Рабочая программа по предмету «Хозяйственно-бытовой труд» «Бытовая самостоятельность»
рабочая программа на тему

Материалы предназначены для коррекционно-развивающей работы  с детьми с нарушениями интеллекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение

социального обслуживания

«Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №1»

 Комитета по социальной политике.

«Согласовано»

«Утверждаю»

на  ППМС совете

Директор

Протокол №____

_____________

от «___»__________________2013 г.

«___»__________________2013 г.

Рабочая программа  

по предмету «Хозяйственно-бытовой труд»

«Бытовая самостоятельность»

Составлена на основе: «Программы дополнительного образования для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» «Бытовая самостоятельность»

Составители:

воспитатель высшей категории

:Гладык Т.Р,

г. Санкт-Петербург

2015

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Хозяйственно-бытовой труд» разработана на основе «Программы дополнительного образования для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» «Бытовая самостоятельность». Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы от 7 до 18 лет. Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом

Для разработки программы использованы научно-практические работы:

1. Худенко Е.Д., Кальянов И.В. и др. Современные коррекционные технологии в работе воспитателей, социальных педагогов, психологов с детьми с ограниченными возможностями здоровья в детских домах-интернатах и реабилитационных центрах. М.:2007.

2. «Воспитание детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития»: Программно-методические материалы/ под ред. И. М. Бгажноковой. - М.: гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2007.

3. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/ Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Липакова и др.; Под ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой.- СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011.

Образовательная программа дополнительного образования «Бытовая самостоятельность» содержит материал для организации обучения, и дает возможность каждому ребенку независимо от его уровня развития участвовать в занятиях, получать поддерживающую помощь педагога, находиться в ситуации успеха. Кроме того, данная программа адаптирована к особенностям контингента воспитанников (F-72,  F-73), специфике учреждения (детский дом-интернат).

 При разработке программы учитывался контингент детей от 7-18 лет. В данной группе обучаются воспитанники с тяжелыми нарушениями интеллекта, с сочетанной патологией (нарушения зрения, хромосомные нарушения и связанные с ними пороки развития, нарушения опорно-двигательного аппарата, а также системное недоразвитие речи тяжелой  степени, нарушения поведения и эмоций, соматические заболевания).

У данной категории детей отмечается значительная недостаточность познавательной функции. Нарушены не только важные виды деятельности, но и понимание окружающей действительности, и даже самоощущение себя. Контакт с окружающими отсутствует или возникает в форме физического обращения с взрослым обычно в ситуациях, когда ребёнку требуется помощь в удовлетворении потребности. Дети нуждаются в гигиеническом уходе за собой и в интенсивной помощи в бытовой сфере. Они имеют тяжёлые опорно-двигательные нарушения неврологического генеза и, как следствие, полная или почти полная зависимость от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании и предметной деятельности. Дети данной группы с менее выраженным интеллектуальным недоразвитием имеют предпосылки для формирования представлений, умений и навыков, значимых для социальной адаптации детей. Так, у большинства детей проявляется интерес к общению и взаимодействию, что позволяет обучать детей пользоваться невербальными средствами коммуникации (жесты, мимика, графические изображения и др.); наличие отдельных двигательных действий (захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи и др.), создаёт предпосылки для обучения детей выполнению доступных операций самообслуживания и предметно-практической деятельности.

Содержание программы ориентировано на знакомство детей со строением тела человека, обучение гигиене тела, приему пищи, одеванию и раздеванию, простейшему уходу за одеждой, обувью, уборке помещений, формирование представлений о правилах безопасного поведения в быту.

При обучении детей по «Программе» предусматривается продолжение формирования элементарных жизненно важных практических умений, владение которыми существенно сокращает потребность ребенка в оказании ему помощи в наиболее часто встречающихся бытовых ситуациях. Обучение и формирование трудовых навыков осуществляется с подгруппами детей и  индивидуально. Действия выполняются совместно с воспитателем, используя приём «пошагового обучения» и «рука в руке», использование пиктограмм. Трудовые задания для детей в основном сводится к выполнению простейших индивидуальных поручений, отдельных действий, которые совершают совместно с педагогом, под контролем педагога, по словесной инструкции. На занятиях используют дозированную помощь, подчёркивают успехи детей, поощряют. Кроме того, дети вовлекаются в посильный повседневный самообслуживающий и хозяйственно-бытовой труд.

В ходе занятий используются невербальные и вербальных средства общения в процессе самообслуживания, выполнения культурно-гигиенических процедур формируется сообщать о своих действиях, демонстрировать умения, обращаться за помощью в случае затруднений. Для подкрепления действий   воспитанников  и   соблюдения   их   алгоритма активно   используются   первичные элементарные представления о здоровье и здоровом образе жизни плохо — хорошо, полезно — вредно для здоровья, специальные   символы   (картинки, пиктограммы),   с   которыми   дети   многократно   знакомятся в различных  бытовых  и  игровых  ситуациях.

Исходя из особенностей развития мыслительной деятельности воспитанников,  их индивидуально-типологических характеристик,  педагог на занятиях   «Трудовое обучение и самообслуживание»  воспитывает (тренирует) у них состояние физической,  психической и социальной защищенности.  Это является основой социализации детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья,   в   том числе и детей с тяжелой умственной отсталостью.

Коррекционно-развивающая программа обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее ТМНР) направлена на максимальную адаптацию, реабилитацию и социализацию ребёнка. Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными, а задачи коррекционного обучения решаются комплексно во всех используемых формах его организации.

Цель учебно-воспитательного процесса:  предоставление возможности и условий каждому ребенку с ТМНР для приобретения максимальной независимости: овладения необходимыми умениями и навыками, позволяющими обслуживать себя и проявлять бытовую самостоятельность.

Обучающие задачи:

  • обучение выполнению доступных видов самообслуживания, хозяйственно-бытовых работ, операций ручного труда, поручений по уходу за растениями;
  • обучение применению предметов-орудий;
  • обучение действиям по подражанию, образцу и словесной инструкции;
  • формирование знаний, необходимых для осознанного и безопасного выполнения трудовых заданий;

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развитие в процессе трудовой деятельности внимания, восприятия, наглядного мышления, речи;
  • развитие моторики рук и зрительно-двигательной координации в процессе обучения приемам труда;
  • развитие умений ориентироваться в задании, определять и соблюдать план работы, контролировать ее результаты;

Воспитательные задачи:

  • формирование интереса к труду окружающих людей и знаний о нем;
  • развитие эмоционально-положительного отношения к труду и стремления  к самостоятельности в труде;
  • формирование умения работать в коллективе;
  • воспитание положительных качеств личности.

Форма организации учебного процесса:

Основной организационной формой обучения детей являются индивидуальные/подгрупповые занятия воспитателя с детьми. Занятия проводятся в помещении группы, во второй половине дня, в подгрупповой (до 5 чел.) или групповой (до 10 чел.) форме, 2 раза в неделю, носят регулярный и устойчивый характер.

Объем учебной нагрузки и распределение учебных часов по образовательным областям определяется для каждого учащегося индивидуально и зависит от уровня усвоения им минимума содержания образования, ограничений, связанных с течением заболевания. (СанПиН 2.4.2 1178-02).

Продолжительность учебной недели — 6 дней.

Начало учебного года — 1 сентября. Учебный год строится по полугодиям.

Продолжительность занятия - 30 минут.

Методы и приёмы обучения

На занятиях используются следующие методы: словесный, наглядный, практический.

В процессе занятий по развитию речи детей данной категории используются самые разнообразные формы:

  • Совместные действия
  • Наблюдения
  • Поручения
  • Беседа
  • Чтение
  • Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера
  • Рассматривание
  • Дежурство
  • Игра

Отработанный на занятиях речевой материал закрепляется в процессе игровой и продуктивной деятельности детей, в режимные моменты

Виды деятельности воспитанников  на занятии

  • Предметно-практическая деятельность;
  • Игровая деятельность;
  • Элементарно -  учебная деятельность;
  • Коммуникативная деятельность;
  • Трудовая деятельность.

Основные требования к знаниям и умениям воспитанников

По окончании обучения дети могут научиться:

  • выбирать и использовать необходимые предметы гигиены для умывания и чистки зубов в совместной деятельности;
  • соблюдать правила последовательности процессов умывания (мытье рук, лица) в совместных имитационных действиях;
  • выполнять игровые и практические действия, направленные на распознавание гигиенических принадлежностей для умывания по их функциональному использованию на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов совместно с педагогом;
  • выполнять игровые, имитационные и практические действия, направленные на распознавание гигиенических принадлежностей для туалета совместно с педагогом;
  • составлять последовательность практических действий (пользование туалетной бумагой, мытье рук) по иллюстрациям совместно с педагогом;
  • выбирать необходимые предметы посуды: узнавать, показывать предметы посуды для завтрака, обеда, ужина совместно с воспитателем;
  • выполнять игровые  действия, направленные на распознавание посуды по назначению совместно с педагогом, по подражанию;
  • выполнять имитационные и практические действия  в процессе приема пищи совместно с воспитателем и по подражанию;
  • выбирать необходимые предметы одежды, обуви в совместной деятельности и по подражанию;
  • выполнять совместные игровые  действия, направленные на распознавание предметов одежды, обуви по их функциональному использованию на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов;
  • соблюдать правила последовательности процессов одевания (раздевания), обувания (расстегивания обуви) в совместных имитационных и практических действиях,
  • выбирать по образцу необходимые предметы инвентаря для уборки участка, подметания пола в помещениях группы;
  • выполнять игровые  действия, направленные на распознавание предметов инвентаря по подражанию и образцу;
  • выполнять имитационные и практические действия  в процессе уборки помещений, участка: подметать пол, собирать мусор, посыпать дорожки;
  • выбирать по образцу необходимые постельные принадлежности (одеяло, подушка, простынь, покрывало);
  • выполнять игровые  действия, направленные на распознавание постельных принадлежностей по подражанию и образцу;
  • выполнять имитационные и практические действия  в процессе уборки постели: расправить простыню, покрывало, снять подушку; 
  • выбирать по образцу необходимые предметы для вытирания пыли: ведро, тряпка.
  • выполнять игровые  действия, направленные на распознавание предметов инвентаря  для вытирания пыли с полок, столов по подражанию и образцу;
  • составлять по иллюстрациям последовательность практических действий пользования тряпкой для вытирания пыли по показу и образцу;
  • выполнять имитационные и практические действия  в процессе вытирания пыли с полок, столов;
  • выбирать по образцу необходимые предметы посуды для завтрака, обеда, ужина.
  • выполнять игровые  действия, направленные на распознавание предметов посуды по подражанию и образцу;
  • выполнять имитационные и практические действия  в процессе сервировки стола, уборке посуды, вытирания стола.

Формы текущего контроля знаний:

Психолого-педагогическое обследование (экспресс-диагностика) направлена на выявление у детей навыков ручной моторики, с использованием невербальных и вербальных средств общения, включения в предметно-практическую деятельность элементов учебной деятельности. При определении уровня развития ученика оценивается качественное содержание доступных ему действий.

С целью выявления результативности обучения воспитанников, успешности овладения воспитанниками программным материалом, степени включения в предметную деятельность, уровня сформированности и доступности видов деятельности, имеющихся умений и навыков проводится диагностическая работа.

Методы отслеживания результативности:

  • педагогическое наблюдение за ребенком и его деятельностью, появлением новообразований в деятельности и личностном развитии, успехов и достижений;
  • педагогический анализ активности воспитанников на занятиях, в самостоятельной деятельности, а также на открытых занятиях;
  • мониторинг динамики усвоения воспитанниками программного материала.

Виды диагностической работы:

  • начальный контроль (проводится в начале учебного года с целью определения уровня возможностей детей, имеющихся умений и навыков); на этом этапе применяется метод педагогического наблюдения, педагогического анализа;
  • текущий контроль (проводится в течение всего учебного года с целью определения степени усвоения воспитанниками программного материала, определение готовности детей к восприятию нового материала, повышение активности и воспитание интереса к занятиям, подбор оптимальных методов и средств обучения) с применением методов педагогического наблюдения и педагогического анализа;
  • промежуточный контроль (проводится в середине учебного года с целью определения степени усвоения воспитанниками программного материала, определения результатов обучения за полугодие), на этом этапе применяется метод педагогического наблюдения, педагогического анализа, заполняется дневник педагогического наблюдения, а также проводится открытое занятие;
  • итоговый контроль (проводится в конце учебного года с целью определения динамики усвоения воспитанниками программного материала, определения результатов обучения, получения сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения).

В ходе мониторинга в присутствии членов консилиума воспитатель представляет психолого-педагогическую характеристику каждого ребенка, демонстрирует умения и навыки (по критериям), индивидуальные карты итогового контроля, портфолио, где находятся фотоматериалы с фрагментами игр, занятий и комментариями. Результаты освоения программы представлены в карте итогового контроля и оцениваются по пятибалльной шкале:

1 балл - выполняется только в совместной деятельности;

2 балла - выполняется с помощью и поддержкой взрослого;

3 балла - выполняется под контролем взрослого;

4 балла - выполняется под частичным контролем взрослого;

5 баллов - выполняется самостоятельно.

По результатам мониторинга выводится средний бал освоения программного материала с целью определения уровня обучения.

1-2 балла – 1 уровень

3-4 балла – 2 уровень

5 баллов – 3 уровень

Учебно-тематический план

Название разделов и тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Самообслуживание

Туалетные принадлежности

Умывание

Чистка зубов

Туалет

Элементарные правила пользования туалетом

Пользование туалетной бумагой

Приём пищи

Знакомство с предметами посуды

Использование столовых приборов

Раздевание, одевание

Предметы одежды

Одевание, раздевание одежды

Складывание одежды

Формирование навыков обувания, расстёгивания обуви

Знакомство с предметами обуви

Обувание и расстёгивание обуви

Итого:

Содержание программы

Самообслуживание

Туалетные принадлежности.

Игры и упражнения на ознакомление с предметами для умывания: рассматривание, соотнесение предметов с их изображением, называние.

Дидактические игры и упражнения на выбор предметов гигиены с использованием невербальных и вербальных средств общения (мыло, мыльница, полотенце).

Игры и упражнения на распознавание туалетных принадлежностей по их функциональному использованию: «Кому что нужно?», «Посмотри внимательно».

Игры и упражнения на выбор предметов личной гигиены, определение их свойств, умение сравнивать, группировать (совместно с педагогом, с помощью).

Практические упражнения на формирование умений наводить порядок на полке для хранения предметов личной гигиены.

Умывание.

Упражнения на формирование знаний о последовательности процесса мытья рук в совместных, имитационных, практических действиях: подвернуть рукава, намочить руки, взять мыло из мыльницы; намочить, положить в мыльницу мыло, намылить руки.

Практические упражнения на обучение умению мыть руки круговыми движениями, держать руки под струей воды, стряхивать остатки воды с рук, использовать полотенце (снять с крючка индивидуальное полотенце, вытереть руки, повесить на место).

Игры и упражнения по усвоению навыка умывания лица в совместных, имитационных и практических действиях: намочить руки, взять мыло из мыльницы, намочить мыло, намылить руки, вымыть руки, сложить ладони чашечкой, набрать воды, поднести к лицу, умыть лицо, вытереть лицо полотенцем.

Упражнения на составление последовательности действий в процессе умывания по иллюстрациям, изображающим действия.

Практические упражнения на отработку действий при умывании, проигрывание ситуаций: «Поможем кукле Ане», «Покажем мишке, как мы умываемся» и др.

Чистка зубов

Упражнения на формирование знаний о последовательности процесса чистки зубов в совместных, имитационных и практических действиях: взять свой стаканчик, набрать воды, прополоскать рот, открыть тюбик с зубной пастой, намочить щетку, нанести небольшое количество пасты на щетку,  закрыть тюбик с пастой. Правильно использовать зубную щетку, чистить зубы в направлении от десен к краю зубов, прополоскать рот, поставить стаканчик на место.

Составление по пиктограммам последовательности действий чистки зубов.

Сопряженный показ  последовательности своих действий в процессе чистки зубов.

Проигрывание ситуаций: «Чистим зубы», «Волшебная щетка».

Туалет

Знакомство с предметами туалета.

Дидактические упражнения на выбор предметов туалета.

Знакомство с основными правилами безопасности пользования туалетом.

Обыгрывание простых ситуаций из жизни детей.

Прием пищи

Знакомство с предметами посуды для завтрака, обеда, полдника, ужина: узнавание, показ, называние предметов.

Дидактические игры и упражнения на выбор и называние предметов с использованием невербальных и вербальных средств общения. Распознавание предметов по их функциональному использованию, группировка в совместной деятельности.

Практические действия использования ложки, отработка действий во время еды. Усвоение навыка последовательности приема пищи в совместных, имитационных играх и упражнениях, практических действиях: держать ложку в правой руке, аккуратно брать еду ложкой, тщательно пережевывать пищу, вставать и выходить из-за стола только по окончании еды, спокойно выходить из-за стола, благодарить.

Упражнения на формирование умений держать чашку, спокойно пить небольшими глотками, ставить чашку на стол

Упражнения на формирование знаний о последовательности приема пищи по пиктограммам, обучение сопряженному проговариванию действий.

Игры на обучение элементарным правилам пользования салфеткой во время еды и после приема пищи.

Упражнения и ролевые игры: «За столом», «Кукла Таня обедает» и др. Обучение элементарным игровым действиям.

Беседы с детьми, побуждающие их к невербальному и вербальному общению по ситуациям приема пищи, изображенным на картинках

Обыгрывание простых ситуаций из жизни детей.

Раздевание, одевание.

Ознакомление с предметами одежды (показ различных видов одежды).

Игры и упражнения на привлечение внимания детей к своему внешнему виду: смотреть на себя в зеркало, друг на друга, показывать одежду на себе, разложенную на столе, на полке.

Дидактические игры на распознавание различных видов одежды («Выбери одежду для улицы, дома» и др.).

Практические действия по одеванию носков, брюк, расстегиванию и застегиванию застежек на липучках, молниях, пуговицах в совместных практических упражнениях.

Формирование знаний о последовательности действий в процессе  раздевания и одевания, складывания одежды.

Совместные, имитационные и практические упражнения, действия.

Составление последовательности действий по картинкам, сопряженное рассматривание действий, изображенных на картинках.

Игры на определение порядка в одежде. Проигрывание ситуаций: «Моя одежда».

Практические упражнения по формированию элементарных навыков ухода за одеждой. 

Формирование навыков обувания, расстегивания обуви.

Знакомство с предметами обуви (показ  различных видов обуви).

Игры и упражнения на распознавание обуви по назначению (для улицы, дома и др.).

Совместные, имитационные и практические действия шнуровки, расстегивания обуви на липучках, соблюдение последовательности выполняемых действий.

Составление последовательности действий по пиктограммам, сопряженное рассматривание изображенных действий.

Практические упражнения по формированию навыков аккуратности и элементарного ухода за обувью (вытереть тряпочкой, поставить на полку для обуви).

Игры на формирование навыков взаимопомощи. Проигрывание практических ситуаций: «Помоги другу», «Мы помощники», «Кукла идет на прогулку».

Учебно-методический комплект, обеспечивающий реализацию программы

  1. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью»/ 2-е изд., перераб. идопол. – СПб, изд. «КАРО», 2007..
  2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе./Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Академия, 1984.
  3. «Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития»: Программно-методические материалы/ под ред. И.М. Багажноковой.- М.: гуманит.изд. ВЛАДОС, 2007.
  4. Дети с отклонениями развития (отграничение олигофрении от сходных состояний)./Под ред. М.С. Певзнер. – М.:. Просвещение, 1966.
  5. Дефектология: Словарь-справочник./Авт.-сост. С.С. Степанов; Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Новая школа, 1996.
  6. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. – М.: Просвещение, 1988.
  7.  Как учить и развивать детей с нарушениями развития : курс лекций и практических занятий для персонала медицинских учреждений / Сост. К. Грюневальд. – 2-е издание. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства, 2000. – 136 с.
  8. Коррекционная педагогика./Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Владос, 2000.
  9. Маллер А.Р. Дети с ограниченными возможностями. – М.: Владос, 1996..         
  10. Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. М.: Просвещение, 1983.
  11. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта - : программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. — (Коррекционная педагогика).
  12. Психология детей-сирот : учебное пособие / Л.М. Шипицына. – Санкт-Петербург : Издательство СПбУ, 2005. – 628
  13. Худенко Е.Д. Кальянов И.В. и др. Современные коррекционные технологии в работе воспитателей, социальных педагогов, психологов с детьми с ограниченными возможностями здоровья в детских домах-интернатах и реабилитационных центрах. М.: 2007.
  14.  Цикото Г.В. Маллер А.Р., Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью
  15. Шипицына Л.М. и др. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном развитии. – СПб.: Речь, 1995.
  16.  Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. — 2-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Речь, 2005. — 477 с.

Материально-техническое оснащение образовательного процесса

Художественно-эстетическая зона.

Книжный уголок

  1. предметные картинки;
  2. альбомы (одежда, обувь, посуда, предметы для умывания и др.);
  3. книжки (сказки, рассказы, потешки; книжки-малютки;
  4. наборы картинок, пиктограмм, символизирующих правила использования предметов гигиены, одежды, обуви и др.;
  5. фотографии, отражающие деятельность людей;
  6. шапочки для подвижных игр;

Сенсорный уголок

  1. шнуровки, застежки;
  2. пластмассовые стеллажи-этажерки с двумя тремя полками;
  3. игрушки мелкие: резиновые, пластмассовые, пенопластовые, изображающие предметы гигиены, посуды, обуви, одежды, инвентаря;
  4. картинки-пазлы предметные и сюжетные;
  5. куклы, отражающие различный возраст, половую принадлежность: средние(25-35 см) и большие (40-50 см);
  6. кукольная мебель деревянная и пластмассовая большого, среднего и малого размера (стул, стол, кровать, шкаф и др.);
  7. кукольная одежда с большим количеством пуговиц, кнопок, молний;
  8. посуда разной величины (чашка, блюдце, ложка, тарелка и др.);
  9. аппликации, плоскостные картинки;
  10. картинки к праздникам.

Игровая зона

Жилая комната:

  1. гардероб с одеждой (белье, сезонная одежда), соразмерной величине кукол, ребенка;
  2. кровать с набором постельных принадлежностей (матрац, подушка, одеяло, постельное белье, покрывало);
  3. посуда алюминиевая, пластмассовая, плоскостная 9полный сервиз чайной и столовой посуды: чашки с блюдцами, тарелки, ложки, соразмерные величине кукол и ребенка;
  4. стол, стулья, мягкая мебель;
  5. комплекты для уборки (щетки, совки, салфетки, фартуки).

Уголок чистоты

  1. предметы личной гигиены (мыло, щеточки для рук, зубные щетки, зубная паста;
  2. краны с водой;
  3. полотенце, зеркало, расческа;
  4. навесные полки, стаканчики для туалетных принадлежностей;
  5. принадлежности для мытья куклы (ванночка, кувшин, мыло, губка, полотенце);
  6. фартучки, сумочки для банных принадлежностей;

Уголок труда

  1. игровые наборы для труда;
  2. комплекты для уборки (ведра, лопатки, грабли, совки);
  3. мелкие предметы для разбрасывания;
  4. халатики для труда;
  5. наборы формочек для игр с песком, снегом, водой.
  6. тележки, машины;
  7. наборы для уборки помещений (ведро, швабра, совок, салфетка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа по предмету: "Хозяйственно - бытовой труд"

Овладение простейшими навыками самообслуживания, не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляетегоуверенность в своих силах....

Адаптивная программа по предмету: " Хозяйственно - бытовой труд" 10 класс для детей со сложной структурой дефекта.

Содержание программы: Содержание и уход за жильём.Организация досуга. Охрана здоровья. Планирование и распределение семейного бюджета....

Рабочая программа по предмету "Хозяйственно-бытовой труд" 6 класс

Рабочая программа разработана на основании образовательной программы школы- интерната на 2014 – 2015 учебный год.Содержание программы  составлено с учетом индивидуальных психофизиологических особ...

Рабочая программа по предмету "Хозяйственно-бытовой труд" 5 класс для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости

Рабочая программа по предмету "Хозяйственно-бытовой труд" предназначена для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости 5 класс...

Рабочая программа по предмету "Хозяйственно-бытовой труд и формирование навыков самообслуживания"

Программа предназначена для учащихся СКШ 8 вида с умеренной и выраженной умственной отсталостью...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету ХОЗЯЙСТВЕННО - БЫТОВОЙ ТРУД 8 КЛАСС (сложный дефект)

Подготовка школьников с умственной отсталостью - один из актуальных вопросов обучения в школах для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Особого подхода в этом вопросе требуют дети и ...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Хозяйственно-бытовой труд» для обучающихся 6 класса со сложной структурой дефекта

Овладение даже простейшими навыками самообслуживания, не только снижает зависимость ребенка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах. Ребенок становится более самостоятельным, если ...