. Важна не столько оценка полученных знаний и умений, сколько оценка старательности и трудолюбия.
Учебные и практические занятия проводятся в условиях кабинета обслуживающего труда, школьной территории (столовая, класс, лестница), на школьном участке, на предприятиях соцкультбыта.
Распределение тем и часов по конкретному разделу может варьироваться учителем в зависимости от степени подготовленности учащихся к восприятию предлагаемого материала. Учитель вправе сокращать предлагаемый материал, или, наоборот, добавлять новые темы. Большее количество часов отводится на практическую работу, сюжетно - ролевые игры, тренинги.
С целью наибольшей подготовленности ученика со сложной структурой дефекта к самообслуживанию необходимо повышать уровень учебной мотивации, совершенствовать опорные трудовые умения (работа с инвентарем и различными приспособлениями), закреплять полезные привычки (подготовка рабочего места, пользование спецодеждой, самоконтроль и аккуратность). Углубление и расширение знаний, формирование умений и навыков по этим параметрам - основные задачи, которые должны быть решены с помощью предлагаемой программы.
Учебно-тематический план
5 класс (102 часа)
№ | Название темы | Теоретические занятия | Практическая деятельность |
1. | Предмет профильного труда, содержание. Кабинет профильного труда. Правила работы и поведения. | 4 | 1 |
2. | Осенние работы на пришкольной территории (хозяйственные, садовые). | 7 | 14 |
4. | Весенние работы на пришкольной территории (хозяйственные, садовые). | 7 | 14 |
5. | Уборка элементов служебного помещения. | 9 | 18 |
6. | Правила безопасной работы. | 3 | 9 |
7. | Повторение трудных тем. | 4 | 12 |
Всего | 34 | 68 | |
ИТОГО | 102 |
Содержание изучаемого курса.
Вводное занятие.
Предметпрофильного труда, содержание. Кабинет профильного труда: оборудование рабочего места, правила работы и поведения. Соблюдение санитарно - гигиенических требований. Рабочая одежда, правила безопасной работы с инвентарем.
Сезонные работы на пришкольной территории.
Предметное содержание.
- Планировка участка пришкольной территории.
- Хозяйственный инвентарь для садовых и хозяйственных работ.
- Спецодежда: перчатки, халат.
- Осенние работы: упражнения по подметанию дорожек с твердым покрытием, сбор листвы в валки и кучи.
- Весенние работы: правила расчистки дорожек, подметание дорожек, весенние работы в саду (сгребание мусора с клумб).
Предполагаемые результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
- понятия: дерево, куст, газон, клумба, садовые цветы;
- названия предметов садового инвентаря и спецодежды;
- назначение инвентаря для садовых и хозяйственных работ;
- порядок хранения инвентаря;
- правила безопасной работы с инвентарем;
- правила безопасной работы на пришкольном участке.
Учащийся получает навыки:
- определять на местности дерево, куст, газон, клумбу;
- применять хозяйственный инвентарь по назначению и готовить его к хранению;
- использовать спецодежду по назначению и готовить её к хранению;
- технологически правильно держать инструменты во время работы и следить за своей осанкой;
- ухаживать за руками после уборки.
Практические работы:
- выбор спецодежды и инвентаря, в зависимости от вида работы и времени года;
- надевание спецодежды для работы;
- подготовка к хранению инвентаря и спнецодежды;
- приемы держания инвентаря и приспособлений;
- осенние работы:
-приемы подметания дорожек;
- весенние работы:
- приемы подметания дорожек с твердым покрытием;
-приемы сгребания мусора с клумб;
- уборка инвентаря на место хранения;
- уход за руками после работы.
Правила уборки элементов служебного помещения.
Предметное содержание.
- Элементы помещения, названия, назначение.
- Значение ежедневной уборки служебного помещения.
- Гигиенические требования к помещению, где проходят занятия.
- Последовательность уборки помещений для занятий;
- Спецодежда: перчатки, халат.
- Инвентарь и приспособления для подметания пола.
- Инвентарь и приспособления для ухода за подоконником.
- Правила безопасной работы с инвентарем и приспособлениями.
Предполагаемые результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
- названия и функциональное назначение элементов помещения (окна, двери, стены, пол.)
- правила и последовательность уборки;
- названия и назначение предметов инвентаря;
- правила подметания пола;
- правила ухода за подоконником;
- название и назначение, правила хранения предметов спецодежды;
- правила хранения инвентаря и приспособлений и ухода за ними;
- правила личной гигиены до и после уборки.
Учащийся получает навыки:
- соблюдать гигиенические требования к рабочей одежде;
- подбирать и использовать по назначению инвентарь и приспособления для уборки класса;
- технологически правильно подметать пол (щеткой, веником);
- осуществлять отжим тряпочки для пыли;
- технологически правильно протирать подоконник;
- осуществлять уход за инвентарем, правильно хранить его;
- осуществлять уход за руками после уборки.
Практические работы:
- выбор спецодежды и инвентаря;
- проветривание помещения;
- надевание рабочей одежды;
- наполнение таза водой;
- отработка приемов полоскания и отжима тряпочки;
- мытье классной доски;
- подметание пола, покрытого линолеумом;
- влажная уборка подоконника;
- сбор и вынос мусора из класса;
- уборка инвентаря на место хранения;
- уход за инвентарем и приспособлениями;
- уход за руками до и после уборки.
Учебно-тематический план
6 класс (102 часа)
№ | Название темы | Теоретические занятия | Практическая деятельность |
1. | Повторение. Кабинет профильного труда: правила работы и поведения. Профили обслуживающего труда. | 2 | 1 |
2. | Уход за школьной мебелью | 6 | 12 |
4. | Работа в столовой | 4 | 8 |
5. | Осенние работы на пришкольной территории (хозяйственные, садовые). | 6 | 12 |
6. | Зимние работы на пришкольной территории. | 3 | 6 |
7. | Весенние работы на пришкольной территории (хозяйственные, садовые). | 6 | 12 |
7. | Правила безопасной работы. | 4 | 8 |
8. | Повторение трудных тем. | 4 | 8 |
Всего | 35 | 67 | |
ИТОГО | 102 |
Содержание изучаемого курса.
Вводное занятие.
Профессии профильного труда. Кабинет обслуживающего труда. Правила безопасной работы и поведения. Кабинет обслуживающего труда: оборудование, правила работы и поведения. Знакомство с основными видами работ в 6 классе.
Садовые и хозяйственные работы на пришкольной территории.
Предметное содержание.
- Планировка участка пришкольной территории.
- Садовый инвентарь, используемый в разное время года.
- Спецодежда: рукавицы, перчатки (в зависимости от сезонного вида работ), халат.
- Осенние работы: упражнения по подметанию дорожек с твердым покрытием, сбор мусора в валки и кучи, перенос листвы перекопка земли вокруг кустов.
- Зимние работы: упражнения по расчистке дорожек от снега.
- Весенние работы: правила расчистки дорожек, подметание дорожек, посев семян однолетних цветковых растений на рассаду, весенние работы в саду (подготовка почвы для посадок, сгребание мусора с клумб, поверхностное рыхление почвы граблями на месте многолетних зимующих растений.)
Предполагаемые результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
- виды деревьев и кустарников, растущих на пришкольном участке, уход за ними;
- понятия: цветник, виды цветов на пришкольном участке.
- названия предметов садового инвентаря и спецодежды;
- назначение инвентаря;
- правила безопасной работы с инвентарем;
- правила безопасной работы на пришкольном участке;
- правила ухода и хранения инвентаря.
Учащийся получает навыки:
- определять на местности дерево, куст, газон, клумбу;
- находить объекты (дерево, кустарник) на плане - схеме пришкольной территории.
- применять хозяйственный инвентарь по назначению и готовить его к хранению;
- использовать спецодежду по назначению и готовить её к хранению;
- технологически правильно держать инструменты во время работы (подметание, сгребание, перекопка, рыхление) и следить за своей осанкой;
- осуществлять уход за инвентарем, устанавливать на место хранения;
- ухаживать за руками после уборки.
Практические работы:
- выбор спецодежды и инвентаря, в зависимости от вида работы и времени года;
- осенние работы:
- подметание дорожек и площадки;
- сгребание опавших листьев граблями;
- сбор листвы в валки и кучи;
- Зимние работы: упражнения по расчистке дорожек от снега.
- весенние работы:
-посев семян однолетних цветковых растений на рассаду;
-сгребание мусора с клумб;
-выдергивание и удаление сорных растений;
-вскапывания и рыхление участка;
- выравнивание почвы граблями;
- высадка рассады на клумбы;
- полив клумбы из лейки;
- уход за инвентарем и установка его на место хранения;
- уход за руками после уборки.
Уход за школьной мебелью
Предметное содержание.
- Школьная мебель. Значение ухода за мебелью.
- Виды покрытия мебели: полированное и неполированное дерево, окрашенные поверхности, пластик.
- Уход за школьной мебелью.
- Инвентарь и приспособления для уборки школьной мебели.
- Правила безопасной работы с инвентарем и приспособлениями.
Предполагаемые результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- названия и функциональное назначение предметов мебели и оборудования класса;
- рациональную последовательность уборки;
- правила и способы удаления пыли и грязи с поверхности мебели;
- названия и назначение предметов инвентаря для ухода за мебелью;
- последовательность действий и рабочие приемы (освободить убираемую поверхность от предметов, протереть поверхность влажной или сухой тряпкой, вернуть на место предметы);
- правила хранения инвентаря и приспособлений и ухода за ними;
- правила безопасной работы.
- правила личной гигиены до и после уборки.
Учащиеся получают навыки:
- соблюдать гигиенические требования к рабочей одежде;
- подбирать и использовать по назначению инвентарь и приспособления для ухода за мебелью;
- определять способ удаления пыли (влажный или сухой);
- технологически правильно удалять пыль с предметов мебели различными способами, следить за осанкой;
- при влажной уборке (набирать в таз воду нужной температуры, добавлять в случае надобности моющее средство, смачивать и отжимать, расправлять и правильно удерживать ее в руке, совершать правильные движения по поверхности, промывать тряпочку после окончания работы и вывешивать ее для просушки, убирать тряпочку и таз в шкаф на хранение);
- осуществлять уход за инвентарем, правильно хранить его;
- осуществлять уход за руками после уборки.
Практические работы:
- удаление пыли и грязи с жесткой мебели (столы, стулья, шкафы) сухой тряпочкой;
- набирание в таз воды нужной температуры;
- смачивание и отжим тряпочки, расправление и правильное удерживание ее в руке при работе;
- удаление пыли и грязи с жесткой мебели влажной тряпочкой;
- уход за инвентарем и приспособлениями, уборка на место хранения;
- уход за руками до и после уборки.
Работа в столовой.
Предметное содержание.
- Название и назначение предметов мебели и оборудования столовой.
- Уход за поверхностью предметов мебели и оборудования столовой.
- Санитарно-гигиенические требования к состоянию столовой.
- Предметы чайной посуды.
- Сервировка стола для завтрака.
- Последовательность мытья чайной посуды.
- Средства и приспособления для мытья посуды.
- Моющие средства для мытья посуды.
- Правила безопасной работы с моющими средствами.
Предполагаемые результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- названия и назначение предметов мебели в столовой;
- названия и назначение кухонного оборудования: мойка, плита, холодильник, посудомоечная машина;
- названия и назначение предметов чайной посуды;
- правила сервировки стола к чаю;
- названия и назначение моющих средств для посуды;
- правила и последовательность мытья посуды;
- правила безопасной работы с моющими средствами.
Учащиеся получают навыки:
- ухода за предметами мебели и оборудования столовой;
- организовывать рабочее место для мытья посуды;
- соблюдения правил безопасной работы с моющими средствами;
- уборки со стола после еды;
- мытья посуды.
Практические работы:
- влажная уборка поверхности кухонной мебели;
- сервировка стола к завтраку;
- уборка стола после еды;
- организация рабочего места для мытья посуды;
- выбор средств и приспособлений для мытья посуды;
- набирание на губку необходимого количества моющего средства;
- выбор и надевание рабочей одежды для мытья посуды;
- мытье чайной посуды;
- уход за руками.
Учебно-тематический план
7 класс (136 часов)
№ | Название темы | Теоретические занятия | Практическая деятельность |
1. | Профессии профильного труда. Рабочий по кухне. | 2 | 2 |
2. | Уборка пришкольной территории | 12 | 36 |
4. | Уход за различными видами посуды. | 7 | 21 |
5. | Уборка помещения. | 6 | 18 |
6. | Генеральная уборка помещения. | 2 | 6 |
7. | Правила безопасной работы. | 4 | 8 |
8. | Повторение трудных тем программы | 4 | 8 |
Всего | 37 | 99 | |
ИТОГО | 136 |
Содержание изучаемого курса.
Вводное занятие.
Беседа о труде и его значении в жизни общества. Профессии профильного труда. Дворник. Рабочий по кухне. Уборщик производственных помещений.
Садовые и хозяйственные работы на пришкольной территории.
Предметное содержание.
- Плодовые деревья на участке. Кустарники. Правила ухода.
- Садовый и хозяйственный инвентарь, используемый в разное время года.
- Спецодежда: рукавицы, перчатки, халат.
- Осенние виды садовых и хозяйственных работ (подметание дорожек и площадки, уборка листвы с газонов, сбор и перенос листвы, удаление с корнями однолетних цветковых растений из цветника, уборка растительных остатков на территории цветника).
- Зимние работы: упражнения по расчистке дорожек от снега, уборка снега в специально отведенные места.
- Весенние виды садовых работ (перекопка почвы, обрезка кустов, посев семян, полив).
- Секатор: назначение, уход за ним, хранение.
- Правила работы с секатором.
Предполагаемые результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- виды плодовых деревьев;
- понятия ствол, крона, приствольный круг;
- правила ухода за плодовыми деревьями;
- правила вскапывания приствольного круга;
- название, назначение и порядок хранения предметов садового инвентаря и спецодежды;
- правила безопасной работы с инвентарем;
- правила безопасной работы на пришкольном участке;
- назначение и правила работы с секатором;
- правила техники безопасности при работе с секатором.
Учащиеся получают навыки:
- определять на местности дерево, куст, газон, клумбу;
- находить объекты (дерево, кустарник) на плане - схеме пришкольной территории;
- применять хозяйственный инвентарь по назначению и готовить его к хранению;
- использовать спецодежду по назначению и готовить её к хранению;
- технологически правильно держать инструменты во время работы и следить за своей осанкой;
- безопасной работы с секатором.
Практические работы:
- Выбор спецодежды и инвентаря, в зависимости от вида работы и времени года;
- Осенние работы:
- подметание дорожек и площадки;
- уборка листвы с газонов;
- сбор и перенос листвы.
- удаление с корнями однолетних цветковых растений из цветника.
- уборка растительных остатков на территории цветника.
- зимние работы:
- расчистка дорожек с твердым покрытием от снега;
-сбор снега в кучи;
- Весенние работы:
-вскапывание приствольного круга лопатой.
-сгребание мусора с клумб;
- посев семян на рассаду;
- высадка рассады на клумбу;
-прополка сорняков на клумбе;
- полив почвы из лейки.
- отработка приемов работы с секатором (вхолостую);
- уход за руками после работы;
- очистка инвентаря и установка на место хранения.
Уход за различными видами посуды.
Предметное содержание.
- Санитарно-гигиенические требования при работе на кухне.
- Название и назначение предметов посуды и кухонной утвари.
- Уход за посудой и кухонной утварью
- Моющие и чистящие средства.
- Правила безопасной работы на кухне.
Предполагаемые результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- санитарно - гигиенические требования к посуде;
- об организации рабочего места (чистая посуда должна находиться отдельно от грязной)
- требования к температуре воды для мытья посуды;
- виды посуды (кухонная, столовая, чайная);
- предметы посуды, их название, назначение, отличительные признаки по внешнему виду, материалу изготовления, покрытию;
- чистящие и моющие средства и приспособления (тряпочки, губки, щетки)
- особенности ухода за различными видами посуды (алюминиевой, эмалированной, с тефлоновым покрытием, стеклянной, фарфоровой);
- порядок мытья посуды;
- последовательность мытья посуды.
Учащиеся получают навыки:
- организовывать рабочее место (размещать грязную посуду рядом с мойкой, освобождать мойку и наполнять ее водой);
- сортировать посуду по видам и степени загрязнения;
- набирать на губку необходимое количество моющего средства;
- мыть вначале менее загрязненную посуду;
- чистить посуду в соответствии с покрытием;
- соблюдать санитарно-гигиенические требования к состоянию кухни;
- соблюдать правила безопасной работы с моющими средствами;
Практические работы:
- организация рабочего места;
- определение видов покрытий посуды;
- выбор моющих и чистящих средств;
- мытье и чистка кухонной утвари и посуды;
- уход за салфетками, щетками для мытья и чистки посуды.
- уход за руками после мытья посуды.
Уборка помещения.
Предметное содержание.
- Значение уборки помещения.
- Гигиенические требования к помещению.
- Уборка лестницы.
- Техника безопасности при уборке лестницы.
- Последовательность уборки лестницы.
- Инвентарь и приспособления для уборки.
- Моющие средства для уборки.
- Правила безопасной работы с инвентарем, приспособлениями, моющими средствами.
- Уход за инвентарем и его хранение.
Предполагаемые результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- назначение и устройство лестницы в здании;
- правила подметания лестницы;
- правила безопасности при уборке лестницы;
- рациональную последовательность уборки лестницы;
- названия и назначение предметов инвентаря, уход за ними, хранение;
- правила подметания пола;
- правила протирания пола;
- правила личной гигиены до и после уборки.
Учащиеся получают навыки:
- соблюдать гигиенические требования к рабочей одежде;
- подбирать и использовать по назначению инвентарь и приспособления;
- технологически правильно выполнять приемы уборки и следить за осанкой при:
-подметании пола;
-подметании лестницы веником и сборе мусора в совок;
-мытье лестницы;
- осуществлять уход за инвентарем, правильно хранить его;
- осуществлять уход за руками после уборки.
Практические работы:
- подметание лестницы веником;
- сбор мусора в совок;
- протирка перил (поручней);
- мытье лестницы моющими средствами;
- протирание пола;
- уход за инвентарем и приспособлениями;
- уход за руками до и после уборки.
Генеральная уборка помещения.
Предметное содержание.
- Значение генеральной уборки помещения.
- Строительные элементы помещения и их назначение (подоконник, двери, стены, пол).
- Материалы для изготовления элементов; покрытия (дерево, пластик, краска).
- Инвентарь и приспособления для уборки.
- Моющие средства для уборки помещения.
- Правила безопасной работы с инвентарем , приспособлениями, моющими средствами.
- Уход за инвентарем и его хранение.
Предполагаемые результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- значение генеральной уборки помещения;
- названия и назначение строительных элементов помещения, и виды покрытий
- правила уборки пыли (удаление пыли с жесткой мебели, радиаторов, подоконников);
- правила мытья стенной панели, двери;
- названия и назначение предметов инвентаря, уход за ним и его хранение;
- правила подметания пола;
- правила протирания пола;
- правила личной гигиены до и после уборки.
Учащиеся получают навыки:
- соблюдать эстетические и гигиенические требования к рабочей одежде;
- замечать непорядок;
- подбирать и использовать по назначению инвентарь, приспособления, моющие средства ;
- технологически правильно выполнять приемы уборки помещения и следить за осанкой при:
-подметании пола и сборе мусора в совок;
-мытье пола;
-мытье стенной панели, двери;
-мытье пола, покрытого линолеумом;
- удалении пыли с жесткой мебели и подоконника;
- осуществлять уход за инвентарем, правильно хранить его;
- уход за руками после уборки.
Практические работы:
- планирование работы;
- мытье радиаторов, подоконников, стенной панели, двери;
- подметание пола веником и сбор мусора в совок;
- протирание пола, покрытого линолеумом;
- уход за инвентарем и приспособлениями;
- уход за руками до и после уборки.
Учебно-тематический план
8 класс (136 часов)
№ | Название темы | Теоретические занятия | Практическая деятельность |
1. | Профессии профильного труда: уборщик производственных помещений, рабочий по кухне. Значение. | 3 | 1 |
2. | Работы на пришкольной территории. | 10 | 30 |
5. | Правила безопасной работы. | 4 | 8 |
6. | Уход за различными видами посуды | 10 | 30 |
7. | Уборка санузла. | 7 | 21 |
8. | Повторение трудных тем. | 4 | 8 |
Всего | 38 | 98 | |
ИТОГО | 136 |
Содержание изучаемого курса.
Вводное занятие.
Профессии профильного труда: уборщик производственных помещений, рабочий по кухне. Значение.
Работы на пришкольной территории.
Предметное содержание.
- Общие сведения о гигиене ближайшего окружения.
- Планировка участка пришкольной территории.
- Декоративные и садовые растения, деревья, кустарники, их строение.
- Садовый и хозяйственный инвентарь, используемый в разное время года, назначение, хранение, правила безопасной работы с ним.
- Спецодежда, правила хранения.
- Осенние виды работ (уборка растительных остатков с территории цветника, очистка дорожек и детской площадки от опавших листьев, пересадка многолетних цветковых растений).
- Весенние виды работ (уход за зелеными насаждениями: перекопка почвы, обрезка, посадка рассады, высадка рассады на клумбы, полив, прополка).
- Зимние виды работ (уборка снега с крыльца и дорожек)
- Техника безопасности при работе с садовым и хозяйственным инвентарем.
Предполагаемые результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- значение личного участия в благоустройстве окружающей среды;
- понятие о гигиене дыхания;
- планировку пришкольной территории (постройки, дорожки, зеленые насаждения, цветники, огородные грядки, газон);
- виды различных покрытий садовых дорожек;
- виды декоративных и садовых растений, деревьев, кустарников, их строение;
- виды цветковых растений;
- правила обработки земли под деревьями ;
- правила использования однолетних цветковых растений для оформления школьного двора.
- правила ухода за зелеными насаждениями (перекопка почвы, обрезка, полив);
- названия назначение и порядок хранения предметов садового инвентаря для обработки почвы;
- названия назначение и порядок хранения предметов хозяйственного инвентаря для ухода за различными покрытиями садовых дорожек;
- названия назначение и порядок хранения спецодежды;
- правила подготовки почвы к посадке растений;
- правила посадки готовой рассады в открытый грунт;
- правила прополки сорняков на клумбе;
- правила уборки снега с дорожек и крыльца;
- правила безопасной работы с инвентарем;
- правила оказания первой медицинской помощи при травмах.
Учащиеся получают навыки:
- определять на местности дерево, куст, газон, клумбу, цветник;
- определять строение деревьев и кустарников;
- применять хозяйственный и садовый инвентарь по назначению и готовить его к хранению;
- использовать спецодежду по назначению и готовить её к хранению;
- технологически правильно выполнять работы по:
-очистки дорожек и детской площадки от опавших листьев;
-уборки растительных остатков с территории цветника;
-пересадки растений;
-уборки снега с дорожек и крыльца;
- подготовки почвы к посадке растений;
-посадки цветочной рассады;
- поливу почвы и деревьев;
- безопасной работы секатором.
- оказания себе медицинской помощи при травме (смазывать ранку йодом, накладывать бактерицидный пластырь).
Практические работы:
- определение составляющих зон пришкольного участка на плакате и на местности;
- выбор спецодежды и инвентаря, в зависимости от вида работы и времени года;
- осенние работы:
- подметание дорожек и площадки;
- уборка листвы с цветника и клумб;
- сбор листвы в ведро и мешки;
- удаление с корнями однолетних цветковых растений из цветника;
- пересадка многолетнего цветкового растения;
- сбор и перенос растительных остатков.
- зимние работы
- уборка снега с дорожек;
- уборка снега с крыльца.
- весенние работы:
- подготовка ящиков для посевов, выращивание рассады;
- перекопка почвы под деревьями и на клумбе;
- сгребание мусора с клумб;
-прополка сорняков на клумбе;
- сбор мусора в ведро и мешки;
- посадка садовой рассады однолетних цветковых растений;
- полив саженцев из лейки.
- обрезка сухих и поломанных веток и поросли;
- уход за руками после уборки.
- очистка инвентаря и установка на место хранения.
- ролевая игра «первая медицинская помощь».
Уход за различными видами посуды
Предметное содержание.
- Санитарно-гигиенические требования при работе на кухне.
- Посуда и кухонная утварь.
- Столовая посуда, назначение.
- Столовые приборы, назначение.
- Сервировка стола к обеду.
- Правила пользования столовой посудой и столовыми приборами.
- Уход за посудой и кухонной утварью.
- Мытье и хранение посуды.
- Приспособления и материалы для мытья посуды: ерши, щетки, ветошь.
- Моющие и чистящие средства для мытья посуды.
- Правила безопасной работы на кухне.
Предполагаемые результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- виды кухонной посуды и инвентаря;
- название и назначение столовой посуды;
- название и назначение столовых приборов;
- правила ухода за столовой посудой и столовыми приборами;
- правила пользования столовыми приборами;
- правила сервировки стола к обеду;
- названия назначение и порядок хранения спецодежды;
- правила и последовательность мытья столовой посуды и столовых приборов;
- правила безопасной работы с моющими и чистящими средствами.
Учащиеся получают навыки:
- соблюдать санитарно-гигиенические требования к состоянию кухни;
- соблюдать правила безопасной работы с моющими средствами;
- использовать спецодежду по назначению и готовить её к хранению;
- различать кухонную посуду и инвентарь;
- пользоваться столовой посудой и столовыми приборами по назначению;
- использовать приспособления и материалы для мытья посуды по назначению;
- мыть столовую посуду и столовые приборы;
- сервировать стол к обеду.
Практические работы:
- определение предметов столовой посуды по названию и назначению.
- определение предметов столовых приборов по названию и назначению.
- сервировка стола к обеду.
- организация рабочего места для мытья посуды.
- выбор спецодежды для мытья посуды.
- выбор моющих и чистящих средств для посуды.
- очистка посуды от остатков пищи.
- мытье посуды и столовых приборов.
- уход за салфетками, щетками для мытья и чистки посуды.
- уход за руками до и после уборки.
Уборка санузла.
Предметное содержание.
- Санитарно - гигиенические требования к содержанию санузла.
- Устройство санузла.
- Виды санитарно- технического оборудования санузла.
- Спецодежда для уборки санузлов.
- Инвентарь и приспособления для уборки.
- Моющие средства для уборки санузлов.
- Средства для чистки керамики и эмали.
- Правила безопасной работы с инвентарем, приспособлениями, моющими средствами.
- Уход за инвентарем, спецодеждой, хранение.
Предполагаемые результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- назначение и устройство санузла.
- виды санитарно- технического оборудования санузла.
- правила ухода за различными поверхностями санузла;
- названия и назначение предметов инвентаря, уход за ним и его хранение;
- порядок мытья и чистки кафеля, раковины, унитаза и его сиденья, зеркала, полочки, мыльницы;
- правила безопасной работы с чистящими и моющими средствами;
- названия назначение и порядок хранения спецодежды;
- правила личной гигиены до и после уборки.
Учащиеся получают навыки:
- выбирать моющее или чистящее средство для ухода за сан.тех.оборудованием;
- пользоваться спецодеждой и резиновыми перчатками во время работы;
- оказывать себе первую помощь при попадании моющих средств на кожу и в глаза, обращаться за помощью к близким, в медучреждение;
- технологически правильно выполнять приемы уборки санузла и следить за осанкой при:
-мытье унитаза и его сиденья;
-мытье кафеля и раковины;
-мытье полочки и мыльницы;
-чистке зеркала.
- осуществлять уход за инвентарем, правильно хранить его;
Практические работы:
- выбор моющего или чистящего средства для ухода за сантех. оборудованием;
- выбор спецодежды для уборки санузла;
- мытье кафеля, раковины;
- мытье унитаза и его сиденья;
- мытье полочки и мыльницы;
- чистка зеркала;
- уход за инвентарем и приспособлениями, уборка на место хранения;
- уход за руками после уборки.
Учебно-тематический план
9 класс (136 часа)
№ | Название темы | Теоретические занятия | Практическая деятельность |
1. | Профессии профильного труда: дворник, уборщик производственного помещения. | 3 | 1 |
3. | Сезонные работы на пришкольной территории. | 12 | 36 |
4. | Правила безопасной работы. | 4 | 8 |
5. | Уборка производственных и служебных помещений. | 12 | 36 |
6. | Трудоустройство. | 4 | 8 |
7. | Повторение трудных тем. | 4 | 8 |
Всего | 39 | 97 | |
ИТОГО | 136 |
Содержание изучаемого курса.
Вводное занятие.
Профессии обслуживающего труда. Дворник, уборщик производственных помещений. Значение культуры общения в отношениях людей. Соблюдение правил поведения при исполнении должностных обязанностей.
Сезонные работы на пришкольной территории.
Предметное содержание.
- Виды декоративных кустарников, их значение, сезонный уход.
- Функциональные обязанности дворника.
- Вызов пожарной команды, милиции и аварийных служб.
- Хозяйственный инвентарь, используемый в разное время года.
- Назначение, хранение садового и хозяйственного инвентаря и техника безопасности при работе с ним.
- Спецодежда в зависимости от вида работ.
- Осенние работы (уборка в осеннее время дорожек, газонов и территорий, прилегающих к школе).
- Зимние работы (уход за тротуарами, дорожками, крыльцом).
- Весенние работы (уход за деревьями и кустарниками, уборка в весеннее- летнее время дорожек, газонов территорий, прилегающих к школе).
- Правила безопасной работы с инвентарем.
Предполагаемые результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- функциональные обязанности дворника;
- виды дорожных покрытий;
- виды декоративных кустарников (высокорослые, низкорослые), уход за ними;
- названия, назначение, порядок хранения предметов садового и хозяйственного инвентаря и спецодежды в зависимости от сезона;
- правила безопасной работы с инвентарем;
- правила безопасной работы при уборке территории;
- правила перекопки земли под деревьями и кустарниками;
- правила безопасной работы при уборке снега и колке льда;
- правила обрезания сухих веток секатором;
- правила дорожной безопасности в отношении себя и пешеходов;
- порядок вызова служб «01», «02», «04»;
- порядок сообщения информации в экстренном случае;
Учащиеся получают навыки:
- ориентироваться в задании по образцу убранного участка территории;
- планировать работу;
- применять хозяйственный инвентарь по назначению и готовить его к хранению;
- использовать спецодежду по назначению и готовить её к хранению;
- технологически правильно держать инструменты во время работы и следить за своей осанкой при:
-подметании дорожек с твердым покрытием;
-сгребании листвы и мусора, его переноске, сборе в валки и кучи;
-перекапывании приствольных кругов и почвы под деревьями;
-обрезании сухих и поломанных веток;
-сгребании снега со ступеней крыльца, дорожек;
- применять правила безопасной работы на практике;
- набирать номер телефона служб экстренного вызова и четко сообщать информацию;
Практические работы:
- выбор спецодежды и инвентаря, в зависимости от вида работы и времени года;
- осенние работы:
-подметание дорожек и площадок с различным видом покрытий;
-сбор, переноска и утилизация листвы и мусора;
-перекопка почвы под деревьями и кустарниками;
- зимние работы:
-уборка снега с асфальтированных дорожек;
-очистка крыльца от снега;
- весенние работы:
- подметание дорожек и площадок с различным видом покрытий;
- сбор, переноска и утилизация мусора;
- перекопка почвы под деревьями и кустарниками;
-обрезание сухих и поломанных веток секатором.
- ролевые игры: «вызов экстренных служб», «мой участок работы», «зимние опасности».
Уборка производственных и служебных помещений.
Предметное содержание.
- Функциональные обязанности уборщика служебных помещений.
- Виды служебных помещений.
- Элементы помещений и технических конструкций.
- Гигиенические требования к состоянию служебного помещения.
- Виды половых покрытий.
- Уход за полами, покрытыми линолеумом и метлахской плиткой, паркетом (сухая и влажная обработка полов).
- Инвентарь, приспособления и спецодежда для уборки.
- Моющие средства для уборки служебного помещения.
- Правила безопасной работы с инвентарем, приспособлениями, моющими средствами.
- Уход за инвентарем и его хранение.
- Назначение и устройство санузла.
- Виды санитарно- технического оборудования санузла.
- Уход за водоразборным и сантехническим оборудованием.
- Технология ухода за кафелем.
- Правила техники безопасности при уборке санузла.
- Спецодежда для уборки санузлов.
- Инвентарь и приспособления для уборки санузлов.
- Моющие средства для уборки санузлов.
- Правила безопасной работы с инвентарем, приспособлениями, моющими средствами.
- Уход за инвентарем, спецодеждой для уборки санузлов, хранение.
- Конструкция лестниц (марши, пролеты, ступени, перила).
- Технология обработки поверхностей стен, перил, ступеней.
- Техника безопасности при работе на лестнице.
- Инвентарь, приспособления и спецодежда и уход за ними.
- Выбор моющих и чистящих средств по инструкции на упаковке, их назначение.
- Правила техники безопасности при работе с моющими и чистящими средствами.
Предполагаемые результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- понятие о функциональных обязанностях уборщика служебного помещения;
- виды служебных помещений;
- названия и функциональное назначение элементов помещения (пол, стены, плинтус, дверной проем и т. д.) и технических конструкций (лестничная клетка, вентиляционная решетка, электрическая розетка);
- виды покрытий пола (линолеум, метлахская плитка, паркет);
- технологию ухода за половыми покрытиями (линолеум, метлахская плитка, паркет);
- названия и назначение предметов инвентаря и приспособления для ухода за полами (линолеум, метлахская плитка, паркет);
- правила хранения инвентаря и приспособлений и уход за ними;
- названия и назначение сантехнического оборудования;
- способы и технологическую последовательность ухода за сантехникой;
- санитарно - гигиенические правила работы в санузле;
- чистящие и моющие средства для ухода за сантехникой;
- правила безопасной работы с чистящими и моющими средствами;
- названия назначение и порядок хранения спецодежды;
- названия элементов конструкции лестницы.
- чистящие и моющие средства для уборки лестницы;
- инвентарь и приспособления для уборки лестницы;
- правила и последовательность обработки поверхностей стен, перил, ступеней;
- технику безопасности при работе на лестнице.
- правила ухода за руками после уборки.
Учащиеся получают навыки:
- ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу;
- находить, называть и показывать элементы служебных помещений и технических конструкций;
- выбирать соответствующую работе спецодежду;
- подбирать необходимый для данной работы инвентарь и приспособления;
- подбирать чистящие и моющие средства по инструкции на упаковке;
- осуществлять уход за инвентарем и правильно его хранить;
- определять виды полов и покрытий;
- технологически правильно обрабатывать полы;
- технологически правильно пользоваться инвентарем и приспособлениями;
- чистить и мыть сантехническое оборудование, кафельную плитку;
- соблюдать технологическую последовательность при уборке санузла;
- соблюдать санитарно - гигиенические требования при работе в санузле;
- соблюдать правила безопасности при работе в санузле;
- соблюдать правила безопасности с чистящими и моющими средствами;
- технологически правильно мыть перила, лестничные ступени;
- применять правила безопасной работы на практике;
- ухода за руками после уборки.
Практические работы:
- подбор спецодежды по назначению.
- выбор моющих и чистящих средств по инструкции.
- уход за инвентарем и приспособлениями.
- мытье полов (линолеум, метлахская плитка, паркет).
- чистка и мытье кафеля.
- уход за сантехническим оборудованием санузла.
- сухая и влажная уборка лестничных маршей, мытье перил, мытье ступеней.
- уход за руками до и после уборки.
Трудоустройство.
Предметное содержание.
- Краткая характеристика профессий обслуживающего труда: «мойщик посуды», «дворник», «уборщик производственных помещений».
- Трудоустройство: документы, необходимые для устройства на работу.
- Имидж молодого человека.
- Ознакомление с трудовым кодексом Российской Федерации.
Предполагаемые результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- краткую характеристику профессий «дворник», «мойщик посуды», «уборщик производственных помещений»;
- наличие трудового договора как официального документа;
- молодежный и деловой стиль одежды;
- права и обязанности работника в соответствии с ТК РФ;
- перечень документов для трудоустройства;
- правила соблюдения трудовой дисциплины.
Учащиеся получают навыки:
- заключать простейший трудовой договор;
- вести диалог с работодателем;
- заполнять необходимые документы, подбирать одежду и прическу в зависимости от ситуации;
Практические работы:
- Ролевые игры: «я собираю документы для поступления в ПУ»; «разговор по телефону с работодателем», «поиск работы», «заключение трудового договора»,
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для усвоения содержания изучаемого курса занятия проводятся в форме урока, лабораторной, практической работы, экскурсии.
Используются учебно-методический комплект по обслуживающему труду под редакцией Галле А.Г., Кочетовой Л.Л., наглядные пособия, технологические карты.
Для подведения итогов в конце каждой четверти проводятся зачетные занятия: выполнение отдельной операции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 классы, в 2 сб., под редакцией В.В. Воронковой.- М.: Владос,2001.- 240с.
- Галле А.Г., Кочетова Л.Л. Программа по обслуживающему труду для детей с умеренной умственной отсталостью 6-9 классы. - М.:Аркти,2009.-71с
- Девятков А.С., Девяткова Т.А., Матвеева Н.Б., Мыльников И.И., Платонова Н.М., Щербакова А.М. Программно - методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. - М.2003.- 160 с.
- Трудовое обучение в специальных (коррекционных) школах VIII вида. Новые учебные программы, под редакцией А.М. Щербаковой, М.: Энас, 2001.
- Галле А.Г., Кочетова Л.Л. Тетради по обслуживающему труду (для учащихся коррекционных школ VIII вида) 6-9 классы. - М.:Аркти,2009.
- Зырянова В.А., Хаминова И.А.Подготовка младшего обслуживающего персонала 8 класс учебник для специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида по курсу «Технология», Самара 2011.-144с.
- Зырянова В.А., Хаминова И.А.Подготовка младшего обслуживающего персонала 9 класс учебник для специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида по курсу «Технология», Самара 2012.-112с.
- Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития, под редакцией И.М. Бгажноковой. М.: Владос, 2007
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта, под редакцией И.М. Бгажноковой, Москва, Владос, 2007
- Маллер А.Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей.-М.:Просвещение, 1990.-128с.
- Пинский Б.И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития уч-ся вспомогательной школы. -М.:Педагогика, 1985.-128с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности контроля и оценки учащихся со сложной структурой дефекта в первом классе: безотметочное обучение.
Статья посвещена проблеме несформированности адекватной оценки учащихся со сложной структурой дефекта своей учебной деятельности. Предлагаются пути решения указанной проблемы....
Адаптированная программа курса "Хозяйственно - бытовой труд" для детей со сложной структурой дефекта
В задачу занятий по хозяйственному труду входит сообщение учащимся необходимых знаний и формирование практических умений и навыков по бытовому труду. Выработать у ребёнка определённые трудовые навыки ...
Рабочая программа по предмету ремесло (кулинария) 5-9 класса для учащихся со сложной структурой дефекта.
Данная программа нацелена на обучение детей с тяжёлыми и множественными нарушениями (интеллекта, моторики, зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы)....
Профильный труд. Экзаменационные билеты 9 класс для учащихся со сложной структурой дефекта.
Экзаменационные билеты 9 класс для учащихся со сложной структурой дефекта "Профильный труд" позволяют выявить и оценить результаты обучения по предмету....
Профильный труд. Адаптированная программа для учащихся со сложной структурой дефекта 10 класс
Данная программа составлена на основе изучения и анализа научно- методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического на...
Профильный труд. Адаптированнная программа для учащихся со сложной структурой дефекта 11класс.
Рабочая программа по профильному труду составлена на основе:авторской учебной программы для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2001 г.,.программно - методич...
Программа по предмету "Домоводство" для учащихся со сложной структурой дефекта, 5-11 классы.
Задачи предмета – научить детей правилам ведения домашнего хозяйства, практическим умениям, связанным с самообслуживанием и обслуживанием членов семьи, и заложить основы нравственного поведения,...